Производство Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре
Шестое посещение Комсомольска-на Амуре и авиационного завода КНААЗ произошло через неполные пять лет после последнего моего визита сюда, когда завод еще назывался КнААПО. Когда только начиналось производство Суперджетов, я наведывалась сюда каждые полгода в качестве тассовского фотокорреспондента.
На осмотр и съемку ЦОС (цеха окончательной сборки) у нас был всего один день, которого мне оказалось мало. Поэтому я дополню свой рассказ фотками из архива для полноты картины.
На сегодняшний день в цеху стоят девять самолетов. На этой фотографии видно шесть и еще трое прячутся за стеной.
Для сравнения - этот же цех в конце ноября 2006 года. На стене висит плакат "Здесь RRJ обретет жизнь". Для тех кто не в курсе - RRJ - Russian Regional Jet - самое первое название Sukhoi SuperJet. О ребрендинге было объявлено в 2006 году на авиасалоне в Фарнборо.
3.Тогда же нам показали часть фюзеляжа самого первого самолета, который через несколько месяцев должен был отправиться в ЦАГИ на статические испытания. Внутри видно Михаила Погосяна, тогдашнего директора "Сухого", у которого Костя Гольденцвайг берет интервью для программы "Авиаторы".
Первому собранному самолету присвоили номер 95002. Первая машина летная, вторая ставится на наземные испытания. У ГСС первая летная 95001, а статическая 95002. Но собрана первой 95002 потому, что во-первых, собрать летную машину и отработать на ней все системы гораздо дольше, чем собрать планер на статику. Во-вторых, Вы никогда не получите заключение на первый вылет без обжатия машины по статике, хотя бы минимального.
4. 28 января 2007 г. Самолет погрузили в "Руслан" и отправили в ЦАГИ на статические и ресурсные испытания, которые длились несколько лет.
5. Третий раз в июле 2007 группе журналистов показали борт № 95001 на стыковочном участке в ЦОС. Здесь ему дадут крылья, хвостовое оперение (кили) и к сентябрю самолет будет готов впервые показаться широкой публике.
- Первый летный экземпляр
6. Четвертое прибытие в Комсомольск-на-Амуре - выкатка Суперджета 26 сентября 2007 года.
- Выкатка Суперджета
Мои фотографии настолько понравились суховцам, что в следующем году меня пригласили снимать первый полет Суперджета. Пятый приезд был самым длительным по пребыванию в Комсомольске и на КнААПО - целых 4 дня!
7. В первый день самолет пробежался по рулежке, на второй были испытания шасси на прочность, на третий - отрыв передней стойки шасси и на четвертый день - 19 мая 2008 года Суперджет под номером 95001 впервые поднялся в воздух!
- Первый полет Суперджета 19 мая 2008
Потом последовал перерыв почти в пять лет (за это время было несколько съемок в Жуковском, ЦАГИ, на международных авиасалонах) и вот я снова на заводе! Только теперь он называется не КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение), а КНААЗ - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. А Суперджет собирают в филиале - КНАФ ЗАО ГСС.
8. Если в прошлый раз в ЦОС стояло три самолета с номерами 95001, 95003 и 95004, то сейчас собирается уже номер 95036! Он в этом году уйдет мексиканскому заказчику - авиакомпании "Интерджет", которая заказала 20 таких машин.
- 95036 для Интерджета
9. В цеху происходит финальная сборка всех частей самолета. src="http://farm9.staticflickr.com/8235/8530398787_2f458140fe_o.jpg" alt="" width="900" height="238.20026466696072" border="0" />
10. Фюзеляж собирают здесь же, в Комсомольске, кабину и хвост в Новосибирске на НАПО, стеклопластиковые обтекатели в Воронеже на ВАСО, а двигатели SAM146 привозят из Рыбинска с предприятия Power Jet - совместного детища французской Snecma и НПО "Сатурн".
11. На стыковочном участке №1 находится борт №95029, предназначенный "Аэрофлоту"
12. Здесь сейчас производится монтаж всех кабелей и авионики.
13. Монтаж кабеля в кабине. Тонкая ручная работа доверена женщинам.
Контроль жгутов проводится на специализированных автоматах заводов изготовителей. Однако существуют места, где невозможно проложить жгут с заделанными разъемами, а часть из них приходится дозаделывать на борту самолета из-за связей одного жгута с другими.
14. На фото: одна из первых предварительных проверок жгутов, которая проводится сразу после их заделки. Далее, на участке отработок под током проводятся натурные проверки взаимодействия всех блоков, пультов и другого оборудования, соединенного между собой жгутами.
15. Длина всех проводов в самолете достигает 10 километров!
16. Серийный номер при передаче заказчику будет видоизменяться. У завода свой реестр. Например, SSJ-LR на КНААЗ имеет номер 95032, а в Летно-Испытательном комплексе уже будет 97006, потому что у них свой учет, а например в Sky Aviation бортовой номер вообще состоит из комбинации букв. Номер присваивают местные авиационные власти, которые типа как в ГАИ машину на учет ставят.
17. Установка фонаря подсветки трапа
18. Монтаж агрегатов предкрылков
19. Герметизация швов вертикального хвостового оперения
20.Сборка сложной системы
кондиционирования
21. Стыковка крыла и фюзеляжа
22. Установка профиля для монтажа обтекателя крыло-фюзеляж
23. Владелец
харизматичной татухи устанавливает обтекатель
крыло-фюзеляж.
24. Роман монтирует стойки шасси, а в свободное от работы время активно посещает тренажерный зал.
25. Установка топливного насоса
26. Два сердца для самолета ждут своей очереди - движки пристыковываются к крыльям в самом конце...
27. После установки двигателей самолет ставится под ток.
28. Здесь также проверяется работа шасси и промывка гидросистем.
29. Под носовым обтекателем монтируется погодный радар.
30. Производственные мастера оценивают объем выполненных работ.
31. Ребята управляют процессами на платформе или стыковочном участке.
32. Борт №95027 будет передан Индонезийской авиакомпании SKY AVIATION.
33. В конце 2012
на КНААЗ достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц. В
2013 стоит задача сокращения такта производства, и к концу года
планируется выпускать самолет за 10 дней.
34. В этом году “Аэрофлоту” планируется передатьсемь суперджетов в компоновке full. Первый самолет версии full уже перелетел в Ульяновск, где на него устанавливается интерьер и производится покраска в корпоративные цвета авиакомпании. Ожидается, что он будет передан авиакомпании “Аэрофлот” уже в апреле этого года.
35. При этом одновременно с получением самолета в конфигурации full “Аэрофлот” будет возвращать ЗАО “ГСС” самолеты в конфигурации light. Возвращенные SSJ100 в спецификации light могут быть доработаны в соответствии с требованиями заказчиков, выразивших желание приобрести эти воздушные суда после их возврата из эксплуатации авиакомпанией “Аэрофлот”.
36. В феврале начались летные испытания первого самолета увеличенной дальности SSJ100-95LR (95032). LR - Максимальная дальность полета SSJ100LR составляет 4 578 километров. Дальность полета базовой версии самолета – 3048 км. Есть некоторые конструктивные отличия отъёмной части крыла и центроплана, но внешне это никак не проявляется. В цехе мы видим первую серийную машину - по заказу “Газпромавиа” (95033).
37. Первая машина сейчас находится в Жуковском на испытаниях, которые займут три-четыре месяца, после чего в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) будут поданы документы на сертификацию. В этом году планируется изготовить три SSJ10095LR, а первый будет поставлен заказчику уже в 2013 году.
38. 95025 - это первый full, установка интерьера и покраска будет производиться на "Авиастар-СП" в Ульяновске. Помните конкурс AFL "раскрась SSJ"? Возможно, именно он получит ливрею по дизайну победителя конкурса.
39. 95025 готов к выкатыванию из ангара. Поехали!
40. Через пару часов борт совершит свой третий испытательный полет.
41. Из цеха самолет отбуксируют на стоянку, где проведут предполетную подготовку.
42. Вид с крыши цеха
43. Утренняя тень
не так изящна, как самолет.
44. Предполетная подготовка включает в себя заправку, подключение источника наземного питания контрольную проверку систем...
45. К взлету готов!
46. 95025 планируется передать "Аэрофлоту" этой весной.
47. С оптимизмом смотрит в будущее!
48. Все ливреи Суперджета на сегодняшний день. Желтая - это не ливрея, а грунтовка. Все самолеты изначально такие.
- Ливреи Суперджета
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
15.03.1313:53:24
15.03.1313:55:53
megamashina16.03.1323:58:35