Лого Сделано у нас
157

Производство самолетов Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод

СУ-30 — двухместный истребитель поколения 4+. Этот самолет производится на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ). За время своего существования предприятие выпустило более 7000 самолетов 20-ти типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира. Кроме Су-30МК (модернизированный, коммерческий) и Су-30СМ (модернизированный, серийный), завод производит учебно-боевые самолеты Як-130, компоненты авиационной техники для концерна Airbus, а также начинает производство пассажирского самолета МС-21.

СУ-30СМ — двухместный истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27. Это первый серийный самолет в мире, обладающий сверхманевренностью.
Истребитель предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания. Вот некоторые его технические характеристики: практический потолок — 16 300 м, максимальная дальность полета — 3000 км, максимальная скорость — 2125 км/ч.
Иркутский авиационный завод — один из наиболее значимых в России центров авиастроения, входит в состав корпорации «Иркут».
В 2014 году Иркутский авиационный завод отмечает 80-летний юбилей. Производство одного самолета — технически сложный процесс, который делится на множество мелких этапов. Каждый цех Иркутского авиационного завода выполняет свою часть технологической цепочки.
На этом станке ВПО JOMAX в 18-м цехе изготавливают стапельную оснастку. Благодаря современному оборудованию один рабочий за смену выполняет объем работы, который шесть лет назад бригада из четырех человек выполняла месяц.
На заготовительно-штамповочном производстве (ЗШП) ИАЗа изготавливают до 70% деталей будущего самолета. ЗШП размещается в трех цехах: штамповочном, профилегибочном и цехе плоской заготовки.
В состав металлургического производства входит 8 цехов. В настоящее время литейный цех авиазавода изготавливает около 800 наименований изделий, кузнечный — около 2,5 тысяч, цех неметаллов — порядка 20 тысяч.
В цехах металлургического производства изготавливают детали размером от трети спичечного коробка до рамы фонаря самолета Су-30.
На гальваническом участке проводится подготовка поверхности детали под люмконтроль и анодирование. Через цеха покрытий и термообработки проходит до 95% деталей, изготовленных на заводе.
В процессе люминесцентного контроля на детали самолета наносится специальный раствор, а затем порошок, выявляющий те дефекты, которые можно увидеть лишь в ультрафиолетовом свете.
Это один из нескольких видов контроля деталей, которые проводятся на ИАЗе.
В 34-м отделе проводят комплекс измерений геометрических параметров деталей с помощью координатно-измерительных машин сверхвысокой точности. Только за 2013 год в отделе было измерено более 17 тысяч деталей.
В цехах механосборочного производства из различного вида заготовок, получаемых от металлургического и заготовительно-штамповочного производств, изготавливаются практически все механообрабатываемые детали конструкции самолета и его внутренней начинки.
Здесь они обрабатываются на металлорежущих станках — зачищаются припуски, выполняется сверловка, выбираются пазы и т.д.
Фрезерование занимает не менее 80% всего машинного времени обработки типовых авиационных деталей.
В цехах МСП изготавливают, собирают и испытывают агрегаты и узлы гидропневмотопливных систем самолета, системы управления. Также здесь изготавливает целые агрегаты — штангу дозаправки, пост управления самолета и т. п.
Подразделения механосборочного производства одни из первых на заводе начали использовать современное высокопроизводительное оборудование, внедрять lean-технологии. Из 100 высокопроизводительных станков, которые сейчас работают на заводе, 65 относятся к МСП.
После этого детали собирают в узлы и уходят обратно — в цех покрытий, а оттуда на сборку.
Агрегатно-сборочное производство. Линия сборки Су-30МКИ и Су-30СМ.
В подразделениях агрегатно-сборочного производства из отдельных деталей собирают центроплан, головную и хвостовую части фюзеляжа, крылья, кили и другие элементы оперения.
Затем их стыкуют и почти готовый летательный аппарат передается в цех окончательной сборки.
Кроме того, традиционно к агрегатно-сборочному производству относится цех изготовления трубопроводов, из которых состоят гидравлические системы самолета, системы топливо- и маслоподачи, кондиционирования и подачи воздуха.
Цех сборки оперения самолетов
Сборка учебно-боевого самолёта Як-130
Цех 42 АСП
«Первый полет» Як-130
Сборка фонаря кабины пилота в цехе № 4
В связи с реализацией проекта МС-21 первые три пролета главного корпуса заняла новая линия сборки. Даже в самой «маленькой» модификации МС-21−200 размах крыльев нового лайнера составит 35,9 метра. Ведущие авиаконструкторы России, в частности, специалисты ИАЗа занимаются разработкой грузопассажирских самолетов МС-21 для внутренних и международных авиалиний. Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года. К 2018 году завод планирует выпускать 65 авиалайнеров в год.
Цех 7. Цех окончательной сборки
За монтаж и испытание основных систем самолета: гидравлики, топливной системы, двигателей, крыльев, шасси, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения в цехе отвечают 320 человек.
Большая часть работ выполняется вручную. Зачастую работать приходится согнувшись в три погибели внутри фюзеляжа.
Совокупная протяженность проводов в Як-130 достигает 30 км, а в Су-30 — более 70 км.
Сегодня на авиазаводе трудится 12500 сотрудников, средний возраст которых 40 лет.
Як-130 — единственный в мире учебный самолет с летно-техническими характеристиками, аналогичными современному реактивному истребителю. Дает возможность быстрого освоения навыков пилотирования на самолетах Су-30, МиГ-29, F-16 и др.
Цех международной кооперации (Airbus) В рамках программы международной промышленной кооперации ОАО «Корпорация «Иркут» в 2004 году подписала с европейскими компаниями Airbus S.A.S и EADS контракты на поставку компонентов для самолетов семейства А320.
Сегодня Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» ведет серийный выпуск и поставку следующих высокотехнологичных компонентов: ниша передней стойки шасси, килевая балка, направляющая закрылка. В среднем каждый третий самолет семейства A320 оснащается компонентами, изготовленными на ИАЗ.
Цех 16. Летно-испытательное подразделение
Это важнейший этап производства самолета, именно здесь готовая машина получает паспорт и формуляр «годен к эксплуатации».
Перед тем как покинуть авиазавод, каждая машина проходит приемо-сдаточные испытания. Этапы испытаний определяются техническими условиями на производство и испытания летательных аппаратов, которые, в свою очередь, зафиксированы ГОСТами.
Радар Су-30 видит противника в зависимости от условий на расстоянии около 200 км. И может захватывать до 10 целей одновременно.
Сверхманевренность Су-30СМ обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги. Впервые эта инновационная технология применена на серийных самолётах ВВС России.
Прогон двигателей на разных режимах
Максимальная тяга на форсаже составляет 2×12500 кгс
Получив «паспорт», изделие становится самолётом, который может забирать грузополучатель. Когда подписан формуляр, самолет принимает представитель эксплуатирующей организации и группа техсостава. Затем вызывают лётчиков, они проводят облёт. Если летчики дают добро, покупатель забирает самолёт.
По России техника улетает «своим ходом». Например, Як-130, заказанные Минобороны, улетали в 2013 с аэродрома ИАЗ на базу в Борисоглебск. Для отправки иностранным грузополучателям самолет разбирается, упаковывается и отправляется транспортной авиацией.
Стоимость одного Су-30 СМ составляет $50 млн.
За 2013 год выручка завода составила 58 млрд руб. Объем экспорта лишь одних истребителей СУ-30МКИ превышает 10 млрд руб.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 9
    андрей семененко андрей семененко
    29.09.1421:21:44

    очень интересно!    

  • 1
    Нет аватара inSERter
    29.09.1421:30:07

    А на постаменте что за машина?

    • 2
      Нет аватара dsi44
      29.09.1422:38:03

      А на постаменте что за машина?

      Як -28.

  • 5
    Нет аватара dsi44
    29.09.1421:30:50

    Если, честно, я вообще не встречал такой «растаможки». Спасибо, очень познавательно, даже с картинками.

    Дерзайте, жду новых репортажей…    

    ps Красноярские фото это Вы… Восхищен!

  • 7
    Gagarin Gagarin
    29.09.1422:41:03

    Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года (МС-21)

    Хм, я что-то пропустил?    

    • 0
      Zveruga Zveruga
      30.09.1413:06:55

      Может речь идёт о том планере, что на стат. испытания отправили?

  • 1
    Нет аватара rogachov
    29.09.1422:45:51

    Да, действительно, очень красиво и круто. Жаль что рентабельность не большая. В целом спасибо за статью.

  • 4
    Нет аватара BLR
    29.09.1423:56:21

    Круто. Хочу там работать    

  • 2
    A_SEVER A_SEVER
    30.09.1400:17:02

    + Браво!    

    Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года.
    Наверное, не завершилась, а началась?

  • 5
    Нет аватара FileSend
    30.09.1400:31:40

    Завод хорош!

    Но особенно порадовали фото, видно сколько труда вложено!

    Подать товар во всей красе, в яркой обложке, очень важно в современном мире!

    +++    

  • 7
    Drevnich Drevnich
    30.09.1400:54:17

    Фото некоторые просто блеск! Художественного качества… Красивая всё-таки «птица» СУ…   

  • 2
    ya.seliwerstov2013 ya.seliwerstov2013
    30.09.1405:29:39

    Просто шедевр!   

  • 0
    Нет аватара inSERter
    30.09.1406:07:00

    А где АФАР? На фото обычная «тарелка».

    • 1
      М_Кошка М_Кошка
      30.09.1408:02:10

      А где АФАР? На фото обычная «тарелка».

      РЛС с ФАР бывает двух типов актианая АФАР и пасивная ПФАР. АФАР на самолёты поколения 4+ и 4++ не ставилась. Если только в перспективе на Су-35. АФАР планируется поставить на Т-50 и МиГ 35 пятого поколения

      А фото действительно красота!!! +++ автору!

      Отредактировано: М_Кошка~08:07 30.09.14
      • 0
        Нет аватара viper1971
        30.09.1409:47:09

        По вашему ПФАР выглядит как тарелка?   

        Фотка Заслона например:

           

        Отредактировано: viper1971~09:48 30.09.14
        • 0
          М_Кошка М_Кошка
          30.09.1415:28:51

          По вашему ПФАР выглядит как тарелка?

          Ты где тарелку то увидел?       

        • 0
          М_Кошка М_Кошка
          30.09.1415:31:52

          По вашему ПФАР выглядит как тарелка?

          И человек спросил: А где АФАР? Или я что-то пропустил?

        • 0
          М_Кошка М_Кошка
          30.09.1415:36:13

          По вашему ПФАР выглядит как тарелка?

          И где это ва антену РЛС то увидели? Я все фото пересмотрел, нет её там

      • 0
        Нет аватара gest
        30.09.1412:40:06

        это не тарелка, это обтекатель вроде, просто ракурс на фото такой

    • 1
      Нет аватара viper1971
      30.09.1409:38:42

      Собственно на фотоках из данного репортажа полотна БРЛС не видно.

      Вот полотно Барса:

      Не тарелка    

  • 3
    Нет аватара psbspb
    30.09.1409:14:48

    Фотографии отличные.

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    30.09.1409:51:06

    огромное спасибо автору за фото, плюс+, ждём первый полёт МС-21

  • 2
    Jonatan01 Jonatan01
    30.09.1410:48:51

    Красотища.   

  • 6
    Нет аватара Argonaft
    30.09.1411:13:21

    Порвал знакомому мозг! Он тоже мне втирал, что наше авиастроение умерло и мы ничего не производим. Сказал ему про «суперджет», про Як-242, про то, что наши даже для аэробуса делают часть деталей — не поверил. Пришлось шерудить интернет и предъявлять ему. Удивился, но, зараза такая, всё равно сказал, что всё это фигня и мы им доплачиваем, чтобы они покупали наши детали    Про наш сайт сказал — вообще молчу, короче.

    А по теме — молодцы. Так держать!

    Отредактировано: Argonaft~11:19 30.09.14
    • Комментарий удален
  • 0
    Vasisualiy Vasisualiy
    30.09.1412:14:08

    +!    

    П.С.

    Вот что удивило:

    В связи с реализацией проекта МС-21 первые три пролета главного корпуса заняла новая линия сборки. Даже в самой «маленькой» модификации МС-21−200 размах крыльев нового лайнера составит 35,9 метра. Ведущие авиаконструкторы России, в частности, специалисты ИАЗа занимаются разработкой грузопассажирских самолетов МС-21 для внутренних и международных авиалиний. Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года. К 2018 году завод планирует выпускать 65 авиалайнеров в год.

    Т.е. первый летный образец МС-21 уже готов?

  • 1
    Роман Клёва Роман Клёва
    30.09.1412:48:36

    Фото огонь просто    Как прекрасно выглядит грациозность и мощь этой «птички», загледенье

    • 0
      М_Кошка М_Кошка
      30.09.1416:13:35

      Фото огонь просто Как прекрасно выглядит грациозность и мощь этой «птички», загледенье

      Там две птички ))) Вы про какую?

      • 0
        Роман Клёва Роман Клёва
        01.10.1405:18:27

        Я про СУ, но и ЯК конечно же тоже прекрасен, но «сушка» все-таки шикарней! ИМХО

  • 2
    Алексей Попов Алексей Попов
    30.09.1416:47:11

    Да, в последнее время постоянно летают над городом. Иногда так низко, что со средней высотки можно даже брюхо в деталях разглядеть.    

    • 1
      Геннадий Марков Геннадий Марков
      30.09.1420:46:57

      Над Ангарском тоже постоянно пролетают, над микрорайонами и дальше на юг, к Подсочке.

      Даже дух захватывает! Гордость за страну и регион    

      Отредактировано: Геннадий Марков~20:47 30.09.14
  • 0
    Нет аватара unwise
    30.09.1417:50:11

    Отличный репортаж! ++

    Фото чьи?

  • 0
    Нет аватара Виталий
    30.09.1418:14:06

    Родной мне завод. Особенно МСП. Даже знакомых увидел.

  • 1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,