В Царском селе восстановили портал из лазурита
Во время войны лазуритовая отделка стен была полностью уничтожена. Как заявила директор музея-заповедника «Царское село» Ольга Таратынова, Лионский зал по значимости сравним для музейщиков с Янтарной комнатой.
— Нам очень жаль, что этот шедевр погиб в войне, — заявила Ольга Таратынова. — Но не случайно мы открыли этот зал в нынешнем виде. Мы хотели, чтобы наши посетители, проходя по нашим прекрасным залам, могли видеть, что работы все-таки продолжаются.
Воссоздание одного из порталов в музее считают первым шагом к возвращению исторического облика парадного интерьера. Для него потребовалось 150 килограммов лазурита. Работы финансировались не государством, а благотворителями — они обошлись в 5 миллионов рублей.
— На все нам просто не хватает средств, — продолжает Ольга Таратынова. — Мы сосредоточились на павильонах Александровского парка. Но нам бы все равно очень хотелось продолжить то, что было начато экс-руководителем «Царского села» Иваном Петровичем Саутовым. Мы мечтаем продолжить восстановительные работы и во дворце. Однако смета на восстановление Лионского зала очень высока — он был роскошный и выделялся своей уникальной исключительной отделкой. Воссоздание портала — только первый шаг, однако теперь у нас появилось желание продолжать эти маленькие шажки, которые в конечном итоге приведут к тому, что мы в первозданном виде увидим этот зал.
Работы по изготовлению портала из лазурита выполняли реставраторы «Царскосельской янвтарной мастерской», которые занимались воссозданием Янтарной комнаты. Так работать с камнем в России, пожалуй, не умеет никто.
— Это была сложная работа, так как речь о 100-процентном воссоздании, которое делалось по историческим фотографиям и архитектурному проекту, — рассказал Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской. — Приходилось много трудиться: был этап рисования, лепки, cоздания форм — то есть сложные технологические вещи. Мы очень рады, что наша шестимесячная работа над воссозданием портала увенчалась успехом.Как рассказал Борис Игдалов, в работе использовался лазурит из Афганистана. Хотя исторически в этом зале использовался забайкальский лазурит. Но в нем много белых включений, поэтому отходы от работы с ним были бы колоссальными. Ведь по задумке архитектора проекта все должно быть синим. Афганский лазурит оказался в этом смысле более экономичным.
А что дальше? Руководство музея говорит, что первым делом будут восстанавливаться порталы — их еще два. А потом можно будет подумать о самом дорогом элементе интерьера Лионского зала — панели из лазурита, которая опоясывала весь зал.
Лионский зал: непростая историяЗал создавался в 1781 — 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе — на золотистом сияющем фоне фазаны, павлины, лебеди в сложном переплетении гирлянд и ветвей. Лазуритовый декор Лионского зала в XVIII веке состоял из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, опоясывающих помещение по всему периметру, наличников окон, обрамления дверей. Каменный набор был выполнен из тонких пластин байкальского лазурита, наклеенных на основу из известняка в технике, получившей впоследствии название «русская мозаика».
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
Yarhann03.03.1700:57:29
03.03.1709:30:47
Yarhann03.03.1709:45:18
03.03.1709:36:19
03.03.1722:42:51