стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
114

Продолжается второй этап испытаний двигателя пятого поколения для Су-57

 © naukatehnika.com

Продолжается второй этап испытаний давно ожидаемых двигателей, известных как «Изделие 30» или «Тип 30» для многофункционального российского истребителя пятого поколения Су-57.

Судя по появлению в сети качественных фотографий нового двигателя («зубастый» левый двигатель), сделанных во время испытаний, в ОКБ имени Сухого сейчас проходят активные воздушные испытания «Изделия 30». Фотографии были сделаны 16 марта.

 © naukatehnika.com

Скорее всего, испытываемое «Изделие 30», как планировалось ранее имеет встроенную плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. В итоге, модернизированные форсунки должны обеспечивать зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится. Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика.

 © naukatehnika.com

Фото М. Полякова

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам. В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги.

 © naukatehnika.com

Технические подробности.

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ. Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна. Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K. «Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму. Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла. Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях. Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя.

 © naukatehnika.com

Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная — 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2. Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 1
    Денис Звягенцев Денис Звягенцев
    24.03.2018:14:21

    что дают эти зубцы, снижают уровень шума?

    • 6
      александр столярчук александр столярчук
      24.03.2020:46:46

      Не шума. Снижают радиолокационную заметность. На сколько, не знаю.

      • 1
        Нет аватара Александер
        25.03.2004:39:12

        На новых гражданских тоже применяют зубцы. Но там это делают как раз таки для снижения шума

        • 0
          александр столярчук александр столярчук
          26.03.2011:44:58

          Ну палец и член тоже слегка похожи, но служат для разных целей.

          Не обманывайтесь внешним видом. ))

          Отредактировано: александр столярчук~11:45 26.03.20
  • 7
    александр столярчук александр столярчук
    24.03.2021:49:02

    Давно не было новостей по этому движку. Я уж начал думать что проблемы случились. Очень рад что всё хорошо и испытания продолжаются.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 2
      Кот Стальной Кот Стальной
      25.03.2012:07:02

      А что по вашему называется «активными испытаниями»? Поподробнее плз.

      Просветите нас убогих светом разума )))

  • Комментарий удален
  • 5
    Нет аватара mikr
    25.03.2001:07:23

    Непонятно, каким образом возможно обеспечить изменяемую степень двухконтурности? Эта характеристика обозначает соотношение количества воздуха проходящего двигатель и через вентилятор. Это соотношение задается геометрическим размерами компрессора и вентилятора, а геометрию на ходу не поменяешь. Может речь идет о дросселировании потоков воздуха по горячему или холодному контуру? Но в таком случае турбина или вентилятор будут голодать, что не способствует хорошей эффективности.

    Также непонятна ситуация с топливной эффективностью. В статье сказано, что она такая же как у предыдущего поколения, то есть составляет 670 г/кгс.ч. Но вместе с тем пишут, что температура перед турбиной повышена с 1700К до 1950-2100К. То есть, на 250-400 градусов. А это — чертовски большое достижение, которое не может не повысить удельный импульс. Причем, весьма существенно.

    • 0
      александр столярчук александр столярчук
      26.03.2011:33:13

      Если честно то тоже задумался над этим, но кто его знает как они смогли реализовать изменяемую двухконтурность. Просто я уже читал об этом, автор явно перепечатал откуда то. И да, 250-400 градусов это чертовски много, даже в этой разбежке. Такое чувство что хотят не дать информацию, а наоборот запутать.

      Отредактировано: александр столярчук~11:34 26.03.20
  • 0
    Сергей Веденин
    26.03.2009:25:59

    Автор бредит. «Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с» -степень повышения давления давно уже 25 и больше расход воздуха при тчге 11000 кг 120-150 кг/с. Вывод — автор сосет палец…

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,