86

Впервые отработавшее ядерное топливо транспортировано в контейнере нового поколения ТУК-141О

АО «ФЦЯРБ» совместно с АО «Концерн Росэнергоатом» и ФГУП ПО «Маяк» завершили «горячие испытания» контейнера нового поколения ТУК-141О.

Впервые с применением нового технологического оборудования, на Балаковской АЭС облученное топливо реактора ВВЭР-1000 было успешно загружено и вывезено 19 сентября на ФГУП «ПО «Маяк» железнодорожным транспортом.

22 сентября отработавшее ядерное топливо в контейнере ТУК-141О было доставлено на радиохимический завод ПО «Маяк». Здесь продолжились «горячие испытания». ТУК-141О был перегружен на внутриобъектовый железнодорожный транспортёр и доставлен в цех № 5 радиохимического завода.

26 сентября, после проведения необходимых технологических операций, была произведена выгрузка отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) из нового контейнера в бассейн-хранилище цеха. После определённой регламентом выдержки ОЯТ будет переработано на радиохимическом заводе ПО «Маяк».

Все этапы на «Маяке» по работе с ТУК-141О прошли без замечаний.

«У любого, даже самого долгого процесса обязательно должен быть результат. Сегодняшнее событие — это результат создания нового поколения контейнеров, — отметил Андрей Голиней, генеральный директор АО «ФЦЯРБ». — Успешный вывоз ОЯТ в ТУК-141О — это лучшее доказательство того, что он безопасен, соответствует всем необходимым требованиям и может быть использован для замены текущего контейнерного парка».

«Контейнеры предыдущего поколения — это проект разработки 80-х годов прошлого века. За прошедшее время и в мире, и в России изменились требования к контейнерам по перевозке ОЯТ, — отметил Анатолий Зубков, конструктор ТУК-141О. — В связи с этим возникла необходимость перейти на более совершенные конструкции, отвечающие современным международным и российским нормам и правилам транспортировки отработавшего ядерного топлива. У ТУК-141О по сравнению с предшественником увеличена ёмкость: 18 вместо 12 ОТВС. Это значительно сокращает время планово-предупредительного ремонта (ППР) на блоке АЭС».

По словам Николая Шахова, начальника участка комплектации ядерных материалов ПО «Маяк», контейнеры нового и предыдущего поколений отличаются друг от друга только конструктивно. Технологическая схема разгрузки контейнеров на «Маяке» отработана, и весь процесс с ТУК-141О не вызвал трудностей. Для перемещения контейнеров внутри радиохимического завода на предприятии был специально изготовлен железнодорожный транспортёр с гидравлическим механизмом кантования.

В перспективе ТУК нового поколения будет использоваться для транспортирования ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 с российских и зарубежных АЭС на ПО «Маяк».

Справочно:

ТУК-141О (ТУК — транспортно-упаковочный комплект, состоящий из контейнера и специальной платформы для перевозки по железнодорожным путям), представленный АО «ФЦЯРБ» и призванный заменить контейнеры ТК-13. ТУК-141О успешно прошёл сертификацию, «горячие» испытания на Балаковской АЭС и ПО «Маяк» и готов к использованию на АЭС.

Реакторы ВВЭР-1000 различных модификаций эксплуатируются на 35 энергоблоках АЭС. На Горно-химическом комбинате накоплено более 6,3 тысячи тонн ОЯТ реакторов ВВЭР-1000. Ежегодно на АЭС России образуется ещё более 200 тонн ОЯТ такого типа. Сегодня мощности ФГУП ПО «Маяк» позволяют перерабатывать до 400 тонн в год отработавшего ядерного топлива различных видов, в том числе- ВВЭР1000. ТУК нового поколения позволит атомным станциям и ПО «Маяк» существенно экономить время на операциях по обращению с топливом, гарантировать безопасное состояние находящегося внутри контейнера ОЯТ в любых условиях эксплуатации, а также значительно повысить уровень радиационной и экологической безопасности.

  • 0
    Vovantro
    29.09.1709:49:27

    А правда, что только в России перерабатывают ядерное топливо и перерабатывают ли?    

    • 2
      Нет аватара
      29.09.1711:36:15

      Массово ни где не перерабатывают. Технологии обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) в развитых странах примерно на одном уровне. Основным препятствием внедрения переработки ОЯТ является цена получаемого продукта. Сейчас важны технологии хранения, и подготовка к последующей переработке, Россия в этой отрасли на сегодняшний день одна из стран лидеров.

      Отредактировано: krap~11:36 29.09.17
      • 1
        MagiRus
        29.09.1714:51:38

        Массово ни где не перерабатывают.

        Франция и Великобритания с вами не согласны.

        • 1
          Нет аватара
          02.10.1714:43:57

          Да, скорее Вы правы, я немного погорячился.

          Отредактировано: krap~14:50 02.10.17
    • 5
      Виктор Гюго
      29.09.1714:29:23

      На сегодняшний день заводы по переработке ОЯТ действуют лишь в четырех странах мира — России, Франции, Великобритании и Японии. Единственный действующий завод в России — РТ-1 на ПО «Маяк» — имеет проектную производительность 400 тонн ОЯТ в год, хотя сейчас его загрузка не превышает 150 тонн в год; завод РТ-2 (1500 тонн в год) на Горно-химическом комбинате находится в стадии замороженного строительства. Во Франции сейчас эксплуатируется два таких завода (UP-2 и UP-3 на мысе Ла Аг) с общей производительностью 1600 тонн в год. Кстати, на этих заводах перерабатывается не только топливо французских АЭС, заключены многомиллиардные контракты на его переработку с энергокомпаниями Германии, Японии, Швейцарии и других стран. В Великобритании действует завод «Торп» («Thorp») мощностью 1200 тонн в год. В Японии эксплуатируется предприятие, расположенное в Роккасе-Мура, производительностью 800 тонн ОЯТ в год; есть также опытный завод в Токаи-Мура (90 тонн в год).

    • 3
      MagiRus
      29.09.1714:51:08

      Неправда. И мы в объемах переработки отнюдь не лидеры. В этом нас опережают Франция и Великобритания. Кроме того в некоторых объемах переработкой занимаются Китай, Япония и Индия.

      Отредактировано: MagiRus~14:52 29.09.17
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,