стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
11

Философы России. Выпуск 0.

Я решил сделать несколько статей на сайте, посвящённых современным отечественным философам. Под "современными" я буду понимать тех, чьё "акме" (35-45 лет) пришлось на 2 половину XX века или уже на XXI -- при этом не важно, живы они или нет. Под "отечественными" -- тех, кто большую часть времени до своих 35 лет прожил в России/СССР, сформировался в нашей культурной традиции и считает/считал русский язык родным (или одним из).

 

Почему мне вдруг захотелось разместить на нашем сайте, посвящённом производству, информацию о философах? Казалось бы, философы мало что привносят в благосостояние страны. Они не занимаются реальным производством, они как бы и не являются учёными, да и далеко не всех деятелей культуры можно отнести к философам. С этой точки зрения они вряд ли нужны -- только в качестве историков человеческой мысли и инструкторов гимнастики для ума.

Тем не менее, важность философов просто невероятна. Философ излагает мысли, концентрирующие мировоззрение целой эпохи, а иногда просто перепрыгивающие несколько эпох вперёд -- настолько их идеи оказываются не понятыми при их жизни. А потом те, кто будет читать их труды, воспримут показанную там картину мира, и уже, опираясь на неё, будут фактически делать мир таким, какой они увидели в философских книгах. Вот так обычные малопонятные книги и становятся реальностью -- пусть и в таком виде, о котором автор и представлять не смел.

Например, около 2500 лет назад жил один мужик, который придумал слово "идея", а с ним -- целый класс идеальных объектов. 2000 лет спустя корпус текстов и мыслей, порождённых идеями того мужика, дал начало новоевропейской науке, преобразившей весь мир. Подобные, пусть и не такие длинные и сложные цепочки смысловых связей пронизывают всю философию в её связи с культурой и политической историей. Гегель говорил, что германские народы как выразители идеи мирового духа имеют право суда над всеми остальными -- вот вам и английский колониализм, и Гитлер. Ницше говорил о том, что обычные люди являются рабами тех, кто создаёт ценности, и ввёл идею вечного возвращения -- и это трансформировалось в современный медиа-мир, где общественное мнение легко формируется, а его продукция такова, будто ничего нового и придумать не могут. И так далее.

Поэтому философы важны для страны ничуть не меньше, чем предприниматели, или даже чем учителя и преподаватели: ведь образование определит, каким будет следующее поколение, а философия способна определить целую будущую эпоху. Кроме того, философию гораздо проще в наш век транслировать на весь мир. С учётом вышесказанного, это лучший экспортный товар: ведь при минимальных затратах мы будем производить нечто, за что самые живые умы будут платить своей лояльностью к нашим идеям.

 Но тут возникает пробелма. Когда людей обычно спрашивают о русских философах, обычно говорят про Достоевского и Толстого, иногда добавляют западников и славянофилов. Более образованные люди добавят имперцев XIX века и Серебряный век. Ну, а после? Неужели в XX веке больше никого не было, а философский пароход выслал действительно всех? Сомневаюсь. Философы -- они как изобретатели, писатели и прочие творцы науки и искусства. Они работают не за что-то, а потому, что иначе не могут. Поэтому я и решил сделать целую серию постов о современных отечественных философах -- чтобы о них знали и при случае читали.

В этот пост я буду скидывать ссылки на другие посты этой же серии для упрощения навигации. Если вы знаете философа, который подходит к указанным требованиям ("современности" и "отечественности" -- об этом я писал выше), свяжитесь со мной через личку или напишите об этом в комментариях к любому посту серии -- и мы с вами подумаем, как его разместить.

 

Посты серии:

Философы России. Выпуск 1: М.А. Розов

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

  • 0
    Нет аватара kavlad
    13.03.1214:53:23
    >Если вы знаете философа, который подходит к указанным требованиям М.К.Мамардашвили     >Кроме того, философию гораздо проще в наш век транслировать на весь мир. >С учётом вышесказанного, это лучший экспортный товар Экспорт философии? Ну, скорее это экспорт идеологии. ИМХО, голая философия интересна лишь горстке философов, собранных на факультетах-кафедрах ВУЗов. Забудьте об экспорте. Россия никогда ничего не экспортировала, а даже наоборот. Да и кто в здравом уме позволит импортировать к себе чужую идеологию? Только тот, кто слаб. >философы важны для страны ничуть не меньше, чем предприниматели Кто в стране читал Грушина с Зиновьевым? А это, наверное, самые яркие представители. С большим интересом буду следить за вашим блогом!
    • 0
      Нет аватара sobolevna
      13.03.1215:10:13
      М.К.Мамардашвили
      Сойдёт, спасибо. Буду жив -- почитаю, напишу рецензию, выложу.
      голая философия интересна лишь горстке философов
      Одно дело -- кому она интересна. Другое -- на кого она повлияет. Это неравнозначные группы населения     И это не обязательно идеология. Новая методология ничуть не хуже.
      Россия никогда ничего не экспортировала, а даже наоборот.
      Да ви шо?     А не помните послевоенные годы, когда коммунистическая идеология в ленинско-сталинском варианте стала невообразимо популярной? Во Франции коммунисты едва не пришли к власти, в Италии -- их незаконно выгнали из парламента (а у них было большинство), в Америке были едва ли не репрессии... Говорите, не было экспорта?
      Кто в стране читал Грушина с Зиновьевым? А это, наверное, самые яркие представители.
      Не слышал. Не поделитесь?
      • 0
        Нет аватара kavlad
        13.03.1216:02:06
        >Говорите, не было экспорта? Маркс, конечно, исконно русская фамилия     Это я к тому, что "экспортировала" Россия марксизм - европейское, западное учение. Причём, этот "марксизм" везде где только можно принимал самые удивительные и причудливые формы, как в Юго-Восточной Азии, например. В СССР, вообще-то, произошёл кризис идеологии. По факту от строительства коммунизма отказались после Хрущёва, а первые ласточки полетели ещё при нём. Но официальной идеологией при этом оставили "марксизм", который ни в коей мере не описывал современную ситуацию, а даже противоречил ей. Людей выступающих за обновление "марксизма" третировали. Зиновьев, кстати, писал об этой советской "мимикрии" под марксизм. Если говорить об "экспорте", то во внешней политике идеология играла мизерную роль. У любой державы постоянны лишь интересы, а какой обёрткой их замаскировать это дело пятое. Например, США очень существенно поддерживали китайских коммунистов, да и вообще, чуть ли не своими руками создали коммунистический Китай, надавив на Чан Кайши. Аналогично, коммунистический Вьетнам     А уж как легко страны третьего мира меняли идеологию в зависимости от смены спонсора - это вообще отдельная тема     В общем, экспорта не было. Была борьба за свои геополитические интересы под идеологической завесой или вывеской "марксизма". Завеса же призвана разьяснить необходимость тех или иных действий государства своим собственным гражданам для сохранения внутренней стабильности. Отредактировано: kavlad~21:14 13.03.2012
        • 0
          Нет аватара sobolevna
          13.03.1216:27:37
          Это я к тому, что "экспортировала" Россия марксизм - европейское, западное учение.
          А я сказал "марксизм"? Я сказал вот как: "коммунистическая идеология в ленинско-сталинском варианте". А это не то же самое, что корпус идей Маркса. Который экспортировали до нас. Зато мы после войны занялись именно что "экспортом" коммунистической идеологии в ленинско-сталинском варианте: при позднем Сталине, если помните, Советский Союз был Ватиканом для комманистической идеологии и сам решал, кто к ней принадлежит, а кто нет. Точно таким же Ватиканом, только для либерально-демократических течений, стала Америка. Хотя их тоже придумали не у них.
          Если говорить об "экспорте", то во внешней политике идеология играла мизерную роль.
          Для кого? Для тех, кто давал, или для тех, кому давали?    
          В общем, экспорта не было
          Опять же, смотря что вы понимаете под экспортом. Если то, какую идеологию принимает очередное марионеточное правительство -- это одно. Если распространение и укоренение идей в обществе (то есть среди простых смертных) -- это другое.
          • 0
            Нет аватара kavlad
            13.03.1217:06:13
            Хм. То что СССР стал альтернативным символом после ВМВ - это да. СССР приобрёл невиданное доселе влияние в мире - это да. Но мечтали ли обыватели в Европе и Азии построить коммунизм? Сложный вопрос. Отдельные представители мечтали, конечно. Хотя основная масса симпатизировала идеям социального равенства. Была ли в этом заслуга СССР? После войны Европа пустилась в социалистические эксперименты. Ну, собственно, и до войны тоже, т.к. тогдашнее общество искало ответ на глобальный экономический кризис, пытаясь выжить. И нашло его в виде социалистических идей (марксистских в том числе). К началу ВМВ существовало три альтернативных социалистических проекта - коммунистический СССР, нацистская Германия и Великобритания. Так вот после войны вся Западная Европа прошла через этап построения социалистического (в той или иной мере) общества - национализация, плановая экономика (в том числе пятилетние планы, хе-хе). Британцы этого даже не стеснялись и открыто заявляли - мы строим СОЦИАЛИЗМ! И в этом нет никакой заслуги СССР. Просто социалистические идеи позволили сохранить само европейское общество. Как только ситуация улучшилась, началось ползучее движение вспять. Вообще, если говорить о роли СССР, как альтернативном идеологическом центре, то нужно учитывать, что никогда раньше в истории не возникало подобной ситуации. Всегда соотношение сил складывалось таким образом, что одна держава довлела над всем остальным миром, навязывая свои "прогрессивные" идеи. Правда, до определённого момента мир был разделён на несколько мало связанных кусков     И вот после ВМВ ситуация изменилась коренным образом - появились две сверхдержавы. Обе обозначили себя как непримиримых противников, как два противоположных полюса. Но была и ещё одна архиважная особенность. Полюсами стали носители двух разных культур, две разные цивилизации - западное и восточное христианство. Вроде они и не так уж различны, так как везде христианство. Но всё-таки различны и существенно     О различиях хорошо написал Зиновьев в книге "Запад"     Культурное различие привносит в противостояние держав интересный аспект - внутри общества образуется прослойка, "заражённая" чужой культурой. И если до ВМВ культурная экспансия шла из Европы, то после войны СССР приобрёл слишком большую силу, смог остановить эту экспансию и в какой-то мере начать свою собственную. Кстати, европейцы мгновенно это поняли и опустили "железный занавес". Порыва и подъёма творческих сил от Великой Победы СССРу хватило лет на 20. Потом появилась новая прослойка - шестидесятники, и, как логический конец - перестройка. Сейчас эта прослойка тоже существует и всем известна     P.S. Кстати, в сегодняшней Европе с доминирующей Германией снова возникают предпосылки для реанимации германской версии социализма. Отредактировано: kavlad~21:17 13.03.2012
            • 0
              Нет аватара sobolevna
              18.03.1209:26:44
              Отдельные представители мечтали, конечно. Хотя основная масса симпатизировала идеям социального равенства
              Ну, мечтают ли о подобном обыватели?     Идеи социального равенства гораздо старше XX века, но те из них и в том виде, в котором они воплотились в СССР, -- находка исключительно СССР (вернее, ленинско-сталинского проекта). Чтобы понять, что конкретно предложил СССР миру, рассмотрим коренное отличие общества социалистического от капиталистического (идеальных типов, разумеется). В капиталистическом обществе существует множество фирм, которые, конкурируя, устанавливают общее равновесие. В социалистическом обществе всё государство -- одна большая фирма, все граждане -- одновременно и работники, и акционеры. Как работники, граждане получают заработную плату, на которую приобретают произведённые товары, а как акционеры они получают общественные блага и, главное, свободное время. Представьте себе: в своей поздней статье Сталин предлагал сократить рабочий день до 6 часов! Сейчас кто-нибудь из простых работников, кроме фрилансеров, такое себе в массовом порядке позволяет? При этом частная собственность, кстати, никуда не девалась. Её просто переименовали, в итоге в СССР признавали три вида собственности: 1) Личную -- личное имущество и приусадебный участок, где в разных областях разрешали держать огород, мелкий скот или даже корову. 2) Коллективную -- это производственные артели, кооперативы, колхозы. Прибыль инвестируется в производство и распределяется по трудодням. Представьте себе, артели производили 90% пищи и 70% мебели, а в годы Великой Отечественной многие из них преобразовались в военные заводы. 3) Общенародную -- это земля, крупная промышленность, совхозы. Планирование продукции, кстати, осуществлялось только для них. До этого планировали и создавали спрос. Такая модель победила в открытом противостоянии квинтэссенцию западного социализма -- национал-социализм.
              Полюсами стали носители двух разных культур, две разные цивилизации - западное и восточное христианство.
              Западное христианство -- это что? Протестантизм или католицизм? Разница достаточно существенная, так как "страны победившего протестантизма" навязывали свои ценности гораздо активнее, да и были сверхдержавами.
              Кстати, европейцы мгновенно это поняли и опустили "железный занавес".
              Совершенно правильно: железный занавес опустили на нас, так как Советский союз был слишком популярен. При этом дело было не только в том, что он показывал новую модель социального строя, но и в том, что он стал задавать и культурную планку. Советский кинематограф, балет, советская наука... Сейчас, кстати, все ругают советское автомобилестроение, а в 50-е годы Волга считалась лучшим автомобилем во всём мире. У Матвейчева, если вы о нём слышали, есть интересная статья по поводу того, какие огромные вызовы стояли перед страной после смерти Сталина и как их бездарно провалил Хрущёв
              • 0
                Нет аватара kavlad
                18.03.1212:08:34
                Идеи социального равенства гораздо старше XX века, но те из них и в том виде, в котором они воплотились в СССР, -- находка исключительно СССР (вернее, ленинско-сталинского проекта).
                Хм... Находка сталинского СССР заключалась в том, что произошло некоторое восстановление традиционных ценностей - сталинская контрреволюция. Традиционные значит общинные, крестьянские в каком-то смысле. Навязать подобные ценности в Западной Европе мне не представляется возможным из-за цивилизационных отличий между нами. Т.е. я считаю, что в Западной Европе принципиально невозможно построить социализм советского образца     Чтобы понять, что конкретно предложил СССР миру, надо посмотреть что предлагали миру альтернативные социалистический проекты - Германия и Великобритания. Ну, Германию можно и не рассматривать на самом деле, т.к. её выпилили совместными усилиями. А вот ВБ рассмотреть нужно - найдите в сети книгу Александрова "Монархия и социализм". Она короткая, на пару-тройку вечеров, но очень содержательная.
                Западное христианство -- это что? Протестантизм или католицизм?
                Запад, Западный мир, западная христианскся цивилизация в терминах Тойнби.
                в 50-е годы Волга считалась лучшим автомобилем во всём мире
                Это очень спорное, а главное, недоказуемое утверждение. А вот с космическими успехами СССР спорить невозможно. Статью Матвейчева не читал. Поделитесь ссылкой. Но вообще, я не считаю Хрущёва "бездарным" руководителем. Он очень успешно боролся за глобальное доминировнаие СССР. Причём делал это целенаправленно и методично, без особого риска. В отличии от Сталина, который провёл страну к роли глобальной сверхдержавы по краю пропасти. Но сразу оговорюсь - сравнивать Сталина и Хрущёва довольно глупо, т.к. оба находились в кардинально различных исторических условиях. Если хотите, Хрущёва обсудим в личке = здесь это оффтоп    
      • 0
        Нет аватара kavlad
        13.03.1216:06:08
        >Не слышал. Не поделитесь? Нууу     А собираетесь о философах писать. В википедию - Зиновьев, Александр Александрович и Грушин, Борис Андреевич. Отредактировано: kavlad~17:32 13.03.2012
        • 0
          Нет аватара sobolevna
          13.03.1216:31:39
          Спасибо. Посмотрю потом. Если вы их читали и можете написать по их теориям небольшую содержательную рецензию, то это было бы не плохо
          • 0
            Нет аватара kavlad
            13.03.1217:09:11
            Неее. Чукча не писатель    
            • 0
              Нет аватара sobolevna
              18.03.1209:42:01
              Не волнуйтесь -- перед опубликованием я же её отредактирую так, что никто не узнает, что она была ваша    
  • 0
    Нет аватара Dmitry_K
    14.03.1203:28:46
    sobolevna, судя по посту, похоже вы читали Олега Матвейчева.     Если нет, рекомендую его книгу/статью "Суверенитет духа 2.0" http://www.matveychev.ru/
    • 0
      Нет аватара sobolevna
      14.03.1208:04:10
      Читал. Почти все его книги. И думаю, включать ли его в серию    
      • 0
        Нет аватара Dmitry_K
        14.03.1211:33:26
        Включать или нет зависит от того, насколько он хорош как философ - тут я порекомендовать ничего не могу, так как в философии разбираюсь слабо. Хотя идеи у него интересные (для меня).
  • 0
    Нет аватара Galka
    01.05.1213:53:20
    Но тут возникает пробелма. Когда людей обычно спрашивают о русских философах, обычно говорят про Достоевского и Толстого, иногда добавляют западников и славянофилов.
    Надо просто один раз дифференцировать, чтобы потом не путаться. Достоевский и Толстой - писатели. Да у них и у многих других высказано много интересных мыслей. Флоренский, Соловьёв и другие, кого относят к славянофилам и религиозным философам, к философам не относятся. Это религиозная схоластика. Я даже затрудняюсь, кого, кроме Чаадаева, можно вообще называть русским философом. Философ - это прежде всего понятийный аппарат и мировозренческая схема (Гегель, Аристотель) и как следствие - теория познания, (сконцентрированная в логике) которая учит как надо познавать этот мир. Если этого нет, то следует говорить о писателе, пишущем на философские темы. Или о философе, исследующем отдельную проблему, отдельный раздел философии, чтобы не подводить всех под один знаменатель. Я, например, различаю их по одному признаку: насколько глубоко каждый из них понимал проблематику. То есть какая проблема самая трудная из всех вопросов и, соответственно, до какого вопроса данный философ "дотягивал"? Хайдегер "дотянул" до основания силлогизма (написал труд на эту тему аж в 200 стр.). Ф. Ницше - это скорее поэт философии, проповедник самосовершенствования. Хотя каждый человек - философ (просто обычно пользуются жизненным опытом или доморощенной схемой понятий). Я придерживаюсь мнения, что после Гегеля в Европе началась деградация в философии (начётничесво, коньюнктура на потребу дня, идеологическое обслуживание различных соц. институтов и т.д.). Маркс, Энгельс - это идеологи капитализма. Извините. Примерно так.
    Отредактировано: Galka~14:24 01.05.12
    • 0
      Нет аватара sobolevna
      01.05.1222:08:37
      Извиняю. Тем более что каждый крупный философ понимал философию по-своему     Но им можно, так как они крупные философы. А "каждому человеку" -- нельзя, так как далеко не каждый, кто относительно стройно продумал свой понятийный аппарат и мировоззренческую схему, является философом. Так как можно тупо слямзить по кускам чужие аппараты и схемы, наполовину переварить, чтобы хоть как-то пользоваться, и уже затем делать вид, что ты немного помудрел. И я вас уверяю: подавляющее большинство делает именно так. Включая меня. Но это -- всего лишь моё слово против вашего. Теперь, раз уж вы упомянули Аристотеля и Гегеля, то я вам могу сказать совершенно точно: зря... Как вы знаете, Аристотель различал 3 вида "наук" -- теоретические, практические и поэтические (творческие). То, что вы описали, входит в категорию "теоретических наук". А есть ещё и практические, объясняющие, что человек должен делать и как устроена его жизнь (этика, политика и не только), и творческие (философия "культуры" и искусства). Все три сферы друг с другом пересекаются, но до конца другу к другу не сводимы. Так что Аристотель как родоначальник метода будет пошире, чем представления о нём. Но это вечная беда с ним: когда кажется, что его уже знаешь полностью, он что-нибудь да выкинет. Гегель -- философ тупо сложный, извините за тавтологию, поэтому его простительно не дочитывать и не понимать даже очень умным и начитанным людям, не говоря уже о нас с вами. Но при этом есть вещи, которые о философии Гегеля надо знать. Его теория познания изложена в предисловии к "Энциклопедии философских наук" кратким и исчерпывающим образом. Который, кстати, не совсем согласуется с вашей схемой. Зачем тогда потребовалось 3 тома? По той простой причине, что истина -- это весь пройденный путь от абстрактной логики к тому, как она проявляется в мире, а оттуда -- к тому, кто способен мыслить. И на последних этапах уже речь идёт не о познании посредством понятийного аппарата и мировоззренческой схемы, а о том, как через нас проявляется Абсолют, -- то есть о неком психическом опыте. И когда мы доходим до последнего пункта -- философии -- мы можем оглянуться назад и уже этот опыт получить. Так что гегелевская философия, согласно одной из трактовок, -- это как бы тропа, чтобы получить особый опыт, а не схема для познания мира. Гегеля не зря называют вершиной классической философии -- после него (в смысловом плане) сразу идёт неклассическая. А то, что вы указали -- это, как раз-таки, преимущественно классическая философия и схоластика, которую совершенно напрасно принижают. Она выражала очень сложные мысли, сложные потому, что простые уже были высказаны ранее. И поэтому классическая философия -- радикальное упрощение и смена направления.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,