стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
36

Забайкальский поход по Транссибу. Новопавловка - Толбага

Итак, сегодня мы перенесёмся почти на 9 лет назад и на 5836 км на восток от Москвы, в лето 2004-го и в Западное Забайкалье. И пройдём пешочком не спеша прямо по полотну Транссиба до станции Толбага, где в декабре 1899 года строители отмечали смычку забайкальского участка Великого Сибирского пути. Поскольку места европейским людям непонятные, я постараюсь на картах и схемах показать их как можно наглядней. В помощь к снимкам будут привлечены воспоминания очевидцев из 1908 года, а также выдержки из царского путеводителя по Забайкальской магистрали 1905 года.

 

 

Транссиб, Забайкалье. Долина реки Хилок, 5834 км от Москвы


2. Но сначала - о каких местах пойдёт речь. Красная точка северней монгольской границы, западней Читы и юго-восточней Улан-Удэ - нам туда. 

 

3. В этих местах Транссибирская магистраль, проходя из Улан-Удэ через станцию Петровский Завод, следует почти на юг до долины Хилка, затем делает резкий поворот на восток и проходит берегом реки, отчасти повторяя изгибы его русла. За станцией Бада Транссиб уходит на Яблоновый перевал и Читу. Очень живописные и зрелищные места, когда едешь на поезде. Две красных точки - это начальная (левее) и конечная отметки фотопохода.

 

 

4. Теперь, диспозиция ещё подробней. Выйдем мы из посёлка Новопавловка, одноимённой станции на Транссибирской магистрали, а придём на бывшую станцию Толбага, ныне разобранную и превращённую в остановочный пункт. Большую часть маршрута будем двигаться вдоль полотна Транссиба, а иногда и прямо по нему.

 

 

5. Итак, 23 июля 2004 года, выходим из Новопавловки. Выйти надо достаточно рано, чтобы весь маршрут "туда" успеть пройти по приятной прохладе и до полуденного бенефиса паутов. Ну а обратно уже по обстановке. Сперва идём по улице Майская до границы посёлка.

 

 

6. Мимо вполне рабочей водокачки 1940-х. Но рано утром она, понятно, закрыта.

 

 

7. Дойдя до границы домов, поворачиваем на 90° на улицу Набережная.

 

 

8. Проходим мимо этого милого дома "с оленятами". Здесь в 1962-1990 гг. жил младший брат моего деда, сталинградец и ветеран войны Анатолий Степанович Сигачёв. Потом уехал со всей семьёй на Кубань, а через 8 лет, когда умерла его жена, вернулся обратно в родное Забайкалье, но дом этот уже был давно продан. Он до сих пор жив, инвалид 1 группы, но живёт сейчас в Улан-Удэ, у сына.

 

 

9. Идём по ул. Шахтовой к Транссибу. Вон он уже виден, вдалеке.

 

 

 

10. Улица выходит к Транссибу перпендикулярно, вливаясь в местную трассу на Толбагу. Ну а мы поворачиваем налево, на восток.

 

 

 

 

11. Восточная горловина станции Новопавловка. Поближе стоит тепловоз ПМС (путевой машинной станции), а подальше - грузовой поезд, готовый к отправлению. Пока я буду идти до переезда, он отправится и перегонит меня. Слева внизу на камешке - веночек. Кто-то когда-то разбился тут на мотоцикле, а гоняет народ (молодёжь, конечно) весьма безбашенно. Традиционно, такие места тут оборачиваются венками или метятся цветами.

 

 

 

12. ПМС-овский тепловоз уютно и по-домашнему закрыт шторочками, там спит машинист или помощник. Днём они уедут куда-нибудь на километры, работать по магистрали.

 

 

13. Идём по этой широкой тропе вдоль главного пути. Вдали - станция Новопавловка, направление на запад.

 

 

14. С этого же места посмотрим и на восток. Впереди - переезд, где мы тоже переходим Транссиб, а дальше - клубится туман. Утро же. Клубится он над Хилком, отмечая его течение.

 

 

 

15. Переходим через переезд, и дорога вплотную приближается к Хилку, в который здесь впадает речка Зун-Тигня.

 

 

16. Развернёмся на 180°. Вид на Транссиб и ж/д мост через Зун-Тигню: нас сейчас обгоняет почтово-багажный №904 Москва - Владивосток.

 

 

17. Туман над Хилком постепенно рассеивается. Вдалеке справа видны сильно сглаженные сопки - там находится широкая зона заливных лугов в пойме речки Индяжины, тоже притока Хилка, но южного.
Те места памятны мне тем, что там мы провели первую половину дня 19 августа 1991 года, помогая родственникам на покосе. Я как раз был в длинном камчатском отпуске. Вернулись в Новопавловку, и после ударного покосного труда решили попариться в бане. Тут-то с радостным воплем и прибежал наш родственник, муж моей сестры - "Горбатого сняли! Ура!!!". "Какого Горбатого? - ваш местный начальник, что ли?". "Ну как какого - который пятнистый! Горбача!". "Ааа... Серьёзно, не врешь? Выпил, небось уже?". "Честно-честно! По телеку передали. И больше ничего не передают. Кажут одно Лебединое озеро!".
Впрочем, про этот период и тогдашнюю реакцию забайкальцев и дальневосточников на ГКЧП и ЕБН я как-нибудь расскажу подробно, не здесь.
А мы - идём дальше на восток :-)

 

 

18. Железная дорога после Зун-Тигни огибает скалистую "щеку". На обратном пути этого дня я заберусь на вершину этой сопки и отсниму полукруговую панораму Транссиба, которая в конце 2006-го попадёт парадным разворотом в журнал "Экспедиция".

 

 

19. На следующей излучине Хилка туман ещё не ушёл вверх и даже сгустился. 5831 км от Москвы.

 

 

20. Вдоль линии массово растёт какой-то цветок, очень красивый, но я не знаю его название.

 

 

21. Остановочный пункт 5833 км. Взгляд на восток: Транссиб тут срезает излучину, идя прямо. Тумана нет - мы отдалились от реки.

 

 

22. По параллельной дороге движется главный забайкальский транспорт - лесовоз. Дальше видны клубы тумана над рекой.

 

 

23. Излучина Хилка очень хорошо прослеживается по туману.

 

 

24. Знак стометрового пикета. Раньше на подножиях знаков, с давних пор, рисовалась красная звезда, но в начале нулевых её массово стали закрашивать белой краской.

 

 

25. 5834 км. Хилок выходит к железной дороге.

 

 

26. И снова скалистая "щека".

 

 

27. Хилок опять делает большую излучину...

 

 

28. ...Уходя к южной части широкой долины. А представьте себе, как это всё смотрится из более высоко расположенного окна вагона!

 

 

29. Обогнув скальный утёс, дорога постепенно выпрямляется. Сзади - километровый знак 5835.

 

 

30. Авто-переезд на хилокский мост.

 

 

31. И сам мост. Лесовозная дорога затем уходит на юг, спустя 60 км переваливая через Малханский хребет, и раздваивается далее на Красный Чикой и Ямаровку.

 

 

32. Ну вот, уже начинается и Толбага, с её заливными хилокскими лугами и пастбищами.

 

 

 

33. Вот что писал про эти места лейб-хирург Павлов, в 1908-м (стр. 18, обведено красным).

 

 

Вообще, саму книгу тоже рекомендую - очень интересная и весьма нелицеприятная картина порядков в русских войсках со взглядом "снизу". При этом автор не слал никаких телеграмм микадо, он просто выполнял на фронте свой медицинский долг. После прочтения становится более понятным, откуда и почему шли истоки революционизации низших чинов в 1905 году - если смотреть всерьёз, без нынешних модных хрустений булкой и происков зловредных жыдомасонов.

34. 5836 км Транссиба, взгляд на запад.

 

 

35. Наконец, приближаемся к станционным постройкам начала XX века. В паровозную эру Толбага была крупной станцией с буфетом, тут стояли все пассажирские поезда, и даже маньчжурский курьерский №1/2. Справа в постройке помещался водогрейный куб, здесь все пассажиры набирали себе в дорогу кипяток (тогда титаны внутри вагонов были только в курьерских поездах в вагонах 1-го и 2-го классов).

 

 

36. Вот выписка про Толбагу из Путеводителя по Великому Сибирскому пути 1905 года.

 

 

 

37. Взгляд на царские станционные постройки с восточной стороны.

 

 

38. Проходим дальше, вдоль бывшей станции. Здесь тоже что-то было, но уже снесено и заросло травой.

 

 

39. На пригорке - большое здание. Это школа сталинской эры: в транссибирских посёлках школы 1930-х и 1950-х обычно являются самыми капитальными и большими зданиями. Сейчас на неё уже нет учеников на полный цикл, все разъехались, посёлок в девяностые заметно опустел и насчитывает сильно менее полутысячи человек.

 

 

40. Покинутый толбагинский вокзал. Станция была закрыта вместе с падением грузооборота по Транссибу в середине 1990-х и в 2000-х более уже не возрождалась, оставшись просто о/п, даже после существенного роста движения в поздне-путинское время.

 

 

41. Так что местные жители попытались его переквалифицировать в ДК. Сейчас прошло уже почти 9 лет со дня сьёмки этого кадра; не знаю, жив ли вокзал вообще, как здание.

 

 

42. Вид на вокзал и демонтированный первый путь. Эти мощные деревья были посажены тут уже при Сталине, в конце 1930-х.

 

 

44. Табличка станции, ещё с МПС и орденом Забайкальской ж.д.

 

 

45. И вот, наконец, цель нашего похода - памятная часовня, срубленная в честь соединения Забайкальской дороги. Дорога сомкнулась 16 декабря 1899 года, на торжества прибыл министр путей сообщения Империи князь Хилков, и в тот же день сюда пришёл поезд из Сретенска на Шилке.

 

 

Телеграмма императору Николаю II, от генерал-губернатора Забайкальской области:
«Сегодня, 16 декабря, в два часа дня на 361 версте совершилось великое мировое событие: уложено последнее звено Забайкальской железной дороги, соединившее прямым паровым сообщением, считая Байкал и Шилку от Сретенска, не только Балтийское и Чёрное море с Великим океаном, но и давшее непрерывное кратчайшее паровое движение вокруг земного шара. [...]».
И далее, изъявления верноподданических чувств Государю Императору, там ещё много слов. Высокопарно, конечно, но таков был стиль эпохи.

45. (из Путеводителя 1905 г.) Тогда часовня выглядела несколько побогаче и посложнее, на ней была резьба над входом, а также выступы с крестами со всех четырёх сторон. Исчезла и маковка. С начала 1930-х она долго использовалась как путейский склад, а в 1974 г. (к 75-летию Забайкальской ж.д.) была снова отреставрирована, но уже с некоторым упрощением.

 

 

46. Нигде не удалось найти "рабочее" фото министра Хилкова ни в Забайкалье, ни на Байкале, поэтому ставлю сюда его парадный портрет из Путеводителя-1905. Это министр путей сообщения №16 в истории Империи, а также "самый транссибирский" министр (1895-1905), при котором была построена подавляющая часть первого варианта магистрали. Кстати, в надписи к предыдущему фото вы видите "верноподданическую" подмену повода: часовня сооружалась всё-таки не в память визита князя, а в память соединения дороги. Этакий подхалимаж той эпохи. Когда Хилкова сменили другие министры, в более поздних изданиях стали писать правильно.

 

 

47. "Стыковочная" часовня с другой стороны. На заднем плане виден казённый дом для железнодорожников 1900 г. постройки, он есть и на фото №46, см. выше.

 

 

48. Вид на детали часовни. Хорошо видно, что на крыше заделано отверстие, где был мини-чердак с крестом.

 

 

 

49. Вид на бывшую станцию с часовней. Наглядно видно, где демонтированы пути советского времени, когда на станции было 5 путей. И, что интересно, там к 2004 г. была даже не снята контактная сеть. Как сейчас - не знаю.

 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 0
    Нет аватара BalkonskiiMakar
    03.03.1318:02:17
    Красотенъ
  • Комментарий удален
  • 0
    misha12 misha12
    03.03.1320:35:35
    Спасибо за репортаж!Очень красиво!
  • 0
    Нет аватара ratol
    03.03.1321:01:17
    Половина фотографий не отображается. Разочарован.
    • 0
      Ruslan Ruslan
      03.03.1321:13:29
      Пройдите по ссылке, указанной в источнике. Я поправлял, но почему-то всё равно не отображаются.
      • 0
        Нет аватара ratol
        03.03.1322:53:05
        Прошел. Спасибо за наводку! Там же есть фотообзор обратного пути с потрясающей панорамой. http://periskop...om/1015294.html

         © ic.pics.livejournal.com

        Отредактировано: ratol~22:54 03.03.13
        • 0
          Ruslan Ruslan
          03.03.1322:58:25
          Да, у нас в стране столько красивых мест, а мы не замечаем.    
  • 0
    Нет аватара Agalofix
    03.03.1322:03:41
    Хилков приехал на Хилок. Символично.
  • 0
    Нет аватара
    03.03.1322:29:13
    Розовый цветок на фото- багульник.
    • 0
      Ruslan Ruslan
      03.03.1322:57:52
      Спасибо.    
    • 0
      lapshin-89 lapshin-89
      04.03.1307:35:49
      Не багульник, не похож. Багульник кустарник, а на фото трава.    
      • 0
        Нет аватара Dron
        06.03.1314:12:34
        Совершенно верно! Никак не багульник. Багульник древовидный кустарник с мелкими листочками и мелкими же цветами. Раньше очень часто продавался букетиками ( голые ветки) которые затем расцветали в воде.
  • 0
    Нет аватара lihirapo
    04.03.1311:41:57
    Не совсем ясно что предлагает автор? Везде разруха, здания закрыты, все заколочено, молодежи нет, школ нет, перспектив нет. Около 100 лет все жило и работало, а сейчас тут пустота.
    • 0
      NorthWanderer NorthWanderer
      05.03.1313:00:56
      В каком смысле"преспективы"? На мой взгляд преспективы шикарные. И чего уж 100. Мои предки с 1750тых здесь. Спакойно жили,и дальше живём. Чего суетитсято? Места много,народу мало-великолепно. Это у вас там преспективы за 20 лет по три раза поменяются. А здесь всё ровно. Чего сам сделал-то у тебя и будит. Другое-алкоголь сильно народ испортил,это есть.
  • Комментарий удален
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    04.03.1315:27:42
    "+"    
  • 0
    Нет аватара valrus
    04.03.1322:14:29
    Цветок тот похож на Иван-чай. Заметил - ни одна из автодорог не имеет асфальта.
  • 0
    Нет аватара
    05.03.1309:29:26
    Служил в этих местах в 2003-05 г.г. Все верно, разруха в деревнях, население разъезжается. Природа в этих местах очень красивая, но жить здесь могут не многие, очень холодно зимой, летом в июне температура частенько до нуля опускалась.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,