Подъемная сила "МиГа"
Рост производства проводится в интересах иностранных заказчиков и Министерства обороны России. Убедиться в этом удалось в ходе выездного заседания комитета Госдумы по обороне в подмосковных Луховицах.
Производственный комплекс корпорации «МиГ» в советские времена был рассчитан на выпуск сотен истребителей в год, но к началу 2000-х годов предприятие практически перестало собирать новые самолеты. Сегодня завод в Луховицах переживает второе рождение, связанное с освоением новых технологий и увеличением выпуска самолетов. В перспективе он должен стать самым современным авиазаводом полного цикла в европейской части России. Часть цехов еще заполняют зеленые токарные станки. Но рядом, через стенку, уже совсем иная картина: чистенький цех, новейшие цифровые станки-роботы, обрабатывающие детали будущих самолетов. Молодые рабочие в фирменных спецовках.
Масштабное обновление производства на «МиГе» связывают с созданием нового семейства истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, а также перспективного истребителя поколения «4++» МиГ-35. Все эти машины объединяет то, что они спроектированы как новая платформа, имеющая большой потенциал для наращивания боевых возможностей в течение длительного времени на основе применения технологий, присущих самолетам пятого поколения.
Новые истребители внешне похожи на классический МиГ-29. Однако это – абсолютно новые истребители с серьезными изменениями в конструкции фюзеляжа, бортового оборудования, а также используемых при производстве материалах.
– Композиты составляют около 15% от всей поверхности фюзеляжа, – объясняет один из работников предприятия, с легкостью поднимая с рабочего стола внушительную по размерам деталь крыла истребителя. – Он в два раза легче авиационного алюминия, в пять раз стали. При этом он на порядок их прочней. Применение композитов позволило существенно снизить сухой вес новых машин.
Экономия пошла на наращивание боевой нагрузки и запаса топлива. Если классический МиГ-29 мог нести 2,5 тонны подвесок, то корабельный МиГ-29К – 4,5 тонны, а перспективный МиГ-35 – более 6 тонн. Внутренние баки новых «МиГов» вмещают почти в полтора раза больше топлива. Кроме того, самолеты получили систему дозаправки в полете, что в совокупности с новыми ракетами класса «воздух-земля» позволяет решать задачи, ранее доступные лишь бомбардировщикам.
Внутренние изменения «МиГа» куда ощутимей. Например, на МиГ-29К/КУБ серьезно изменена механизации крыла, благодаря чему самолет получил возможность взлетать с укороченным разбегом и садиться с меньшей посадочной скоростью. На истребителе полностью реализован принцип «стеклянной кабины». Вместо аналоговых приборов – цифровые. Вся индикация выводится на цветные жидкокристаллические дисплеи. Вместо тяг управления – электронная система управления. На западе ее еще называют fly-by-wire (полет по проводам).
Бортовое оборудование самолета имеет открытую архитектуру, что позволяет быстро наращивать возможности самолета за счет интеграции новых систем и вооружения. Стоит современная БРЛС «Жук-МЭ», новейшие электронно-оптические обзорно-прицельные системы. Существенно повышена выживаемость в бою благодаря внедрению элементов технологии «стелс» и наращиванию возможностей бортового комплекса обороны за счет установки систем обнаружения пусков ракет и лазерного облучения.
Двигатели РД-33МК – существенно улучшенный вариант РД-33, которые устанавливались на классических МиГ-29. Благодаря доработке моторов их мощность возросла на 8%, была внедрена современная цифровая система управления FADEC.
У самолетов семейства МиГ-29К/КУБ/М/М2 есть еще одна особенность, которая повышает их привлекательность для заказчиков. Классический МиГ-29 был рассчитан на на 2500 летных часов и срок службы 20 лет. Новые «МиГи» могут служить без ограничения срока, а ресурс вырос до 6000 летных часов. Мало того, стоимость летного часа сокращена почти в 2,5 раза.
МиГ-29К/КУБ успешно сдали непростые экзамены на авианосцах «Адмирал Кузнецов» и «Викрамадитья», а также в морской авиации Индии. РСК «МиГ» выпускает их растущими темпами. В 2011 году корпорация сдала заказчику 12 машин, в 2012 году планируется выпустить 24 самолета. А в будущем, по словам генерального директора корпорации Сергея Короткова, темп производства планируется довести до 36 истребителей в год.
– Мне кажется, что мы несколько увлеклись тем, что поставили так много МиГов зарубежным заказчикам, пора вооружать собственную армию, – в шутку посетовал после осмотра производства председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов.
Сергей Коротков заметил, что это пожелание уже воплощается в жизнь. На предприятии уже приступили к производству МиГ-29К/КУБ для морской авиации ВМФ России, по контракту, подписанному в марте 2012 года. Все технические проблемы, связанные с разработкой самолета, уже решены.
– Мы выполнили второй этап испытаний на корабле. Мы выполнили его полностью. Государственный заказчик подписал протокол, что мы выполнили эту работу и корабль для дальнейших испытаний нам больше не нужен, – подчеркнул Сергей Коротков.
Успехи в ходе морских испытаний МиГ-29К/КУБ как нельзя лучше отражают общую ситуацию на «МиГе», которая по всем параметрам выходит на одну из передовых позиций в отрасли. На базе МиГ-29К/КУБ созданы и серийно выпускаются истребители аэродромного базирования: одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2.
Серийный вариант последнего в 2012 году с успехом демонстрировался в Казахстане, Сербии и Словакии. На праздновании 100-летия ВВС России публика увидела МиГ-29М2 в совместном полете с истребителем пятого поколения ПАК ФА. В перспективе – появление еще одной новинки – истребителя МиГ-35 – многоцелевой российский истребитель поколения «4++».
В состав его вооружения входит новейшая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой «Жук-АЭ». Во время испытательных полетов МиГ-35 с новой бортовой РЛС были проверены все режимы ее работы по воздушным и наземным целям как в задней полусфере, так и в ближнем бою. Радар обнаружил и вел три воздушные цели на дальностях до 148 км. Что полностью подтвердило его соответствие современным – заданным тактико-техническим требованиям, включая успешные стрельбы ракетой класса «воздух-воздух». Подтвердив, что боевые показатели истребителя приближают его к моделям пятого поколения. По словам Сергея Короткова, покупка этих машин уже прописана в Госпрограмме вооружения до 2020 года. И будет поставляться в строевые части начиная с 2014 года.
– Машина есть, она готова, довольно умная и грамотная, современная, – подтвердил председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов.
По мнению экспертов, по своим боевым возможностям, летно-техническим и эксплуатационным характеристикам новые «МиГи» как минимум не уступают современным зарубежным истребителям поколения «4+» и «4++», которые выпускаются серийно и поступают на вооружение США (F/A-18E/F) и западноевропейских государств («Рафаль», «Тайфун», «Грипен»). А по соотношению «эффективность/стоимость» МиГ-29К/КУБ/М/М2 – это одно из самых перспективных предложений на мировом рынке. Тем более в ситуации прекращения производства «Мираж 2000» и ожидаемого ухода с рынка истребителя F-16 у российского самолета просто не будет западных конкурентов в рыночной нише недорогих истребителей легкого/среднего класса.
Как отмечают представители корпорации «МиГ», к МиГ-29М/М2 есть предметный интерес со стороны заказчиков в странах СНГ и Южной Европы. Индия, получив 16 МиГ-29К/КУБ, заказала еще 29 таких истребителей. В контексте той же Индии «МиГ» выполняет контракт по модернизации 63 индийских МиГ-29 по стандарту МиГ-29UPG. В ее рамках на самолетах будут установлены БРЛС «Жук-МЭ», что позволит продлить срок службы истребителей еще на 20 лет.
Портфель экспортных заказов корпорации уже сейчас составляет на МиГе 4,4 млрд. долл. и есть хорошие перспективы его дальнейшего увеличения.
Модернизация производства в Луховицах говорит о том, что корпорация намерена серьезно бороться не только за внешнего, но и внутреннего заказчика. Успех реализации программы создания палубного истребителя МиГ-29К/КУБ позволяет надеяться на сохранение в составе Военно-морского флота единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и существенного повышения его боевого потенциала.
Новые палубные истребители делают логичными дальнейшие планы создания в России авианосного флота. МиГ-29М/М2 позволят сохранить сухопутную группировку легких истребителей. А появление МиГ-35 вплотную приблизит ее по боевым возможностям к истребителям 5-го поколения.
Дмитрий Викторович Литовкин - военный журналист.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
03.11.1223:08:30
04.11.1200:59:24
04.11.1208:01:31
04.11.1217:28:37
04.11.1220:41:15
04.11.1221:16:02
04.11.1221:30:07
04.11.1221:42:16
05.11.1217:30:32
04.11.1222:18:27
04.11.1220:59:57
05.03.1322:19:07
04.11.1214:34:22
04.11.1215:19:57
04.11.1215:39:44
04.11.1221:12:13
04.11.1221:24:54
04.11.1221:28:28
04.11.1221:34:14
04.11.1221:41:04
04.11.1222:05:02
04.11.1223:23:08
05.11.1206:25:45
05.11.1209:38:03
05.11.1214:00:08
05.11.1214:07:58
05.11.1219:56:25
07.11.1214:49:11
07.11.1217:31:00
05.11.1209:41:39
05.11.1213:58:36
04.11.1222:30:19
05.11.1214:01:18
05.11.1214:26:12
07.11.1214:51:13
07.11.1215:04:24
07.11.1216:08:59
05.11.1217:38:14
07.11.1222:13:08
04.11.1222:00:58
05.11.1213:44:26
05.11.1214:04:44
05.11.1214:10:18
05.11.1214:13:15
05.11.1214:17:04
07.11.1215:15:57
06.11.1209:50:22
07.11.1215:17:14
07.11.1216:05:35
07.11.1216:47:15
04.11.1215:28:19
04.11.1221:17:28
07.11.1202:24:56
07.11.1215:20:10
03.11.1223:41:11
04.11.1210:09:35
05.11.1201:00:58
04.11.1201:10:51
04.11.1215:16:08
04.11.1215:34:54
04.11.1221:19:54
04.11.1221:53:31
05.11.1213:45:43
05.11.1214:29:38
05.11.1214:49:31
04.11.1215:36:21
04.11.1207:39:32
04.11.1208:02:49
04.11.1213:38:22
05.11.1217:37:06
04.11.1217:47:37
04.11.1221:27:12
04.11.1208:35:46
04.11.1221:25:18
04.11.1221:42:49
04.11.1221:49:28
04.11.1222:07:14
05.11.1213:52:56
05.11.1217:39:38
Houker04.11.1212:02:02
04.11.1213:30:51
04.11.1216:39:30
04.11.1218:43:30
04.11.1219:04:08
04.11.1214:46:19
04.11.1215:05:46
04.11.1215:29:25
04.11.1216:03:11
04.11.1216:11:04
05.11.1217:40:59
04.11.1216:40:56
04.11.1219:56:55
05.11.1206:46:12
05.11.1210:45:23
05.11.1211:04:39
05.11.1211:15:23
05.11.1211:54:56
05.11.1212:04:20
05.11.1212:12:47
05.11.1211:14:50
06.11.1210:08:40