стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
58

От пушек до грейдеров

Одно из старейших предприятий Брянска в этом году отмечает 230 лет со дня своего образования. Завод «Брянский арсенал», построенный по указу Екатерины II исключительно для производства пушек, сегодня выпускает полный модельный ряд автогрейдеров. SmartNews побывал на производстве дорожной техники, известной далеко за пределами страны.

История завода «Брянский арсенал» полна интересными сюжетами и знаковыми фигурами. Есть в ней, к примеру, и немного от «шоу-бизнеса»: известный всей стране брянский депутат Госдумы, называвший себя «доктором рабочих наук», Василий Иванович Шандыбин 34 года проработал слесарем-монтажником именно на этом заводе.

Огромная территория завода расположена фактически на берегу главной Брянской реки Десны. Вид от заводских проходных без преувеличения сногсшибательный. Завод расположен у подножия самой высокой точки города — Покровской горы, откуда и началась история Брянска. Сегодня, как и несколько столетий назад, купола церквей, расположенных на ней, видны с территории предприятия. Тут же, на Покровке, стоит памятник архитектуры XVIII века — дом генерал-директора завода.

По словам хранительницы заводского музея Клавдии Бакиной, каждое третье орудие в борьбе с Наполеоном было отлито именно на «Брянском арсенале». Это, пожалуй, самый показательный пример значения завода для страны в то время. Золотая мортира с двумя пирамидами ядер на гербе города напоминает о тех славных временах сегодня.

Более близкая история помнится подробнее. 

Фото: Мария Николаенко/SmartNews

В 1936 году было задание правительства — пожалуй, даже личное указание Иосифа Виссарионовича — сделать четыре новых военных изделия для участия в параде на Красной площади. Сроки были сокращенные, на четыре месяца чуть ли не осадное положение ввели. Рабочие дневали и ночевали на заводе, но задание было выполнено. Орудия прошли по Красной площади, за выполнение этого задания шесть человек с завода были награждены именными «фордами».

Клавдия Бакина, работник заводского музея

Фото: предоставлено пресс-службой завода

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в глубокий тыл, где производил оружие для победы над врагом. За военное время и само предприятие, и дома заводчан были полностью разрушены. Однако через год после освобождения Брянска предприятие восстановили, а с 1946 года оно приступило к освоению нового производства — дорожных машин. Сегодня именно они — основная продукция завода.

В 2011 году специалисты «Брянского арсенала» сделали еще одну весьма любопытную вещь — полностью восстановили один из четырех сохранившихся в России первых советских серийных дизельных тракторов «Сталинец-65» (С-65), пролежавший на дне реки Нерусы 70 лет.

Трактор, поднятый поисковиками со дна реки, был передан на завод. Сначала находку полностью разобрали, чтобы снять всю ржавчину, большинство деталей прошло дробеструйную обработку. Однако заново собранный трактор все равно отказался заводиться.

За помощью пришлось обратиться на Челябинский тракторный завод, где в свое время и выпускался трактор-тягач С-65. Челябинские коллеги выслали уникальные чертежи сборки «Сталинца», благодаря чему специалисты «Арсенала» поняли, что в моторе отсутствует одна небольшая деталь, и заказали ее в Ярославле.

Фото: предоставлено пресс-службой завода

Трактор привезли к нам в январе 2011 года, а уже в марте он первый раз был на выставке в Брянске. «Сталинец», как выяснилось, провалился под лед зимой 1941 года в Суземском районе области. Водитель, управлявший им, успел выпрыгнуть из машины, которая пошла на дно. Изначально легендарный трактор С-65 был предназначен для работы в сельском хозяйстве, однако во время войны их стали использовать для буксировки орудий.

Евгения Горбачева, представитель пресс-службы завода

Сейчас реконструированный трактор — гордость города. 9 мая на параде Победы он прошел в колонне вместе с военной техникой, а осенью этого года «Сталинец» был передан брянскому музею военной техники на Партизанской поляне.

По словам заводского руководства, «Брянский арсенал» — это единственный производитель в России, сформировавший полный модельный ряд автогрейдеров. В зависимости от назначения автогрейдеры выпускают в различном исполнении: от упрощенной модели легкого класса, которая используется в коммунальном хозяйстве, до полноприводных машин тяжелого класса.

Одно из последних официальных сообщений о заводе «Брянский арсенал» было достаточно экзотичным: как писал SmartNews, завод начал осуществлять поставку грейдеров в западноафриканскую Республику Бенин. Презентация техники состоялась на местном празднике начала сбора урожая. Как рассказал директор организации производства Василий Прошкин, грейдер был переоборудован специально для жаркого Бенина: место обогревателя в нем занял кондиционер.

 Грейдер ГС.25.12. Фото: предоставлено пресс-службой завода

В 2012 году «Брянский арсенал» разработал новый карьерный грейдер с улучшенными техническими характеристиками. Машина уже нашла свое признание, своего потребителя. В конце года на региональном конкурсе «100 лучших товаров России» наш грейдер ГС.25.12 удостоился звания лауреата с вручением знака качества. 

Василий Прошкин, директор организации производства

Видео

Видео Марии Николаенко, SmartNews

laquo;шоу-бизнеса

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    Нет аватара Cinik
    24.02.1323:46:19
    Одно из последних официальных сообщений о заводе «Брянский арсенал» было достаточно экзотичным: как писал SmartNews, завод начал осуществлять поставку грейдеров в западноафриканскую Республику Бенин.
    Об этом была публикация: Завод «Брянский Арсенал» осуществил первую поставку автогрейдеров в Республику Бенин
  • 0
    1nsane 1nsane
    25.02.1300:16:01
    ну вот! зачем покупать немецкие асфальтоукладочные машины, если у нас, я уверен, не хуже.
    • 0
      Нет аватара Sanek80
      25.02.1311:21:50
      А причем здесь грейдер и асфальтоукладочные машины?   
      • 0
        1nsane 1nsane
        25.02.1317:42:37
        на первую картинку посмотри
  • 0
    Sabotaznik Sabotaznik
    25.02.1309:29:54
    + Очень хорошо, красивые машинки.
  • 0
    Григорий Басс Григорий Басс
    25.02.1310:04:59
    отличная статья +
  • 0
    Нет аватара TROFka
    25.02.1311:49:16
    Не всё так гладко, как кажется...Зарплата на заводе мизерная, качество продукции оставляет желать лучшего, что даже местные брянские власти предпочитают покупать дорожную технику других производителей. Про вид с проходный автор рассказал, а про саму проходную, её обшарпанность почему-то промолчал. Про сами цеха в каком они состоянии, что проезжая мимо, без слёз смотреть невозможно. Завод просто выдыхается.
    • 0
      Russia_Touristo Russia_Touristo
      25.02.1312:44:12
      Вот тут и вот тут нашел стоимость вакансий на Брянском Арсенале. Не много. Но наверное средняя зарплата по городу и есть такая.
      Про сами цеха в каком они состоянии, что проезжая мимо, без слёз смотреть невозможно
      Дык Вы не проезжайте мимо, а пройдите на завод. И кстати чему Вы удивляетесь? САМО ОТКУДА ВЗЯТЬСЯ ТО ДОЛЖНО? 20 (с хвостиком лет) завод долбили и то, чьто он вообще жив уже памятник ставить надо...
      Отредактировано: Russia_Touristo~12:46 25.02.13
      • 0
        Нет аватара TROFka
        25.02.1313:54:44
        Что касается зарплат, я бы на вашем месте не стал смотреть по объявлениям - всегда разнится не в большую сторону. С кадрами там просто жуть! А вот насчет не проезжать мимо, с удовольствием, но к сожалению я другую специальность выбрал для себя (химик-технолог) и с коллективом пытаемся реанимировать совершенно другое предприятия.
        • 0
          Russia_Touristo Russia_Touristo
          25.02.1313:56:00
          с коллективом пытаемся реанимировать совершенно другое предприятия.
          Честь и хвала!
          Что касается зарплат, я бы на вашем месте не стал смотреть по объявлениям - всегда разнится не в большую сторону
          Ну тут я не совсем согласен.
          • 0
            Нет аватара TROFka
            25.02.1315:52:55
            Единственное, что хотелось бы добавить, это пример БМЗ, где зарплаты на некоторых рабочих должностях уже достигают 45000 рублей и даже при этом нету достаточного количества кадров на новые станки с ЧПУ. Вот тут уже сказывается развал проф.училищ - когда куча молодых просто пошло в охрану или в Москве на стройках... p.s. Никак руки не доходят написать статью о компании, в которой работаю, но обязательно постараюсь. Будет первый опыт на данном портале.
            • 0
              Russia_Touristo Russia_Touristo
              25.02.1315:55:08
              Никак руки не доходят написать статью о компании, в которой работаю, но обязательно постараюсь.
              Вот это будет гут прям!
              это пример БМЗ, где зарплаты на некоторых рабочих должностях уже достигают 45000 рублей и даже при этом нету достаточного количества кадров на новые станки с ЧПУ.
              Во-во, а то ЗАРПЛЯТЫ НИЗКАИ.... Работать надо! А перед этим ЖЕЛАНИЕ перевести в ОБРАЗОВАНИЕ.
  • 0
    Нет аватара pakhomov
    25.02.1320:13:33
    О! За ретротрактор огромный респект! Увы, в России очень мало согранившейся довоенной техники и каждая машина буквально на вес золота!
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      26.02.1309:08:28

       © s020.radikal.ru

      Сойдет такая коллекция? ;) http://urban3p.ru/blogs/26210/

      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~09:10 26.02.13
      • 0
        Нет аватара pakhomov
        26.02.1309:20:07
        Я же не только про тракторы, а вообще про довоенную и послевоенную технику. 1. Паровоза ФД и ИС ни одного рабочего нет, ИС даже в виде памятника или музейного экспоната в России нет. Щуки тоже вроде нет. 2. Истребители Лавочкина на сохранились. 3. Ни одного локомобиля, паровых трактора, экскаватора, крана в рабочем или более-менее приличном состоянии не сохранилось. 4. Про пароходы точно не знаю, но там тоже практически ничего не сохранилось. 5. Троллейбусы ЯТБ двухэтажные и СВАРЗ ТС не сохранились. А ведь всё это было буквально в середине прошлого века. Пошёл не так давно в Кубинский музей бронетанковой техники. В ангаре ребята пытаются завести танк конца 1920-х годов. Оказывается у него ходовая от... УАЗа! Потому, что сохранился только корпус, и внутрь поставили что было, лишь бы поехало...
        Отредактировано: pakhomov~09:21 26.02.13
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          26.02.1309:40:41
          2. Истребители Лавочкина на сохранились.
          Эта... А кожедубовская машина в Монино? Я ее собственными глазами видел! Честно-честно    
          4. Про пароходы точно не знаю, но там тоже практически ничего не сохранилось.
          На ЧФ "Комуне" уже стольник стукнул, а все службу несет. Погуглите возраст Крузенштерна и Седова ;) Ну да. Настоящих деревянных фрегатов и первых пароходов не сохранилось. Гниют. По поводу 1 и 3... За столько лет и на ходу. ИМХО Вы слишком многого хотите. Хотя бы не на ходу бы были. Кроме кубинского музея есть и частный с рабочими экспонатами да еще не в одном экземпляре. http://war-muse....com/93249.html
          Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~09:41 26.02.13
          • 0
            Нет аватара pakhomov
            26.02.1309:49:11
            1. Насчёт самолёта Кожедуба - спасибо! Видимо, я туда не дошёл. Буду знать, спасибо! 2. Про "Коммуну" знаю, но я имел в виду именно пароходы. Которые ещё после войны выпускали. 3. Ну что значит много хочу? Овечка 1905 года есть ходовая. В США вон в Мичигане есть целая тусовка любителей паровых тракторов и прочих механизмов: кранов, экскаваторов, механизмов. Причём это далеко не единичные экземпляры, посмотрите, их много! А у нас? Ни-че-го!
            • 0
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              26.02.1310:15:55
              я имел в виду именно пароходы. Которые ещё после войны выпускали.
              Музеи-корабли Крейсер «Аврора» (С.-Петербург) Филиал Центрального военно-морского музея

               © img13.imageshost.ru

              Научно-исследовательское судно «Витязь», Музей Мирового океана, Калининград

               © s001.radikal.ru

              «Б-413″, подводная лодка, Музей Мирового океана, Калининград

               © upload.wikimedia.org

              «Космонавт Пацаев», Музей Мирового океана, Калининград

               © upload.wikimedia.org

              Ледокол «Красин», С. Петербург

               © s51.radikal.ru

              «Д-2″ («Народоволец»), подводная лодка, С. Петербург

               © upload.wikimedia.org

              Святитель Николай, пароход, Красноярск

               © img13.imageshost.ru

              «Красный вымпел», мемориальный сторожевой корабль, филиал Музея Тихоокеанского флота, Владивосток

               © s019.radikal.ru

              «С-56″, гвардейская краснознаменная подводная лодка, филиал Музея Тихоокеанского флота, Владивосток

               © s017.radikal.ru

              К-21, краснознаменная подводная лодка (1983), филиал музея Северного флота в г. Североморск

               © s017.radikal.ru

              Шхуна «Запад» в составе Музея поморского мореплавания в г. Архангельск

               © upload.wikimedia.org

              Ледокол Ангара, Иркутск

               © i036.radikal.ru

              Крейсер Михаил Кутузов, Новороссийск

               © s018.radikal.ru

              подводная лодка проекта 641 «Б-307», Тольятти

               © golosoff.ru

              Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец», Москва

               © img-fotki.yandex.ru

              Атомный ледокол Ленин

               © s020.radikal.ru

              Глядишь, может и Арктику не попилят на иголки, а музеем сделают

              Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~10:33 26.02.13
              • 0
                Нет аватара pakhomov
                26.02.1310:20:28
                Спасибо! В Москве ещё музейная подлодка есть. В музее АвтоВАЗа подлодка есть. А сколько колёсных ПАРОХОДОВ осталось? Вроде где-то один для туристических целей есть.
                • 0
                  d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                  26.02.1310:35:33
                  В Москве ещё музейная подлодка есть. В музее АвтоВАЗа подлодка есть.
                  Я их добавил     Обновите страницу. Тольяттинскую я уж точно знаю работая на ВАЗе    
                  А сколько колёсных ПАРОХОДОВ осталось? Вроде где-то один для туристических целей есть.
                  Точно. Чего-то они не попались. Но еще в 80х по волге ходил. Сам его видел. Надо поискать
                  • 0
                    Нет аватара pakhomov
                    26.02.1310:38:13
                    Да вот в том-то и дело, что колёсные пароходы ушли сравнительно недавно. Мой гендиректор, человек 50+ лет ещё их застал. Тоже на Волге. А в Рязани лет 5 назад ещё ходили теплоходы 1954 года выпуска! Как сейчас - не знаю.
                    • 0
                      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                      26.02.1310:58:17
                      Похоже я вот этот пароходик видел

                       © colesnic.ru

                      Это Самара. Вот кстати мужики пытают восстановить колесник http://www.colesnic.ru/ Там и все колесники, что они нашли. Большинство в плачевном состоянии. Но последняя новость 2010 годом о пробном пуске паровой машины. Интересно, чем там у них дело кончилось...

                • 0
                  d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                  26.02.1310:42:04
                  А сколько колёсных ПАРОХОДОВ осталось? Вроде где-то один для туристических целей есть.
                  Колесный пароход «Н.В. Гоголь», Архангельск, год постройки 1911

                   © ljplus.ru

                  Вроде больше не осталось живых. В тверской области есть еще брошенный колесник "Достаевский" 1956 года постройки

                   © altertravel.ru

                  http://www.alte...view.php?id=314

                • 0
                  d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                  26.02.1311:03:34
                  Вот еще совсем забыл. Охтинская судоверфь собиралась МО-215 восстанавливать.

                   © oxta.ru

                  Но тоже с тех пор чего-то про него ничего не говорят. http://oxta.ru/...ndex.php?id=205

  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,