31

Самый большой в истории корабль, когда-либо поставленный на экспорт, официально передан ВМС Индии

Очень интересный репортаж от BMPD о передачи Индии авианосца Викрамадитья. Очень много интересных подробностей после знакомство с которыми ни у кого не останется сомнений - наши завершили уникальный и титанический проект. Красавцы и умнички. То ли еще будет!

P.S. Есть упоминание политиков и генералитета, но я не стал резать, потому что интересна вся эта кухня и детали межгосударственного взаимодействия. Если не подходит к этому блогу, прошу перенести - админам виднее :)Итак, свершилось!

В прошлую субботу, 16 ноября 2013 года, в Северодвинске на ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" состоялась церемония официальной передачи индийским ВМС авианосца R 33 Vikramaditya проекта 11430 - самого большого в истории человечества боевого корабля, когда-либо поставленного на экспорт. Напомним основные события этого впечатляющего мегапроекта. 

4 октября 2000 года - подписание российско-индийского межправительственного соглашения по передаче Индии на безвозмездной основе из состава ВМФ России тяжелого авианесущего крейсера проекта 11434 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (бывший "Баку"), предусматривающего оплату индийской стороной его переоборудования в полноценный авианосец, а также закупку для него российских истребителей и вертолетов.

20 января 2004 года - подписание ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) контракта стоимостью 972 млн долл. с Индией на ремонт и переоборудование корабля. Работы поручено осуществлять ФГУП (затем ОАО) "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (СМП) в Северодвинске. Одновременно ОАО РСК "МиГ" подписало с Индией отдельный от РОЭ контракт на разработку и производство 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ ( "9-41"/"9-47") стоимостью около 570 млн долл.

30 ноября 2005 года - корабль заведен в наливной бассейн СМП.

2006 год - дефектация материальной части корабля завершена. Сюрприз, сюрприз! - выясняется, что при заключении контракта объем работ сильно недооценен.

2007 год - кризис. Российская сторона требует увеличения стоимости контракта. Индийская сторона всерьез рассматривает возможность прекращения проекта.

4 декабря 2008 года - тем не менее, работы на СМП продолжаются, корабль спущен на воду, а в День ВМС Индии переведен к достроечной набережной.

Ноябрь 2010 года - на авианосец подано штатное электропитание и начаты швартовные испытания механизмов и систем.

12 марта 2012 года - Ценовой кризис преодолен. В Дели подписано соглашение об увеличении стоимости контракта на ремонт и переоборудование до 2,33 млрд долл.

27 декабря 2011 года - запуск первого котла.

7 апреля 2012 года - авианосец переставлен с достроечной набережной к стенду размагничивания.

8 июня 2012 года - Vikramaditya впервые выходит из Северодвинска на заводские ходовые испытания в Белом и Баренцевом море.

27 июня 2012 года - первая посадка летательного аппарата на переобрудованный корабль. На авианосец сел и вновь поднялся вертолет Ка-27ПС.

28 июля 2012 года - Михаил Беляев и Николай Диордица совершают первую посадку на авианосец истребителя МиГ-29КУБ

август 2012 - выявляются неполадки в термоизоляции котлов, технология которой по требованию индийской стороны была изменена. Передача авианосца, назначенная на 4 декабря 2012 года, переносится на год.

3 июля 2013 года - начало второго этапа испытаний Vikramaditya в Белом море.

28 июля 2013 года - авианосец на ходовых испытаниях достигает скорости 29,2 узла.

5 августа 2013 года - начало второго этапа летных испытаний. Впервые за 14 лет русские летчики совершают ночные посадки и взлеты на авианосец. Три высокопоставленных индийских морских офицера совершают посадку на авианосец в качестве вторых пилотов.

16 ноября 2013 года - корабль Vikramaditya официально передан ВМС Индии.

На церемонии передачи корабля 16 ноября присутствовал заместитель директора ЦАСТ Константин Макиенко. Публикуем его фоторепортаж:

Не будучи настоящим сварщиком, то есть фотографом, ни в коей мере не претендую на эксклюзивность и даже просто сколь-нибудь хорошее качество этих высокоталантливых снимков.

1. Начинаем с эпилога (такой вот оксюморон). Спят усталые игрушки, мишки спят. Церемония закончена, на полетной палубе Vikramaditya нет ни журналистов, ни индийских офицеров, ни русских специалистов. Все ушли, наконец, греться и праздновать. Индийский флаг (он же гюйс) гордо реет над трамплином. Пару часов назад Индия стала обладателем своего первого авианосца, способного нести самолеты горизонтального взлета, после 1989 года, когда первый индийский авианосец R 11 Vikrant (бывший английский Hercules) окончательно лишился базировавшихся на него противолодочных самолетов горизонтального взлета Breguet 1050 Alize.

  • DSC_9522
  • DSC_9522

(c) bmpd

2. А это, наоборот, начало. Десять утра, но в Северодвинске еще утренний сумрак.


  • DSC_8627
  • DSC_8627

3.

  • DSC_8797
  • DSC_8797

4.

  • DSC_9475
  • DSC_9475

5. Только ленивый не отметил героизм индийских моряков, выросших на сорокоградусной жаре, и стоически выдержавших четыре часа церемонии при минус два, с влажностью и ветром, в таких вот мундирчиках. Я так и не понял, это военно-морской понт такой, или воспитание выдержки. Имея чуть ли не пуд избыточного веса и зимнюю тельняшку двойной вязки, я под конец церемонии дрожал как цуцик, а эти бравые парни вовсю старались держать форс. У многих получалось.

  • DSC_8637
  • DSC_8637

6. Наши.

  • DSC_8638
  • DSC_8638

7. Какие-то высшие индийские военно-морские офицеры. Справа командир корабля коммодор Берри.

  • DSC_8696
  • DSC_8696

8. Подписание Акта приемки-сдачи корабля. С российской стороны Акт подписывает заместитель генерального директора РОЭ Игорь Севостьянов, с индийской - командир корабля коммодор Сурадж Берри. Не понимаю, почему на церемонии не смогли быть высшие руководители РОЭ и ФС ВТС. Вообще-то на событие такого масштаба и премьеру не стыдно было бы приехать. От индийцев, на секундочку, был министр обороны Энтони. Впрочем, отсутствие высших российских ВТСников более чем компенсировал своим приездом вице-премьер Дмитрий Рогозин. Клеветники клевещут, что, получив нагоняй от В.В. Путина за избыток самопиара и недостаток конкретной работы, Рогозин якобы сомневался, ехать ли. Но прибыл и даже вполне правильные слова сказал.

  • DSC_8885
  • DSC_8885

9. Спуск российского государственного флага на корме. Гимн, щиплет глаза (от ветра и холода, конечно), последние секунды пребывания корабля в русской юрисдикции. Слева виден нос списанного тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Ушаков" (бывшего "Киров"), стоящего на "Звездочке".

  • DSC_8930
  • DSC_8930

10. Российский флаг спущен, лейтенант несет его для передачи русскому командиру Vikramaditya во время испытаний капитану первого ранга Игорю Рябко.

  • DSC_9000
  • DSC_9000

11. Индийские и российский адмиралы и офицеры наблюдают поднятие индийского флага. Первый слева - главнокомандующий индийских ВМС Кумар Джоши, далее - главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков. Кстати, адмирал Чирков был единственный из всех выступавших русских, сказал не унылую казенно-бюрократическую бессмысленную белиберду, а  живые человеческие слова. Раз уж зашла речь о выступлениях  - хотелось бы отметить индийского главкома Джоши, который, произнося речь на английском, демонстративно перешел на русский язык, когда говорил слова благодарности рабочим "Севмаша". Наши политики к своей промышленности так относились бы.

  • DSC_9079
  • DSC_9079

12. Игорь Рябко передает полотнище российского флага адмиралу Чиркову.

  • DSC_9042
  • DSC_9042

13. Поднятие индийского военно-морского флага. Авианосец теперь - территория Индии. Нелегально нахожусь на индийской территории без визы.

  • DSC_9117
  • DSC_9117

14. Эволюции индийских моряков на флайт-деке.

  • DSC_9159
  • DSC_9159

15 Самолетоподъемник. Снято снизу из ангара.

  • DSC_9343
  • DSC_9343

16. А это ровно наоборот. Спускаюсь на самолетоподъемнике в ангар.

  • DSC_9321
  • DSC_9321

17. В ангаре.

  • DSC_9367
  • DSC_9367

18. Крайний справа - посол Индии в России, левее - коммодор Берри, далее - министр обороны Кумар Энтони, потом главком Джоши. На заднем плане - индийский экипаж Vikramaditya, с которым только что общался индийский министр обороны. Что там говорилось - слышно не было, но периодически моряки кричали какие-то свирепые речевки. Весьма, весьма impressive.

  • DSC_9381
  • DSC_9381

19. Министр обороны Индии Энтони. Если на начинающихся в Индии парламентских выборах победит Индийский Национальный Конгресс, то, весьма вероятно, что это будущий премьер-министр Индии. Несмотря на свой несуразный на русский вкус вид - весьма серьезный дядечка. Хотя он был явно сильно уставшим и, похоже, плохо себя чувствовал, но безукоризненно провел все официальные церемонии. Очень корректно и тепло комментировал российские усилия по реализации программы. По его словам, Россия - совершенно эксклюзивный, ни с кем несравнимый партнер по ВТС, отношения с которым не похожи на связи ни с одним другим поставщиком. Мне показалось, что индийские военные более чем тепло и неформально его приветствовали. Откровенно говоря, не могу себе представить российских военных, с такой же неказенной приязнью салютующих Сердюкову или Шойгу.

  • DSC_9401
  • DSC_9401

20 Главком Джоши.

  • DSC_9429
  • DSC_9429

21. Энтони и Джоши.

  • DSC_9407
  • DSC_9407

22. Коммодор Берри.

  • DSC_9436
  • DSC_9436

23

  • DSC_9467
  • DSC_9467

24. Так сказать, символы, с одной стороны, райзинг, а, с другой,  не очень чтобы сильно райзинг, военно-морских держав. На переднем плане - военно-морской флаг нового авианосца индийских ВМС Vikramaditya. На заднем плане - нуждающийся в срочной утилизации списанный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков".

  • DSC_9237
  • DSC_9237

25.

  • DSC_9565
  • DSC_9565

26. Еще раз "Адмирал Ушаков". Отремонтировать и модернизировать корабль невозможно. Но вопрос о его утилизации все еще не решен. Задержка чревата неприятными экологическими последствиями.  Вообще-то по негласному соглашению между Севмашем и "Звездочкой", гости СМП не должны фотографировать в сторону "Звездочки", и вис верса. Нарушил, каюсь. Но воздержался от снимка двух "батонов", стоящих на "Звездочке" аккурат напротив (ну ладно, чуть правее) Vikramaditya. Вообще это даже маленько доставило - два "убийцы авианосцев" напротив "легкого авианосца".

  • DSC_9560
  • DSC_9560

27. А это тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" (бывший "Калинин"). Похоже, что он сменит Vikramaditya в качестве основной надводной программы СМП. Есть основания полагать, что трудоемкость работ по модернизации "Адмирала Нахимова" будет сопоставима с объемом работ по Vikramaditya. Сапиенти сат, как у нас говорится. Сдача модернизированного "Адмирала Нахимова" номинально запланирована на 2018 год.

  • DSC_9233
  • DSC_9233

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Нет аватара Sanek80
    19.11.1314:21:32
    Мои аплодисменты.
    Не со всеми словами согласен, но статья и фотки получились информативными и живыми.
    • 0
      Нет аватара bambigod
      19.11.1314:32:18
      Да я говорю, может перенести в другой блог, но сам репортаж замечательный. Индусы конечно колоритные ребята))
      • 0
        Р Ф Р Ф
        19.11.1317:45:33
        +    

        Теперь за "Нахимова" возьмутся    
  • -3
    Нет аватара mmx
    19.11.1314:22:37
    Судя по комментам - какой-то либеральный дурачок писал.
    • 0
      Нет аватара bambigod
      19.11.1314:31:27
      Заместитель директора ЦАСТ Константин Макиенко.

      ЦАСТ и Блог BMPD в либерализме и западолизме тяжело заподозрить.
      • -4
        Нет аватара mmx
        19.11.1314:55:07
        Ну значит дурачок-жопоголик. К чему в репортаже о авианосце для индии трижды упоминать нуждающиеся в ремонте крейсеры? К чему вонь про Сердюкова и Шойгу? К чему про "райзинг и не райзинг"?
        • 2
          Нет аватара bambigod
          19.11.1315:36:42
          А Вы про это. Ну блог BMPD является не официальным блогом, они публикуют туда то, о чем нельзя сказать официально и СМИ. Репортаж является частной инициативой работника для себя и коллег. Имеет право говорить, то что думает.

          А на счет крейсеров, все по делу сказал на мой взгляд. Да и новость хорошая, что один из них станет главным надводным проектом СМП. Это значит, что компетенцию по авианосцам восстановили, сейчас восстановим по большим кораблям. И я уверен, что после этого как раз то и произойдет закладка нового эсминца, если экономика позволит.
  • 0
    Нет аватара sakmagon
    19.11.1314:39:34
    а почему вертикального взлета? Ошибочка авиагруппа на мигах
    • 0
      Нет аватара bambigod
      19.11.1315:39:44
      Пару часов назад Индия стала обладателем своего первого авианосца, способного нести самолеты горизонтального взлета, после 1989 года, когда первый индийский авианосец R 11 Vikrant (бывший английский Hercules) окончательно лишился базировавшихся на него противолодочных самолетов горизонтального взлета Breguet 1050 Alize.

      Все правильно написано) откуда вы взяли про вертикальный)
      • 0
        Нет аватара sakmagon
        19.11.1320:25:27
        значит у меня ошибочка,криво прочитал)
  • 0
    A S A S
    19.11.1315:45:36
    По поводу заголовка - перед словом "корабль" нужно бы добавить "военный", так как по-моему, если не ошибаюсь, торговые суда с водоизмещением в разы больше пачками экспортируют разные японцы/корейцы.
    • 2
      A_SEVER A_SEVER
      19.11.1316:05:23
      перед словом "корабль" нужно бы добавить "военный"
      Зачем, если слово "корабль" как раз и означает вооружённое, т.е. военное судно?    
  • 0
    Нет аватара Tcheluskin
    19.11.1315:49:36
    А нет разборчивой фотографии передней рубки спереди?

    Мне просто интересно, предусмотрено ли там место для АК-630М, или где-то ещё в передней части корабля.
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      19.11.1316:05:51
      предусмотрено ли там место для АК-630М
      Нет.
      • 0
        Нет аватара Tcheluskin
        19.11.1316:08:48
        М-да, ПВО у корабля будет ущербное. Ну да дело заказчика.
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          19.11.1316:13:00
          ПВО у корабля будет ущербное
          Это плата за желание впихнуть невпихуемое!    
          • 0
            Нет аватара Tcheluskin
            19.11.1316:24:03
            На ранних рендерах был 3-й ЗРАК спереди на рубке, в дополнении к двум на корме.



            Конечно пришлось бы ему сектор обстрела ограничивать, но всё какой-то прок.
            Отредактировано: Tcheluskin~16:34 19.11.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,