стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
38

Двигатель для кубсатов успешно испытан на орбите

Газовая двигательная установка разработки Опытного конструкторского бюро «Факел» (входит в интегрированную структуру Научно-производственного объединения Энергомаш имени академика В.П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос») прошла успешные тестирования на орбите в составе российского малого космического аппарата «Геоскан-Эдельвейс».

 © engine.space

Двигательная установка была разработана предприятием при поддержке Фонда содействия инновациям специально для спутников формата CubeSat 3U, а плата управления создана специалистами компании «Геоскан».

В ходе испытаний требовалось проверить, может ли работать такой двигатель в условиях космического полета, и узнать, как его включения повлияют на орбиту космического аппарата.

«В настоящее время все более популярными становятся кубсаты. После своей работы на орбите и без увода его для захоронения, кубсат становится космическим мусором, мешающим действующим вновь выводимым космическим аппаратам. Чтобы этого избежать, на борту кубсата необходима высоконадежная двигательная установка, которую и создало наше предприятие. Теперь газовая двигательная установка имеет летную историю в составе аппарата разработки «Геоскан», — отметил главный конструктор ОКБ «Факел» Павел Дронов.

Завершение программы летных испытаний было приурочено к первой годовщине запуска с космодрома Байконур первого спутника «Геоскан-Эдельвейс».

В будущем подобные газовые двигательные установки планируют использовать для коррекции орбиты и сведения с нее кубсатов после окончания срока службы — для утилизации отработавших спутников.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 2
    Нет аватара srozmirovich
    21.08.2315:43:07

    Отличный пример партнерства средней и крупной компаний в высокотехнологическом проекте. Вот так и формируется настоящая технологическая кооперация, умело направляемая государством в лице Фонда Бортника!    

  • 2
    Badassgoliath Badassgoliath
    21.08.2322:39:51

    Жаль конечно, что лунная станция потеряна. Но для первой попытки не так уж плохо. Самый сложный этап прошёл неудачно, но предыдущие прошли как надо. Страна тридцать лет только на орбиту аппараты запускала, межпланетными станциями не занималась. За такое время бездействия невозможно не отстать. Я уж не говорю об утрате инженерных и промышленных школ и кадров в результате уродской перестройки, масштабы ущерба от которой на таких случаях как раз и осознаются.

    Так что да — это попытка первая, считай, мы начинаем учиться заново.

    • 0
      Badassgoliath Badassgoliath
      21.08.2323:45:20

      Так что да — это попытка первая

      Добавлю, что с более тяжёлой ракетой дело пошло бы лучше. Более тяжёлая ракета — это больше топлива на станции для коррекций, это более полное резервирование систем, это более лучшая защита станции от космических факторов, это, наконец, более массивная — и потому более надёжная аппаратура. Или даже лунная орбитальная станция, с которой на поверхность Луны отделяются небольшие исследовательские станции, каковых может быть несколько и в случае неудачи одной можно использовать другую.

      В общем, тяжёлая ракета нужна. Это несомненно. Она даёт совсем другие возможности.

      Сложно предположить, будут ли ещё пуски для отработки посадки на Луну (а это была одна из задач полёта). Полагаю, они могут быть отложены на неопределённый срок, учитывая, что сейчас не лучшее для этого время. Но научиться сажать аппараты на другие небесные тела необходимо. И Луна для этого подходит лучше всего. Останавливать эту работу нельзя.

      Отредактировано: Badassgoliath~23:50 21.08.23
  • 0
    Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
    22.08.2313:37:09

    Советский опыт показывает, что пускать нужно много и часто. С 1958 по 1976 году к Луне было запущено 45 советских АМС, 31 пуск закончился неудачей по разным причинам — от аварии ракеты-носителя, до ошибок уже на орбите Луны. Те из них, что упали на старте из-за аварии ракеты-носителя, так и остались в списке под именами «Е-# номер #", вышедшие на околоземную орбиту получили обозначение «Космос-###" как искусственные спутники Земли, те, что смогли улететь к Луне, получали уже лунную нумерацию — «Луна-##", но и на этом этапе не все добивались успеха — аварии происходили и из-за дефектов тормозных двигателей, и из-за ошибок в управлении.

    Причем процент неудач оставался высоким и на поздних этапах. Если брать третье поколение советских лунных АМС, Е-8, то с 1969 по 1975 годы было запущено 16 станций. Удачных попыток было шесть, одна оказалась частично удачной, девять завершились потерей аппаратов.

    Три Е-8 — носителей «Луноходов», в 1969, 70, 73 году. Первый пуск неудачный — потеря «Протона» на 52-й секунде полета, два стали миссиями «Луна-17» и «Луна-21», доставив на поверхность Луны «Луноход-1» и «Луноход-2» соответственно.

    Два Е-8ЛС — тяжелые спутники Луны в 1971 и 1974 году. Оба пуска успешны, «Луна-19» и «Луна-22» вышли на окололунную орбиту. Но орбита «Луны-19» оказалась нерасчетной, отчего миссию можно считать лишь частично успешной, а «Луна-22» отработала свое, прислав серию телевизионных панорам Луны, что сильно помогло уже в решении задач «луночерпалок».

    А «луночерпалок» было 11 штук. Е-8-5 и Е-8-5М — станции для доставки лунного грунта. Они запускались с 1969 по 1976 год, успешными были три — «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24».

    Еще три — «Луна-15», «Луна-18», «Луна-23» — потерпели неудачу при посадке, но получили номера, поскольку в СМИ успели сообщить о пуске.

    Две потерпели неудачу на стадии работы разгонного блока и вышли на околоземную орбиту как «Космос-300» и «Космос-305».

    И три остались под индексами Е-8-5 N 402, 405, 412 — не выйдя на орбиту.

    Космос — это дорого. А если прекратить «потому, что не получается», то будет еще дороже — вероятность аварии после длительного перерыва всегда выше.

    Повёрнутые на Z войне

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,