стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
42

Уникальный военный атомный батискаф прошел испытания в Арктике


     

Глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка», получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане, пишут «Известия».

Как рассказали в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России. «Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет - батискаф крепится под ее днищем»

«В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции  лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», - рассказал собеседник издания.

Он добавил, что по данным Минприроды хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива.

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Работы велись на глубине от 2,5 до 3 км в течении 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находиться под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогают лодке освещать дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и различные предметы.

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

 

«В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения - заменим и ее», - пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Как рассказал источник, корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет - батискаф крепится под ее днищем.

«В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхалот», - продолжил представитель Минобороны.

«Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», - пояснил собеседник газеты.

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» - это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.«Миры», по сути - прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые с ограниченым количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставиш,- объяснил представитель «Минобороны».

Сейчас «Лошарик» вместе с носителем входят в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют «подводной разведкой», пишут «Известия».

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    29.10.1210:11:11
    Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар»
    БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (первоначально К-129 пр. 667БДР)    
  • 0
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    29.10.1210:30:56
    батискаф крепится под ее днищем
    Ну вот хоть убейте, но не похоже это на батискаф    

     © s46.radikal.ru

    Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~10:32 29.10.12
    • 0
      Нет аватара ardenoux
      29.10.1210:38:46
      Конечно, это не батискаф. Нормальная атомная лодка. Только тесная. И только с шаловливыми "ручками". Но очень глубоководная. В остальном, последняя фраза статьи очень похожа на правду...
      • Комментарий удален
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      29.10.1211:16:56
      не похоже это на батискаф
      Почему? Нормальный русский батискаф!    
      • 0
        Нет аватара Dron
        29.10.1211:29:57
        Русский батискаф должен быть с ракетным вооружением!   
        • 0
          user78 user78
          29.10.1211:45:48
              Даёшь пуск Булавы со дна Марианской впадины!    
          • 0
            Нет аватара Dron
            29.10.1211:49:42
            Ну, как-то так!   
          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            29.10.1212:31:16
            Даёшь пуск Булавы со дна Марианской впадины!
            На фуя? В сысле, зачем это надо?    
          • 0
            Нет аватара strange2007
            30.10.1204:33:52
            Даёшь пуск Булавы со дна Марианской впадины!
            Ты о чем? Буржуи и так в полном унынии. Пожалей их самооценку    
    • 0
      Нет аватара kavlad
      29.10.1215:27:14
      Чем именно этот аппарат не похож на батискаф?
      • 0
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        29.10.1215:37:07
        А чем он похож?    

         © metropolgroup.ru

        • 0
          Нет аватара kavlad
          29.10.1215:40:50
          Отвечать вопросом на вопрос в приличном обществе?! Ню-ню. По сути вашего вопроса статья отвечает - это прогулочный вариант!
  • 0
    misha12 misha12
    29.10.1211:39:16
    Нормально так ребята отработали.
  • 0
    Андрей Козыр Андрей Козыр
    29.10.1212:08:39
    Совсем на батискаф не похоже)

     © s51.radikal.ru

    Предположительно на фото ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - источник, опубликован 21.08.2011 г.)

    • 0
      misha12 misha12
      29.10.1213:21:47
      Так вот ты какой батискаф   
    • 0
      user78 user78
      29.10.1216:42:17
      Лошарик - потому что глубоководный аппарат состоит из сфер (сферы лучше всего выдерживают давление). Название взяли из детского мультика, где была лошадка из шариков - лошарик.

       © myltik.ru

      Эта лодка - лишь носитель, сам батискаф крепится снизу.

  • 0
    Нет аватара Andrey7782
    29.10.1218:54:19
    Очень он секретный, что раз не одной фотографии нет
    • 0
      Нет аватара Linija
      29.10.1223:12:25
      как нет, вон user78 чуть выше выложил   
  • 0
    Нет аватара Evgeny Gusev
    31.10.1220:42:28
    прошу убрать отсюда мое памятное свидетельство. спасибо за понимание
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      31.10.1221:12:14
      спасибо за понимание
      Так лучше?
      • 0
        Нет аватара Evgeny Gusev
        01.11.1211:05:11
        да, спасибо большое, а то у меня неприятности из-за этого
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          01.11.1211:12:56
          Извините, но этот скан я взял из открытых источников. Думаю, уже из сети его не изъять    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,