83

В ЦАГИ создали технологию, вдвое снижающую колебания вертолётных лопастей

  •  © aviation21.ru

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли экспериментальные продувки вертолётной лопасти с целью отработки технологии гашения колебаний.

Полёт вертолёта — крайне сложное аэродинамическое явление: лопасти вращаются и в то же время взаимодействуют с набегающим потоком воздуха. В результате каждая из них сначала движется навстречу потоку, потом по потоку. Разная относительная скорость приводит к несимметричному созданию подъёмной силы. Это явление можно компенсировать с помощью изменения циклического шага у лопастей несущего винта, уменьшив подъёмную силу на «наступающей» лопасти и увеличив на «отступающей», однако при увеличении скорости полёта этого становится недостаточно.

Специалисты ЦАГИ предложили иное решение. Они разработали принципиально новую конфигурацию лопасти — её задняя часть (триммер) отклоняется подобно закрылку самолёта, в определённый момент увеличивая, а через пол-оборота винта уменьшая подъёмную силу и гася нежелательные вибрации.

В настоящее время учёные проводят аэродинамические испытания новых конфигураций. В качестве модели выбрана лопасть, по размерам сопоставимая с лопастью самого массового в мире вертолёта Ми-8. Сравнительные эксперименты без триммеров и с ними показали, что амплитуда вибраций «гасится» в 2-2,5 раза.

«Данная технология позволит повысить крейсерскую скорость вертолёта, снизить нагрузки, продлить ресурс конструкции, улучшить комфорт пассажиров и экипажа и уменьшить шум от винта. А в будущем пригодится при создании автоматической интеллектуальной системы корректировки действий пилота», — рассказал ведущий инженер отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ЦАГИ Михаил Ерёмин.

Испытания проводятся в рамках научно-исследовательской работы «Исследования в обеспечение создания НТЗ для перспективных винтокрылых летательных аппаратов и роботизированных авиационных систем», шифр — «ВКЛА 2025» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Стоимость НИР оценивается в ₽876,7 млн. По итогам НИР должно быть сформировано НТЗ по аэродинамике и прочности для вертолётов нового поколения со скоростями до 350-400 км/час и преобразуемых ВКЛА со скоростями до 700 км/час. Также должны быть исследованы возможные компоновки несущих винтов и корпусов с учётом требований по шуму, аэроупругости и безопасности.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 5
    Zveruga Zveruga
    22.11.1817:54:15

    Для сверхскоростного вертолёта критичная технология.

  • 2
    kolop kolop
    23.11.1811:32:27

    С таким винтом все зарубежные конкуренты будут «нервно курить в сторонке».

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,