-
Число заявок на патенты в России выросло. В 2023 году число заявок российских авторов выросло на 8,7%, до 20,6 тыс.
Отечественные заявители сосредоточились именно на тех «критических технологиях», которые российские власти обозначили как приоритетные для концепции технологического суверенитета. То есть занимают ниши ушедших из страны поставщиков технологий, надеясь на спрос в рамках обеспечения того самого суверенитета:
● к примеру, в автомобилестроении количество заявок выросло на 7,9% - до 522;
● в нефтедобыче и нефтепереработке — на 6,2%.
-
Специалисты Научного центра сертификации элементов и оборудования (НЦ СЭО) холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработали и запатентовали компактный гамма-лучевой облучатель для испытаний изделий электронной компонентной базы.
Установка моделирует радиацию на орбите — это необходимо для проверки электронных компонентов и малогабаритных блоков радиоэлектронной аппаратуры, способных длительное время работать в условиях агрессивной космической среды.
-
Ученые НИЦ «Курчатовский институт» создали биодеградируемый кейдж, который крепко соединяет позвонки, а после их сращения, в заданные сроки, заменяется костной тканью пациента.
Спинальный кейдж — конструкция, которую в ходе операции на позвоночнике устанавливают на место разрушенного межпозвонкового диска для сращения соседних позвонков, поврежденных в результате травм или заболеваний.
-
30-летний Дмитрий Огнерубов получил премию «Новатор Москвы — 2022» за разработку браслета для остановки кровотечений после внутрисосудистых операций.
-
Исследователи из МГУ и Сколтеха сделали из ядовитого сорняка материал для анодов натрий-ионных батарей. Их работа была опубликована в журнале Batteries.
По мере совершенствования этот вид аккумуляторов может заменить более дорогие литий-ионные накопители энергии на солнечных и ветрогенераторах.
©Видео с / https://www.youtube.com/embed/7tL2c6TsR3M
-
В наше время часто спорят, действительно ли трамвай — транспорт будущего. Несмотря на такие его преимущества в сравнении с автобусами, как независимость от дорожных пробок, отсутствие выхлопных газов, в некоторых городах задумываются об отказе от трамваев в пользу расширения дорог. Но даже когда трамваи стали только появляться, не все голоса были за развитие этого транспорта. Где появились первые трамваи и почему немногие разделяли восторг от этого изобретения? Об этом в нашем материале.
-
Всего российские школьники завоевали 17 призов выставки. В этом году впервые она проводилась онлайн. Всего на IEYI-2020 было представлено 158 работ из 9 стран.
«Золото» Международной выставки IEYI-2020 взяли Дмитрий Бруцкий из Москвы за изобретение «Садового ассистента», Георгий Будник и Криперина Юрченко из Владивостока с проектом SensPin, Михаил Борисов и Станислав Кустов из Перми за «Умную корзину».
-
Подводим научно-гаджетовые итоги. Этот год был богат на самые разные изобретения как для простых потребителей, так и для военных целей. Тут и летающий диск, и гиперзвуковая ракета, и съедобная посуда. Российские ученые и инженеры постарались нас удивить.
-
Рязанские инженеры разработали уникальный аппарат для диабетиков, передаёт 62ИНФО со ссылкой на телеканал «360».
Прибор будет измерять несколько параметров, включая резерв кровотока и эндотелиальную функцию сосудов, и сможет на ранних стадиях диагностировать осложнения, связанные с нарушением кровообращения в конечностях.
-
- https://cdn24.img.ria.ru/images/155578/50/1555785010_394:0:4035:2048_600x0_80_0_0_7ffd7e033068d0e89b22b8d4e64797fa.jpg
- © cdn24.img.ria.ru
Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) и Института физики имени Л.В. Киренского СО РАН создали самоорганизующийся шаблон из кремнезёма для прозрачных электродов на гибкой подложке, эффективный при разработке современных гибких дисплеев и светодиодов. Статья об исследованииопубликована в «Technical Physics Letters». В последнее время ученые уделяют большое внимание прозрачным электродам на гибком полимерном носителе, так как они могут применяться для изготовления гибкой электроники, органических и гибридных солнечных элементов, а также неорганических (LED) и органических светодиодов (OLED).Исследователи из СФУ и Института физики имени Л.В. Киренского СО РАН создали самоорганизующийся шаблон, который может быть использован для создания гибких дисплеев и источников света, а также распределенных нагревателей, в которых требуются гибкие прозрачные проводящие покрытия.
-
Мобильная станция по производству кислорода из воздуха не имеет аналогов в мире и может работать круглосуточно производя 93%-95%-й кислород методом безнагревной адсорбации. Предназначена для проведения операционных и реанимационных мероприятий в полевых условиях.
-
Отдел разработки Macroscop создал особую версию ключа безопасности ПО, благодаря которому на один сервер стало возможно подключение сразу 4000 камер. Инновация войдёт в официальную версию Macroscop 2.6 и будет доступна для скачивания пользователями этого программного обеспечения по всему миру бесплатно.
— Ранее один ключ безопасности позволял подключать к одному серверу 479 камер. Благодаря обновлению этот показатель увеличился на 735%. И я уверен, это не предел, потому что максимальное количество подключённых камер будет ограничено вычислительными мощностями сервера, — отмечает руководитель отдела разработки Macroscop Рустам Салимзибаров. — Обновление ключей безопасности проходит из-за большого количества входящих запросов. В этом заинтересованы операторы крупных систем видеонаблюдения, так как это упрощает работу с аппаратно-программным комплексом.
-
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех начал предварительные испытания комплекса для измерения коэффициента сцепления аэродромного покрытия с шасси. Оборудование помогает оперативно подготовить летное поле к эксплуатации и позволяет предотвратить выкатывание самолетов за пределы полосы. Стоимость комплекса будет в несколько раз ниже зарубежных аналогов, применяемых сейчас в российских аэропортах гражданского назначения.
Автоматизированный комплекс представляет собой двухколесное устройство с блоком управления, которое буксируется по взлетно-посадочной полосе с различной скоростью. Прибор измеряет силу торможения колес и фиксирует коэффициент сцепления с поверхностью. Данные о состоянии покрытия в автоматическом режиме передаются оператору.
-
Рязанский государственный медицинский университет (РязГМУ) им. И. П. Павлова вошел в топ-200 авторитетного международного рейтинга THE (Times Higher Education University Impact Rankings — 2019) в категории «Здоровье и благополучие», сообщает пресс-служба Минздрава РФ.
Кроме РязГМУ, в рейтинге оказались еще два медвуза из России — это Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (43-е место) и Сеченовский университет (84-е место).
-
Ученые НИТУ «МИСиС» провели тестирование экспериментальных композитных материалов для авиационных тормозных систем, разрабатываемых в авиационной корпорации «Рубин». Новые материалы на основе углеродных тканей оказались значительно «выносливей» уже используемых аналогов. По итогам тестирования экспертами университета были разработаны рекомендации по повышению трещиностойкости как существующих, так и разрабатываемых композиционных материалов для тормозных систем, что в перспективе позволяет повысить надежность и безопасность эксплуатации воздушных судов и снизить расходы на техническое обслуживание.
Тормозная система современного пассажирского самолета представляет собой «пакет» неподвижных и вращающихся тормозных дисков, находящийся внутри колеса. При включении тормоза специальные поршни сжимают этот пакет, поверхности дисков приходят в соприкосновение, и за счет трения происходит процесс торможения. В большинстве тормозных систем фрикционные диски изготавливаются из композиционного материала класса «углерод-углеродных», который, испытывая большие механические нагрузки, сильно нагревается.
Требования к «выносливости» и эксплуатационному ресурсу таких материалов непрерывно возрастают — например, еще два десятилетия назад один комплект тормозных дисков самолета должен был выдерживать 500 циклов «взлет-посадка», а сегодня эта цифра перешагнула за 2000. Поэтому разработкой и модификацией таких композиционных материалов занимается большое количество ученых и компаний по всему миру.
-
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли экспериментальные продувки вертолётной лопасти с целью отработки технологии гашения колебаний.
Полёт вертолёта — крайне сложное аэродинамическое явление: лопасти вращаются и в то же время взаимодействуют с набегающим потоком воздуха. В результате каждая из них сначала движется навстречу потоку, потом по потоку. Разная относительная скорость приводит к несимметричному созданию подъёмной силы. Это явление можно компенсировать с помощью изменения циклического шага у лопастей несущего винта, уменьшив подъёмную силу на «наступающей» лопасти и увеличив на «отступающей», однако при увеличении скорости полёта этого становится недостаточно.
Специалисты ЦАГИ предложили иное решение. Они разработали принципиально новую конфигурацию лопасти — её задняя часть (триммер) отклоняется подобно закрылку самолёта, в определённый момент увеличивая, а через пол-оборота винта уменьшая подъёмную силу и гася нежелательные вибрации.
-
Резидент коворкинг-центра в Реутове и технопарка «Сколково» компания «Бартини» завершила постройку третьего прототипа летательного аппарата для работы в системе аэротакси в городской среде. На нем котором проводятся лётные испытания и эксперименты в части аэродинамики, управляемости, манёвренности, вибрационных характеристик и систем автономии.
Компания «Бартини» является участником отраслевого инкубатора аэротакси McFly.aero, через который прорабатывает вопросы о создании взлётно-посадочных площадок, инфраструктурных комплексов в городах Московской области, России и мира.
Планируется, что взлётно-посадочные комплексы будут создаваться предпринимателями по модели франшизы и обслуживать не только «Бартини», но и самый широкий спектр уже появляющихся летательных аппаратов. Это обеспечит низкий барьер для входа предпринимателей в новый сегмент общественного транспорта — воздушных перевозок.
По словам директора по развитию компании «Бартини» Ильи Ханыкова, за несколько лет интеграции мобильных приложений для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, в обход посредников — уберизация прочно вошла в нашу жизнь и сделала её комфортнее.
-
Школьнику удалось разработать механизм, позволяющий вырабатывать недорогую электроэнергию при помощи воды.
Электростанция Касымхана Хубиева представлена гальваническим элементом, который состоит из двух пятиметровых маховиков из меди и алюминия, погруженных в жидкую среду, — сообщается на странице Министерства просвещения РФ в сети «ВКонтакте». По словам изобретателя, подобные механизмы можно устанавливать на побережьях любых водоемов. На суше расположен инвертор для перевода вырабатываемого гальваническим элементом постоянного тока в непостоянный. В качестве дополнения монтируется счетчик электрического тока и солевой электро-накопитель.
Школьник не остановился на разработке базовой версии гальванической электростанции и расширил её до модифицированного варианта. Такой, к примеру, можно использовать в труднодоступных районах благодаря комфортной транспортировке. Молодой ученый утверждает, что его изобретение дешевле, чем солнечные батареи, и способно работать даже в холодные дни, когда выработка энергии увеличится. Школьник уже запатентовал механизм.
-
В России разработали первый в мире промышленный сельскохозяйственный агродроид C2-A2 droid1 (Cognitive2-Agro2 Droid1). Один из разработчиков систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств объявил о выходе на рынок промышленного образца.
C2-A2 — искусственный мозг, снабженный крэдлом — универсальным устройством для быстрого подключения к различным транспортным средствам агротехнического назначения: комбайнам, тракторам, опрыскивателям, — рассказала президент компании-разработчика Cognitive Technologies Ольга Ускова.
С установкой агродроида трактор или комбайн становятся полностью автономными, а любое фермерское земледелие превращается в умное. Наличие у агродроида крэдл-приставки позволяет переносить «мозг» с одной машины на другую, не заказывая каждый раз новую систему.
-
Российские ученые из НИИ ядерной физики МГУ разработали ультрафиолетовый радар для обнаружения космического мусора с борта Международной космической станции (МКС), говорится в российском национальном докладе о результатах фундаментальных космических исследований в России, который будет представлен на заседании международного Комитета по космическим исследованиям.
«Mini-EUSO будут использовать для распознавания космического мусора с целью в дальнейшем использовать подобный телескоп в комбинации с лазером для ликвидации космического мусора», — говорится в тексте доклада, имеющегося в распоряжении РИА Новости.
Планируется, что прибор будет «смотреть» на Землю из иллюминатора российского модуля «Звезда». Помимо фиксации космического мусора он даст возможность изучить разнообразные атмосферные события, такие как кратковременные вспышки в верхних слоях атмосферы, фиксировать пролет метеоров, а также осуществлять поиск странных кварков и биолюминесценции.
Прибор был разработан в 2017 году. Сроки его запуска на МКС в докладе не сообщаются.
Ранее международная группа ученых, включая российских, разработала проект оснащения МКС лазером для «отстрела» космического мусора.