стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
8

Производство Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре

Шестое посещение Комсомольска-на Амуре и авиационного завода КНААЗ произошло через неполные пять лет после последнего моего визита сюда, когда завод еще назывался КнААПО. Когда только начиналось производство Суперджетов, я наведывалась сюда каждые полгода в качестве тассовского фотокорреспондента.

На осмотр и съемку ЦОС (цеха окончательной сборки) у нас был всего один день, которого мне оказалось мало. Поэтому я дополню свой рассказ фотками из архива для полноты картины.

На сегодняшний день в цеху стоят девять самолетов. На этой фотографии видно шесть и еще трое прячутся за стеной.

Для сравнения - этот же цех в конце ноября 2006 года. На стене висит плакат "Здесь RRJ обретет жизнь". Для тех кто не в курсе - RRJ - Russian Regional Jet - самое первое название Sukhoi SuperJet. О ребрендинге было объявлено в 2006 году на авиасалоне в Фарнборо.

3.Тогда же нам показали часть фюзеляжа самого первого самолета, который через несколько месяцев должен был отправиться в ЦАГИ на статические испытания. Внутри видно Михаила Погосяна, тогдашнего директора "Сухого", у которого Костя Гольденцвайг берет интервью для программы "Авиаторы".

Первому собранному самолету присвоили номер 95002. Первая машина летная, вторая ставится на наземные испытания. У ГСС первая летная 95001, а статическая 95002. Но собрана первой 95002 потому, что во-первых, собрать летную машину и отработать на ней все системы гораздо дольше, чем собрать планер на статику. Во-вторых, Вы никогда не получите заключение на первый вылет без обжатия машины по статике, хотя бы минимального.

4. 28 января 2007 г. Самолет погрузили в "Руслан" и отправили в ЦАГИ на статические и ресурсные испытания, которые длились несколько лет.

5. Третий раз в июле 2007 группе журналистов показали борт № 95001 на стыковочном участке в ЦОС. Здесь ему дадут крылья, хвостовое оперение (кили) и к сентябрю самолет будет готов впервые показаться широкой публике.

  • Первый летный экземпляр
  • Первый летный экземпляр

6. Четвертое прибытие в Комсомольск-на-Амуре - выкатка Суперджета 26 сентября 2007 года.

  • Выкатка Суперджета
  • Выкатка Суперджета

Мои фотографии настолько понравились суховцам, что в следующем году меня пригласили снимать первый полет Суперджета. Пятый приезд был самым длительным по пребыванию в Комсомольске и на КнААПО - целых 4 дня!

7. В первый день самолет пробежался по рулежке, на второй были испытания шасси на прочность, на третий - отрыв передней стойки шасси и на четвертый день - 19 мая 2008 года Суперджет под номером 95001 впервые поднялся в воздух!

  • Первый полет Суперджета 19 мая 2008
  • Первый полет Суперджета 19 мая 2008

Потом последовал перерыв почти в пять лет (за это время было несколько съемок в Жуковском, ЦАГИ, на международных авиасалонах) и вот я снова на заводе! Только теперь он называется не КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение), а КНААЗ - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. А Суперджет собирают в филиале - КНАФ ЗАО ГСС.

8. Если в прошлый раз в ЦОС стояло три самолета с номерами 95001, 95003 и 95004, то сейчас собирается уже номер 95036! Он в этом году уйдет мексиканскому заказчику - авиакомпании "Интерджет", которая заказала 20 таких машин.

  • 95036 для Интерджета
  • 95036 для Интерджета

9. В цеху происходит финальная сборка всех частей самолета. src="http://farm9.staticflickr.com/8235/8530398787_2f458140fe_o.jpg" alt="" width="900" height="238.20026466696072" border="0" />


10. Фюзеляж собирают здесь же, в Комсомольске, кабину и хвост в Новосибирске на НАПО, стеклопластиковые обтекатели в Воронеже на ВАСО, а двигатели SAM146 привозят из Рыбинска с предприятия Power Jet - совместного детища французской Snecma и НПО "Сатурн".


11. На стыковочном участке №1 находится борт №95029, предназначенный "Аэрофлоту" 

12. Здесь сейчас производится монтаж всех кабелей и авионики.


13. Монтаж кабеля в кабине. Тонкая ручная работа доверена женщинам.


Контроль жгутов проводится на специализированных автоматах заводов изготовителей. Однако существуют места, где невозможно проложить жгут с заделанными разъемами, а часть из них приходится дозаделывать на борту самолета из-за связей одного жгута с другими.

14. На фото: одна из первых предварительных проверок жгутов, которая проводится сразу после их заделки. Далее, на участке отработок под током проводятся натурные проверки взаимодействия всех блоков, пультов и другого оборудования, соединенного между собой жгутами.


15. Длина всех проводов в самолете достигает 10 километров!


16. Серийный номер при передаче заказчику будет видоизменяться. У завода свой реестр. Например, SSJ-LR на КНААЗ имеет номер 95032, а в Летно-Испытательном комплексе уже будет 97006, потому что у них свой учет, а например в Sky Aviation бортовой номер вообще состоит из комбинации букв. Номер присваивают местные авиационные власти, которые типа как в ГАИ машину на учет ставят.


17. Установка фонаря подсветки трапа


18. Монтаж агрегатов предкрылков


19. Герметизация швов вертикального хвостового оперения


20.Сборка сложной системы кондиционирования


21. Стыковка крыла и фюзеляжа


22. Установка профиля для монтажа обтекателя крыло-фюзеляж


23. Владелец харизматичной татухи устанавливает обтекатель крыло-фюзеляж.

24. Роман монтирует стойки шасси, а в свободное от работы время активно посещает тренажерный зал.


25. Установка топливного насоса


26. Два сердца для самолета ждут своей очереди - движки пристыковываются к крыльям в самом конце...


27. После установки двигателей самолет ставится под ток.


28. Здесь также проверяется работа шасси и промывка гидросистем.


29. Под носовым обтекателем монтируется погодный радар.


30. Производственные мастера оценивают объем выполненных работ.


31. Ребята управляют процессами на платформе или стыковочном участке.


32. Борт №95027 будет передан Индонезийской авиакомпании SKY AVIATION.


33. В конце 2012 на КНААЗ достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц. В 2013 стоит задача сокращения такта производства, и к концу года планируется выпускать самолет за 10 дней.

34. В этом году “Аэрофлоту” планируется передатьсемь суперджетов в компоновке full. Первый самолет версии full уже перелетел в Ульяновск, где на него устанавливается интерьер и производится покраска в корпоративные цвета авиакомпании. Ожидается, что он будет передан авиакомпании “Аэрофлот” уже в апреле этого года.


35. При этом одновременно с получением самолета в конфигурации full “Аэрофлот” будет возвращать ЗАО “ГСС” самолеты в конфигурации light. Возвращенные SSJ100 в спецификации light могут быть доработаны в соответствии с требованиями заказчиков, выразивших желание приобрести эти воздушные суда после их возврата из эксплуатации авиакомпанией “Аэрофлот”.


36. В феврале начались летные испытания первого самолета увеличенной дальности SSJ100-95LR (95032). LR - Максимальная дальность полета SSJ100LR составляет 4 578 километров. Дальность полета базовой версии самолета – 3048 км. Есть некоторые конструктивные отличия отъёмной части крыла и центроплана, но внешне это никак не проявляется. В цехе мы видим первую серийную машину - по заказу “Газпромавиа” (95033).


37. Первая машина сейчас находится в Жуковском на испытаниях, которые займут три-четыре месяца, после чего в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) будут поданы документы на сертификацию. В этом году планируется изготовить три SSJ10095LR, а первый будет поставлен заказчику уже в 2013 году.


38. 95025 - это первый full, установка интерьера и покраска будет производиться на "Авиастар-СП" в Ульяновске. Помните конкурс AFL "раскрась SSJ"? Возможно, именно он получит ливрею по дизайну победителя конкурса.


39. 95025 готов к выкатыванию из ангара. Поехали!


40. Через пару часов борт совершит свой третий испытательный полет.


41. Из цеха самолет отбуксируют на стоянку, где проведут предполетную подготовку.


42. Вид с крыши цеха


43. Утренняя тень не так изящна, как самолет.


44. Предполетная подготовка включает в себя заправку, подключение источника наземного питания контрольную проверку систем...


45. К взлету готов!


46. 95025 планируется передать "Аэрофлоту" этой весной.


47. С оптимизмом смотрит в будущее!


48. Все ливреи Суперджета на сегодняшний день. Желтая - это не ливрея, а грунтовка. Все самолеты изначально такие.

  • Ливреи Суперджета
  • Ливреи Суперджета

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    15.03.1313:53:24
    Здравствуйте Марина! Добро пожаловать на сайт!     Ваш замечательный репортаж уже был опубликован на нашем сайте: http://www.sdelanounas.ru/blogs/30109/ Мы будем рады, если Вы сами будете знакомить нас с Вашим творчеством, так сказать, из первых рук! А Ваш пост с этим отчётом, размещённый в блоге "Авиация", я вынужден удалить, т.к. он является "дублем"...
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    15.03.1313:55:53
    И в качестве благодарности за Ваши фотографии ставлю Вам плюс в карму!    
  • 0
    Нет аватара megamashina
    16.03.1323:58:35
    19-я фотка понравилась...
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,