стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
42

День рождения «копейки»

 © rostec.ru

Ровно 50 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101 — самая успешная машина в истории отечественного автомобилестроения. В день рождения легендарной «копейки» предлагаем вашему вниманию семь интересных фактов о ней.

1. Прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский Fiat 124

В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. А уже в августе того же года было решено, что прототипом советского седана станет Fiat 124 — на тот момент одна из самых удачных машин, «автомобиль 1967 года в Европе».

Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям Fiat прошел основательную подготовку — в общей сложности было внесено более 800 изменений. В частности, двигатель стал верхневальным, переработали и усилили сцепление, была полностью заменена задняя подвеска, клиренс увеличили на 3 см, до 17 см, у автомобиля появилось полноценное отопление.

Добавились и небольшие внешние изменения: зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах. Для дверных ручек в салоне придумали специальные выемки, сами двери стали шире, а багажник — вместительнее. После доработок ВАЗ-2101 стал тяжелее Fiat 124 на 90 кг. Его масса составила 945 кг.

 © rostec.ru

«Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной для самой фирмы Fiat. Итальянцам удалось накопить уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. Ну и, конечно, такие нововведения были оценены и советскими автовладельцами. Именно благодаря «Жигулям» наши автолюбители узнали, что в суровые морозы в машине может быть тепло и насколько простым может быть зимний запуск двигателя.

2. Как ВАЗ-2101 получил название «Жигули»

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Было подано около 55 тыс. предложений, среди них и такие оригинальные названия для новой модели, как «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец» или «Директивец». Выбрали название «Жигули», которое, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, было предложено конструктором А.М. Чёрным. Так называются горы недалеко от Тольятти.

В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище «копейка».

 © rostec.ru

Среди предложений читателей «За рулем» было и название «Лада», которое впоследствии спасло советский экспорт. Когда «Жигули» стали поставляться за границу, тут же возникла проблема с названием. Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще имело неприличные значения сразу в нескольких языках. Например, на арабском «жигули» созвучно слову «вор», а в Испании — «жиголо».

Было принято решение придумать название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. Так, в 1973 году появилось новое название «Лада». Сегодня «Лада» — это основной бренд АВТОВАЗа.

3. В 1971 году «копейка» вышла на мировой рынок

Экспортный вариант автомобиля назывался LADA 1200. Эти автомобили успешно продавались в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии. LADA 1200 появилась на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Египта и Нигерии.

 © rostec.ru

В некоторых странах наша «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101. Они выпускались практически на полупромышленной основе и широко использовались как маршрутные такси.

4. ВАЗ-2101 в качестве гоночного автомобиля был популярен не только в СССР

Советские гонщики с новым авто получили отличную возможность для строительства спортивных машин: оказалось, что мотор ВАЗ-2101 отлично поддается форсировке. «Жигули» имели и спортивный успех, причем не только у нас в стране.

Дебют «копейки» на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы — 71». Маршрут этого ралли общей протяженностью 14 тыс. км был проложен по территории 14 стран Европы. По итогам тура команда ВАЗ завоевала серебряный кубок. Позже на «Туре Европы — 73» командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.

 © rostec.ru

«Копейка» в качестве гоночного автомобиля была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 1980-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge.

В любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и в наше время. В 2004 году «копейка» участвовала в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками ВАЗ-2101 стали гоночные легенды прошлых лет: Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. Финишировал экипаж ВАЗ-2101 на тридцатой позиции и на первом месте в классе.

5. ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века

Первая модель «Жигулей» заслужила настоящую народную любовь благодаря своей «неубиваемости». ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. И действительно, некоторые экземпляры до сих пор, спустя 25-30 лет со дня выпуска, бегают по дорогам стран бывшего СССР и за рубежом.

 © rostec.ru

В 2000 году ВАЗ-2101 заслуженно был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

6. АВТОВАЗ выпустил около 5 млн «копеек»

Самый массовый и популярный отечественный автомобиль выпускался с 1970 по 1988 годы. За это время с конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек».

 © rostec.ru

А если считать вместе со всеми модификациями, то АВТОВАЗ выпустил более 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101.

7. В Москве есть памятник народному автомобилю

Памятник народному автомобилю «встречает» всех, кто въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. Монумент был установлен в июне 2004 года. В основание памятника заложено несколько тысяч однокопеечных монет.

 © rostec.ru

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 3
    Нет аватара termometrix
    19.04.2023:40:04

    Классика.Вечная машина.

  • Комментарий удален
    • 3
      slav262 slav262
      20.04.2014:30:32

      В добрых руках эта машина вечная!

  • 2
    Derrot Beton
    20.04.2016:13:10

    в ютубе есть творческий ролик неплохого концепта копейки, очень красиво отрендерено.

  • 0
    Strange Hunter Strange Hunter
    20.04.2016:42:29

    Двигатель потребовали верхневальный не «для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям», а как более современный и перспективный. С чем потом и намучились, это сейчас «легендарная неубиваемая „копейка“, бла-бла-бла», а тогда среди автомобилистов вой и стон стоял из-за того, что специального, положенного по инструкции масла было не достать, а на имевшихся автолах(которые часто заливали и потому, что их можно было на работе украсть или у шофёра-несуна за бутылку взять) смазка верхнего распредвала работала плохо из-за чего он быстро изнашивался. Неспроста ведь за нижневальные двигатели так долго держались — у них распредвал в масле бултыхается, проблем со смазкой никаких, как следствие можно и масло использовать похуже, и менять его пореже.

  • 0
    Нет аватара aleshka86
    20.04.2017:23:56

    Скажите, пожалуйста, зачем надо было покупать Фиат, если у нас был Москвич? Чем он лучше?

    • 0
      Нет аватара Pavel73
      20.04.2019:11:53

      Ничем. Приобретение Фиата было серьёзной ошибкой нашего руководства. Надо было покупать Рено-16. Уже тогда в 60-х у нас появился бы передний привод и кузов хэтчбек! Фиат-124 на 20 лет затормозил наш автопром.

      • 0
        Нет аватара amk6606
        21.04.2001:31:10

        На самом деле и на Фиате было что купить поновее. Но представители фирмы сумели убедить наших чиновников купить проверенный, надёжный Фиат-124. После чего почти сразу сами сняли его с производства, заменив на новую переднеприводную модель. По крайней мере именно так было написано в воспоминаниях «участвовавших» в переговорах консультантах от НАМИ.

    • 0
      Strange Hunter Strange Hunter
      20.04.2020:20:16

      Прежде всего более современными на тот момент технологиями и элементами конструкции обеспечивавшими большие ресурс и надёжность, лучшую управляемость, экономию топлива итп. «Москвич-412» хотя и был в своё время для советского автопрома «прыжком выше головы», но содержал и много устаревших решений которые пришлось применять в том числе ради экономии на модернизации оборудования завода или потому, что разрабатывать и производить новые комплектующие было некому — смежники просто отказывались, мол «не будем мы такой резиновый сальник делать — мотайте уплотнение из верёвки» итп.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,