Лого Сделано у нас
56

Российское авиастроение делает ставку на военно-транспортную авиацию

В последние годы наметилась положительная динамика в наращивании потенциала ВВС России. В ближайшие десять лет общее число современных образцов авиатехники, состоящей на вооружении ВВС, должно быть доведено до 80 процентов, запланированы поставки в войска многофункциональных самолетов Су-34, Су-35С, МиГ-29СМТ, МиГ-35. Идет освоение летным составом перспективного учебно-боевого самолета Як-130.

На этап опытно-конструкторских работ вышла разработка дальнего бомбардировщика пятого поколения. После 2015 года начнется серийное производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который в 2010-м совершил свой первый полет. В 2012 году состоялась «премьера» нового модернизированного самолета Ил-76МД-90А, на базе которого будет создано целое семейство военно-транспортных самолетов (ВТС), самолетов-заправщиков и самолетов специального назначения.

Воссоздание инфраструктуры

Полет ВТС Ил-76МД-90А, созданного ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» (ОАО «Ил») и построенного на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП», дает все основания полагать, что российский авиапром смог на рубеже второго десятилетия XXI века решить важнейшую стратегическую задачу в области национального авиастроения и особенно транспортной авиации.

После распада СССР в 1991 году Россия фактически осталась без промышленной базы по выпуску транспортных и военно-транспортных самолетов, основные составляющие которой находились на Украине (ГП «Антонов») и в Узбекистане (Ташкентское авиационное производственное объединением имени В. В. Чкалова – ТАПОиЧ). Теперь же в Ульяновске создан и продолжает формироваться российский центр транспортного и военно-транспортного авиастроения, роль которого в возрождении военно-транспортной авиации (ВТА) России является приоритетной.

Первый контракт Министерства обороны России на поставку 39 Ил-76МД-90А – машин базового проекта в новом семействе российских транспортных самолетов – подтвердил его полное соответствие современным запросам наших военных.

По словам президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна, она до 2020 года вносит корректировки в свою деятельность, перенося акцент с военной авиации на гражданскую и военно-транспортную. Сегодня объем военной продукции ОАК составляет 80–85 процентов, в то время как на гражданскую продукцию приходится 15–20. К 2020-му планируется довести составляющую гражданской продукции ОАК до 50 процентов, причем к 2014 году соотношение военной и гражданской составляющих предполагается обеспечить в соотношении 58:42 соответственно. К 2025-му объем военной продукции должен будет еще сократиться и составить 30 процентов, в то время как на гражданские самолеты, включая транспортные, будет приходиться 70 процентов от всего бизнеса корпорации.

Оптимистичные планы руководства ОАК на увеличение доли транспортной авиации в общем объеме выпускаемой продукции, а также надежды командования ВВС на переоснащение ВТА новыми самолетами основаны на успешной реализации программы Ил-476. Первый самолет Ил-76МД-90А, созданный в рамках этого проекта ОАО «Ил» и построенный в Ульяновске ЗАО «Авиастар-СП», в октябре 2012 года был представлен президенту России Владимиру Путину и начал программу летных испытаний. Как сообщил руководитель «Ила» Виктор Ливанов, полностью программу этих испытаний планируется завершить в третьем квартале 2014-го, в то время как ее первый этап окончится в третьем квартале 2013 года.

Серьезная программа

«Первый этап летных испытаний Ил-76МД-90А предусматривает проведение около 50 полетов. В первом квартале 2013 года мы проведем в Жуковском 22 полета для апробации машины и проверки ее летно-технических характеристик. Затем начнутся государственные совместные испытания с заказчиком, которые предусматривают проведение около 28 полетов на аэродроме Чкаловский и в Жуковском», – сообщил Ливанов.

После завершения начального этапа летных испытаний будет получено предварительное заключение заказчика, а технической документации на самолет присвоена литера «О», что позволяет начать его серийное производство на заводе «Авиастар-СП». Затем намечен второй этап специальных летных испытаний, когда с самолета будут проводиться сброс различных грузов, десантирование личного состава. Всю программу тестов планируется завершить в третьем квартале 2014 года, после чего стартуют первые поставки новой машины.

Первый контракт с Министерством обороны РФ стоимостью 140 миллиардов рублей был подписан 4 октября 2012 года на поставку 39 машин. «Однако это только начало. По нашим расчетам, с учетом выпуска целого семейства самолетов на базе Ил-76МД-90А портфель заказов на новые транспортные самолеты в ближайшей перспективе достигнет одного триллиона рублей», – подчеркнул Ливанов. Бортовые системы и конструкция самолета Ил-76МД-90А обновлены от базовой версии на 70 процентов, а его серийное производство впервые будет осуществляться в России с применением технологии трехмерного цифрового проектирования.

Сжатые сроки проведения летных испытаний связаны не только с необходимостью скорейшего начала серийного производства нового самолета и загрузки «Авиастар-СП», но и с тем обстоятельством, что в 2011 году были успешно завершены государственные испытания одной из версий ВТС – Ил-76МД-90 и большая часть из них пойдет в зачет испытаний Ил-76МД-90А. Кроме того, будут учтены результаты испытаний двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем, которые ранее были приобретены Иорданией.

Индийские перспективы

Начало в России летных испытаний последней версии с новыми двигателями, БРЭО и конструкцией крыла (Ил-76МД-90А) теоретически может исправить положение в пользу ОАК в ситуации с проигрышем нашей корпорацией в индийском тендере на закупку многоцелевых самолетов-заправщиков, о чем без официального уведомления индийской стороны сообщают компания «Эрбас милитари» и ряд западных СМИ (в № 3 «ВПК» на основании пресс-релиза «Эрбас индастри» была опубликована заметка «А330 MRTT победил Ил-78М». – Прим.ред.). Как и в случае с конкурсом MRCA, результаты которого были объявлены 31 января 2012 года, подписание твердого контракта может затягиваться или даже быть отложенным.

«В настоящее время парк наиболее боеспособных самолетов в составе ВВС Индии сформирован на основе истребителей Су-30МКИ нашего производства. Этот парк должен быть обеспечен современными самолетами-заправщиками, и российский перспективный самолет-заправщик вполне может удовлетворить требования индийских ВВС», – пояснил один из экспертов. Суммарная стоимость конкурса MRTT – около двух миллиардов долларов.

ОАК предлагала новую на 70–80 процентов машину по сравнению с базовым вариантом самолета. Она сделана с использованием совершенно новых методов цифрового трехмерного проектирования. Как отмечено в пресс-релизе, ВВС Индии остановили свой выбор на многоцелевом транспортном самолете-заправщике A330 MRTT после длительного процесса оценки и летных испытаний, в которых европейский заправщик осуществлял дозаправки в воздухе индийских боевых самолетов различных типов, действуя с высокогорной авиабазы «Лех» (Leh).

Самолеты-заправщики необходимы ВВС Индии в связи с их намерением приобрести в ближайшие 20 лет еще свыше 200 боевых самолетов и необходимостью расширить диапазон действия боевой авиации для возможности ее участия как в региональных конфликтах, так и за пределами региона. ВВС Индии планируют купить 12 новых заправщиков, включая первые шесть, по которым проводился указанный тендер. О победе А330 MRTT также сообщили новостные издания – американское «Дифенс ньюс» и индийское «Индиан экспресс».

Как подчеркнул исполнительный директор «Эрбас милитари» Доминго Урено Расо, Индии будет поставлен самый совершенный на сегодня летающий и сертифицированный транспортный самолет-заправщик. В ближайшее время начнутся детальные переговоры ВВС Индии и «Эрбас милитари», в результате которых в 2013–2014 годах намечено подготовить окончательный контракт на поставку для индийской военной авиации шести самолетов-заправщиков. В то же время источник, близкий к российскому ОПК, уточнил, что наша страна никакого официального уведомления о результатах конкурса не получала, а уверенными в результате тендера можно быть только после официального объявления победителя.

Необходимо отметить, что по своим летно-техническим характеристикам самолет Ил-78МК-90, изначально спроектированный как самолет военного назначения, полностью удовлетворяет всем требованиям заявки на проект (Request for Proposal, RFP) – технического задания ВВС Индии. Более того, российская машина, по мнению военных экспертов, имеет целый ряд преимуществ перед A330 MRTT, созданным на базе гражданского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета А330-200. В частности, обязательным требованием RFP является возможность парашютного десантирования личного состава военной техники и грузов, что обеспечивает российский самолет-заправщик и не позволяет выполнять европейский самолет. Ил-78МК-90 силами технического персонала может быть быстро конвертирован в полноценный ВТС и осуществить оперативную переброску и десантирование грузов, тяжелой техники и десантников. При этом многофункциональность российской платформы обуславливает возможность использования самолета в качестве пожарного самолета и летающего госпиталя, в то время как у А330 MRTT такой возможности нет. Для решения транспортных задач для европейского самолета необходимы специальная аэродромная погрузочно-разгрузочная техника и трапы.

Ил-78МК-90 имеет возможности по дозаправке самолетов двумя видами топлива в одном полете, чего нет в случае A330 MRTT. Наш заправщик также производит раздачу топлива на земле с темпом до 1500 литров в минуту для заправки в полевых условиях одновременно до четырех самолетов, транспортных средств и бронетехники. Ил-78МК-90 может взлетать как с взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, так и с грунтовых, что расширяет возможности его боевого применения. В частности, самолет потенциально использует до 84 процентов из всех индийских ВПП, что устраняет проблему рассредоточения топливозаправщиков по аэродромной сети страны при необходимости. Как отмечают эксперты, A330 MRTT эксплуатируется только с ВПП с искусственным покрытием длиной не менее 2800 метров. Для рассредоточения европейская машина может использовать не более 19,4 процента всех ВПП на территории Индии.

Силовая установка Ил-78МК-90 состоит из четырех двигателей, что обуславливает высокий уровень боевой живучести машины в случае повреждения одного из двигателей. A330 MRTT оснащен двумя двигателями, что снижает вероятность выполнения боевой задачи при выходе из строя или боевого повреждения одного из них.

Для доставки перевозимых материалов в грузовую кабину российского самолета не требуется специальное аэродромное погрузочно-разгрузочное оборудование. А все аэродромы, где предполагается эксплуатация A330 MRTT, должны быть укомплектованы таким оборудованием, что увеличивает прямые затраты на приобретение и стоимость жизненного цикла платформы в целом.

Ил-78МК-90 имеет такую же конфигурацию и аэродинамику, как и состоящий на вооружении ВВС Индии самолет-заправщик Ил-78, и проверен на совместимость по заправке со всеми тяжелыми самолетами ВВС Индии. Для проведения дозаправки самолетов ДРЛО от А330 MRTT потребуется проведение дополнительных летных испытаний. Это связано с тем, что двигатели европейского самолета расположены значительно ниже, чем Ил-78, и спутные воздушные струи могут отрицательно влиять на управляемость заправляемого в воздухе самолета ДРЛО с надфюзеляжной антенной.

Кроме того, системы дозаправки в воздухе двух самолетов должны быть проверены на совместимость по динамике контактирования и темпам передачи топлива.

Самолет-заправщик Ил-78МК-90 имеет новые экономичные двигатели ПС-90А-76, модифицированное крыло, новое усиленное шасси, обеспечивающее взлет самолета при максимальной взлетной массе 210 тонн, современный цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, включающий в себя «стеклянную кабину» с многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами (ЖКИ) и интеллектуальными пультами управления.

Соответствие Ил-78МК-90 международным требованиям ИКАО по шумам и эмиссии позволяет этому самолету выполнять межконтинентальные коммерческие перевозки.

База для машин ВТА и экспорта

К новому российскому заправщику начал проявлять интерес Китай. ВВС НОАК испытывают потребность в существенном расширении быстро растущего парка боевой авиации. И хотя в настоящее время в Поднебесной реализуется программа создания тяжелого ВТС Y-20, проводимая в рамках модернизации ВС и призванная обеспечить соответствие возможностей переброски войск, вооружения и техники по воздуху ранее заявленным планам, до создания на его базе нового китайского самолета-заправщика пройдет достаточно длительное время.

Новый китайский ВТС обладает взлетной массой около 200 тонн, массой полезной нагрузки 50 тонн, а его конфигурация имеет определенное сходство с американским С-17 и российским Ил-76. Самолет оснащен российскими двигателями, поскольку китайский двигатель в этом классе тяги находится только в стадии разработки.

Если предположить, что окончательные итоги индийского тендера на самолеты-заправщики для российской стороны будут отрицательными, то они вряд ли окажут какое-либо негативное влияние на реализацию программы Ил-476. В целом, как отметил Ливанов, с этого проекта, предусматривающего в ближайшей перспективе создание целого семейства транспортных самолетов нового поколения, началось возрождение военно-транспортной авиации России. Кроме того, наш авиапром получает новый экспортный продукт, отвечающий всем требованиям мирового авиационного рынка. А первый контракт Министерства обороны России на поставку 39 Ил-76МД-90А – машин базового проекта в новом семействе российских транспортных самолетов – подтвердил его полное соответствие современным запросам наших военных. Как подчеркнул глава ОАО «Ил», новый самолет имеет высокий экспортный потенциал и будет предлагаться через Рособоронэкспорт не только странам, уже имеющим в эксплуатации самолеты Ил-76 и Ил-78 предыдущего поколения, но и новым потребителям российской авиационной техники.

Николай Новичков,
главный редактор Агентства АРМС-ТАСС

 

  • 0
    Нет аватара Unker
    29.01.1315:58:40
    Спасибо за хорошую статью     "+"
  • 0
    Tezen44 Tezen44
    29.01.1317:21:20
    А не подскажите: сколько именно самолётов было сделано в стране за 12 год (а если можно, то и за 10, 11). Интересно сравнить
  • 0
    Эдуард Неважно Эдуард Неважно
    29.01.1319:11:05
    +!   
  • 0
    Нет аватара Eugene_B
    29.01.1320:12:16
    статье +, но ИМХО после известий об отказе в восстановлени производства Ан-124 заголовок смотрится несколько излишне пафосно %-(
    • 0
      Нет аватара SDVSamara
      30.01.1316:32:56
      У нас около 20-ти Русланов на земле стоят, сначала их на крыло поставить надо, а потом уже и про производство думать.
  • 0
    Нет аватара gid
    29.01.1320:19:25
    Ну конечно "+". Просторы России такие что из пункта А. в пункт Б (как в песне) только самолётом можно долететь. И только транспортная авиация поможет эконом развитию регионов.   
  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара IS
    30.01.1300:52:16
    Молодцы по теме проекта 476 так держать, и еще лучше. : ) Еще бы Ан-124-300 вместе с новым двигателем тягой 30тонн все-таки осилили бы. Оно как раз попутно сделало бы большой вклад в задачу расширения доли гражданской авиации в продукции ОАК которую сейчас ставят. Ну и двигатель и для других проектов в перспективе очень пригодился бы. Последние новости по этой теме пока не слишком порадовали.
  • 0
    Нет аватара Vitusas
    21.02.1307:33:38
    Слава богу, появился новый транспортник-заправщик. А то всё ждали Ан-70 от Украины. Сколько они с ним России голову морочат. Кажется 18 лет. И всё время украинское лобби хаяло наши ИЛы. По сути, скрытая диверсия: и разработку Ан-70 тормозили и препятствовали разработке российского транспортника. И самое главное , теперь ожило ульяновское авиапредприятие, когда-то строящееся именно под выпуск большегрузных транспортников класса Ан-124 и Ил-76.
    Отредактировано: Vitusas~08:13 21.02.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,