Лого Сделано у нас
96

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион»

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион» (Петрозаводск). Рассказывают о том, как начиналась история данного предприятия. О текущей деятельности. О том, какие люди работают на заводе. И, естественно, о перспективах завода. Про иранские экранопланы уже писали. Но, на заводе уже собирают улучшенный образец экраноплана «Орион-20». Далее по тексту.

Офицеры запаса из расформированного истребительного авиационного полка создают в Петрозаводске экранопланы — уникальные машины, способные летать и плавать. Первые три уже поставили в Иран. Впереди заказ еще на три, рассказывает ТАСС Олег Парфенов, руководитель карельского экранопланостроительного объединения «Орион».

Производство судов, для которых воздух и вода — родные стихии, началось в столице Карелии в 2010 году по инициативе Ассоциации разработчиков экранопланов. Строительство амфибий, которые могут летать на десятки километров, перевозить большие грузы и развивать огромные скорости, ведется в двух больших цехах на территории бывшего судостроительного завода «Авангард» на берегу Онежского озера.

— В мае 2010 года из Калининграда на грузовом самолете доставили в Петрозаводск экраноплан, который ранее использовался Пограничной службой ФСБ России. На его базе мы сделали два «Ориона-12» и один «Орион-14″ с улучшенными аэродинамическими качествами. Три таких машины уже поставлены в Иран, там мы их облетали и готовим к сдаче заказчику», — говорит Олег Парфенов.

Вперед всего мира

На предприятии в столице Карелии работает 32 человека. Большинство — офицеры запаса из расформированного Бесовецкого 159-го истребительного авиационного полка. Среди них есть и пилоты, которые ранее летали на истребителях, теперь они летчики-испытатели экранопланов. Костяк предприятия — инженерно-технические специалисты.

— В Петрозаводске происходит сборка экранопланов. Основная конструкторская база находится в Москве. А здесь мы изготовляем детали, собираем, испытываем машины. Чем хорош этот коллектив — у нас люди с золотыми руками, универсалы, — рассказывает Олег Парфенов.

Один из сотрудников, 48-летний инженер по электрооборудованию Андрей Ястербов в прошлом обслуживал военные самолеты в Бесовце. В 2010 году после завершения службы перешел в «Орион».

— Если ранее в самолетах мы устраняли различные неисправности, то здесь сами разрабатываем, монтируем, эксплуатируем электрооборудование и принимаем участие в экспериментальных полетах, доводим все до ума. По электрооборудованию очень жесткие требования, потому что экраноплан скользит над водной или другой поверхностью, в условиях повышенной влажности, этим он отличается от самолета, — объясняет Андрей Ястербов.

Проработавший большую часть жизни в истребительной авиации 48-летний бортинженер Олег Фурса по привычке называет экраноплан самолетом.

На предприятии он уже три года, отвечает за работу двигателей, чувствует здесь себя как рыба в воде: «Мне и хотелось бы уйти в отпуск, но не могу оторваться от работы — жалко что-то пропустить. Хотя всю жизнь эксплуатировал и самолеты, и двигатели, но здесь столько нового, интересного. Как, например, самолет связать с твердой поверхностью, водой? Иногда хочется прорваться — выйти вперед всего мира».

Товар на экспорт

По словам Олега Парфенова, представители Ирана заинтересовались карельскими экранопланами еще несколько лет назад. В 2013 году в нефтедобывающую страну были отправлены две машины, а третья ушла в этом году после демонстрации на Всероссийской конференции МЧС России «Русский лед».

— В феврале этого года по Онежскому озеру, преодолев 128 км через торосы за 39 минут, мы совершили перелет из Петрозаводска в Вытегру, на выставку «Русский лед». Перелетали даже через островки, поднимаясь на 27 метров от озера. Чтобы отправить экраноплан в Иран, его разобрали, укомплектовали в тару и из Петрозаводска на автотранспорте он шел до Астрахани, далее его доставляли до места морским транспортом, — рассказывает руководитель предприятия.

Перед отправкой амфибии прошли опытные испытания: отлетали от 50 до 80 часов. Иранские специалисты приезжали в Карелию для прохождения курсов по управлению и обслуживанию «чудо-техники», а сотрудники «Ориона» выезжали в Иран для сборки и облета.

Российские машины используются на Каспийском море для проведения спасательных операций, перевозки людей и транспортировки грузов. Экранопланы могут разгоняться до 220 км/ч, перевозить на расстояние 600 км одну тонну груза или 12 человек. Мореходность — до трех баллов или при высоте волны до 1,25 метра.

27-летний техник Илья Архипов с инструментом в руках рассказывает, что за последние два года в общей сложности провел в Иране 310 дней: «Работать с иранскими специалистами интересно и трудно одновременно. Все же разные уровень подготовки, языки и культуры, но мы стараемся».

Опытный образец

Сейчас работники предприятия собирают улучшенную версию экспериментального экраноплана «Орион-20». Его предшественник потерпел аварию летом 2015 года во время опытных испытаний в Онежском озере. Тогда пилоты и техники получили небольшие травмы, но сама машина осталась на плаву.

— Выводы сделаны, внесены доработки, — говорит Олег Парфенов. — За восемь месяцев строительства «Ориона-20″ собраны хвост и крылья, установлены более мощные двигатели — каждый по 1200 лошадиных сил, достраиваем кормовую часть. Машина рассчитана на перевозку 3 тонн груза, сможет разгоняться до 250 км в час и вмещать 30 человек, включая двух пилотов. По сути, это будет новая машина, думаю, что в этом году машину подготовим и продолжим испытания».

Во время тестирования будут фиксироваться аэрогидродинамические качества, то есть поведение экраноплана в воздухе и на воде, работа двигателей, продолжительность полета, обеспечение безопасности. Все испытания записываются на видео и анализируются.

Пока штучный товар

Среди реальных покупателей экранопланов пока только представители Ирана, но интерес к продукции проявляют частные заказчики и из других стран.

— Экранопланы — штучный товар, пока нет госзаказа. Есть, например, частник из Ямало-Ненецкого автономного округа, который рассматривает возможность покупки машины. За год, по его словам, на перевозке людей, доставке грузов и почты в труднодоступные места он полностью «отобьет» потраченные деньги, — объясняет Олег Парфенов.

Также экранопланы могут эффективно помочь МЧС в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, проведении спасательных операций, патрулировании в труднодоступных местах. Кроме этого, на предприятии готовы собирать скоростные судна для силовых ведомств. По словам руководителя предприятия, его коллектив к таким задачам готов: «Руку уже набили, заказы ждут».

  • 3
    misha12 misha12
    21.10.1620:52:09

    Всё круто.

    Но…

    из расформированного Бесовецкого 159-го истребительного авиационного полка

    Это вообще как???   

  • 0
    чебурашка1974 чебурашка1974
    21.10.1623:30:51

             

  • 5
    Е.Юрий Е.Юрий
    22.10.1601:55:23

    Вот бы пассажирский для тундры спроектировать — наверняка дешевле полетов МИ-8 при почти той же скорости, да и как прогулочный просто класс. Ребятам — побольше заказов и удачи от всего сердца!!!*THUMBS UP*

    Отредактировано: Е.Юрий~03:56 22.10.16
  • 0
    Нет аватара Sibiryak86
    22.10.1609:53:00

    . Но, на заводе уже собирают улучшенный образец экраноплана «Орион-20"

    ну правильно предыдущий разбили нужно дальше двигаться

    «По предварительным данным, в Петрозаводской губе Онежского озера проводились испытания экспериментального судна «Орион-20», принадлежащего экранопланостроительному объединению «Орион» в городе Москве. На территории бывшего завода «Авангард» города Петрозаводска расположен механосборочный цех. Члены экипажа в настоящее время находятся в БСМП с травмами различной степени тяжести. На место крушения выезжала следственно-оперативная группа, в том числе карельский транспортный прокурор», — сообщила старший помощник карельского транспортного прокурора Анна Гусакова.

     http://www.vesti.ru/doc.html?id=2648882# 

  • 0
    Нет аватара Agalofix
    22.10.1613:37:08

    Ребят, кто шарит в теме, подскажите, зачем мы строим целый ледокольный флот для проводки судов по СМП, если мы бы могли быстро и беспрепятственно возить грузы из Азии в Европу по тому же маршруту на экранопланах? Не будет ли такой способ эффективнее?

    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      22.10.1613:54:26

      по тому же маршруту на экранопланах?
      Возить нефть, уголь и СПГ экранопланами?    

      • 1
        Нет аватара Agalofix
        22.10.1616:37:49

        Перевозка углеводородов по СМП — это только толчок к его развитию, ведь мы уже имеем трубопроводный транспорт, доставляющий нефть и газ с нашего севера в Китай. Можем провести такие трубы и в Японию. Основное назначение СМП — транзитный коридор из Азии в Европу и обратно. Преимущество СМП над южным конкурентом именно в дистанции, и ледокол Лидер нужен именно для того чтобы быстро расчищать путь для контейнеровозов, а не для того, чтобы нефть по дороге не испортилась.

        • 2
          A_SEVER A_SEVER
          22.10.1621:23:58

          и ледокол Лидер нужен
          Какая связь между атомным ледоколом и экранопланом? Или Вы предлагаете китайские ТНП в Европу возить экранопланами?

    • 0
      Нет аватара zspe
      22.10.1614:41:41

      При ледокольной проводке, длина «поезда» (= грузоподъемность) не зависит от мощности мотора ледокола: можете за ледоколом хоть двадцать пароходов поставить.

      Экраноплан сколько возьмет — столько и возьмет. К нему уже ничего не прицепишь. А большой экраноплан должен быть много-много дороже парохода.

      Экраноплан — нишевый продукт. Нельзя им все заменить.

      Отредактировано: zspe~16:43 22.10.16
      • 0
        Нет аватара Agalofix
        22.10.1617:17:13

        На сколько я знаю, коридор проложенный во льду ледоколом довольно быстро смыкается, и количество пароходов в поезде всё-таки ограничено. Если высчитывать показатель эффективности перевозки груза в условных т*км/кВт, при том, что ледокол использует относительно дешёвую атомную энергию, скорее всего пароходный поезд будет в выигрыше. Но экранопланы могли бы хорошо дополнить этот способ перевозки, ведь им не нужно ждать очереди для встраивания в поезд, они не зависят от ледовой обстановки, и могут наиболее эффективно использовать конкурентное преимущество СМП в дистанции общего пути, на котором ещё и нет таких узких мест, как Суэцкий канал.

    • 2
      Е.Юрий Е.Юрий
      22.10.1617:27:30

      Вот эта красивая и уникальная машина КМ-1 поднимает груз 200 с лишним тонн (пустой 240 т. максимальная взлетная 544 т.). 8 + 2(!) двигателей, часть которых отключатся на крейсерском режиме. Двигаться может только на водной, ледяной и любой ровной поверхности, но по безопасности только — водная( с фрагментами суши). Длина СМП очень большая в сравнении с прямым воздушным — Руслан АН-124 берет меньше, но летит быстрее и меньше по расстоянию. Груз выйдет золотой по моему мнению. А меньшими машинами не выгодно возить.

      Мое мнение — эффективен на не большие расстояния.

      Отредактировано: Е.Юрий~19:31 22.10.16
    • 3
      Е.Юрий Е.Юрий
      22.10.1617:43:24

      Вот еще с этого сайта размышления одного товарища — topwar.ru/11733-morskie-monstry-obzor-ekranoplanov.html

      • 1
        Нет аватара Agalofix
        22.10.1618:55:33

        Спасибо! Многое прояснилось.

        Отредактировано: Agalofix~20:56 22.10.16
    • 1
      Е.Юрий Е.Юрий
      22.10.1618:19:04

      Можно более эффективно возить грузы с реализацией проекта экранолета БЕ-2500 «Нептун» — 1000 тонн поднимает, но пока его реализация отодвигается из-за финансирования. Это красивая и огромная машина   

  • 4
    Doc Doc
    22.10.1617:49:38

    Разумеется, большой +

    Но если кто с цифрами в руках покажет топливную и экономическую эффективность экранопланов — буду благодарен.

  • 1
    Иван Иванов 2 Иван Иванов 2
    23.10.1608:24:13

       

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,