53

О программах самолета-заправщика Ил-96-400ТЗ и перспективных транспортных самолетов СВТС и ПТС

В корпоративном журнале АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) «Горизонты» (в недавно вышедшем № 4 за 2016 год — здесь ) опубликован материал «Перспективы «Ильюшина» с изложением небезынтересной информации об основных перспективных работах АО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина».

Находящийся на аэродроме АО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» головной грузовой самолет Ил-96-400Т (регистрационный номер RA-96101, заводской номер 97693201001), подлежащий переоборудованию в самолет-заправщик Ил-96-400ТЗ для ВКС России. Воронеж, февраль 2015 года © Сергей Пугачев / russianplanes.net ( ссылка )

В частности о программе самолета-заправщика Ил-96-400ТЗ, о которой уже некоторое время не было сведений, сообщается:

«В 2015 году управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что военное ведомство заключило контракт с ОАКна постройку самолетов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Эта машина создается на базе грузовой модификации Ил-96-400Т. Он будет способен передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км.

На Ил-96-400ТЗ будут установлены универсальные приборы авиационной заправки УПАЗ-1, прекрасно зарекомендовавшиесебя на строевых самолетах-топливозаправщиках Ил-78.

Самолеты соберут в Воронеже, где были построены все лайнеры семейства Ил-96. «ВАСО оправдал наши ожидания, — заявил заместитель председателя Правительства России после посещения в 2016 году Воронежского акционерного самолетостроительного.— Компания способна производить больше конкурентной продукции. России нужны мощные стратегические топливозаправщики. Возможно, разворачивать их производство будем именно здесь».

Компания «Ил» своевременно начала работы по созданию Ил-96-400ТЗ. Были выполнены и летные испытания, подтвердившие возможность создания этой версии лайнера. «Те полеты, которые мы провели в паре с истребителями, показали, что Ил-96-400ТЗ совместим с маленькими самолетами, а совместимость с большими самолетами мы уже будем оценивать при проведении госиспытаний, — рассказал генеральный конструктор компании «Ил» Николай Таликов.— Мы, со своей стороны, уверены в том, что из Ил-96-400Т можно сделать топливозаправщик для военной авиации».

Самолет Ил-96-400Т— грузовая модификация Ил-96-300, разработанная с учетом пожеланий авиакомпаний и соответствующая всем современным отечественным и мировым требованиям. На нем установлено отечественное оборудование, включая четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1. Максимальная коммерческая нагрузка Ил-96-400Т составляет 92 т.

«По результатам совещания у Президента России нам было дано указание продолжить работы по топливозаправщику на базе Ил-96-400Т, — рассказала Ольга Круглякова [заместитель главного конструктора по аэродинамике, динамике полета и системе управления — заместитель начальника бюро эскизного проектирования АО «Ил"].— Раньше военные только хотели иметь 65 тонн топлива на дальности 3,5 тыс. км. Теперь проект был скорректирован, они хотят иметь не просто топливозаправщик, а конвертируемый вариант: возить и грузы, и людей, а когда хотят— проводить заправку». В связи с новыми пожеланиями заказчика прошла корректировка техзадания, выполнена перекомпоновка самолета.

На нижней палубе разместятся баки с топливом для дозаправки, наверху за кабиной экипажа — кресла для пассажиров, дальше — место для контейнеров. Прорабатывается вопрос загрузки машины. Самолет должен базироваться не на гражданских, а на военных аэродромах, где нет погрузчиков для стандартных контейнеров. Поэтому заказчику рекомендовано приобрести таковые».

СВТС (Ил-214). Продолжаются в «Ильюшине» и работы по другой традиционной тематике предприятия— военно-транспортным самолетам. Запустив в серию модернизированный тяжелый Ил-76МД-90А, выйдя на этап сборки первого летного Ил-112 В, компания «Ил» вернулась к проекту среднего военно-транспортного самолета (СВТС) с полезной нагрузкой в районе 20-25 тонн. Этот проект неоднократно менял свои названия. Еще в 1990-е годы начинались проработки машины в этой размерности под индексом Ил-214. Затем в 2000-е годы создавался совместный российско-индийский проект многоцелевого транспортного самолета (МТС), названный в Индии Multi-role Transport Aircraft (MTA). Однако по независящим от «Ильюшина» причинам Индия пока приостановила участие в этой программе.

«Тогда было очень много специфических требований— высотные аэродромы в горах до 5 километров, жара, плюс они на него собирались поставить какое-то необычайное количество вооружения, включая бомбы и пушки, — рассказывает Ольга Круглякова.— Хотели, чтобы он был ударным, стрелял, бомбил, заправлял и заправлялся, да еще и грузы возил. Мы их пытались убедить, что при таком количестве задач можно сделать только самолет, который будет плохо выполнять все эти функции».

Теперь российские Воздушно-космические силы возвращаются к идее создания самолета в этой размерности. «Самолет имнужен вместо состарившихся Ан-12, — говорит Круглякова.— Решили запустить полномасштабный ОКР с 2017 года. Техзадание практически полностью подписано. Для нас этот самолет будет проще, чем с индийцами. Если брать российское техзадание, то там все гораздо продуманней».

Одной из проблем прежнего проекта МТС/MTA была основная силовая установка. Для столь особых требований, которыевыдвигала индийская сторона, пришлось ставить на самолет двигатель ПС-90. Однако этот двигатель с тягой от 16 тонн был явно больше потребностей машины, рассчитанной на 20-тонную перевозимую нагрузку. Без специфических индийских требований, для нынешнего СВТС вполне подходит двигатель ПД-14, создаваемый в настоящее время в Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в состав госкорпорации «Ростех») для пассажирского самолета МС-21. В качестве же первого этапа «Ильюшин» предлагает вариант с ПС-90.

«Для начала мы предложили провести продувки полной модели самолета с двигателями ПС-90 и ПД-14 — у них гондолыразного диаметра, — рассказывает Ольга Круглякова.— Если в 2017 году будет запущен полноценный ОКР по СВТС, онначнется с эскизного проекта самолета. Но на него нельзя выйти, не имея продувок полной модели. Поэтому и была предложена идея начать продувки опережающими темпами».

Кроме того, «Ил» предлагает установить на СВТС трехканальную электродистанционную систему управления: один канал основной, второй— упрощенный, третий— резервный. Благодаря этому удастся обеспечить шестикратное резервирование системы.

Дальнейшие перспективы. Ведутся в «Ильюшине» также проработки новых машин большой и сверхбольшойгрузоподъемности. В начале 2016 года началась работа по перспективному тяжелому военно-транспортному самолету(ПТС). Рассматривались варианты лайнера со 100-тонной полезной нагрузкой, потом с 80-тонной. Прорабатывались варианты расположения грузов в два ряда, с проходом между ними. Заказчики при этом высказывали пожелания о скорости крейсерского полета 850 км/час.

«Но не бывает чудес!— вздыхает Ольга Круглякова.— При таком фюзеляже к нему должно быть громадное крыло с огромной массой. Тогда получалось, что мы будем возить только сами себя. Тогда мы сделали такое предложение: сделать базовый на 80 тонн. Если добавить вставку в фюзеляж по примеру Ил-76МФ— получаем 100-тонную версию. Для 60-тонной наоборот вырезаем секцию фюзеляжа. И никаких двух рядов размещения грузов».

Прорабатываются вопросы и сверхтяжелых самолетов с грузоподъемностью более 100 тонн. Но для этого потребуетсяновый мощный отечественный двигатель. В настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация готовитсяк созданию турбовентиляторных двигателей большой тяги для перспективных самолетов. По словам главного конструктора семейства двигателей ПД в компании «Авиадвигатель» Игоря Максимова, в линейке больших моторов базовым предполагается сделать ПД-35 с тягой 35 тонн. Именно такой мотор даст возможность говорить о перспективном сверхтяжелом транспортном лайнере.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 2
    Dani Max Dani Max
    16.01.1718:01:34

    понимаю, что слегка не по теме, но мне показалось, стоит опубликовать))

    Пы.Сы. от себя, то что решили из 96 делать многофункциональный ТЗ…ну…это шикааарно))

  • 1
    A_SEVER A_SEVER
    16.01.1718:09:57

    Запустив в серию модернизированный тяжелый Ил-76МД-90А
    и не построив в минувшем 2016 году ни одного самолёта, компания «Ил»…

    • 0
      Нет аватара ivania
      16.01.1723:08:10

      Непонятно, почему так «буксует» производство Ил-76МД-90А, ведь у него хороший экспортный потенциал. Авиастар в одиночку не справляется?

      Отредактировано: ivania~00:09 17.01.17
      • 4
        A_SEVER A_SEVER
        16.01.1723:30:39

        почему так «буксует» производство Ил-76МД-90А
        На «Авиастаре» началась реконструкция сборочного цеха.

  • 3
    Нет аватара Инженер2015
    16.01.1719:42:16

    программасамолета-заправщика Ил-96-400ТЗ
    на мой взгляд пустая трата денег, так как уже вот вот выйдет новый заправщик на базе модернизированного Ил76 с теме же движками ПС90. Надеюсь они найдут более разумное предназначение этих ресурсов

    компания «Ил» вернулась к проекту среднего военно-транспортного самолета
    а вот это радует

    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      16.01.1719:56:52

      на базе модернизированного Ил76
      У Ил-96-400ТЗ возможности больше, чем у Ил-78М-90А, но на него сейчас нет денег.

  • 1
    Денис К Денис К
    16.01.1722:41:01

    думаю илу надо выбрать целью ил 96, и ил 112 ну их доводить до ума, а не бросаться на все сразу…

    и все кб распределить по уровням., по машинам…, а то всегда перекос… что бы каждое кб занималось своим делом тем что у него лучше всего получается…

    да и транспортник военные захотят турболет.

    Отредактировано: Денис Ко~23:41 16.01.17
  • 0
    Нет аватара ivania
    16.01.1723:13:57

    Зачем проектировать сверхтяжелый транспортник, если на единственный летающий Ан-225 и так небольшой спрос. Лучше бы на Ил-112 и 214 сконцентрировались

    Отредактировано: ivania~00:14 17.01.17
    • 0
      Denis Grabov
      16.01.1723:25:32

      Сверхтяжелый пригодится военнвм на росмийских просторах и мчс. Украинцы его жают только для гражданских целей (предположительно).

  • 0
    Denis Grabov
    16.01.1723:26:52

    А кто-нибудь слышал про парашют для самолетов? Знакомый мой про это слышал где-то.

    • 0
      Dani Max Dani Max
      16.01.1723:34:59

      если вы про экстренный для легкомоторников, то был как-то пост…но давно

      Отредактировано: Dani Max~01:19 17.01.17
      • -1
        Denis Grabov
        16.01.1723:44:09

        Нет, я про парашют для больших. Ведь десантируют бронетехнику на парашюте, а за несколько метров до земли включаются тормоза-твердотопливные ракеты

  • -1
    Denis Grabov
    16.01.1723:48:24

    Вообще парашюты были бы революцией. В википедии пишут, что атомные самолеты способны летать, но не получили распространения из-за радиации в случае крушения.

  • 0
    Denis Grabov
    16.01.1723:54:46

    А вот еще интересно: обшивать самолеты не листами металла, а сеткой из арматуры залитой в полиэтилен. Какие вообще могут бвть проблемы при этом? Кстати, самолеты станет менее заметен для врага если он военный…

    • 1
      Михаил Раскин
      17.01.1712:03:18

      Обшивка в самолете — не декорация, а силовой элемент (в большинстве схем).

      • 0
        Denis Grabov
        17.01.1712:12:18

        Так для силового элемента я и предлагаю арматуру. Ведь, к примеру, шуховская и Эйфелева башня не сплошная и при этом достаточно прочные.

        • 2
          Михаил Раскин
          17.01.1712:24:59

          Сетка и ферма — это сильно разные вещи) Сетка не способна работать ни на сдвиг, ни на кручение. Обе башни имеют ферменную конструкцию.

          Кроме того, основной способ крепления обшивки — клепка. Попробуйте приклепать полиэтилен.

          Отредактировано: Михаил Раскин~13:27 17.01.17
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,