стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
17

Уникальный гетерогенный катализатор разработали северо-осетинские ученые

Осетинские ученые, возможно, будут участвовать в королевских гонках «Формулы-1». Правда, не в качестве пилотов, а в составе научной команды. Российская группа гонщиков заинтересовалась уникальной разработкой исследователей. Сейчас в лаборатории ученые ведут работы именно по их заказу. Гетерогенный катализатор, который изобрели молодые физики Северо-Осетинского Государственного Университета (СОГУ), превращает продукты сгорания снова в топливо.

Несколько несложных манипуляций, и кристалл боромолибдена помещают в специальный аппарат. Камера сверхвысокого вакуума обеспечивает исследование свойств невзрачной на вид частички. Эта песчинка — часть будущего «чудо-порошка», с помощью которого продукты сгорания — углекислый газ и вода — снова превращаются в топливо. Уникальный гетерогенный катализатор создали в стенах лаборатории СОГУ.

«В данном случае мы загрузили наш новый образец, полученный экспериментально, это оксид молибдена, который был выращен в специальной игольчатой модификации, загрузку мы произвели для того, чтобы выявить, какие же свойства новые появляются у данного кристалла в данной модификации», — рассказывает сотрудник центра коллективного пользования «Физика и технология наноструктур» Сослан Хубежов.

Помочь двигателю автомобиля работать гораздо быстрее и снизить затрату энергии в два-три раза — это еще не все на что способно активизирующее вещество. Как утверждают, его разработчики увидеть результат можно просто засыпав порошок в рабочую часть автомобиля.

«После того, как мы получили оксид молибдена, мы его в вакууме соединяем с бором, то есть покрываем тонкой нанопленкой бора. После этого он у нас из прозрачного становится темным, и только после того, как он в вакууме покрывается слоем бора, он превращается в катализатор, который может из продуктов сгорания топлива — метанола, метилового спирта, который имеет газообразную структуру — может заново до 30% сгоревшего топлива заново конвертировать в исходное жидкое топливо метанол. Коэффициент полезного действия поднимается — 30% бензина обратно в бак», — говорит кандидат технических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния СОГУ Иван Силаев.

Одна из самых ответственных частей исследования ложится на хрупкие женские плечи. После рентгеноструктурного анализа образец исследуют с помощью атомно-силового микроскопа. От того, насколько тщательно проведен анализ, зависит дальнейшее использование кристалла.

По словам научного руководителя центра Тамерлана Магкоева, к этому открытию в лаборатории шли несколько лет, но научный рывок осуществили за последний год. Не последнюю роль в этом сыграло приобретение новейшего суперсовременного оборудования. Теперь опыты можно проводить непосредственно на местах, а не выезжать за пределы республики, как это было еще совсем недавно.

В лаборатории параллельно ведется множество исследований, но создание катализатора — одно из приоритетных направлений сейчас. Дальнейших результатов очень ждут в Москве.

Уникальной разработкой осетинских ученых заинтересовалась российская команда «Формулы-1». Сейчас в лаборатории продолжаются исследования катализатора именно по их заказу. Закончить последние тесты и приступить к испытаниям в реальных условиях планируется уже к началу следующего года. Специалисты центра «Физики и технологий наноструктур» надеются, что изобретение поможет отечественным болидам стать самыми быстрыми в королевских гонках.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 2
    Нет аватара Zor
    22.07.1514:35:27

    А я то, грешным делом, думал, что Северная Осетия это скорее здравница, чем кузница. А оказалось вон оно как. Североосетинским учёным плюс!

  • 1
    Нет аватара SergePerovsky
    22.07.1518:47:50

    превращает продукты сгорания снова в топливо.

    Кто-то, что-то путает. Надеюсь, что журналист.

    • 1
      Нет аватара Cinik
      22.07.1522:23:03

      Журналист, конечно. Продукты сгорания в топливо не превращаются, просто из выхлопных газов выделяются несгоревшие углеводороды.

      • 0
        Нет аватара SergePerovsky
        24.07.1517:13:53

        30% топлива не сгорает?

        • 0
          Нет аватара Cinik
          24.07.1518:04:19

          Насчёт 30% не уверен. Тут либо доцент приврал, либо журналист напутал. Скорее всего, речь шла о том, что 30% несгоревших углеводородов с помощью этой технологии можно вернуть в работу.

          А вообще, на каких-то экстремальных режимах работы формульного ДВСа может быть довольно значительное недожигание топлива.

          Я так подозреваю, что «формульщики» этим заинтересовались (а они всем подряд интересуются), потому что по регламенту за гонку можно израсходовать не более 100 литров топлива. Тут каждый грамм на счету.

          Можно пойти двумя путями: либо улучшать двигатель на предмет максимально полного сгорания топлива (что вовсе не обязательно пропорционально повышает его КПД), либо делать двигатель не столь оптимальным в плане чистоты выхлопных газов в расчёте на рециркуляцию топлива.

  • 0
    Нет аватара Cinik
    24.07.1518:52:16

    Кстати, не очень понятно, что такое «Российская группа гонщиков».

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,