стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас

Россия как морская держава – цель на Марианскую впадину: разработка нового глубоководного аппарата

Министерство промышленности и торговли РФ заказало разработку нового глубоководного исследовательского аппарата, который будет способен погружаться на 11 тыс.м., то есть на самую большую глубину, известную человеку.


 Источник фото: oceanology.ru



Сейчас ни один аппарат не может плавать так глубоко — максимально достижимой глубиной погружения для существующих исследовательских глубоководных устройств, в том числе для российских «Миров», считается 6,5 км. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы». По расчетам заказчика, стоимость разработки проекта обитаемого подводного аппарата составит 63 млн рублей. Базироваться аппарат будет на большом научно-исследовательском судне-носителе, создание которого тоже не за горами. Экипаж батискафа составят 2–3 специалиста, предельная глубина погружения составит 11 тыс. м, водоизмещение — порядка 33 т. Аппарат должен будет проводить под водой до 72 часов кряду. Одновременно Минпромторг разместил заказ на проектирование научно-исследовательского судна (НИС), которое выполняло бы роль носителя для обитаемого подводного аппарата. Экипаж судна — 80 человек. Заказчик рассчитывает, что в трюмах разместится запас горючего и пищи для 100 суточных автономных походов.

В документах заказа на спускаемый аппарат представители Минпромторга указали, что создание такого комплекса должно «утвердить авторитет страны как морской державы и одного из лидеров глубоководного судостроения».

В министерстве считают, что такой аппарат мог бы быть построен в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В ОСК не стали комментировать возможность строительства батискафа, сказав, что они слышали о таком проекте. В техническом задании подчеркивается, что глубоководный аппарат должен быть оснащен современной навигационной и радиотехникой аппаратурой, а также надежной системой безопасности. Кроме того, комплекс должен расширить программы российских научных исследований и будет способен проводить сложные технологические операции на больших глубинах.

— Обитаемые аппараты «Мир» имеют широкий диапазон применения, от сбора образцов и проведение измерений до работ по ликвидации последствий подводных аварий и прокладки технологических узлов, — сообщил «Известиям» Анатолий Сагалевич руководитель лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов института океанологии РАН. — Создание аппарата, способного погружаться на 6 тыс. м, в среднем стоит $50 млн, но здесь речь идет об 11 тыс. м.

Сагалевич считает, что, прежде чем создавать новый аппарат, нужно задействовать те, что имеются в наличии.

— Наши «Миры» признаны лучшими во всем мире, но очереди на их использование не наблюдается, — говорит океанолог. — В день на содержание «Академика Келдыша», который носит два аппарата «Мир», уходит $40 тыс., значит, порядка $15 млн в год. В государственном масштабе это немного, но нам уже 20 лет приходится искать себе работу самим.

В Минпромторге отмечают, что помимо научного применения ложе Мирового океана сейчас активно используется для размещения газо-нефтедобывающих платформ, трубопроводов и кабельных трасс, что не оставит новый аппарат без работы. На сегодняшний день научными батискафами обладают всего несколько стран: у Россия есть глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» (способны погружаться на глубину 6–6,5 тыс. м), у Франции — Nautile (6 тыс. м), у японцев — «Шинкай-6500», который погрузился на рекордные 6527 м, Китай сделал копию «Мира», она испытывался на глубине 5 тыс. метров.

— Возможность погружения на 6,5 тыс. м позволяет изучить 98% мирового океана. Не вижу целесообразности создания аппаратов, которые смогут заглянуть на 11 тыс. м, — сетует Сагалевич. — Люди на таких глубинах уже были — например, в 1960 году французы погружались на дно Марианской впадины. Там все в осадочных породах, ничего особенного нет. Аппаратов, подобных тому, что заказал Минпромторг, ни российская, ни советская промышленность никогда не производила. Те же «Миры» были заказаны финской Rauma-Repola Oceanics.

— Наша судостроительная промышленность никогда не была способна строить такие аппараты, — говорит гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Это не просто титановая болванка с иллюминаторами — сделать такой корпус, выдерживающий большое давление, это как раз небольшая проблема на сегодняшний день. Проблема в судне, которое будет обеспечивать деятельность аппарата. Их наша промышленность никогда не строила. Даже во времена СССР весь наш исследовательский флот был импортный: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша».

Заказать строительство аппарата Минпромторг рассчитывает в следующем году.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара Andrey
    16.11.1122:00:28
    На Марс уже слетали, сейчас еще к Марианской впадине сплаваем!
    • 0
      nanonews nanonews
      16.11.1122:06:11
      Зрю табличку "сарказм".    
    • 0
      Нет аватара Rumpelstilzchen
      17.11.1100:06:56
      Правильно! Нужно всем завернуться в белую простыню, и меееедленно ползти на кладбище.
      • 0
        Нет аватара brat_po_razumu
        17.11.1103:12:38
        Угу. Еще вспоминаю, что при отходе в сторону кладбища: - Как следует держать автомат? - На вытянутых руках, дабы расплавленный металл своими каплями не попортил бы казенные сапоги! Двигайтесь, Andrey, куда хотите. Хотите в сторону процветания - молодца! Хотите в сторону кладбища - с богом!
  • 0
    Нет аватара kassio
    17.11.1109:06:41
    Со стороны специалистов идет критика. Вообще странно, если честно, почему такой глубоководный аппарат вдруг заказывает Минпромторг. Разве научные исследования входят в его компетенцию? Разве буровые платформы устанавливают в Марианской впадине.. прямо впервой слышу. Какая то мутная история, судя по статье.
    • 0
      Нет аватара mmx
      17.11.1111:57:43
      А может Сагалевич просто конкуренции боится?
  • 0
    Irdem Irdem
    17.11.1110:25:55
    Аппарат необходим. Для развития научно-технической базы, для расширения научных возможностей, для престижа страны, наконец. Кроме того, это пинок американцам. После памятного погружения французов в 1960 году они блокируют любые попытки других стран, кроме США, осуществить такое погружение. И своих материалов по погружениям (кроме некоторой нудной невнятицы) не дают. Когда у других и аппаратов нет - это просто. Когда мы его сделаем - начнём бодаться и по этому вопросу.
    • 0
      Нет аватара kassio
      17.11.1115:42:05
      Престиж страны должен быть окупаемым, иначе это дутый престиж, ничем не лучше финансовых пузырей в Америке.
      • 0
        druzin1 druzin1
        17.11.1118:50:19
        А окупилась у Американцев лунная программа? А в курсе что экономический эффект от подобных программ проявляется не так как на базаре? Полет в космос вдохновил весь СССР на плодотворную работу. Глубоководный аппарат подобного типа - это не деньги на ветер, это деньги ученым и инженерам. Вот купить такой аппарат за границей - это деньги на ветер. Создать самим - это значит вложить средства в свою же экономику. Кроме того - это скачок в технологиях, науке и производстве, когда будет создано много такого, что найдет применение и в других областях
  • 0
    infopol infopol
    17.11.1120:20:05
    а ведь на дно Марианской впадины опускался только один человек и то давно...так что в этом плохого,если наши тоже посетят сие место,заодно и глубоководные технологии разовьются.
  • 0
    Нет аватара UrmasX
    17.11.1120:47:18
    "Даже во времена СССР весь наш исследовательский флот был импортный: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша». " А это уже прямая клевета и дезинформация. "Юрий Гагарин" был построен на Балтийском заводе в Ленинграде, в 1976 году. "Келдыш" тот да, финской постройки. Если погуглить или повикить, получится, что примерно половина научного флота отечественной постройки. Тут НИС не уникальны - по остальному гражданскому флоту картина похожа. Вот ядро военного флота (до "Мистраля", а так как его пока нет, до в настоящего времени) 100% нашенское, не считая различных вспомогательных посудин.
  • 0
    Нет аватара tumanova
    17.11.1120:52:16
    А ещё у нас была пробурена самая глубокая в мире Кольская скважина - 12 262 метра. Про неё такие легенды ходят, ужас.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,