Гособоронзаказ в авиации: каким ему быть?
Координация и контроль планирования и выполнения государственного
оборонного заказа на разработку и поставку для государственных
нужд, в первую очередь ВВС России, современных авиационных
комплексов - одно из главных направлений деятельности
Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве Российской
Федерации.
Об этом и других аспектах деятельности ВПК в области разработки и
поставок авиационной техники рассказывает первый заместитель
Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве
Российской Федерации Иван Харченко.
:"А.С.": Иван Николаевич, расскажите, пожалуйста, об
общих итогах выполнения гособоронзаказа по авиационной технике в
2012 г.
И.Х.: Прежде всего, хотел бы отметить, что по решению ВПК
сформирован Совет по авиастроению, основным направлением
деятельности которого является рассмотрение проблемных вопросов
формирования и выполнения государственного оборонного заказа по
созданию и производству современных авиационных комплексов. Совет
возглавляет член Военно-промышленной комиссии, опытный и
авторитетный авиационный специалист Михаил Каштан.
Отрадно отметить, что задания государственного оборонного заказа
2012 г. в части поставок для государственных нужд авиационной
техники выполнены практически в полном объеме.
Предприятиями ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация"
произведено и поставлено в Минобороны России 35 авиационных
комплексов. В их числе: фронтовые бомбардировщики Су-34,
многофункциональные истребители Су-35С, двухместные
многофункциональные истребители Су-30СМ.
В прошедшем году Военно-воздушным силам России переданы очередные
учебно-боевые самолеты Як-130. Продолжена разработка
перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК
ФА).
Четвертый летный образец ПАК ФА передан для проведения
государственных испытаний в декабре 2012 г. Отмечу, что в
ближайшее время ожидается первый полет пятого летного опытного
образца ПАК ФА. Важным событием 2012 г. стали первый полет и
начало испытаний опытного образца военно-транспортного самолета
Ил-76МД-90А, производство которого начато на ЗАО "Авиастар СП"
(г. Ульяновск).
ОАО "Вертолеты России" поставило государственным заказчикам 133
вертолета, в том числе для Минобороны России - 118 вертолетов
различного назначения: боевые Ми-28Н и Ка-52.
Авиационная промышленность в 2012 году параллельно с обеспечением
поставок серийных образцов авиационной техники активно занималась
техническим перевооружением и модернизацией производственных
мощностей предприятий. На эти цели из средств федерального
бюджета в 2012 г. было выделено более 14 млрд. руб., а в 2013 г.
запланировано финансирование технического перевооружения
авиационной промышленности в объеме около 16 млрд. руб.
Реализация мероприятий ФЦП "Развитие оборонно-промышленного
комплекса Российской Федерации до 2020 года" позволит выйти на
новый технологический уровень производства, внедрить новые
прогрессивные технологии в авиастроении и, в конечном счете,
повысить качество авиационной техники.
"А.С.": Каковы планы поставок авиатехники для
государственных нужд на 2013 г.?
И.Х.: В 2013 г. поставка авиационной техники для государственных
нужд году будет осуществляться, в основном, в рамках ранее
заключенных долгосрочных контрактов с государственными
заказчиками. ВВС России в текущем году должны пополнить парк
авиационной техники не мене, чем 200 самолетами и
вертолетами.
Следует отметить, что вся поставляемая авиационная техника
является современной, разработанной в последние годы, либо
прошедшей глубокую модернизацию для обеспечения всех требований
государственных заказчиков.
Вместе с тем, для выполнения задач ВВС, авиации других силовых
ведомств необходимы не только боевые авиационные комплексы. Ряд
задач в мирное и военное время выполняется и с применением
гражданских воздушных судов.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.
Путина и Правительства Российской Федерации Минпомторгом России
совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти сформирован предварительный сводный план
консолидированного заказа для государственных нужд на гражданские
отечественные воздушные суда.
В соответствии с этим планом общая потребность Минобороны России
и других силовых ведомств на период 2012-2018 годы в гражданских
воздушных судах составляет 104 самолета различного назначения, в
том числе 8 Ил-96, 12 Ту-214, 19 Ту-204, 35 SSJ-100, 30
Ан-148.
В настоящее время прорабатываются различные механизмы ресурсного
обеспечения закупок гражданских самолетов в рамках
консолидированного заказа, включая лизинговые схемы и
использование кредитных ресурсов.
"А.С.": Как решаются вопросы по оснащению Вооруженных
сил современными военно-транспортными
самолетами?
И.Х.: Основной проблемой выполнения Государственной программы
вооружения в части оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации
современными авиационными комплексами продолжает оставаться
разработка и производство самолетов военно-транспортной авиации,
морской и специальной авиации.
В настоящее время выполняются опытно-конструкторские работы по
созданию тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А,
военно-транспортного самолета укороченного взлета и посадки Ан-70
и, совместно с Индией, среднего военно-транспортного самолета.
Кроме того, уже заключен контракт на поставку 39 самолетов
Ил-76МД-90А для ВВС России. Окончательное решение о перспективах
поставок самолетов Ан-70 будет принято после завершения
опытно-конструкторских работ.
Государственные заказчики, в первую очередь Минобороны России,
пока не определились с типом легкого военно-транспортного
самолета. До настоящего времени не открыта опытно-конструкторская
работа по модернизации самолета Ан-124, не начаты работы по
возобновлению его серийного производства.
На решение этих вопросов в сфере авиации и будет, в основном,
направлена работа Военно-промышленной комиссии при Правительстве
Российской Федерации в 2013 г.
В целях координации работ по созданию и серийному производству
военно-транспортных самолетов решением Военно-промышленной
комиссии при Правительстве Российской Федерации сформирована
межведомственная рабочая группа. Обсуждение проблемных вопросов
создания новых авиационных комплексов военно-транспортной
авиации, выработка предложений по формированию государственного
оборонного заказа и оказание содействия предприятиям
промышленности в его успешном выполнении является основным
содержанием работы этой межведомственной рабочей группы.
Вопрос развития морской авиации Военно-морского флота России
будет рассмотрен на заседании ВПК при Правительстве Российской
Федерации в ближайшее время.
По результатам обсуждения данного вопроса на заседании ВПК мы
планируем сформировать согласованную программу действий
государственного заказчика и авиационной промышленности по
поддержанию летной годности парка морской авиации, модернизации
основных типов авиационной техники, а также созданию современных
самолетных и вертолетных авиационных комплексов патрульной
авиации.
"А.С.": Иван Николаевич, отрабатываются ли новые
подходы во взаимодействии ВПК и Министерства обороны РФ при
реализации государственных контрактов на поставку авиационной
техники.
И.Х.: Одним из новых направлений деятельности ВПК при
Правительстве Российской Федерации является обеспечение перехода
к размещению и выполнению государственных контрактов на весь
жизненный цикл авиационной техники - от ее создания до
утилизации.
Предложения министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу по
сопровождению предприятиями промышленности созданных ими образцов
военной авиационной техники и вооружения на всем протяжении их
жизненного цикла в целом поддержаны и Минпромторгом России и
ВПК.
Сейчас организована практическая работа по уточнению нормативной
правовой базы, определению порядка размещения и выполнения
государственных контрактов на сопровождение полного жизненного
цикла авиационной техники, согласованию необходимых процедур и
методик, в том числе и методик определения ценовых параметров
этих работ.
Готовится передача авиаремонтных заводов Минобороны России в
сферу ведения Минпромторга России с организацией их деятельности
в составе крупных корпораций и холдингов авиационной
промышленности.
Новые возможности в организации работ по формированию и
выполнению государственного оборонного заказа открыл принятый в
декабре 2012 года Федеральный закон № 275-ФЗ "О государственном
оборонном заказе".
Работа над законом "О государственном оборонном заказе"
осуществлялась в тесном взаимодействии ВПК с депутатами
Государственной думы и членами Совета Федерации. Удалось найти
достаточно взвешенные подходы к решению целого ряда вопросов,
которые стояли перед государственными заказчиками и исполнителями
работ, в данном случае по созданию, производству, сервисному
обслуживанию, ремонту, модернизации и, наконец, утилизации
авиационной техники
Мы с уверенностью смотрим в будущее развития авиастроения в
России. Государственная программа вооружения и государственный
оборонный заказ в части разработки и поставки авиационной техники
и вооружения будут выполнены в полном объеме.
"А.С.": Благодарю Вас за обстоятельное
интервью.
От имени редакции журнала "АвиаСоюз" поздравляю Вас и Ваших
коллег с 60-летием создания ВПК!
Успехов в развитии оборонно-промышленного комплекса России!
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
03.03.1313:42:54
03.03.1315:08:32
03.03.1319:56:29
04.03.1303:20:56
04.03.1303:21:35