22

Легендарный «Чуйский тракт»

Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам... Василий Шукшин

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Первое упоминание о торговом пути «Алтайский камень» встречается в 1667 году в приказе Тобольского воеводы Петра Годунова. Веком позже в письменных источниках появились заметки о тропе, проложенной русскими купцами в районе реки Чуя. Так родилась знаменитая Северная дорога Великого Шелкового пути, по которой на Алтай завозились товары из Тибета, Китая и Передней Азии.

Самым опасным участком Чуйского торгового пути считался проезд через гору Ак-Бом у поселка Белый Бом. Тропа была такой узкой, что две лошади и даже два пешехода не могли на ней разойтись. Погонщик сначала проходил вперед и клал на другом конце тропы шапку – предупреждение для идущих ему навстречу, а затем возвращался к своим попутчикам. Поэтому можно сказать, что прообраз современного светофора появился именно на Алтае.

В следующие три с половиной века, благодаря самоотверженному труду нескольких поколений, порой опасному и подневольному, Чуйский тракт из вьючной тропы превратился в дорогу, необходимую сотням тысяч людей. В 1922 году Чуйский тракт получил статус федеральной трассы.

Сегодня «Чуйский тракт» является главной дорогой Алтайского края и Республики Алтай, пересекая их с севера-запада на юго-восток, обеспечивая транспортную связь с Новосибирской областью и Западно-Сибирским регионом. Кроме того, дорога входит в международную евроазиатскую сеть и образует выход России в республику Монголия и далее в Китай.

АЛТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН

В Республике Алтай едва ли не самый низкий по Западной Сибири показатель плотности сети автодорог: 37 км на 1000 кв.км территории. Каждый год Алтай принимает около 1,2 миллионов туристов - искателей приключений, желающих полюбоваться величием гор и насладиться красотой монументальной природы. Дорожная обстановка здесь сложная ввиду резко пересеченного и горного рельефа, а также большого количества мостов - 130 штук на 1000 км дорог. На дорогах республики Алтай насчитывается 34 горных перевала, которые издревле считаются у алтайцев священным местом. Здесь благодарят духов и просят удачи в пути. При этом перевалы и сегодня остаются наиболее сложными участками дорог.

Протяженность участка «Чуйского тракта», проходящего по территориям края и Республики Алтай с подъездами к Барнаулу и Горно-Алтайску, составляет 854 км. Среднесуточный трафик движения транспорта колеблется от 305 авт/сут (автомобилей в сутки) на участках, приграничных с Монголией - до 28,7 тыс. авт/сут на подъезде к Барнаулу, а при пиковой интенсивности достигает 48,8 тыс. авт/сутки.

К ТУРИСТИЧЕСКИМ ТРОПАМ

Магистраль напрямую влияет на экономическое развитие Алтайского края и Республики Алтай: по ней осуществляется «львиная» доля грузовых и пассажирских перевозок. Дорога является «стволом» древа транспортной инфраструктуры края и республики, к которому примыкает «крона» территориальных дорог. Альтернативы автомобильному транспорту в Республике Алтай пока нет. Ежегодно свыше миллиона туристов проезжает по маршруту Барнаул – Бийск – левобережье реки Катуни. «Чуйский тракт» является составляющей большинства туристских маршрутов края, в том числе знаменитых - «Малого Золотого кольца Алтая», «Большого Золотого кольца Алтая» и автомобильного трансграничного историко-культурного маршрута «Казачья подкова Алтая».

Участки «Чуйского тракта», запроектированные инженерами из Барнаульского филиала института ГИПРОДОРНИИ проходят вблизи туристических и природоохранных зон:

- «Лебединый заказник» в Советском районе, который учрежден с целью сохранения единственной на Алтае зимовки лебедей-кликунов;

- «Бирюзовая Катунь» в Алтайском районе на левом берегу реки Катунь около горы «Красный камень»;

- археологический парк и «Тавдинские пещеры», которые находятся на левом берегу Катуни в районе поселка Известковый на территории туркомплекса «Бирюзовая Катунь»;

-  «Озеро Ая» — пресноводное озеро в горной котловине левого берега реки Катуни в 10 км к югу от села Майма.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

  В рамках государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы и федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» реализуется проект по созданию автотуристского кластера «Золотые ворота» в старейшем городе края - Бийске, основанном в 1709 году. По словам Начальника Управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрия Владимировича Захарова: «проект позволит развить туристскую инфраструктуру и придорожный сервис, построить современный информационный центр, который будет способствовать перераспределению туристских потоков по территории края и повышению уровня комфортности пребывания в регионе региона. В настоящее время за счет бюджетов различного уровня к внешним границам кластера подведена инженерная и электрическая инфраструктура в высокой степени готовности находится комплекс автосервиса, проката и продажи автомобилей. Ориентировочный срок реализации инвестиционного проекта «Золотые ворота» - 2016 год. Предполагаемая стоимость строительства кластера составляет 1,4 млрд. рублей».

В 2013-м году завершено строительство 2-й очереди обхода Бийска, что позволило вывести транзитный транспорт за черту города. Таким образом, удалось  завершить начатые в 1995 году планы по обходу города, разгрузить улицы и жилые районы от потока транзитного транспорта и улучшить экологическую обстановку. При расположении дороги вблизи жилой застройки (как и природо-охранных зон) предусмотрены средства защиты – акустические экраны. «Принцип работы шумозащитного экрана основан на создании зоны звуковой тени за ним в результате частичного отражения звука от его поверхности. При правильно выбранных параметрах (высоте и протяженности) такие экраны снижают уровень шума около 20 дБ, что является достаточным для обеспечения норм по шуму не только на прилегающей территории, но и в жилых домах», - пояснил Лаврентий Сергеевич Нам, директор Барнаульского ГИПРОДОРНИИ, по проекту которого построен обход города.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Строительство головного участка дороги от Новосибирска до Барнаула было выполнено в 1960-е годы; от Барнаула до Бийска – в 1970-е годы. В связи с увеличением интенсивности транспортного потока возникла потребность в реконструкции трассы под 2-ю техническую категорию. В течение почти 40 лет различные участки Чуйского тракта расширялись и модернизировались. В 2002-м году был введен в эксплуатацию «Подъезд к г. Барнаулу» - первый на Алтае участок автодороги 1-й технической категории.

В данный момент по заказу ФКУ Упрдор «Алтай» в рамках федеральной целевой программы готовятся проекты реконструкции: самого «узкого» участка «Чуйского тракта» км 150- км 158 с мостом через реку Чумыш, построенном ещё в 1964 году; автодороги вблизи станций Озерки и Цаплино, а также проект обхода села Майма.

К 100-летию легендарной автодороги, которое будет отмечаться в 2022 году, планируется завершить реконструкцию под 1-ю техническую категорию головного участка Чуйского тракта протяженностью почти 100 км: от границы с Новосибирской до Баюново. Данный участок превратится в современную дорогу с 4-мя полосами движения, разделительной полосой, транспортными развязками в разных уровнях, наружным электро-освещением и надземным пешеходным переходами. «Кроме того мы планируем оснастить наш «Чуйский такт» автоматическими, электронными системами передачи дорожно-эксплуатационной информации до диспетчерских служб заказчика и подрядчика с целью оперативного принятия решений по содержанию дороги. В наших силах не только выполнять реконструкцию участков дороги, но и качественно содержать всё то, что досталось нам от предшественников, и, конечно, повышать безопасность и комфортность проезда по нашему «Чуйскому тракту» вплоть до границы с Монголией», - делится планами первый заместитель начальника ФКУ Упрдор «Алтай» Сергей Валентинович Гончар.

(с) Евгения Евграфова, Наталия Ткачева

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,