Лого Сделано у нас

Российские ученые создали авионику мирового уровня

Премию правительства РФ получила группа ученых за создание вычислительной техники, обеспечивающей безопасность летательных аппаратов.

У наших самолетов и вертолетов довольно странное реноме. По своим летательным качествам они вполне конкурентоспособны с лучшей в мире техникой, а вот их "мозг", электронные системы управления явно уступают. Не секрет, что, покупая наши летательные аппараты, зарубежные партнеры извлекают из нее электронную начинку, так называемую авионику, и устанавливают более современную. Причина? Мы серьезно отстаем в элементной базе. Кстати, это отставание привело к серии аварий нашей космической техники. И в такой ситуации группе российских ученых присуждена престижная премия именно за создание авионики. Странно? И тем не менее это так.

Российские ученые создали авионику на новых принципах. Испытания на отечественных летательных аппаратах показали, что эта техника ничем не уступает лучшим зарубежным аналогам, а в чем-то ее превосходит. Например, в радиационной стойкости. Это очень важно, так как в верхних слоях атмосферы радиационный фон может превосходить норму в 100 раз, что может привести к сбою техники.

 

Вину за большинство катастроф сегодня возлагают на человека. Но ведь аппараты буквально напичканы умной электроникой, там и компьютеры, и память, и линии связи, и системы сбора информации, и много чего еще. Почему же, имея такое подспорье, самолеты падают? Дело в том, что и техника, и задачи, которые перед ней ставят, стремительно усложняются, объясняют эксперты. Скажем, военная авиация постоянно меняется. Здесь и огромные скорости, и сложнейшие маневры, и противодействие изощренному, технически прекрасно оснащенному противнику. Надо постоянно следить за огромным объемом информации о своей машине, о противнике, о состоянии внешней среды. Даже электронный мозг не поспевает за предъявляемыми к летательному аппарату требованиями. А в воздухе к нему предъявляются особые, взаимоисключающие требования. Он должен максимально быстро "щелкать" сложнейшие задачи и одновременно быть предельно компактным и простым. Ведь чем сложней техника, тем ниже ее надежность. А еще противостоять различным внешним воздействиям - радиации, температуре, давлению, влажности.

 

Но этого мало. Увы, электронный мозг ограничен в своих талантах. Не позволяет знаменитый закон Мура, который гласит, что количество элементов в микросхемах из кремния удваиваться каждый год. Но это не может продолжаться бесконечно, нельзя на единицу площади посадить элементов больше, чем некий физический предел. Какой же выход? Сегодня в ведущих лабораториях мира ищут разные ходы, чтобы обойти закон Мура. Например, в обычные кремневые микросхемы "поселяются" новые элементы из других материалов. Российские ученые из Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики применили давно известные сегнетоэлектрики. Они не пропускают электрический ток, но одновременно они обладают одним удивительным качеством: при различных воздействиях, скажем, изменении температур, меняют свою поляризацию. И только за счет этого электронный мозг стал соображать намного быстрей. Дело в том, что в обычных кремневых микросхемах информация принимается и передается последовательно, что тормозит всю работу. А сегнетоэлектрики позволили создать сразу множество параллельных каналов. В итоге многократно повысилась скорость обработки информации.

 

Но вроде бы сегнетоэлектрики и все их "плюсы" известны давно. Почему только сейчас пришло их время? По словам специалистов, они очень капризны. Их очень непросто "подселить" в обычную кремневую микросхему. Дело в том, что для создания такого гибрида из сегнетоэлектрика и кремния их надо обрабатывать при температуре 700 С. Но такой режим "убивает" микросхему из кремния, верхний предел для него - 500 С. Многие годы потребовалось ученым, чтобы опуститься к этому пределу со 700 С. Каждые десять градусов - это была победа, как у спринтера тысячные доли на стометровке.

 

Сегодня в мире всего несколько фирм освоили подобную технологию и продают свою авионику по всему миру. Теперь и у России появился шанс включиться в эту гонку.

 

Справка "РГ"

 

В авторский коллектив, удостоенный премии правительства "За разработку эффективных алгоритмов обработки информации и создание отказоустойчивых интегрированных вычислительных комплексов, устройств и компонентов бортовых систем обеспечения безопасности функционирования летательных аппаратов", входят Александр Сигов (руководитель работы), Константин Воротилов, Александр Лучников, Евгений Ивашов, Алексей Каперко, Сергей Степанчиков, Александр Воробьев, Николай Макаров.

 


  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    13.04.1202:54:07
    снимаю шляпу. +
  • 0
    Romeo Romeo
    13.04.1205:21:16
  • 0
    Ivan_S Ivan_S
    13.04.1207:21:34
    Молодцы.
  • 0
    Нет аватара Kapitan
    13.04.1207:49:58
    Россия вперёд!
  • 0
    Нет аватара silver-35
    13.04.1209:14:13
    Перспективненько! А нет ли у кого-нибудь информации о том, когда будет отлаживаться производство и на каком предприятии? Скорее бы на поток поставили! А то, действительно, сейчас приходится с достаточно старой элементной базой работать...((
  • 0
    28_2010 28_2010
    13.04.1218:15:17
    Очень хорошее достижение, особенно в такой области! ЗачОт!
  • 0
    Нет аватара kassio
    13.04.1219:06:02
    +100
    • 0
      Нет аватара Palant1
      13.04.1223:15:46
      На Инофоруме год назад тролли хоронили гражданское авиастроение, особенно "рыдали" по безвозвратно утраченной авионике... Я уж с дуру поверил почти! Отбивался до последнего патрона. Кричал, что дайте 3 года!!! Обманули меня все. И инофорумские тролли и... отечественные авиастроители! Здорово. Двигатели и планер строим сами, теперь имеем авионику. Что там на очереди?
      Отредактировано: Palant1~23:47 13.04.12
      • 0
        Нет аватара FataMorgana
        14.04.1200:26:57
        Автономные ударные БЛА
        • 0
          drHemp drHemp
          14.04.1202:23:30
              + ядерный космический двигатель    
      • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара KotoPes
    17.04.1211:51:18
    Есть замечание: "Не секрет, что, покупая наши летательные аппараты, зарубежные партнеры извлекают из нее электронную начинку, так называемую авионику, и устанавливают более современную." Это полная лажа. Самолеты сертифицируются, как авиационный комплекс. И если вы переделали авиаонику, то на изделие уже не распространяется сертификат летной годности. Потом тут есть куча чисто технических пролем: Окуда брать спецификации информационного обмена с агрегатами, которые не подлежат замене? Например двигателем, гидросистемой, электородичтанцыонным управлением. Как адаптировать программное обеспечение со старого комплекса на новый. А если часть алгоритмов реализована аппаратно. Вот например есть в самолетах, такая система КСУ-комплексная система управления. Она отвечает за стабилизацию самолета. Без нее сверхзвуковые истребители вообще плохо умеют летать. И как ее менять на другой прибор, если не известны алгоритным по которым производится анализ действий летчика и то как должны вести себя механические части самолета? Это нереальная задача. Для интеграции нового комплекса с самолетом ножно не меньше года. И если это делает не в рамках серийного выпуска,это обсолюно не рентабильно. Если необходимы дополнительные пояснения, я готов их предоставить. Но убедительно прошу, убрать эту фразу из статьи.
    • 0
      Zveruga Zveruga
      21.04.1213:36:41
      Скорее всего автор статьи имел ввиду другое. При закупке нашего вооружения некоторые покупатели отказываются от отечественной авионики и просят установить импортную или сами в совместном производстве устанавливают свою. Пример Индия, Китай, Малазия. Именно после таких проектов тролли на форумах стали кричать, россияне просрали электронику и даже в свои самолеты ставят израильскую. Что конечно же неправда.
      • 0
        Нет аватара KotoPes
        24.04.1209:29:39
        Так я же никого ни в чем не обвиняю, просто люди, которые не очень хорошо ориентируются в авионике могут принять написанное за чистую монету, а это не правильно. Конечно, все доработки в КБО производятся на стадии проектирования, что я в своем уточняющем посте отметил отдельно.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,