стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
125

«Сатурн»: суперкомпьютер и аддитивные технологии

Остановка поставок двигателей с Украины больше не проблема для российской отрасли двигателестроения. Теперь российские предприятия обеспечивают полный жизненный цикл продукции: от исследований и разработок до производства и послепродажного обслуживания.

Ведущим предприятием в этой отрасли является ПАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», который накануне отметил свое 100-летие.

Основанный в городе Рыбинске в 1916 году как автомобильный завод - АО «Русский Рено» за 100 лет предприятие стало одним из лидеров российского машиностроения, которое реализует целый ряд инновационных программ в области создания продукции на базе газотурбинных технологий.

Сегодня НПО «Сатурн» является головным предприятием дивизиона АО «ОДК» «Двигатели для гражданской авиации». Однако гражданская продукция важная, но далеко не единственная этого предприятия. В цехах этого завода собирают газотурбинные двигатели для военной и специальной техники, реализуют программы промышленных и морских газотурбинных двигателей.Более того «Сатурн» является единственным предприятием, которое собирает промышленные газотурбинные двигатели и парогазовые установки мощностью более 100 МВт.Однако, прежде всего, с предприятием сотрудничает Министерство обороны в части гособоронзаказа и линии военно-технического сотрудничества.

Как заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов при посещении предприятия, Минобороны РФ строит отношения не только с головными организациями, которые поставляют ведомству финальную продукцию, но и уделяет внимание поставщикам готовых агрегатов, в частности двигателей.

«Двигателями не воюют. Воюют летательными аппаратами, крылатыми ракетами, но зная роль и важность двигателестроения строения для перспективных образцов, уделяем внимание «Объединенной двигателестроительной компании» вообще и НПО «Сатурн» в частности», — сказал Борисов.

Он отметил, что представители Минобороны часто бывают на предприятии и смотрят за темпами выполнения работ.

«Сегодня предприятие преобразуется прямо на глазах. Особое внимание уделяется вопросам технического перевооружения. Это одно из предприятий, которое еще несколько лет назад взяло на вооружение суперкомпьютерные вычисления, заменив тем самым дорогостоящий и долгосрочный период различного рода испытаний. Налицо все современные методы и подходы при создании и эксплуатации такой высокотехнологичной техники, каким сегодня является авиационный двигатель», — сказал Борисов.

Суперкомпьютер для двигателя

Накануне 100-летия предприятия в НПО «Сатурн» открылся суперкомпьютерный центр «Сатурн-100». Он вошел в единый кластер высокопроизводительных вычислительных ресурсов АЛ-100 и СПАК.Производительность нового программно-аппаратный комплекса составляет 114 Тфлопс, суммарный объем оперативной памяти суперкомпьютера составляет 14,5 терабайта, суммарное количество процессоров вычислительного поля — 204, суммарное количество ядер — 2808.

Компьютер, о котором говорил на заводе замминистра обороны Юрий Борисов, АЛ-100 в 2008 году был признан самым высокопроизводительным в промышленности России и СНГ. Он используется для выполнения наиболее сложных расчетов: горения в камерах сгорания, сопряженного теплообмена рабочих лопаток турбин, расчетов акустики и оптимизационных расчетов отдельных узлов конструкций. Для генерации сверхбольших расчетных сеток и подготовки моделей, которые невозможно собрать на персональных компьютерах, применяются SMP-узлы кластера, представляющие собой мощные серверы с большим объемом оперативной памяти.

По данным пресс-службы ОДК, с помощью СПАК станет возможным произведение 3D-расчетов более высокого уровня, которые по размерности значительно превосходят задачи, решаемые на кластере АЛ-100. В частности к ним относятся расчеты с вихреразрешающими моделями турбулентности, нестационарного расчета акустических характеристик вентилятора, горения в камере сгорания с детальными моделями химической кинетики, сопряженных задач газовой динамики в нестационарной постановке, задач многокритериальной и вероятностной оптимизации и многие другие.

Аддитивные технологии

В целом стоит отметить, что в реконструкцию и модернизацию производственной базы внесен весомый вклад. В частности, за последние годы на предприятии была проведена комплексная технологическая модернизация и техническое перевооружение производства.

Как сообщили в администрации НПО «Сатурн», были введены в эксплуатацию новые производственные подразделения, занятые обработкой лопаток компрессора, лопаток турбины с применением исключительно прогрессивных технологических процессов и современного оборудования. На предприятии не прекращается внедрение металлорежущего инструмента нового поколения.

Однако отдельного внимания заслуживает «Центр аддитивных технологий», который создан на предприятии. «Название «аддитивные технологии» происходит от английского слова add — добавлять. В отличие традиционной технологии мы детали получаем не съемом металла, а наоборот, добавлением, то есть послойным синтезом», — рассказал начальник лабораторно-производственного корпуса НПО «Сатурн» Алексей Сасарин.

Он пояснил, что преимущество этой технологии заключается в том, что благодаря ей можно получать различные сложные формы деталей. Например, эта технология применяется при создании лопаток двигателя постепенным наслоением различных материалов. В частности, технологи используют керамику для того, чтобы сделать лопатку более прочной и износостойкой. Она приобретает определенные свойства и может выдерживать значительные температуры.

«В этой лопатке три слоя покрытия. Первый — газоциркуляционный, который предназначен для защиты внутренних поверхностей, так как лопатка охлаждаемая. Второй — металлический — жаростойкий слой и третий — керамический», — пояснил Сасарин. При этом эти лопатки выпускаются уже серийно. Но кроме этого корпус аддитивных технологий занимается еще собственными разработками и испытывает новые материалы.

«Аппаратура корпуса уникальна тем, что позволяет вести работы по многослойным покрытиям, по чередованию слоев. Можно, например, испарять сразу два материала — металл и керамику — и получать очень интересный сплав. Таким образом можно формировать переходные слои, что может продлевать ресурс тех изделий, выпуск которых осуществляется серийно», — рассказал специалист.

В этом же корпусе находится центр исследований, где есть необходимое оборудование для прочностных, термо- испытаний, электронный микроскоп для исследования структур. Между тем, корпус продолжает свое развитие. В нем планируется установить лазерные комплексы для сварки, резки и перфорации.Говоря просто, «Центр аддитивных технологий» дает неоспоримые преимущества при разработке новых газотрубинных двигателей и для сокращения сроков выхода на рынок новой продукции.

Сегодня перед НПО «Сатурн» стоит новая задача в области внедрения аддитивных технологий — к 2020 году предприятие должно организовать гибкое, серийное, высокоавтоматизированное цифровое аддитивное производство, способное обеспечить уникальными деталями ГТД не только НПО «Сатурн», но и предприятия ОДК в целом.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
  • 2
    Иван Иванов 2 Иван Иванов 2
    26.10.1610:58:28

       

  • 1
    Нет аватара Vahmur-OK
    26.10.1615:33:27

    На BMPD опубликовано:

    Как утверждает веб-ресурс FlotProm, НПО «Сатурн» займется изготовлением газотурбинных двигателей для новой серии фрегатов проекта 11356, предназначенных для экспорта в Индию.

    «Газотурбинные двигатели для кораблей, по крайней мере, для тех, которые будут построены на калининградской верфи «Янтарь», изготовит НПО «Сатурн», — рассказал FlotProm источник на предприятии. Таким образом, Россия поставит индийской стороне полностью укомплектованные фрегаты.

    Отредактировано: Vahmur-OK~17:34 26.10.16
    • 2
      alex4spb alex4spb
      26.10.1616:03:53

      министр обороны Индии заявил, что двигатели они купят сами на Украине.

       http://www.aif.ru/politic..._dlya_rossiyskih_fregatov 

      • 2
        Нет аватара Tony
        26.10.1621:03:00

        а руинцы (раз уж слово .охлы нельзя употреблять) поставят чушь какую-нибудь или вообще обманут

        • 0
          Нет аватара Бруталь
          30.10.1607:03:19

          У Сатурна возможностей по изготовлению Силовых Газотурбинных установок для флота отсутсвуют. Более того их и не будет.Для Рссийского флота и на экспорт ГТУ поставляло Турборус,совместное предприятие Зари (Николаев) и Сатурн.Все права на изделие -Украина.Доля Сатурна в производстве близка к нулю…

          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            30.10.1607:12:52

            Все права на изделие -Украина
            Не надоело врать? Где на сайте ГП «Зоря» — «Машпроект» информация о ГТУ М90ФР?

            Отредактировано: A_SEVER~09:13 30.10.16
            • 0
              Нет аватара Бруталь
              30.10.1607:23:08

              Конкретнее что не так?Сатурн может производить ГТУ М90ФР или нет?Сатурновская брехня уже и в правительстве всем надоела… смотрим сюда — www.turborus.com/?turborus_pid=12

              Не надоело врать?

              • 0
                A_SEVER A_SEVER
                30.10.1607:32:50

                Конкретнее что не так?
                ЗАО «Турборус» зарегистрировано в России, никакого отношения к производству ГТУ М7Н1 для фрегатов проекта 11356 оно не имеет.
                Сатурн может производить ГТУ М90ФР или нет?
                Может.

                • 0
                  Нет аватара Бруталь
                  30.10.1607:49:03

                  ГТУ М7Н1

                  Юлить не надо…М7Н1 это не ГТД, а двигательная установка включая сюда турбины маршевые и экономического хода+редуктор и системы управления.Непонятно каким боком та установка затесалась в обсуждение.

                  М90ФР производиться в Николаеве,весь комплекс по сборке,монтажу и обслуживанию на ЗАО Турборус. Брехня про производство ГТД 90 на Сатурне нужда для освоения госинвестиций,в том числе в НИОКР. На Сатурне в этом деле большие спецы   .Аналогичная ситуация и с гражданской ГТД-110.Хохлов кинули(решили ремонтировать и модернизировать сами) получили неустойку от Зори и траблы с энергоагрегатом…   Ровно так же дела обстоят и с ВК-2500,которые якобы производятся на Климове в Питере в ангаре…На Российские суда вскоре установят мериканские LM-2500.

                  • 0
                    A_SEVER A_SEVER
                    30.10.1609:02:02

                    М7Н1 это не ГТД, а двигательная установка
                    Я и написал ГТУ.
                    Непонятно каким боком та установка затесалась в обсуждение.
                    Вы дали ссылку на сайт «Турборусса», где написано:
                    Рыбинское предприятие «Турборус» возьмет на себя обслуживание газотурбинных установок украинского производства, установленных на российские фрегаты серии 11356 для Черноморского флота
                    М90ФР производиться в Николаеве,весь комплекс по сборке
                    В Николаеве делали редуктор и общую сборку установки, после чего испытывали на стенде. Вот редуктор и стенд и предстоит заместить, чтобы продолжить выпуск уже полностью отечественной ГТУ.
                    которые якобы производятся на Климове в Питере в ангаре
                    Почему якобы?    
                    На Российские суда вскоре установят мериканские LM-2500.
                    Можно уточнить, что Вы понимаете под словом «вскоре»?    

                    • 0
                      Нет аватара Бруталь
                      30.10.1614:18:02

                      1.В Николаеве именно разрабатывали,производили и собирали агрегаты все это украинское как и интеллектуальные права на ГТД.За нарушение тих прав последуют санкции в виде неустоек-прецеденты есть(счас не помню, но по теме ГТД-110) — более 1 млрд руб.   .Внимательно изучайте фин.отчеты Сатурн    откроете для себя много нового,в том числе и то ,-почему бухгалтерия ненавидит отдела PR и маркетинга…   

                      Само Турборус было создано как насос по откачке денег из государева кармана по госзаказам…

                      Что касается главной силовой передачи(в которую входит редуктор) то в РФ делать сие некому.Звезда делает редукторы для ДД(2500 об/мин.), ГТД выдает 30000 об/мин, самостоятельная разработка займет немало времени лет эдак 5,внедрение на производство еще столь-ко же,это по советским меркам   .Стырить у хохлов не получиться-засудят,и американцы им помогут…

                      Что касается LM2500 то тут все просто.Решение уже принято. Роснефть уже заключило контаркт с GE на поставку оборудования для судов и платформ.Заложен головной 20386,а там украинская ГТУ.Раз поставки для серии Горшка и Черноморских адмиралов заблокированы,возникает вопрос какую ГТУ потавят на 20386,ответ очевиден…

                      За фото Климова-превеликое спасибо…когда я учился в щколе,наш кабинет труда был оснашен гораздо лучше…   

  • 0
    Нет аватара PushkinCSKA
    04.11.1612:15:53

    «

    Импортозамещение в вопросе cоздания российских корабельных ГТУ должно быть завершено к 2018 году. Этот вопрос находится на контроле у президента страны.

    «

    Ну, а в статье говорится не о производстве, а об опытно-конструкторских разработках.

    Отредактировано: PushkinCSKA~14:18 04.11.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,