•  © avatars.mds.yandex.net

    Госкорпорация «Ростех» создала систему локальной радионавигации, обеспечивающую эффективную защиту от помех и повышенную по сравнению со спутниковыми системами точность. На базе этой технологии возможно создавать защищенные от глушения противоугонные системы, средства мониторинга транспорта, а также объектов, которые плохо видны спутникам ГЛОНАСС. В будущем новая система может быть использована в наземных беспилотных транспортных средствах, где безопасность движения требует точности в пределах 10 см. Специалисты объединенного холдинга «Росэлектроника» (входит в «Ростех») разработали новую систему локальной радионавигации, которая на начальном этапе обеспечивает точность позиционирования объектов до 10 см. Точность систем спутниковой навигации — в диапазоне 1-3 м. Как рассказали в «Ростехе», в настоящее время идет тестирование четырех передающих устройств. В дальнейшем планируются испытания системы с использованием вышек операторов мобильной связи. По данным разработчиков, сигнал в сети будет не только более устойчив к подавлению в сравнении со спутниковым, но и защищен от подмены — специальный алгоритм обеспечит его постоянное изменение. Что такое подмена навигационного сигнала — с некоторых пор хорошо известно столичным автомобилистам, проезжающим мимо Кремля. Периодически навигатор указывает местом нахождения аэропорт Внуково — более мощный сигнал дается поверх спутникового.

    Министерство обороны России завершает развёртывание автоматизированной системы сверхточных электронных карт и 3D-моделей местности, которая обеспечит военным оперативное планирование боевых действий и эффективное применение высокоточного оружия.

  • «Лаборатория подводной связи и навигации», резидент кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково», создала уникальный водолазный навигационный приемник RedNAV. В колонке, написанной специально для Sk.ru, Александр Дикарев, руководитель научно-исследовательского отдела компании, рассказывает об истории создания, сложностях разработки и перспективах «подводного GPS»

    Жизнь современного человека сложно себе представить без спутниковых навигационных систем GPS и GLONASS. Однако радиоволны не проникают через толщу воды, и до недавнего времени подводная навигация была доступна только военным или в баснословно дорогих промышленных решениях.

    Под водой существует инерциальная навигация, основанная на счислении движения объекта от известной точки на поверхности. Но даже самые дорогие системы данного вида дают накопление ошибки на сотни метров за полчаса. Чтобы понять все трудности создания хорошей инерциальной системы, представьте, что вам завязали глаза и везут по городу на машине. Запоминая все повороты, ускорения и торможения, вы пытаетесь понять, где именно находитесь. Но со временем вы не только перестанете понимать движение автомобиля, но скорость, с которой он движется.

    • http://sk.ru/cfs-file.ashx/__key/communityserver-blogs-components-weblogfiles/00-00-00-21-34/5807.1.jpg
    • http://sk.ru/cfs-file.ashx/__key/communityserver-blogs-components-weblogfiles/00-00-00-21-34/5807.1.jpg

    АО «НИИМА «Прогресс» участвовало в салоне на коллективном стенде АО «Росэлектроника». Представленный на МАКСе чип ПРО-04 имеет ряд уникальных особенностей: выполнен по технологии КМОП 55 нм и способен принимать сигналы сразу трех навигационных систем — российской ГЛОНАСС, американской GPS и европейской GALILEO. Навигационный модуль состоит из чипа радиоприемного тракта для частоты L1 и цифрового чипа, решающего задачи цифровой обработки сигналов и, собственно, навигации.

    Цифровой чип включает в себя многоканальный коррелятор, машины быстрого поиска сигнала, процессорное ядро, память, интерфейсы и представляет собой «систему на кристалле» (СнК). Эти два чипа объединены с флэш памятью в одном стандартном корпусе типа BGA и представляют собой «систему в корпусе» (СвК) с размерами 8×8 мм.

  • Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех приступил к серийному производству навигационного приемного модуля нового поколения, выполненного по технологии КМОП 55 нм. При этом специалисты холдинга готовятся освоить топологию 40 нм. Прежний технологический уровень выпускаемых модулей составлял 130 нм.

    Устройство позволяет принимать и обрабатывать сигналы всех существующих навигационных систем — российской ГЛОНАСС, американской GPS и европейской Galileo, что обеспечивает максимальную надежность навигации в сложных условиях (горы, лес, плотная городская застройка), а также при техническом сбое или намеренном отключении навигационного сигнала на тех или иных спутниках. При этом устройство обладает габаритами достаточно малыми для мобильного применения — 14,3×13,7×2,6 мм.

    Разработку модуля, получившего обозначение «ПРО-04», выполнило московское предприятие холдинга — АО «НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс», в сотрудничестве с ООО «ДЦ «Геостар навигация».

    Компания Marvelmind Robotics привезла на выставку MWC 2017 в Барселону самую точную на планете систему навигации. Она позволит роботам ориентироваться в пространстве с точностью до 2 см.

    Особенности разработки

    GPS в помещениях работает очень плохо. Причина — в отсутствии спутников в прямой видимости и в том, что точность измеряется метрами, а не сантиметрами. Другие навигационные системы на базе Bluetooth, радиомаяков, одометрии и магнитометрии, а также RSSI, UWB или лазерной триангуляции также имеют серьезные недостатки. Прежде всего, это точность, цена или размер.

    Чтобы компактному роботу пройти в дверной проем, точности существующих систем GPS/GLONASS недостаточно. Инженеры Marvelmind Robotics предложили решение — систему датчиков, которая устанавливается в помещении и монтируется непосредственно на робота или другое устройство.

  • 21-22 июля Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы представил на Форуме стратегических инициатив лучшие образцы инновационного производства столицы. На форуме московский департамент представил четыре стенда — «Медицина», «Робототехника», «Технологии для города» и «Дополненная реальность».

    Экспозиция «Технологии для города» была посвящена автоматизированным решениям концепции «умный город». Так, компания «ЭЛВИС-НеоТек» продемонстрировала платформу безопасности Оrwell 2k на базе интеллектуального видеонаблюдения: алгоритмы компьютерного зрения классифицируют объекты и ситуации, а интерактивный дисплей позволяет диспетчеру принимать оперативные меры.

    Разработка АО «ТРОНИК» — сеть «умных» уличных фонарей, которые совмещают энергосберегающие светодиодные лампы, датчики естественной освещённости, маршрутизаторы Wi-Fi для беспроводного доступа в интернет и систему видеонаблюдения.

  • Российская компания, занимающаяся производством и поставками оборудования в области организации воздушного движения, стала победителем в тендере и займется разработкой уникального аэронавигационного командно-мониторингового центра для министерства транспорта Республики Индонезия.

    Согласно условиям тендера российская компания «Азимут» должна будет выполнит контракт в течение 180 дней. В тендере на создание мониторингового центра в Индонезии, помимо «Азимута», участвовали известные мировые компании, в частности американские Lockheed Martin и Harris, французская Thales Group.

  • Новый командно-диспетчерский пункт аэропорта Елизово введен в эксплуатацию, первый взлет и посадка с новой взлетно-посадочной полосы должны состояться до 1 июня 2016 года. Об этом в четверг сообщили в Спецстрое России.

    Федеральное агентство воздушного транспорта выдало разрешение на ввод в эксплуатацию нового командно-диспетчерского пункта (КДП) аэропорта Елизово.

    «12 мая 2016 года диспетчеры „Камчатаэронавигации“ начали принимать самолеты в аэропорту Елизово с нового командно-диспетчерского пункта. Первым воздушным судном, которое совершило посадку в аэропорту Петропавловск-Камчатский под управлением с новой вышки, стал Як-40, следовавший рейсом DE252 по маршруту Палана — Петропавловск-Камчатский», — сказали в Спецстрое.

    В ведомстве подчеркнули, что реконструкция главного аэродрома Камчатского края продолжается: строители сосредоточили главные усилия на том, чтобы сдать комиссии светосигнальное и радиотехническое оборудование новой взлетно-посадочной полосы. «Первый взлет и посадка с новой взлетно-посадочной полосы аэродрома Елизово должны состояться до 1 июня 2016 года», — уточнили в строительном ведомстве.

    На проект реконструкции аэропорта выделено 12,12 млрд рублей. Модернизация комплекса должна увеличить пропускную способность аэропорта и дать возможность принимать все типы воздушных судов, а также повысить уровень обеспечения безопасности полетов.

    В России проходит испытания новая бесплатформенная инерциальная навигационная система для отечественной палубной авиации. Об этом сообщил Даниил Бренерман, гендиректор Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ), разработавшего аппаратуру.

    По его словам, уже в ближайшее время завершится адаптация бесплатформенной инерциальной системы ко всем новым и модернизируемым летательным аппаратам Воздушно-космических сил России.

    Бесплатформенная навигационная система (БИНС) предназначена для определения местоположения летательного аппарата, а также комплексной обработки и выдачи навигационной и пилотажной информации, при этом полностью автономно, то есть без использования спутниковой навигации и связи с наземными объектами.

  • Новейшие интеллектуальные системы информационного обеспечения подразделений общественной безопасности и охраны правопорядка представлены в составе экспозиции МВД России на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015», которая проходит в Москве с 20 по 23 октября. Для повышения эффективности работы российских полицейских АО «Российские космические системы» (РКС, входит в ОРКК) интегрировало в новой разработке передовые цифровые технологии и возможности спутниковой навигации ГЛОНАСС.

  • Разработка позволяет одновременно отслеживать местоположение до 600 абонентов

    Объединенная приборостроительная корпорация создала систему, позволяющую защитить военные объекты, командные пункты, закрытые НИИ и предприятия от несанкционированных действий должностных лиц и шпионажа, а также отслеживать перемещение людей там, где не работают GPS и ГЛОНАСС. Разработка представлена на выставке «День инноваций Министерства обороны РФ».

    Система предназначена для армии, силовых структур, военных и закрытых гражданских объектов, в том числе для оборонных предприятий и потенциально опасных производств. В режиме реального времени она отражает на электронных картах все передвижения внутри помещений. История перемещений любого абонента при этом сохраняется в энергонезависимой памяти и доступна в течение трех месяцев.

    Первый эксплуатационный образец новой бортовой информационной системы (БИС) «КАМАЗ-Штурман» был представлен на стенде компании во время выставки COMTRANS 2015.

    Совместная разработка специалистов КАМАЗа и Московского конструкторского бюро «Компас» объединяет преимущества навигационных систем, мультимедийных ресурсов, сети Интернет и мобильной связи.

    Систему с дружественным пользовательским интерфейсом, удобным управлением и интуитивно понятным меню специалисты установят на автомобили нового модельного ряда, начиная с магистрального тягача КАМАЗ-5490.

  • С началом уборочной страды на полях подразделения «Волгоградской АгроПромышленной Компании» в селе Матышево Руднянского района началось испытание спутниковой навигационной системы для сельскохозяйственной уборочной техники.

    До настоящего времени подобное оборудование устанавливалось только на тракторах, работающих на обработке почвы, во время посевной кампании. Прокладка маршрута для трактора во время посева приводит к появлению идеально прямых строчек всходов. По утверждению работников компании, такая технология, где руки механизатора включаются в работу только во время разворотов, исключает ошибки во время движения, позволяет максимально использовать посевную площадь.

    И вот теперь космическая навигация приходит на помощь и комбайнерам.

  • Судно «Селенга», принадлежащее ОАО «Сахалинское морское пароходство», первым из транспортных судов прошло восточным сектором Севморпути от Берингова пролива до порта Певек в навигацию 2015 года. 21 июля судно прибыло в порт Певек, куда доставило грузы для предприятий, работающих в арктических широтах. Об этом 28 июля 2015 года сообщила пресс-служба ОАО «Сахалинское морское пароходство».

    Как сообщается, благодаря эффективной работе стивидоров порта Певек, после выгрузки груза в кратчайшие сроки на судно «Селенга» была погружена продукция местного горно-обогатительного предприятия — рудный концентрата назначением на порт Находка. 27 июля судно вышло из Певека в порт назначения. В период арктической навигации 2015 года судно совершит еще два круговых рейсов до порта Певек и обратно.

    © ИТАР-ТАСС/Донат Сорокин

    Ученые Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) разработали компактный радиолокационный датчик нового поколения, благодаря которому можно создать высокоточный радар размером со смартфон. Об этом сообщили сегодня в пресс- службе вуза.

    «Разработанные учеными ТУСУРа датчики совместно с данными видеокамер позволят обеспечить полностью автономное управление транспортом в любых погодных условиях и в любое время суток. Датчики могут использоваться в робототехнике, при создании систем автопилота для автомобилей и беспилотных летательных аппаратов», - сообщили в пресс-службе.

    По данным вуза, от существующих аналогов разработку отличают малые размеры и высокая точность распознавания окружающей обстановки. По словам руководителя проекта Андрея Гельцера, существует жесткая связь между размером антенны радара и разрешением — способностью «различить» два стоящих рядом объекта.

    Международный военно-технический форум «Армия 2015» прошел 16-19 июня в подмосковной Кубинке. Малое инновационное предприятие «ФАЛТ-Инжиниринг», созданное при участии МФТИ, продемонстрировало свою новую разработку: электронный планшет летчика «Аэронавигатор».

    Устройство АНП.01 «Аэронавигатор» является системой класса EFB — Electronic Flight Bag — и представляет собой совокупность планшетного компьютера с установленным на нем программным обеспечением. Электронный планшет летчика предназначен для хранения и отображения аэронавигационной информации, прокладки маршрута с учетом временных ограничений, автоматизации взаимодействия со службами управления воздушным движением, предоставления других функций EFB, необходимых для работы членам экипажа воздушного судна.

  • Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») разработал для самолетов Дальней авиации, включая бомбардировщики Ту-160, систему астронавигации АНС-2009, которая позволяет с высокой точностью определять координаты самолета на основе данных о положении звезд. Об этом сообщил 29 июня журналистам заместитель гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.

    «Такой метод является максимально надежным в боевых условиях, когда навигационные спутниковые системы могут быть выведены из строя противником. АНС-2009 может устанавливаться на самолете вместе с бесплатформенными инерциальными навигационными системами, не требующими наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов», — пояснил Михеев.

    Он подчеркнул, что задел, полученный в ходе работ над АНС-2009, будет использован в разработке перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА).

    Сейчас Дальняя авиация России располагает тремя типами самолетов - Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Для нее разрабатывается новый стратегический бомбардировщик — ПАК ДА, который должен впервые подняться в воздух в 2019-2020 годах. Кроме того, принято решение о возобновлении производства обновленного Ту-160 — как заявлял ранее главком ВВС России Виктор Бондарев, военные планируют приобрести не менее 50 таких машин.

    Опытный образец новейшей бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-2015, способной работать без связи с GPS и ГЛОНАСС, уже готов и прошел все испытания. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу «Научно-исследовательского института авиационного оборудования» (НИИАО) Александра Воробьева.

    «Сейчас речь идет о начале серийного производства. Скорее всего, оно будет осуществляться на Раменском приборостроительном заводе, так как на нем делали предыдущие инерциальные системы такого класса», — сообщил Воробьев, добавив, что опытный образец уже готов и прошел все испытания.

    По его словам, система работает без коррекции от спутников GPS или ГЛОНАСС. «Она может быть использована на спецбортах, чтобы их траекторию полета не могли засечь, либо в боевой авиации», — пояснил Воробьев.

  • Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разрабатывает бесплатформенную инерциальную навигационную систему БИНС