•  © rosenergoatom.ru

    Дополнительная выработка электроэнергии российскими АЭС (филиалы Концерна «Росэнергоатом», входит в Электроэнергетический дивизион Росатома) в 2018 году уже превысила 5 миллиардов киловатт-часов.

    Сверх планового задания (по состоянию на 17 августа) с начала года атомными станциями было выработано 5013,75 млн кВтч электроэнергии. Плановое задание ФАС по выработке электроэнергии выполнено на 104,17%. Всего с начала 2018 года АЭС России выработали (на 17 августа) 125,257 млрд кВтч электроэнергии при плановом задании 120,244 млрд кВтч, а с начала месяца — 9098,88 млн кВтч (при плане 8534,66 млн кВтч). Целевой уровень по выработке электроэнергии для АЭС Концерна «Росэнергоатом» в 2018 году составляет 203,5 миллиардов киловатт-часов.

    • На строящемся энергоблоке №2 Нововоронежской АЭС-2 успешно завершились гидравлические испытания второго контура на плотность и прочность
    • На строящемся энергоблоке №2 Нововоронежской АЭС-2 успешно завершились гидравлические испытания второго контура на плотность и прочность
    •  © rosenergoatom.ru

    В рамках этапа холодно-горячей обкатки (ХГО) оборудования на энергоблоке № 2 Нововоронежской АЭС-2 (№ 7 НВАЭС) 10 августа 13:40 успешно завершились гидравлические испытания 2-го контура на плотность и прочность.

    Испытания подтвердили, что оборудование и трубопроводы второго контура изготовлены и смонтированы качественно, их теплогидравлические, прочностные, вибрационные и динамические характеристики соответствуют проектным.

    Таким образом, успешная реализация всех испытаний в рамках «холодной» фазы холодно-горячей обкатки оборудования энергоблока № 2 НВАЭС-2 (№ 7 НВАЭС) будет означать переход к следующей фазе этапа — «горячей».

    Этап холодно-горячей обкатки оборудования — последняя крупная технологическая операция перед физическим пуском — начался на энергоблоке 1 августа.

    •  © rosenergoatom.ru

    Всероссийский научно-исследовательский Институт по Эксплуатации Атомных Электростанций ввёл в эксплуатацию первый в электроэнергетическом дивизионе Росатома мобильный комплекс гамма-спектрометрического оборудования, нацеленный на повышение безопасности эксплуатации АЭС и улучшение условий труда персонала.

    В Нововоронежском филиале АО «ВНИИАЭС» реализован инвестиционный проект по созданию системы мониторинга состава активированных отложений на внутренней поверхности первого контура АЭС с реакторами ВВЭР и контура многократной принудительной циркуляции энергоблоков РБМК.

    На основании анализа гамма-активных изотопов оценивается полнота и качество водно-химического режима реакторных установок. Результаты измерений позволят повысить эффективность контроля коррозионных процессов в оборудовании и трубопроводах энергоблоков АЭС.

    Мониторинг выполняется дистанционно, с внешней стороны оборудования, поэтому использование системы приведет к снижению дозовых нагрузок на персонал, которому теперь не придется проводить сложную процедуру — вскрывать оборудование первого контура и брать пробы с внутренней поверхности.

    •  © www.rosatom.ru

    9 августа на строительной площадке Курской АЭС-2 прошло торжественное мероприятие в честь окончания бетонирования фундамента первого энергоблока ВВР-ТОИ.

    Бетонирование фундаментной плиты энергоблока № 1 — это одно из ключевых событий года на площадке сооружения второй очереди станции, завершение первой крупной технологической операции.

    К настоящему времени на площадке сооружения Курской АЭС-2 сформирован внешний контур подземной части реакторного здания энергоблока № 1, где будут размещаться устройство удержания активной зоны реактора («ловушка расплава»), а также технологические помещения. Кроме того, идет монтаж армоблоков на внутренних и кольцевых стенах объекта.

    Энергоблоки № 1 и № 2 КуАЭС-2 поколения «3+" являются пилотными энергоблоками, сооружаемыми по проекту ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор типовой оптимизированный информационный). Это новый проект, созданный российскими проектировщиками (Группа компаний ASE, инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») на базе технических решений проекта АЭС с ВВЭР-1200.

  • На Курской АЭС-2 (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик — АСЭ, инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом») специалисты завершили первый этап по возведению стен реакторного отделения энергоблока № 1 на месяц раньше установленного графиком срока.

    Стены были возведены с отметки -5,400 до отметки -2,150.

    Работы проводила подрядная организация «Трест РосСЭМ», входящая в структуру инжинирингового дивизиона Росатома.

    Специалистами «Треста РосСЭМ» выполнены работы по монтажу укрупнённых арматурных блоков общей массой 413 тонн и уложено 859 кубометров. бетона.

    Следующим ключевым событием на площадке сооружения Курской АЭС-2 будет монтаж одного из важных элементов системы безопасности — устройства локализации расплава, или ловушки расплава. Проведения этих работ запланировано на ноябрь-декабрь текущего года.

    •  © rosatom.ru

    На второй очереди Ленинградской АЭС началось комплексное опробование инновационного энергоблока № 1. В течение 15 суток энергоблок будет работать в непрерывном режиме на уровне мощности 100%.

    В это время окончательно будет подтверждена работоспособность и соответствие проекту всех технологических систем и оборудования.

    •  © rosatom.ru

    В ПАО «ППГХО» (Забайкальский край, входит в контур управления Уранового холдинга «АРМЗ"/Горнорудный дивизион Госкорпорации «Росатом») началась отработка технологии получения ферросилиция. Работы ведутся в рамках программы диверсификации.

    Технологию производства ферросилиция из пиритных огарков разработала Центральная научно-исследовательская лаборатория ППГХО при участии компании «Шимко групп».

    Пиритные огарки накапливались в ППГХО как отходы применявшейся до начала 1990-х годов технологии производства серной кислоты. За 20 лет работы цеха их накопилось около 4,5 млн. тонн. Таким образом, в случае успешных испытаний технологии, реализация проекта приведет не только к получению дополнительной прибыли, но и к существенному снижению нагрузки на окружающую среду.

    •  © energybase.ru

    На стройплощадке инновационного энергоблока № 2 Ленинградской АЭС-2 специалисты завершили монтаж всего основного оборудования турбинного цеха. Работы ведутся в полном соответствии с графиком.

    «На сегодняшний день уже находятся на проектных отметках: статор, сепараторы-пароперегреватели, деаэратор, конденсаторы турбины, подогреватели высокого и низкого давления, теплообменники. Выполнена центровка вала турбины, успешно эксплуатируются три мостовых крана. На четырех отметках здания турбины, общая площадь которых составляет почти 25 тыс. кв. метров, ведется монтаж более 5 тыс. тонн трубопроводов и почти 4 тыс. единиц арматуры», — сообщил Алексей Бирюков, главный специалист по монтажным работам отдела строительного контроля УКС строящейся Ленинградской АЭС.

    •  © www.atominfo.ru

    С территории завода «ТЯЖМАШ» был отправлен транспортный шлюз для Ленинградской АЭС-2. Изделию предстоит добраться по автомобильной дороге до причала АО «СНПЗ», затем его путь будет проложен на речной барже через Волгу и Онежское озеро, а конечной точкой маршрута станет город Сосновый Бор в Ленинградской области.

    В истории предприятия это уже второй транспортный шлюз: в 2017 году подобное изделие было отгружено на Белорусскую АЭС.

    Благодаря накопленному опыту заводчане смогли ускорить многие процессы, в частности пусконаладку и приёмо-сдаточные испытания. Кроме того, была отлажена настройка датчиков перемещения полотна и повышена точность его позиционирования.

    Сегодня в работе у коллектива осталось ещё пять транспортных шлюзов — один для Белорусской АЭС и по два для Курской АЭС-2 и АЭС «Руппур» в Бангладеш. Также идёт активная борьба за участие в тендерах для других зарубежных станций.

    •  © rosatom.ru

    На энергоблоке № 2 Нововоронежской АЭС-2 стартовал этап холодно-горячей обкатки оборудования — важнейшего этапа пуско-наладочных работ. Этап ХГО продлится около 100 суток. Обкатка началась с «холодной» фазы", которая в соответствии с графиком займет 35 суток.

    «Мы уже провели гидравлические испытания 1-го и 2-го контура на давление 3,2 Мпа и 2,0 Мпа, подтвердили целостность этих контуров, — отметил директор Нововоронежской АЭС Владимир Поваров. — Теперь будем включать главные циркуляционные насосы, выполнять необходимые испытания на плотность и прочность. Мы должны подтвердить, что все механизмы работают штатно и впоследствии перейти к этапам, которые связаны с получением лицензии Ростехнадзора на загрузку ядерного топлива в реактор».

    •  © www.rosatom.ru

    В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш») завершился процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу реактора силовой установки «РИТМ-200». Операция была проведена в ходе изготовления первого реактора для второго серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал».

    В ходе работы применялась технология управляемой сварки, позволяющая контролировать и управлять сварочными деформациями для получения заданных значений геометрических размеров изделия. «Это самая сложная технологическая операция сварки при изготовлении корпуса реактора. Длится она непрерывно в течение 17 дней. Две смены идут сварочные работы, в третью — радиографический контроль. Среди сложностей я бы назвал стеснённые условия работы в специальном сборочно-сварочном стапеле, неповоротное положение сварных швов, глубокую разделку — толщина шва составляет 82 мм», — пояснил главный сварщик ПАО «ЗиО-Подольск» Александр Морозов.

    Кроме того, завод завершил изготовление гидрокамер для второго реактора РУ «РИТМ-200» ледокола «Урала». Операция по их сварке с корпусом реактора пройдёт в августе.

    Ранее «ЗиО-Подольск» изготовил реакторные установки «РИТМ-200» для ледоколов нового поколения «Арктика» и «Сибирь».

    • Атомные ледоколы Росатомфлота за зимне-весеннею навигацию обеспечили проводку 253 судов валовой вместимостью 10,9 млн тонн

      •  © portnews.ru

      Атомный ледокол «Таймыр» Росатомфлота 22 июля 2018 года завершил проводку танкера «Псков» из Обской губы в район мыс Желания. Ледокольное обеспечение этого рейса стало заключительным этапом зимне-весенней навигации Росатомфлота. За восемь месяцев работы в акватории Северного морского пути — с декабря 2017 по июль 2018 года — атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот» обеспечили безопасную проводку 253 судов суммарной валовой вместимостью 10,9 млн тонн (за декабрь 2016 года — июнь 2017 года это значение составило 5,6 млн тонн).

      •  © vniinm.ru

      Специалисты Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара (ВНИИНМ) разработали основные элементы технологии изготовления волокон карбида кремния для создания композитных конструкционных материалов, а также труб-оболочек тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) нового поколения на основе карбида кремния (SiC). Данные работы ведутся в рамках программы по созданию толерантного ядерного топлива, которое позволит существенно повысить безопасность атомных станций.

      •  © www.rosatom.ru
      АО «НИИТФА» (г. Москва, предприятие научного дивизиона Госкорпорации «Росатом») в рамках научной деятельности по разработке импортозамещающего оборудования для ядерной медицины завершило работы по настройке аналого-цифровой многоканальной масштабируемой системы обработки информации опытного образца позитронно-эмиссионного томографа. Далее специалисты Института приступают к комплексным техническим испытаниям аппаратно-программных средств ПЭТ.

      • На Ленинградской АЭС специалисты выполнили сварку главного циркуляционного трубопровода энергоблока №2 с реактором ВВЭР-1200 быстрее аналогичной операции на первом энергоблоке
      • На Ленинградской АЭС специалисты выполнили сварку главного циркуляционного трубопровода энергоблока №2 с реактором ВВЭР-1200 быстрее аналогичной операции на первом энергоблоке
      •  © rosenergoatom.ru

      На втором энергоблоке с реактором ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС завершена сварка перлитной части и термообработка стыков главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ). Все элементы трубопровода соединены между собой и приварены к корпусу реактора, парогенераторам и главным циркуляционным насосам.

      Специалисты генподрядной организации справились с этой важной тепломонтажной операцией за 85 суток. Это на 23 суток меньше, чем потребовалось для выполнения аналогичной операции на первом энергоблоке ВВЭР-1200 в 2015 году.

      Как рассказал главный инженер строящейся Ленинградской АЭС Александр Беляев, сокращение сроков производства данных работ было достигнуто за счет нескольких факторов: наличия высококлассных специалистов, имеющих опыт работ по сварке ГЦТ на энергоблоке № 1 ВВЭР-1200, четкой организации всего технологического процесса, оптимизации операций нагрева под сварку и термообработку, повышения уровня взаимодействия между монтажным и сварочным участком подрядной организации. Большую роль сыграло и то, что руководство Ленинградской АЭС обеспечило надежное функционирование системы контроля за выполнением сварки трубопровода.

      •  © www.ueip.ru

      Уральский электрохимический комбинат первым в Росатоме перевел 48 единиц внутризаводского электротранспорта на системы накопления энергии на базе литий-ионных аккумуляторов. Пилотные проекты по созданию и опытной эксплуатации систем накопления энергии на базе литий-ионных аккумуляторов производства НПО «Центротех» были реализованы на комбинате в 2013-2014 годах. Тогда переоснастили 30 единиц техники, чтобы подтвердить технико-экономические показатели. В результате первого эксперимента экономический эффект от эксплуатации новых батарей оставил 6,3 млн рублей в год.

      В рамках второго этапа работ по проекту с участием Центротеха были оснащены еще 18 единиц электротранспорта комбината, что позволило снизить затраты на эксплуатацию и обслуживание автопарка на 5,4 млн рублей в год.

      •  © cdn1.img.ria.ru

      Строительство с участием России энергоблока № 2 АЭС «Руппур» началось в субботу 14 июля в Бангладеш. Нажатием символической кнопки началась торжественная церемония заливки первого бетона в основание будущего энергоблока.

      АЭС «Руппур» с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается по российскому проекту в 160 километрах от столицы Бангладеш города Дакки. Строительство первого энергоблока станции началось 30 ноября 2017 года.

      Восьмого июля нынешнего года регулирующий орган Бангладеш в сфере атомной энергетики выдал лицензию на начало строительства энергоблока № 2.

      Начало промышленной эксплуатации первого энергоблока АЭС «Руппур» намечен на 2023 год, второго — на 2024 год.

      •  © energybase.ru

      В рамках международной промышленной выставки"Иннопром-2018″ в Екатеринбурге Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» представила новые перспективные продукты и технологии своих предприятий в области аддитивной печати, систем накопления энергии, цифрового производства,металлургии и др.

      Посетителям выставки продемонстрирован модульный 3D-принтер металлической SLM-печати(selective laser melting; селективное лазерное плавление), который позволяет создавать изделия на основе цифровой модели.

      Серийное производство 3D-принтеров второго поколения предполагается начать до конца 2018 года на промплощадке в Новоуральске Свердловской области, где расположены два предприятия Топливной компании ТВЭЛ — Уральский электрохимический комбинат (АО «УЭХК») и научно-производственное объединение «Центротех» (ООО «НПО"Центротех»).

      • АЭС "Куданкулам"
      • АЭС "Куданкулам"
      •  © www.atominfo.ru

      Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, заключили контракт на изготовление и поставку двух транспортных шлюзов для третьего и четвёртого строящихся энергоблоков АЭС «Куданкулам» в Индии.

      Транспортный шлюз представляет собой герметично запираемую камеру и предназначен для защиты персонала АЭС и окружающей среды от радиоактивного воздействия при перезагрузке ядерного топлива и при ввозе-вывозе оборудования во время планово-предупредительных ремонтов.

      Длина шлюза — 14 метров, диаметр центральной секции — 9 метров, вес — 280 тонн.

      Первые такие изделия Ижорские заводы изготовили и поставили на первый и второй энергоблоки АЭС «Куданкулам» в 2008-2009 годах.

      Напомним, что контракт на изготовление и поставку оборудования для третьего энергоблока индийской АЭС был подписан в августе 2015 года, а на оборудование для четвертого энергоблока — в июне 2016 года.

      Согласно контрактам, Ижорские заводы изготовят и поставят на строящуюся вторую очередь атомной станции два комплекта оборудования, включающего корпус реактора ВВЭР-1000 с внутрикорпусными устройствами и блоком верхним, компенсатор давления и главный циркуляционный трубопровод, кольца опорное и упорное, детали главного уплотнения, образцы-свидетели, а также приспособление для центровки блока верхнего.

      •  © pro-arctic.ru

      АО «Первая горнорудная компания» (входит в урановый холдинг госкорпорации «Росатом» АРМЗ) начала инженерные изыскания под строительство портового комплекса — главного инфраструктурного объекта, необходимого для реализации проекта строительства горно-обогатительного комбината по переработке свинцово-цинковых руд Павловского месторождения на Новой Земле.

      Порт планируется построить на губе Безымянная. Объем инвестиций, необходимый на строительство портового комплекса, оценен в 6 млрд рублей. В начале июня в акваторию губы была доставлена платформа с буровой установкой, осуществляющей заборы грунтов на разных глубинах. Полученные данные необходимы для проектирования основной подводной части портового комплекса. Проектирование станет следующим этапом реализации проекта, начать который планируется в августе, отмечается в сообщении.

      Балансовые запасы расположенного на Новой Земле Павловского месторождения по категориям B+C1+C2 составляют более 2,48 миллиона тонн цинка, 549 тысяч тонн свинца и 1194 тонны серебра.