Сокращенное название этой опытно-конструкторской работы — ИКСА: измерительный комплекс сканирования автодорог. Практическая стадия началась год назад, когда производственное объединение «Старт» (расположено в городе Заречный Пензенской области и входит в контур управления Госкорпорации «Росатом») заключило договор в рамках инвестиционного проекта атомной отрасли «Системы мониторинга «Беркут». Создаваемый измерительный комплекс предназначен для проведения диагностики автомобильных дорог, их паспортизации и последующего мониторинга в соответствии с требованиями отраслевых стандартов.

    Гендиректор ФГУП «НИИ НПО Луч» (предприятие Росатома) Павел Зайцев презентовал на международном форуме «Атомэкспо-2017» одну из последних разработок предприятия — ядерную батарейку.

    Опытный образец компактного и безопасного источника питания на основе изотопа Ni-63 был показан впервые.

    — На сегодняшний день, несмотря на скромные вольт-амперные характеристики, это может уже рассматриваться в качестве источника питания для медицинских кардиостимуляторов, — рассказал Зайцев.

    Прослужит одна такая батарейка не менее 50 лет.

    — Стоимость достаточно высока, если говорить о грамме Ni-63. Это порядка четырёх тысяч долларов, каждый алмазный элемент — его стоимость варьируется от десяти до ста тысяч рублей, — сообщил Зайцев. — О стоимости серийного образца пока говорить рано, это экспериментальный образец.

    В этом году в выставке форума приняли участие 90 российских и зарубежных компаний. Среди самых интересных экспонатов Росатома также были левитационный транспортный модуль, сборка корпуса ядерного реактора ВВЭР-1200 и натуральный масштабный макет ПАтЭС (плавучей атомной станции).

    Госкорпорация «Росатом» начала производство разработанного в России ядерного топлива «ТВС-Квадрат» для реакторов АЭС, работающих в США и Швеции, сообщил РИА Новости в понедельник в кулуарах форума «Атомэкспо-2017» вице-президент топливной компании Росатома ТВЭЛ Алексей Григорьев.

    «Производство уже началось», — сказал Григорьев. По его словам, производство организовано пока в тех объемах, которые необходимы для обеспечения ранее заключенных контрактов ТВЭЛ с компаниями из Швеции и США.

    «Есть перспективы расширения производства. Все будет зависеть от потребностей рынка», — добавил Григорьев.

    На строящемся энергоблоке № 4 Ростовской АЭС завершены работы по монтажу оборудования второго контура.

    «Специалистами Волгодонского монтажного управления смонтированы паровые арматурные блоки. Четыре паровых арматурных блока относятся к системе безопасности АЭС, и предназначены для защиты второго контура энергоблока АЭС, в том числе и от перепада давления. Мы смонтировали всё оборудование второго контура, остался небольшой фронт работ по сварке трубопроводов», — сообщил главный инженер подрядной организации ООО «ВдМУ» Виктор Сиволапов.

    На выставке «Уголь России и майнинг», прошедшей в Новокузнецке, реализована новая модель погрузочно-доставочной машины ПД-2Э производства Ремонтно-механического завода (РМЗ) Приаргунского производственного горно-химического объединения (ПАО «ППГХО», входит в контур управления Уранового холдинга «АРМЗ"/Горнорудный дивизион Госкорпорации «Росатом»). Это говорит о высоком интересе потребителей к новым отечественным моделям горно-шахтной техники.

    Проектная компания «Аккую Нуклеар», которая является дочерней компанией госкорпорации «Росатом», получила от Управления по регулированию энергетического рынка (EPDK) лицензию на генерацию электроэнергии в Турции. Как отмечает ТАСС, лицензия на генерацию энергии на АЭС «Аккую» будет действовать до 15 июня 2066 года.

    Подробности: vk.com/wall-124699880_4619

    Проектная компания «Аккую Нуклеар» (дочерняя компания «Русатом Энерго Интернешнл», входящей в международный блок госкорпорации «Росатом»), реализующая проект строительства атомной электростанции (АЭС) «Аккую» в Турции, получила от Управления по регулированию энергетического рынка (EPDK) лицензию на генерацию электроэнергии.

    Об этом говорится в сообщении Росатома.

    «После тщательной работы с заявочной документацией управляющий совет EPDK принял решение о согласовании заявки и выдаче „Аккую Нуклеар“ лицензии на генерацию электроэнергии сроком действия до 15 июня 2066 года (49 лет)», — отмечается в сообщении.

    Кроме того, «Аккую Нуклеар» в ближайшее время планирует получить окончательное разрешение на пользование землей от министерства лесного хозяйства и министерства финансов Турции и ограниченное разрешение на строительство АЭС от турецкого агентства по атомной энергии (ТАЕК).

    Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) отгрузила комплект парогенераторов ПГВ-1000 для энергоблока № 2 Белорусской АЭС.

    До специализированного причала завода на Цимлянском водохранилище комплект теплообменного оборудования, состоящий из четырех парогенераторов в сборе, доставили на автомобильном транспорте. Согласно требованиям по безопасности дорожного движения, перевозка по городу осуществлялась в ночное время суток. Операция доставки комплекта на спецпричал заняла 4 ночи.

    Водным путем оборудование дойдет до Великого Новгорода. Там изделия перегрузят на железнодорожный транспортер и отправят в Белоруссию. Общая протяженность маршрута составит 3000 км

    «При изготовлении комплекта ПГВ для второго блока БелАЭС мы выстроили образцовый производственный поток, работающий по принципу „Точно вовремя“, — отметил директор филиала Ровшан Аббасов. — На участке прошла компактизация: все необходимое оборудование выстроилось в одну цепочку, в шаговой доступности. Накопленный положительный опыт мы будем использовать в реализации очередного проекта, к которому приступили — это производство парогенераторов для Индийской АЭС Куданкулам».

    8 июня 2017 г. на Ленинградскую АЭС в г. Сосновый Бор прибыл первый эшелон со свежим топливом для строящегося энергоблока № 1 ВВЭР-1200.

    Его принял комплекс по обращению с топливом действующей ЛАЭС.

    В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) продолжается усовершенствование технологических процессов при изготовлении корпусов ледокольных реакторов. В настоящее время внедрена прогрессивная технология механической обработки разгрузочных пазов (узкопрофильных кольцевых канавок) в патрубке приварки кассет парогенераторов на корпусе реактора РУ «РИТМ-200».

    Группа специалистов Научно-технического центра проблемной технологии (НТЦ ПТ) ЗиО-Подольска разработала принципиально новый инструмент для сверления отверстий — кольцевое трепанирующее сверло, которое было изготовлено силами завода. Новая оснастка применяется на расточном станке с ЧПУ SKODA HCW 3-225.

    Внедрение уникального способа позволило сократить цикл изготовления узкопрофильных кольцевых канавок в 4 раза по сравнению с обработкой с помощью трепанирующей головки, созданной совместно с сотрудниками НПО «ЦНИИТМАШ», а также увеличить режимы резания.

    Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершила изготовление и отгрузку комплекта ёмкостей системы аварийного охлаждения активной зоны (САОЗ) для второго энергоблока Белорусской атомной станции.

    Ёмкости САОЗ были изготовлены на Петрозаводском филиале АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш». В процессе изготовления ёмкости подвергались тщательному контролю, включая рентгеновский, ультразвуковой контроли, цветную дефектоскопию. Ключевой контрольной операцией стали гидравлические испытания, которые все четыре ёмкости комплекта успешно выдержали.

    Приёмку оборудования на территории завода-изготовителя осуществляла комиссия, в состав которой входили в том числе представители контролирующей организации АО «ВПО «ЗарубежАтомЭнергоСтрой» (АО «ВПО «ЗАЭС»), конечного заказчика Белорусской АЭС, Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор РБ). Нужно отметить, что Петрозаводскмаш изготовил эти изделия с опережением контрактных сроков на несколько месяцев. Ёмкости отгружены заказчику железнодорожным транспортом.

    САОЗ относится к пассивным системам безопасности АЭС и включает в себя 4 гидроёмкости, каждая из которых представляет собой толстостенный сосуд из двухслойной плакированной стали объёмом 60 кубических метров, весом около 75 тонн. На станции ёмкости заполнят водным раствором борной кислоты. При падении давления в первом контуре ниже определённого уровня происходит автоматическая подача жидкости в реактор и охлаждение активной зоны.

    • начало строительно-монтажных работ на АЭС Бушер-2
    • начало строительно-монтажных работ на АЭС Бушер-2

    Сегодня Россия занимает первое место в мире по строительству атомных электростанций за рубежом. На этот день в разной стадии реализации находятся проекты по сооружению 34 энергоблоков в двенадцати странах мира: в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Портфель зарубежных заказов на десятилетний период, по словам гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева, сейчас превышает 133 млрд долларов.

    «Арктический туризм — лучшая реклама работы атомных ледоколов „Росатомфлота“, — отметил генеральный директор ФГУП „Атомфлот“ Вячеслав Рукша. — Туристы из разных уголков планеты своими глазами видят безопасность атомной энергии и надежность атомного ледокольного флота. Атомоходы работают, как часы, доставляя на Северный полюс туристов со всего мира, что когда-то казалось немыслимым».

    15 июня атомный ледокол «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» отправится в первый в 2017 году круизный рейс на Северный полюс. На борту атомохода к самой северной точке планеты отправятся 125 туристов из Азии и Европы. Продолжительность круиза — Мурманск — Северный полюс — Мурманск составит 11 суток.

    АО «ЦКБМ» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) отгрузило уникальное оборудование участка сборки и герметизации твэлов, которое будет использоваться для изготовления ядерного топлива в рамках проекта «Прорыв».

    Разработанная в ЦКБМ установка станет частью модуля фабрикации-рефабрикации (МФР), который создается в г. Северск Томской области на площадке АО «Сибирский химический комбинат» и предназначен для снаряжения тепловыделяющих элементов. Сложнейшие роботизированные линии позволят без участия человека помещать топливные таблетки в стальные трубки (твэлы), причем для изготовления таблеток будут применяться ядерные материалы, извлеченные из отработавшего ядерного топлива.

  • В марте 2017 года нашими специалистами совместно с профессиональной съемочной командой был подготовлен видеоматериал о достижениях АО «Институт «Оргэнергострой» в части реализации контрактных обязательств по сооружению объектов инфраструктуры АЭС «Руппур».

    В Сайда-Губе завершился 12-летний российско-германский проект по ее реконструкции. Здесь сданы в эксплуатацию пункт долговременного хранения реакторных отсеков утилизированных АПЛ и центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов. Это мощный современный высокотехнологичный комплекс, который отвечает всем требованиям безопасности. Он находится в ведении Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами (СевРАО), входящего в структуру госкорпорации «Росатом».

    1 июня 2017 года в Санкт-Петербурге, в ходе XVIII Ежегодного российско-индийского саммита, Группа компаний ASE и Индийская корпорация по атомной энергии подписали генеральное рамочное соглашение по строительству третьей очереди АЭС «Куданкулам» в штате Тамил Наду (Индия), а также межправительственный кредитный протокол, необходимый для реализации проекта. Соглашение предусматривает возведение по российскому проекту энергоблоков № 5 и № 6 АЭС «Куданкулам». Документы, необходимые для начала строительства третьей очереди атомной станции, определяют обязательства сторон, стоимость и другие существенные условия сотрудничества.

    На Московский НПЗ отправлено очередное крупногабаритное оборудование, изготовленное компанией «АЭМ-технологии» (входит в «Атомэнергомаш» — машиностроительный дивизион ГК «Росатом»). Колонна атмосферной перегонки войдёт в состав блока первичной переработки нефти современной комбинированной установки «Евро+". Новый аппарат предназначен для отбора светлых фракций — бензиновой, дизельной и керосиновой — из предварительно подготовленной нефти. Доставка колонны в Москву осуществляется на грузовой барже из Петрозаводского филиала «АЭМ-технологии».

    Длина колонны превышает 66 метров, масса — 385 тонн. От цеха до причала колонна транспортировалась на специальном грузовом трале. Для беспрепятственного перемещения груза в городе было временно приостановлено движение транспорта, включая троллейбусное сообщение. В соответствии с требованиями безопасности транспортировка такого габаритного оборудования осуществляется в разобранном виде: две секции массой около 110 и 190 тонн и внутрикорпусные устройства.

    Это вторая колонна, изготовленная компанией «АЭМ-технологии» для Московского НПЗ, ранее с Волгодонского филиала предприятия в Москву направлена вакуумная колонна.

    Создание новых моделей горно-шахтной техники продолжают в Забайкальском крае машиностроители ремонтно-механического завода (РМЗ) Приаргунского производственного горно-химического объединения (ПАО «ППГХО», входит в контур управления Уранового холдинга «АРМЗ"/Горнорудный дивизион Госкорпорации «Росатом»). С конвейера сошли первые образцы погрузочно-доставочной машины ПД-2ЭЭ.

    ПД-2ЭЭ предназначена, в первую очередь, для работ в подземных условиях. Она оснащена установкой силового электропривода и гидравлическим тормозом, что позволит преодолевать уклоны до 16 град. «В новой модели также усовершенствованы силовая трансмиссия, редуктора и применена новая компоновка. Мы увеличили емкость кабельного барабана до 150 м, установили систему централизованной смазки. Управление джойстиком позволит улучшить удобство и быстроту манипуляций машины, следовательно, и ее производительность», — рассказал руководитель проекта по выпуску ПДМ Григорий Горячий.

    На строящемся энергоблоке № 4 Ростовской АЭС специалисты цеха централизованного ремонта (ЦЦР) атомной станции, АО «Атомтехэнерго», АО «Сезам» начали загрузку имитаторов тепловыделяющих сборок (ИТВС) в реактор.

    Имитаторы ТВС являются точной копией тепловыделяющих сборок, полностью повторяя их конструкцию, но, в отличие от ТВС, не содержат ядерного топлива. Поэтому имитаторы используют вместо штатных ТВС в период пуско-наладочных работ.

    Данный этап имеет важнейшее значение — это не только генеральная репетиция загрузки ядерного топлива в реактор, но и проверка реакторной установки на соответствие проектным характеристикам и требованиям безопасности.