• Бюраканская астрофизическая обсерватория имени В. А. Амбарцумяна
    • Бюраканская астрофизическая обсерватория имени В. А. Амбарцумяна
    •  © fullpicture.ru

    14 декабря на территории Бюраканской астрофизической обсерватории им. В. А. Амбарцумяна была открыта новая российская станция сбора измерений системы ГЛОНАСС. Проект реализован в рамках Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

    Станция в Республике Армения войдет в глобальную сеть наземных станций мониторинга, создаваемую Российской Федерацией. Сеть обеспечит взаимодополняемость системы ГЛОНАСС с другими навигационными системами и повысит точность и надежность предоставляемых гражданских навигационных услуг.

    •  © tsagi.ru

    Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили этап численного моделирования поведения возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля «Федерация» в процессе приводнения.

    По словам ученых института, актуальность данного исследования заключается в том, что при планируемых запусках «Федерации» с космодрома «Восточный» часть траектории выхода кораблей на орбиту лежит над акваторией Тихого океана. В случае аварии вместо обычной штатной посадки на грунт возвращаемый аппарат может приземлиться на водную поверхность.

    •  © ria.ru

    Российские специалисты готовятся провести в открытом космосе испытание важного элемента ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) — ее системы охлаждения, сообщил научный руководитель Исследовательского центра имени Келдыша Анатолий Коротеев.

    В конце октября сообщалось, что систему успешно испытали на земле. Работы ведутся по заказу «Роскосмоса».

    •  © russian.rt.com

    Корабль «Союз МС-11» с российским космонавтом Олегом Кононенко, канадским астронавтом Давидом Сен-Жаком и американкой Энн Макклейн пристыковался к Международной космической станции.

    Стыковка была произведена в автоматическом режиме к стыковочному узлу российского сегмента МКС.

    Ранее ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-11» успешно стартовала с космодрома Байконур.

    Стыковка прошла чуть ранее запланированного времени — в 20.33 вместо 20.36 мск.

    Ракета «Союз-ФГ» с кораблем стартовала в 14.31 мск с Байконура. Через девять минут корабль отделился от третьей ступени и взял курс на сближение со станцией. Всего экипажу понадобилось примерно шесть часов, чтобы добраться до станции по короткой четырехвитковой схеме.

    Прибывший на МКС экипаж корабля «Союз МС-11» открыл люки и перешёл на станцию, где встретился с космонавтами, ожидавшими их на МКС.

  • ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/vPiv7j3oE3g

    РКК «Энергия» и Технологический университет наукограда Королёв создали имитатор лунной поверхности с элементами перспективной лунной базы. Лунодром — уникальный экспериментальный полигон. Нет грунта, но есть рельеф, ровер и лунная база. Лунодром расположили на территории Колледжа космического машиностроения Технологического университета. В будущем металлические макеты оснастят космическим оборудованием, которое позволит моделировать работу на поверхности естественного спутника Земли. Студенты смогут проводить свои исследования на базе лунодрома, заниматься робототехникой, придумывать и создавать транспортные средства и системы жизнеобеспечения.

  • Заместитель председателя Совета РАН по космосу, научный руководитель Института космических исследований Лев Зеленый рассказал о планах строительства на Луне убежищ от радиации и использования беспилотных роверов для передвижения космонавтов.

    • Луна-25
    • Луна-25
    •  © adekvatnews.ru

    По итогам состоявшегося в Москве заседания Совета РАН по космосу и Роскосмоса ученый рассказал, что концепция освоения Луны начинается с аппаратов «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27», на которые возложены задачи по разведке территории, решению научных задач и подготовке дальнейших шагов.

    •  © russian.rt.com

    Грузовой корабль «Прогресс МС-10» успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС) после двухсуточного полёта.

    Стыковка грузового корабля «Прогресс МС-10» с орбитальной станцией произошла в автоматическом режиме в 22:29 мск, корабль причалил к служебному модулю «Звезда».

    Ракета «Союза-ФГ» с «грузовиком» стартовала с Байконура в 21:14 мск 16 ноября.

    Транспорт доставил на Международную космическую станцию более двух тонн груза. Это и воздух, и топливо, и научное оборудование, и личные вещи космонавтов.

    •  © cdnimg.rg.ru

    В России прошли наземные испытания системы охлаждения космической ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Это серьезный этап проекта по созданию космического транспортного комплекса нового поколения. Когда и куда полетим на ядерном «движке»? Зачем нужен ракетный двигатель на метане и… йоде? Какие агрегаты двигателей можно «вырастить» с помощью 3D-технологий? Об этом «РГ» беседует с генеральным директором «Центра Келдыша» доктором технических наук Владимиром Кошлаковым.

    Владимир Владимирович, как вы прокомментируете испытания?

    Прошли успешно. Создан хороший задел, чтобы двигаться дальше.

    Какие возможности открывает ядерный двигатель? Он нужен для полетов к Марсу?

    Не только. Сегодня космические аппараты летают либо на двигателях, работающих на химическом топливе, либо на маломощных электроракетных двигателях, питаемых от солнечных батарей. Но с помощью таких систем к тому же Марсу лететь очень долго. Для пилотируемых полетов это плохо: человек не должен находиться в космическом пространстве больше, чем год-два. А ядерные энергодвигательные системы позволят долететь достаточно быстро. И, что самое главное, вернуться назад. Эти системы особенно перспективны для межорбитальных, межпланетных перелетов, освоения дальних планет.

    Говорят, на ядерном движке до Марса можно долететь едва ли не пулей — за полтора месяца?

    •  © ria.ru

    7 ноября в 03:47 мск с космодрома Гвианского космического центра осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с европейским метеорологическим космическим аппаратом MetOp-С. Запуск выполнен совместным расчетом российских и европейских специалистов.

    Ровно через час, в 04:47 мск, спутник штатно отделился от разгонного блока «Фрегат-М» и взят на управление. MetOp-C — третий и последний спутник Европейской организации спутниковой метеорологии. Они необходимы для прогнозирования погоды на период от 12 часов до 10 дней. Первый и второй спутники этой серии были запущены в 2006 и 2012 гг. соответственно.

    MetOp-C является третьим и последним спутником Европейской организации спутниковой метеорологии (EUMETSAT). Спутники MetOp необходимы для прогнозирования погоды на период от 12 часов до 10 дней.

    •  © img5tv.cdnvideo.ru

    Беспилотный комбайн прошел успешные испытания.

    Разработка выполнена на НПО автоматики в Екатеринбурге, где также разрабатывают системы управления ракеты «Союз-2». В «Роскосмосе» подчеркнули, что комбайн обладает собственно-разработанную систему технического зрения, а также оборудован высокоточной навигаций «ГЛОНАСС».

    Точность обработки поля 2 см.

    ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/igjf00Y-AhI

    •  © vstroechke.ru

    Госкорпорация «Роскосмос» в лице подведомственного Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» и «ПСО «Казань» заключили контракт на строительство на космодроме «Восточный» второго стартового комплекса для обеспечения пусков РН тяжелого класса семейства «Ангара».

    Общий объем капитальных вложений составит 38,7 млрд. рублей.

    В объем работ, которые «ПСО «Казань» предстоит завершить до 31 декабря 2022 года, входит разработка рабочей документации, строительно-монтажные работы и комплектация объекта инженерным оборудованием, предусмотренным проектной документацией.

    «ПСО «Казань» определено генподрядчиком строительства распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2017 года.

    Общая площадь участка стартового комплекса составляет 89 га. Стартовый комплекс рассчитан на 10 пусков в год ракет «Ангара» тяжелого и легкого классов. В состав стартового комплекса войдут: пусковой стол, командный пункт, кабель-заправочная башня, транспортно-установочный агрегат, системы заправки, пожаротушения и другие комплексы.

    •  © ria.ru

    По заказу РКК «Энергия» в «НПП „Звезда“ им. академика Г. И. Северина» изготовлен прототип кресла космонавта ПТК «Федерация».

    Принципиальное отличие новой разработки в том, что она является универсальной с точки зрения антропометрии. Если для кресла типа «Казбек», которое используется на ТПК «Союз», требуется индивидуальная отливка ложемента, то новое кресло может подгоняться под космонавта, причём даже в полете.

    Прототип создаваемого кресла носит название «Чегет» и сделан по техническому заданию корпорации «Роскосмос». В ходе серии экспериментов с участием специалистов проектного и летно-испытательного отдела РКК «Энергия» будет проведена эргономическая оценка его характеристик.

    В настоящее время НПП «Звезда» приступило к изготовлению образцов кресел для полномасштабных испытаний.

    •  © www.roscosmos.ru

    В ФКП «НИЦ РКП» завершены комплексные электрические испытания космического аппарата «Спектр-РГ» АО «НПО Лавочкина». При испытаниях подтверждена работоспособность систем космического аппарата и изделия в целом в условиях, приближающихся к условиям эксплуатации (вакуум, «холодный черный» космос).

    «Спектр-РГ» — международный российско-германский проект, нацеленный на создание орбитальной астрофизической обсерватории, предназначенной для изучения Вселенной в рентгеновском диапазоне длин волн.

    •  © www.soyuzmash.ru

    Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») в ходе работы над концепцией новой российской многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы создали решения, полностью меняющие существующие подходы к управлению космическими аппаратами.

    Создание в космосе универсальной шины обмена данными позволит не только оказывать услуги связи абонентам на Земле, но и подключить все действующие на орбите спутники к Интернету. Эту и другие разработки космического приборостроения были представлены РКС на международном форуме «Армия-2018».

    Все спутники перспективной российской спутниковой инфокоммуникационной системы будут объединены в единую сеть передачи данных. Это позволит задействовать ее не только для обеспечения связи на Земле, но и для подключения к сети остальных космических аппаратов российской группировки и коммерческих клиентов. Такой канал связи может использоваться и для управления космическими аппаратами, и для приема с их борта целевой информации.

    •  © krskstate.ru

    Монтажно-испытательный корпус состоит из двух цехов, возведение которых проходит поэтапно.

    Площадь корпуса первой очереди составляет более 30 тысяч квадратных метров, высота — более 30 метров.

    Новый корпус предназначен для сборки спутников, а также их тщательных испытаний. Корпус оборудован уникальной системой освещения, работающей без электричества, системой обезвешивания (стенд имитации невесомости для проверки раскрытия трансформируемых систем спутников), а также прочим оборудованием, необходимым для сборки космических аппаратов.

    Основная задача — создать в одном здании замкнутый цикл изготовления и испытания космических аппаратов, создаваемых для нужд Минобороны России.

    Рабочие помещения второго цеха МИК будут предназначены для проведения различных испытаний как собранного космического аппарата, так и отдельных его узлов и агрегатов. Строительство второго цеха МИК завершится в 2020 году.

    Как было отмечено при открытии нового корпуса это производство будет включено в работы по созданию спутниковой группировки «Сфера», включающей 640 космических аппаратов.

    Компания «Информационные спутниковые системы» — одна из ведущих в российской космической отрасли, находится в ведении ГК «Роскосмос». Это базовое предприятие по созданию спутников связи и системы ГЛОНАСС. Решетнёвская фирма владеет технологиями полного цикла производства космических комплексов от проектирования до управления космическими аппаратами на всех орбитах — от низких круговых до геостационарных.

    •  © www.roscosmos.ru

    Комплекс приема информации (КПИ-5) разработан и изготовлен НИИ точных приборов (НИИ ТП, входит в холдинг «Российские космические системы») по заказу Госкорпорации «Роскосмос» для получения данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с космических аппаратов типа «Ресурс-П», «Канопус», «Метеор» и других.

    Комплекс предназначен для приема информации ДЗЗ во всей верхней полусфере Земли с космических аппаратов с высотой орбиты от 300 км и выше.

    «В процессе разработки и изготовления комплекса НИИ ТП полностью прошел и отладил весь цикл подготовки и оснащения производства, логистику и кооперацию, — заявил заместитель главного конструктора АО „НИИ ТП“ Владимир Ромашкин. — Уже завершены заводские испытания первого и начато производство второго серийного образца КПИ-5».

    •  © vmzvrn.ru

    Первая товарная партия титановых шаробаллонов (ТШБ) для ракет-носителей «Ангара» отправлена с Воронежского механического завода (ВМЗ) в ПО «Полет» — филиал Центра Хруничева в Омске. Это первый комплект ТШБ отечественного производства: до 2014 г. для российских ракет-носителей их поставлял украинский «Южмаш». При этом были применены более прогрессивные технологии формообразования титановых полусфер из листового материала, автоматической электронно-лучевой сварки и комбинированной обработки биметаллических материалов.

    Титановые шаробаллоны используются в составе всех перспективных ракет-носителей. ВМЗ начал серийно изготовлять титановые шаробаллоны в рамках программы замещения импортных комплектующих для ракетно-космической техники. В течение последних лет на ВМЗ шла отработка технологии и постановка их на производство (по конструкторской документации, разработанной КБ «Салют») с разработкой и применением современных технологий и оснастки, защищенных патентами Российской Федерации.

    На этапе опытно-конструкторских работ стендовые образцы шаробаллонов проходили испытания в московском КБ «Салют» Центра Хруничева. В настоящее время на ВМЗ введен в эксплуатацию современный стенд, предназначенный для криогенных испытаний всех типов шаробаллонов. Проведены комплексные испытания, подтвердившие надежность конструкции и качество технологии изготовления.

    •  © phototass4.cdnvideo.ru

    МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева заключил контракты на строительство 12 тяжелых ракет-носителей «Ангара-А5». Об этом рассказал председатель совета директоров ГКНПЦ Николай Севастьянов в интервью газете «Коммерсантъ», опубликованном в понедельник.

    «В настоящее время суммарно [заключено] 12 [контрактов на постройку ракет «Ангара-А5]". Но надо иметь в виду, что до 2027 года для обновления российской орбитальной группировки понадобится порядка 27 пусков «Ангары-А5», — сказал он.

    После 2024 года, по словам Севастьянова, планируется запускать по восемь ракет «Ангара-А5» и по две легкие ракеты «Ангара-1.2» в год. Производить тяжелую «Ангару», помимо строящейся производственной площадки в Омске, будет московский Ракетно-космический завод в Филях. «Московская площадка после прекращения программы «Протон» получит производство как минимум двух тяжелых ракет «Ангара» в год», — сказал глава ГКНПЦ.

    «Ангара» — семейство российских ракет-носителей разных классов, от легкого до тяжелого, которое создавалось как замена для ракет «Протон-М» и «Рокот». Новое семейство, в отличие от них, использует экологически чистые компоненты топлива. Пока было проведено только два запуска, оба с космодрома Плесецк: легкая «Ангара-1.2ПП» стартовала в июле 2014 года; тяжелая «Ангара-А5» — в декабре 2014-го.

  • Специалистам РАН удалось возобновить работу обсерваторий по всему земному шару для контроля космического пространства взамен тех, что были разрушены с распадом СССР, когда большая часть обсерваторий осталась за рубежом и практически прекратила работу. В их числе оказалась и почти вся система для наблюдений за объектами на геостационарной орбите.

    Специалистам РАН удалось восстановить работу десяти старых пунктов наблюдения: Тариха (Боливия), Уссурийск, Благовещенск, Хуралтогот (Монголия), Китаб (Узбекистан), Гиссар, Санглок (оба — Таджикистан), Абастумани (Грузия), Ужгород (Украина), Кастельгранде (Швейцария). Также были организованы восемь новых обсерваторий — на Камчатке, Дальнем Востоке, Сибири, Алтае, Молдавии и Мексике. В результате перекрыта вся геостационарная орбита.

    Подробная презентация

    •  © 900igr.net

    •  © www.interfax.ru

    На Ярославском радиозаводе (дочернее предприятие Концерна РТИ, входит в Группу АФК «Система») открыли технологическое производство по сборке модулей полезных нагрузок перспективных космических аппаратов. В перспективе здесь будет создано единое сквозное производство бортовой космической аппаратуры от микроплат до крупногабаритных модулей полезных нагрузок перспективных космических аппаратов.

    Реализация проекта проведена совместно с АО «РТИ», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, АО «Российские космические системы».

    Новая производственная база предприятия включает в себя монтажно-испытательный комплекс площадью свыше 2 тыс. кв. м. При реализации проекта «Ярославский радиозавод» изменил инфраструктуру предприятия, провел научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с привлечением 155 млн рублей из федерального бюджета. Собственные инвестиции предприятия составили 1,47 млрд рублей.

    РТИ за несколько лет инвестировал в новое производство более 3,5 миллиарда рублей. Конструктивную основу спутниковых модулей с двигателями и системой навигации будут создавать в ИСС имени академика М.Ф. Решетнева. Оттуда модули в герметичных контейнерах станут доставлять самолетами в Ярославль, где на них установят полезную нагрузку — аппаратуру, созданную радиозаводом совместно с «Российскими космическими системами».