Лого Сделано у нас
12

Россия и автопром - вещи несовместные? Информация для размышления.


"Фольксваген" для Путина ("Der Spiegel", Германия)Бенджамин Биддер (Benjamin Bidder)

Россия привлекает автопроизводителей своими сказочными показателями роста. Концерн Volkswagen инвестирует значительные средства на востоке и продает там десятки тысяч автомобилей марки «Русский Фольксваген» (Russkij Folkswagen). Однако успех имеет свою цену, которую Путин и правительство страны требуют в виде ответных действий от производителей.

Каждую субботу ностальгия, несмотря на мороз, выгоняет чужаков из города Вольфсбурга на улицу. Сотрудники концерна Volkswagen надевают пальто и шапки и отправляются в «Oberschwein» - пивной ресторан, расположенный в центре Калуги. В этом провинциальном городке, расположенном в 180 километрах к югу-западу от Москвы, концерн Volkswagen построил завод, вложив в него 600 миллионов евро.  Местный пивной ресторан привлекает гастарбайтеров своей «демократической обстановкой». Так русские называют приятную атмосферу. Этот по-деревенски простой пивной зал является частью немецкой родины. Компания Volkswagen направила в Калугу инженеров из Германии, Польши и Чехии. Они должны помочь завоевать прибыльный российский автомобильный рынок. Он растет так быстро, что эксперты уже не сомневаются в том, что Россия скоро обгонит Германию и станет крупнейшим автомобильным рынком Европы. Пока не ясно только, когда точно это произойдет – через два, через три или через четыре года. В этом году продажи автомобилей в России должны преодолеть отметку в три миллиона.

Для концерна Volkswagen Россия является частью амбиционных планов, связанных с БРИК, – это сокращение обозначает группу стран, в которую входят Бразилия, Россия, Индия и Китай. Именно там автомобильная отрасль рассчитывает на большой рост, тогда как в Европе и в Америке увеличения продаж ждать не приходится.

Путин превратил автомобильную отрасль в важнейшее дело


С помощью инвестиционной программы объемом в 50 миллиардов евро глава концерна VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) хочет добиться своей цели – обойти компанию Toyota и стать крупнейшим автопроизводителем в мире. Россия является важной составной частью планов, намеченных концерном из Вольфсбурга. Винтеркорн рассчитывает уже в ближайшее время продавать 500 000 автомобилей VW, Skoda и Audi на пространстве от Калининграда до Владивостока.

В настоящее время концерн вплотную занят реализацией этих планов. За прошедшие три года компания из Вольфсбурга почти втрое увеличила продажи на российском рынке. С января по октябрь нынешнего года продажи в России увеличились на 46%. К концу года количество проданных автомобилей составит 300 000. В то же время альфа-самец рынка АвтоВАЗ со своим партнером Renault-Nissan продает в три раза больше машин.

Многое зависит от Владимира Путина. Формально автомобильная отрасль находится в сфере ответственности Министерства промышленности и торговли, однако де факто в течение четырех лет работы Путина в должности премьер-министра именно его штабу принадлежало решающее слово в вопросах, связанных с производством автомобилей. Весной этого года, незадолго до обмена должностями между Путиным и занимавшим тогда пост президента Медведевым, иностранные авто-боссы спросили у сильного человека в России, к кому им надо будет обращаться в будущем со своими вопросами. Путин ответил, что он, разумеется, и дальше продолжит лично следить за развитием автомобильной отрасли.

Место встречи имеет символическое значение: с представителями местных и иностранных автопроизводителей Путин встретился в Тольятти. Этот город на берегу Волги представляет собой своего рода аналог Вольфсбурга – только российский  вариант больше по размеру. На площади в 600 гектаров расположен государственный производитель автомобилей марки «Лада» АвтоВАЗ. Однако главную речь (keynote-speach) в присутствии Путина произнес не представитель российского предприятия, а немец Маркус Озегович (Marcus Osegowitsch) – генеральный директор компании Volkswagen Group Rus.
В течение долгого времени Кремль надеялся сделать из бывшего советского производителя АвтоВАЗа конкурентоспособного глобального игрока (global player). Однако эти надежды рухнули, и Путин поручил разработать новую «стратегию автомобильного развития 2020». В разработке этих планов приняли участие представители компании Boston Consulting Group. Подготовленный документ, по словам  главы VW в России Озеговича, является вполне реалистичным.

Путинская автомобильная стратегия представляет собой сочетание международного ноу-хау с жесткой индустриальной политикой. Всего за десять лет Кремль заставил международные автоконцерны построить один за другим несколько заводов в этой громадной империи. Кроме того, Россия защитила себя от импортных транспортных средств с помощью высоких ввозных пошлин. Тот, кто хочет продавать автомобили в России, должен создавать в стране рабочие места, - таков смысл предложенной концепции.

В ближайшие годы VW должен увеличить производство автомобилей в России по крайней мере до 350 000 штук. Такие обязательства немецкий концерн, как и другие производители, должен был взять на себя по настоянию Кремля. Что касается вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), то автопроизводители не получили от этого почти никакой выгоды: Москва вынуждена были снизить импортные пошлины на новые автомобили, но в ответ на это она ввела сопоставимые обязательные сборы. Таким образом будут якобы покрыты расходы на будущую утилизацию.

Ford на западе, Mazda на востоке


Подобная модернизация по принципу пряника и кнута не соответствует догматам веры теоретиков либеральной торговли. Но ее преимущество состоит в том, что она дает результат. Россия, отставшая в 90-е годы как автомобильная нация, теперь стремительно наращивает собственные производственные мощности. В Санкт-Петербурге, на западе, выпуском автомобилей занимаются компании Ford и Toyota, в Калининграде производитель комплектующих Magna вместе с российским партнером занимается сборкой моделей BMW, а во Владивостоке на востоке страны Mazda хочет построить завод – и Mercedes также собирает в России свои фургоны Transporter. В результате уже в прошлом году с конвейеров в России сошли 1,7 миллиона автомобилей.

Достигнутые показатели автоиндустрии являются самым крупным индустриально-политическим успехом в новой России. По-прежнему экономический рост в этом стране в основном осуществляется за счет нефти и газа. Во многих областях неэффективность, бесхозяйственность и коррупция сдерживают инновационные силы страны. Однако в багаже иностранных автопроизводителей находилось не только техническое ноу-хау - они привезли с собой также более эффективные структуры управления. Это приносит свои плоды: в то время как Toyota, Ford, Hyundai и другие компании демонстрировали двузначные показатели роста, продажи автомобилей «Лада» поначалу даже сокращались.

Успех автопроизводителей оказывает косвенное влияние и на другие отрасли. Иностранные поставщики обосновались в Калуге и в Санкт-Петербурге. Это связано, конечно, с тем, что качество и надежность российских производителей пока еще оставляют желать лучшего. «Там существует другое понимание работы цепочки поставщиков, - говорит глава Volkswagen Group Rus Озегович. – Некоторые детали нельзя получить в тот момент, когда они нужны. Многие еще не понимают, что означает для нас концепция производства точно в срок (Just-in-Time-Fertigung)».

Polo и Skoda Octavia являются наиболее продаваемыми моделями. При цене примерно 10 000 евро «Русский Фольксваген», как называют его россияне, вполне доступен для представителей растущего среднего класса. По данным экономического журнала «Эксперт», концерн Volkswagen с его 5600 сотрудниками попал даже в число 40 крупнейших машиностроительных компаний России.

Немцы выступают в качестве спонсоров сборной России по футболу, а также Зимних Олимпийских игр 2014 года, которые будут проходить в черноморском городе Сочи. Специалисты из Вольфсбурга, бывшие прежде чужаками, теперь чувствуют себя на востоке как дома.

Оригинал публикации: Folkswagen fьr Putin

Опубликовано: 03/12/2012 10:50

  • 0
    Нет аватара Novokuzn1234
    05.12.1216:44:57
    " ... Весной этого года, незадолго до обмена должностями между Путиным и занимавшим тогда пост президента Медведевым ..." Какое-то неуважение к волеизъявлению людей. Я то думал, что Путин В.В. стал президентом, потому что за него проголосовали миллионы граждан, в том числе и я сам... А оказывается он стал президентом в результате какого-то "обмена" - про который (обмен) я ничего не знаю.
    • 0
      Russia_Touristo Russia_Touristo
      05.12.1216:47:14
      Ну это придирки. В целом статья то позитивная.
    • 0
      Нет аватара venice
      06.12.1222:49:24
      ахаха.. да, обмена не было ) медведев сам твёрдо решил не участвовать в выборах, но подумывает о участии в выборах 2018 )
      • 0
        Нет аватара Novokuzn1234
        07.12.1210:41:10
        Мне было безразлично "твёрдо" или не "твердо" решил Медведев не участвовать в выборах. И вообще, безразлично чего там решил Медведев. Путин стал президентом, потому что люди за него проголосовали ...
  • 0
    user78 user78
    05.12.1217:01:05
    В целом в статье сделан акцент на привлечении иностранных инвесторов и производстве их автомобилей с разной степенью локализации. Это действительно хорошо и позитивно. Но надо упомянуть, что и отечественные автомобильные заводы получили неплохое развите. Начали производить очень удачную Гранту, серьезно модернизируется и расширяется производство на ИжАвто:
    В ноябре 2012 года в цехе сборки автомобилей Гранта Ижевского автозавода установлены 12 манипуляторов: восемь - на участках снятия и установки дверей и 4 манипулятора - на участке установки передних и задних стоек. Изменения, осуществляемые в соответствии с планом модернизации сборочного конвейера, призваны увеличить темп сборки автомобилей и оптимизировать работу персонала цеха. Все операторы, работающие на новом оборудовании, проходят специальное обучение. Кроме того, 7 декабря начнется монтаж роботов для нанесения клея на стекла. Оборудование позволит аккуратно наносить на стекла клеевой вал, что приведет к точности нанесения клея и улучшит качество вклейки стекол.
    На Ижевском автомобильном заводе кипит работа по сборке LADA Granta. С момента старта производства новой модели, 25 июля, прошло полтора месяца. За первый месяц производства завод собрал более 2 тысяч автомобилей LADA Granta. В сентябре будет выпущено еще около 4 тысяч, а с октября завод планирует выйти на производство 8 тысяч машин в месяц. В целом завод планирует собрать по итогам 2012 года более 55 тысяч автомобилей, примерно половину из них составит Granta. Если говорить на языке технических терминов, ижевская Granta производится «по полному циклу». Это означает, что на заводе она сваривается, окрашивается и собирается. Кузов рождается в цехе сварки. Здесь требуется соблюдать технику безопасности и передвигаться только по строго очерченным ярко-зеленым «пешеходным дорожкам» и в специальных защитных очках. Искры летят в разные стороны: сварка есть сварка, пусть и самая современная. «В штате» сварочного цеха, кроме прочего, 24 робота. Их движения, действительно, напоминают работу человеческих рук. Приходится только удивляться, как легко они подхватывают кузов и «играючи» ставят сварочные точки, создавая правильную геометрию кузова и обеспечивая его надежность. В будущем число роботов будет увеличиваться, а процесс, соответственно, автоматизироваться и ускоряться. Проектная мощность цеха сварки LADA Granta - 25 кузовов в час, а это, между прочим, возможность выйти на объем 80-90 тысяч автомобилей в год. После сварки «черные» кузова плывут в цех окраски, который считается одним из самых современных в России. Там, как в операционной - операторы в белых комбинезонах и снова роботы, только теперь окрасочные - они наносят на подготовленный кузов эмаль и лак. Последний этап - сборка. Здесь тоже все, «как в аптеке», все детали имеют уникальный штрих-код, досконально учитываются и устанавливаются на кузов в строгом соответствии с техническим процессом. На производстве LADA Granta действуют стандарты качества АвтоВАЗа, которые, в свою очередь, базируются на лучших мировых практиках обеспечения качества в автомобилестроении. Всего на заводе трудится порядка 4 300 человек, при этом не хватает еще около 200 сотрудников. Сегодня ничего не напоминает о том, что автозавод еще не так давно пребывал в состоянии банкротства и простаивал почти полтора года, до осени 2010-го. Многие связывают возрождение предприятия с государственной поддержкой и личным участием в судьбе завода Владимира Путина. В свое время возглавляемый им кабинет министров многое предпринял для того, чтобы найти Ижевскому автозаводу надежного стратегического партнера.
    В 2013 запустят обновлённую Калину-2, Газель NEXT, ГАЗ-3307 NEXT, обновленный УАЗ Патриот: http://sdelanou...ru/blogs/21214/ http://sdelanou...ru/blogs/23558/ http://sdelanou...ru/blogs/22329/ http://sdelanou...ru/blogs/23973/
    Отредактировано: user78~17:11 05.12.12
  • 0
    MagiRus MagiRus
    05.12.1221:53:23
    То ли еще будет ой ой ой!     Немецкая пресса, конечно же, не отказала себе в удовольствии немного "пощипать" Россию, ехидно хихикая, но в целом новость позитивная. Пройдет еще 5 лет и тон новостей изменится довольно серьезно.
    Отредактировано: MagiRus~21:53 05.12.12
    • 0
      Russia_Touristo Russia_Touristo
      05.12.1221:55:27
      Типа русские гастеры из Тольяти приехали лечить баварский автопром?    
      • 0
        MagiRus MagiRus
        05.12.1222:19:05
        Да нет, там несколько таких "щипков", типа
        В течение долгого времени Кремль надеялся сделать из бывшего советского производителя АвтоВАЗа конкурентоспособного глобального игрока (global player). Однако эти надежды рухнули
        или
        Весной этого года, незадолго до обмена должностями между Путиным и занимавшим тогда пост президента Медведевым
        Возможно, я излишне придираюсь конечно же...    
        • 0
          Нет аватара grand1987
          06.12.1200:08:15
          .. там еще такое
          Достигнутые показатели автоиндустрии являются самым крупным индустриально-политическим успехом в новой России. По-прежнему экономический рост в этом стране в основном осуществляется за счет нефти и газа. Во многих областях неэффективность, бесхозяйственность и коррупция сдерживают инновационные силы страны. Однако в багаже иностранных автопроизводителей находилось не только техническое ноу-хау - они привезли с собой также более эффективные структуры управления
          .. мол эти варвары сами только газ да нефть гнать могут, страшно даже подумать что за АЭС, спутники, самолеты и пр. они делают    
          • 0
            Нет аватара Commentator
            06.12.1207:49:03
            Зачем тут предлог за?
            • 0
              Russia_Touristo Russia_Touristo
              06.12.1220:53:16
              Потому, что фраза звучит полностью:
              страшно даже подумать что за атомные электростанции, спутники, самолеты и пр. они делают
              Т.е не на суржике "ПОДУМАТЬ ЗА ЧТО-ТО", а что ЗА ... прекрасный мир, небо и солнце на нем... Поняна, по нАтуре?
          • 0
            MagiRus MagiRus
            06.12.1212:35:24
            Ну это уже избитые штампы, как-то даже лениво рассматривать и оценивать их. Что ж за европейская статья если там нет информации о "ресурсной дыре" и "сплошнойкоррупции"... Что касается ресурсов в чем-то они и правы, Россия умело использует свои ресурсы в целях экономического роста и диверсификации экономики. Тут же главное как расставить акценты    
          • 0
            user78 user78
            06.12.1212:59:10
            .. мол эти варвары сами только газ да нефть гнать могут
            про спутники, ракеты, пилотируемый космос, самолёты, вертолёты, авиадвигатели, радары, АЭС, энерготурбины, корабли (включая атомные подлодки), комплексы ПВО/ПРО, автобусы, локомотивы и т.п. они упомянуть почему-то забыли    
            Отредактировано: user78~13:01 06.12.12
      • 0
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        07.12.1200:28:33
        Не знаю про боварский, а реношноный можно и полечить. Со своей бюрократией они уже в печенках сидят, а дело, меж тем, стоит...
  • 0
    Нет аватара InetRU
    06.12.1208:20:05
    Вполне взвешенная статья для иностранца    
  • 0
    Rivagri Rivagri
    06.12.1214:22:45
    Я тоже немного придерусь к автору статьи.    ) "...за десять лет Кремль заставил..." Такие выражения - это неуважение к тем самым инвесторам, которые "клюнули на удочку", но никак "не прибежали под дулами автоматов". С почтением из Приднестровья
    Отредактировано: Rivagri~14:23 06.12.12
    • 0
      Russia_Touristo Russia_Touristo
      06.12.1220:57:15
      "... и уважать себя заставил! И лучше выдумать не мог!..." Что в этом плохого?
  • 0
    Нет аватара greenseeman
    06.12.1218:35:11
    "Всего за десять лет Кремль заставил международные автоконцерны построить один за другим несколько заводов в этой громадной империи. Кроме того, Россия защитила себя от импортных транспортных средств с помощью высоких ввозных пошлин. Тот, кто хочет продавать автомобили в России, должен создавать в стране рабочие места, - таков смысл предложенной концепции." Вот эти слова меня заставляют гордиться нашим Вованом    Пока евреи, мелкобриты и пиндосы кричат про диктатуру в России, ФСБнаследницаКГБ, навальные-мыслители, чириковаволшебныйлес и т.д. прагматичные немцы все прекрасно поняли и рубят капусту в России   .
  • 0
    Нет аватара l7ojlutkomukc
    07.12.1201:32:17
    России нужен массовый народный автомобиль - вот пустующая ниша, причем пустует она сразу в двух категориях - седан и бус. Газель на народный бус не тянет, потому и берут Спринтеры и Тэшки. А народный седан должен быть как Калашников (разумеется 12-й), тогда он и полюбится нашему человеку.
    Отредактировано: l7ojlutkomukc.livejournal.com~01:33 07.12.12
    • 0
      user78 user78
      07.12.1220:59:18
      А народный седан должен быть как Калашников (разумеется 12-й), тогда он и полюбится нашему человеку.
      Народный седан уже есть - называется Лада Гранта. Сменил на конвейере устаревшую и небезопасную по современным меркам советскую классику. По соотношению цена-качество у Гранты нет конкурентов.
      Газель на народный бус не тянет, потому и берут Спринтеры и Тэшки.
      Газель вполне тянет на народный бус, и ещё долго будет таковым. А с выходом поколения NEXT - она будет только популярнее    
      Отредактировано: user78~21:00 07.12.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,