стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
21

Крупнейшие победы русского флота. Часть 2.

4. Синопское сражение. Лебединая песня парусного флота.

В 1853 году началась очередная война с Турцией, которая известна у нас как Крымская война, а на западе — как Восточная война.

В самом начале этой войны задачей Черноморского флота было прервать переброску турецких войск на Кавказ по морю. Для этого отряд адмирала Нахимова с конца октября крейсировал между Сухумом и частью анатолийского побережья, где главным портом был Синоп. 11 ноября Нахимов подошёл к Синопу и, обнаружив там турецкую эскадру, попросил подкрепления. 16 (28) ноября 1853 года отряд Нахимова усилила эскадра контр-адмирала Фёдора Новосильского, и теперь под началом Нахимова было уже 6 линейных кораблей: 84-пушечные «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав», 120-пушечные «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», 60-пушечный фрегат «Кулевчи» и 44-пушечный «Кагул».

В состав турецкой эскадры входило 7 фрегатов, 3 корвета, несколько вспомогательных судов и отряд из 3 пароходофрегатов. Османской эскадрой руководил турецкий вице-адмирал Осман-паша. Вторым флагманом был контр-адмирал Гуссейн-паша. При эскадре находился английский советник — капитан А. Слейд.

В целом, каждая из сторон имела свои преимущества. Сильной стороной русских было общее превосходство в артиллерии, а особенно — наличие нескольких десятков новейших бомбических пушек, которые были главным калибром парусных линкоров. У турков таких орудий не было. Кроме того, у русские традиционно отличались более высокой выучкой личного состава.

Турки же надеялись на защиту мощных береговых батарей (44 орудия). Как показывала практика, береговые орудия были для кораблей очень тяжелым противником: из береговых пушек было проще целиться (нет качки), и их было довольно трудно поразить (только прямым попаданием ядра). Но тут турецкий адмирал совершил, возможно, критическую ошибку — он подтянул свои корабли как можно ближе к батареям, и в результате закрыл им сектор обстрела.

Русский адмирал, как только подошли подкрепления, решил не ждать, немедленно войти в Синопскую бухту и атаковать врага. В сущности, Нахимов шел на риск, хоть и хорошо просчитанный.

  •  © Фото из открытых источников

Синопское сражение

На рассвете 18 (30) ноября русские корабли вошли в Синопскую бухту. В 12 часов 30 минут османский флагман 44-пушечный «Авни-Аллах» открыл огонь, за ним открыли огонь орудия других кораблей и береговых батарей. Турки в основном вели огонь по рангоуту, надеясь обездвижить русские корабли, выбить личный состав, когда он будет убирать паруса, и затем попытаться взять их на абордаж. Нахимов же решил рискнуть парусным вооружением и не стал убирать паруса, оставил матросов на нижних палубах.

  • ÐомбиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÑка 68 ÑÑнÑоваÑ
  • ÐомбиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÑка 68 ÑÑнÑоваÑ
  •  © avatars.mds.yandex.net

68-фунтовая бомбическая пушка.

В результате, к 17 часам артиллерийским огнем русские моряки уничтожили 15 из 16 кораблей противника, подавили все его береговые батареи. Из всей турецкой эскадры удалось спастись бегством лишь одному быстроходному 20-пушечному пароходу «Тайф» («Таиф»), на борту которого находился главный советник турок по морским вопросам англичанин Слэйд, который, прибыв в Стамбул, доложил об истреблении турецких судов в Синопе. Потери в личном составе составили около 3 тысяч человек, в том числе 200 пленных, включая командующего турецкой эскадрой. Также были сожжены порт, верфи и склады.

  •  © Фото из открытых источников

Флагман адмирала Нахимова — 84-пушечный линейный корабль «Императрица Мария»

Русские корабли за четыре часа выпустили около 17 тыс. снарядов. С каждого орудия действовавшего борта линкора было сделано по 75-100 выстрелов. На других кораблях эскадры с действующего борта каждым орудием было сделано 30-70 выстрелов. Некоторые русские корабли получили значительные повреждения, их потом буксировали пароходы, но все остались на плаву. Русские потери составили 37 убитых и 233 раненых.

Синопское сражение оказало огромное влияние как на развитие войны, так и на развитие флота в целом. Это было последнее сражение эпохи парусного флота. Было наглядно продемонстрировано, что бомбические пушки способны легко уничтожить деревянный корабль. Теперь корабли нужно было защищать железной броней, что наряду с развитием конструкции паровой машины привело к появлению броненосного парового флота.

Также Синопское сражение, как ни парадоксально, привелок резкому ухудшению стратегического положения России. Англия и Франция убедились, что в одиночку Турция скорей всего проиграет очередной раз, и выступили на стороне Турции. В ночь с 21 на 22 декабря 1853 года (3-4 января 1854 г.) английская и французская эскадры вместе с дивизией османского флота вошли в Чёрное море.

Также Синопское сражение стало знаковым как для нашего флота, так и для турецкого. Турецкий флот после этого разгрома окончательно превратился в бледную тень самого себя и затем в течение 150 лет оставался флотом береговой обороны. Лишь в последние 10 лет у него появились шансы на вхождение в десятку крупнейших флотов.

Для нашего флота Синоп пока остается последней победой в генеральном сражении.

3. Наваринское сражение. Принуждение к миру.

В 1821 г. началась греческая война за независимость. До 1825 г. великие державы не проявляли к этой войне особого интереса, главным образом из-за позиции Александра 1, который неукоснительно соблюдал принципы Священного союза (согласно которым восстание в Греции было бунтом против законного государя, т. е. революцией, и значит восстание это поддерживать было нельзя), но затем в России на престол вступил Николай 1, который увидел в греческом восстании возможность усчилить свое влияние на Балканах и решить вопрос с Проливами. Следом Франция с Англией тоже внезапно решили, что турецкий султан грешит, выражаясь современными языком, «чрезмерным примененееим силы» и почем зря геноцидит христианское население, что, само собой, очень беспокоит великие европейские державы, которые просто не могут пройти мимо подобных нарушений прав человека. В июле 1827 г Россия, Франция и Англия заключили конвенцию, в которой призвали султана прекратить военные действия и предоставить Греции автономию. По настоянию России дипломатический призыв было решено подкрепить военной демонстрацией — отправить эскадру, котрая помогла бы сделать султану правильный выбор и контролировала бы «разведение сторон конфликта».

5 октября 1827 года союзный флот в составе 10 линкоров, 10 фрегатов и 7 мелких кораблей под командованием английского адмирала Кодрингтона (российский отряд насчитывал 4 линкора, 4 фрегата и 1 корвет) прибыл к Наваринской бухте, где находился объединенный турецко-египетский флот в составе 3 линкоров, 17 фрегатов и более 60 мелких кораблей. Под давлением русского командования Кондрингтон 6 октября направил ультиматум турецко-египетскому командованию о немедленном прекращении военных действий против греков. Турецко-египетское командование, уверенное в том, что союзники не решатся вступить в сражение, отказалось принять ультиматум.

Турки имели сильную позицию, прикрытую мощными береговымии батареями и брандерами и были уверены, что союзники не решатся атаковать такую укрепленную военно-морскую базу. С другой стороны, союзники имели решающее превосходство в тяжелой артиллерии — 36-фунтовые пушки линкоров были намного мощнее 24-фунтовок турецких фрегатов. Ну и традиционно, у англичан и русских подготовка личного состава была куда лучше, чем у турков.

Но пока Кардингтон совсем не собирался воевать. 8 (20) октября британский адмирал направил союзный флот в Наваринскую бухту, чтобы продемонстрировать противнику свою силу и заставить пойти на уступки. При этом, он отправил своих людей отвести на всякий пожарный турецкие брандеры подальше от союзных кораблей.

Дальнейшее напоминало сельскую свадьбу. Или салун на Диком Западе.

Турки же, увидев направляющиеся к ним шлюпки с англичанами, посчитали это попыткой захватить свои корабли и начали стрелять из ружей. «Наших бьют!» — подумали англичане с ближайших кораблей и начали стрелять по туркам из пушек. «Бей неверных!» — подумали турки, ответив из своей корабельной артилерии. «Мочи их всех, господь разберется, кто зачинщик» — решил Кардингтон и начал залпами разносить все, что стояло на рейде. А затем в гавань вошел русский отряд и сражение превратилось в побоище.

  •  © topwar.ru

Это был звездный час для русского флота. Флагман «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева стал героем этой битвы. Русский корабль уничтожил 5 неприятельских кораблей: он потопил 2 больших фрегата и 1 корвет, сжег флагманский фрегат под флагом Тахир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, «Азов» вместе с флагманским кораблем англичан потопил линейный корабль командующего египетским флотом Могарем-бея. Корабль получил до 1800 попаданий, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

В течение трёх часов турецкий флот, несмотря на упорное сопротивление, был полностью уничтожен. Погибло около 50 кораблей и до 7 тысяч человек команды. Уцелевшие суда османы сами утопили на следующий день. Причем катастрофичными были не столько потери в кораблях (погибли в основном мелкие суда да фрегаты), сколько потери в экипажах (моряков традиционно набирали из греков, а теперь их набирать было неоткуда).

  •  © Фото из открытых источников

Герой Наваринского сражения — 80-пушечный линейный корабль «Азов». Вступил в строй в 1826 г. На этом корабле служили будущие адмиралы Лазарев, Нахимов и Корнилов. В 1831 г был разобран ввиду плохого технического состояния. Один из двух кораблей, награжденных кормовым георгиевскими флагом за всю историю нашего флота.

Союзники не потеряли ни одного корабля. Больше всего в Наваринском сражении пострадали флагман английской эскадры корабль «Азия», который потерял почти все свои паруса и получил множество пробоин, и два русских корабля: «Гангут» и «Азов». На «Азове» были перебиты все мачты, корабль получил десятки пробоин. В живой силе наибольшие потери понесли англичане. Были убиты два парламентера, один офицер и ранены трое, в том числе и сын вице-адмирала Кодрингтона. Из русских офицеров были убиты двое и 18 ранены. Среди французских офицеров только командир корабля «Бреславль» получил легкое ранение. Всего союзники потеряли убитыми 175 и ранеными 487 человек.

Европейская общественность встретила новость об уничтожении флота османов с восторгом, английское правительство же от этого известия выпало в осадок. Кордингтон, этот тупой солдафон, должен был сдерживать русских от активных действий, а он вместо этого выступил на их стороне и уничтожил турецкий флот! Но делать было нечего: публика, разгоряченная газетными рассказами про зверства турок, чествовала адмирала как героя, и ему пришлось вместо веревки выдать орденскую ленту. Правда, в дальнейшем его дальше Ла-манша не выпускали — от греха подальше.

Турки, поняв, что терять уже нечего, пошли на обострение с Россией, и в 1828 г. Николай 1 объявил войну. Флот, получив благодаря Наварину господство на море, активно участвовал в блокаде крепостей и высадке десантов, русская армия дошла до самого Стамбула и турки войну очередной раз проиграли.

Священный союз распался — Англия и Франция были слишком напуганы усилением России. Сын Кордингтона, раненый во время Наваринского сражения, получил орден Св. Владимира от России, а в следующей войне воевал уже против русских на стороне турок на Балтике. Другой сын Кордингтона стал сухопутным генералом и участвовал в сражении на Альме и осаде Севастополя. Его противниками были адмиралы Корнилов и Нахимов — лейтенанты с линейного корабля «Азов», который когда-то сражался бок о бок с «Азией». Такие дела.

2. Выборгское сражение. Когда синица в руке размером с гуся.

Год 1790 на Балтике был очень насыщен боями. Шведы вновь решили захватить Санкт-Петербург атакой с моря и отправили туда корабли с десантом. После двухдневного Красногорского (Стирсуденского) сражения 23-24 мая шведский флот, который не смог прорваться к городу на Неве, отошёл в Выборгский залив — и его заблокировали русские. Всего в окружении оказалось свыше трёх сотен шведских парусных и гребных судов, в том числе 22 линейных корабля. На их борту находились более тридцати тысяч матросов и солдат, а также шведский король Густав III.

Русский флот имел в своем составе около трёх десятков линкоров, но малых кораблей было меньше. На борту находилось около двадцати тысяч моряков. Чичагов вел себя пассивно и не пытался атаковать заблокированный шведский флот брандерами — шанс на повтор Чесмы не использовали. Береговые батареи у входа в залив русские тоже не поставили. Происходили лишь стычки между шхерными флотилиями.

Положение блокированных шведов было не самым лучшим. Их военный совет обсуждал возможность капитуляции, но Густав III был категорически против и искал возможность вырваться из этой западни. А в Петербурге собирались принимать пленного короля — однако триумф не состоялся. Простояв почти месяц и дождавшись свежего восточного ветра, 22 июня в 7:30 утра шведы пошли на прорыв по северному фарватеру. Двигались они искусно. Для уменьшения потерь на палубах были лишь офицеры с небольшим количеством матросов, а прочий экипаж оставался в безопасности внутри корабля. Шведы шли на малом количестве парусов, а остальные распускали, лишь миновав зону обстрела

Чичагов посчитал, что это отвлекающий маневр, поэтому первоначально не стал оказывать поддержку отрядам Ханыкова и Повалишина, на которые пришёлся удар шведского флота. Некоторые шведские корабли были сбиты с курса артиллерийским огнём и сели на мель. Тем не менее, силы оказались не равны — небольшой заслон не мог противостоять всему шведскому флоту. Помощь пришла с опозданием. Только в 9:30, когда половина шведского флота уже ушла, Чичагов отправился на его перехват с основными силами.

  • ÐÑбоÑгÑкое ÑÑажение ÑÑÑÑкого ÑлоÑа
  • ÐÑбоÑгÑкое ÑÑажение ÑÑÑÑкого ÑлоÑа
  •  © rusidea.org

Тем не менее, ошибки нашего командования уравновешивались инициативой командиров отрядов на местах (в первую очередь, Грейга и Повалихина), а также общим бардаком, который царил в шведском флоте. Ведь, как известно, любое отступление — это бардапк, а прорыв из окружения — это бардак в квадрате. Командир шведского брандера по одним данным, был пьяный в стельку, по другим — банально растерялся и поджег свое судно слишком рано. Горящий брандер налетел на собственный линкор, тот врезался во впереди идущий фрегат — получилась полыхающая куча-мала. Оба судна взорвались, усеяв поверхность прохода множеством обломков. Взрыв нанёс серьёзные повреждения шведским кораблям, прорывавшимся через русское заграждение; вдобавок, из-за ожесточенной пальбы и этого пожара все заволокло густым дымом, видимость упала до нуля и шведы начали массово садиться на мель. Например, из 8 кораблей семь шведы потеряли именно на мели.

А вот русская гребная флотилия догнать шведов не смогла. Поэтому бо́льшая часть шведского флота ушла. Спасся и король Густав III.

  • ÐÑоÑн Роман ÐаÑилÑевиÑ. ÐÑÑоÑник: impereur.blogspot.com
  • ÐÑоÑн Роман ÐаÑилÑевиÑ. ÐÑÑоÑник: impereur.blogspot.com
  •  © avatars.mds.yandex.net

Роман Васильевич Кроун — герой Выборгского сражения и русско-шведской войны 1788-1790 гг в целом. Его биография заткнет за пояс одиссею капитана Блада. В 1788 г британский лейтенант Кроун был принят на русскую службу и получил под свое командование 22-пушечный катер «Меркурий». За кампанию 1788 г захватил 29 торговых судов, что стало абсолютным рекордом. В 1789 г захватил 12-пушечный бриг «Снаппоп», а затем 44-пушечный фрегат «Венус», который и получил под свое командование. Командуя уже отрядом из 3 фрегатов в Выборгском сражении, потопил 15 неприятельских гребных судов и захватил ещё 7, а на следующий день захватил линейный корабль «Ретвизан», за что получил звание уже капитана первого ранга. Просто головокружительная карьера. При этом русское подданство принял только в 1830 г, за год до отставки, уже будучи адмиралом.

Потери шведского флота при прорыве составили около трети флота: восемь линейных кораблей (четыре из них стали трофеями), три фрегата (один захвачен), а также около пятидесяти малых и гребных судов. Русский флот остался невредимым. Также шведы потеряли до пяти тысяч погибшими, две тысячи пленными. Впрочем, о точном числе всё ещё ведутся споры. В плен попали контр-адмирал Лейонанкер и около ста офицеров, а также почти все лейб-гвардейцы. Наши потери были небольшими — 117 убитых и 164 раненых.

Конечно, при прорыве из Выборга шведы понесли большие потери. О захвате Санкт-Петербурга они больше не помышляли.

Самое парадоксальное — эта крупнейшая победа нашего флота абсолютно неизвестна широкой публике. Например, в школьных учебниках истории довольно подробно описывают Гангут или Синоп, а про Выборг пожалели даже и строчки. В чем причина? Наверное, все-таки в завышенных ожиданиях — Чичагов имел все шансы повторить Чесму, а вместо абсолютного триумфа нам пришлось довольствоваться всего лишь убедительной победой по очкам.

Интересно, что британский военно-морской эксперт Джейн (создатель того самого справочника) назвал Выборгское сражение «балтийским Трафальгаром». И для этого есть все основания: шведский флот уже никогда не оправился от этого поражения. К примеру, если в 1780 г в составе шведского флота было 23 линкора и 12 фрегатов (общее водоизмещение 50 тыс т.), то в в 1815 г — 13 линкоров и 7 фрегатов (36,5 тыс т.). Для сравнения, российский балтийский флот имел в 1780 году 31 линкор и 14 фрегатов (70 тыс т.), а в 1815 — 33 ликора и 13 фрегатов (109 тыс т.). Полуторное превосходство превратилось в тройное, наш флот стал полноправным хозяином Балтики.

1. Чесменское сражение. «Былъ».

Когда началась русско-турецкая война 1768-1774 гг, Россия могла выставить против турецкого флота только небольшую Азовскую флотилию (которую, к тому же, еще требовалось построить). Поэтому возникла идея отправки в Средиземное море экспедиционной эскадры из состава Балтийского флота, которая получила название Первой архипелагской экспедиции.

Сам по себе переход целой эскадры вокруг Европы превратился в целую масштабную спецоперацию, потребовавшую объединенных усилий наших дипломатов, разведчиков и Морского ведомства. Благодаря их усилиям, Россия смогла заручиться благожелательный нейтралитетом Дании, Англии, Мальты и Тосканы, что позволило во время похода не только снабжать наши корабли припасами, но и ремонтировать их в европейских портах. например, линейный корабль «Северный Орел» получил серьезные повреждения во время перехода и ремонтировался в Англии (правда, повреждения оказались настолько серьезные, что его пришлось разобрать).

Переход дался нашим морякам, не имевшим такого опыта, очень тяжело, экипажи понесли большие потери заболевшими и умершими, а сами корабли требовали значительного ремонта, поэтому эскадра всю весну 1770 г приводила себя в порядок. Тем временем на Пелопонесском полуострове вспыхнуло восстание, подготовленное благодаря усилиям русских эмиссаров. Наш флот оказывал повстанцам значительную помощь, высаживая десанты и бомбардируя с моря турецкие крепости. Наконец, турецкий флот встретился с нашим, и состоялось генеральное морское сражение этой войны.

  •  © lemur59.ru

Бой в Хиосском проливе

Когда русские корабли приблизились к Хиосскому проливу, который отделял остров Хиос от Малой Азии, можно было определить состав вражеского флота. Оказалось, что противник имеет серьёзное преимущество. Турецкий флот имел в своём составе: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и десятки шебек, галер и других малых боевых и вспомогательных судов. На вооружении турецкого флота было 1430 орудий, общий экипаж насчитывал 16 тыс. человек. У Орлова перед началом сражения было 9 линейных кораблей, 3 фрегата и 18 других судов, которые имели 730 орудий и экипаж около 6,5 тыс. человек. Таким образом, противник имел двойное превосходство в орудиях и людях. Соотношение сил было явно не в пользу русского флота.

Оценив обстановку и слабые стороны боевого построения вражеского флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения кораблей первой линии удар наносился по кораблям второй линии. В этом проявилась смелость Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику. Для русских кораблей, с большим количеством малокалиберных пушек, более выгодной была наименьшая дистанция. Утром 24 июня (5 июля) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего А. Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю. К концу первого часа сражение стало общим.

Дело дошло до того, что наш линейный корабль «Ефстафий», флагманский корабль адмирала Спиридова, сошёлся с турецким флагманом «Реал-Мустафой» и русские моряки бросились на абордаж. Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» османский корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий». С гибелью турецкого флагманского корабля управление флотом противника было нарушено.

Под сильным артиллерийским огнем русских кораблей эскадры турки в беспорядке отступили в Чесменскую бухту. Турки надеялись на неприступность позиции у Чесмы. Высокие берега бухты защищали её от ветра, а батареи на входе в бухту, казалось, служили неприступной преградой для вражеских кораблей.

Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским. Турки сохранили почти весь флот, но были деморализованы гибелью флагманского корабля. При взрыве линейного корабля «Св. Евстафий» погибло около 500-600 человек.

Необходимо было довершить дело и уничтожить деморализованного противника. 25 июня (6 июля) был созван военный совет под председательством главнокомандующего Орлова, в котором приняли участие Г. А. Спиридов, С. К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю. В. Долгоруков, И. А. Ганнибал и другие командиры. Орловым и Спиридовым было решено, используя ночной бриз, дувший с моря на берег, атаковать и сжечь османский флот в Чесменской бухте.

Для того чтобы поджечь вражеские корабли был сформирован специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, непрерывно вести огонь по противнику. Бригадиру морской артиллерии И. А. Ганнибалу поручили подготовку брандеров для атаки врага.

  • День воинской славы России. Уничтожение турецкого флота в Чесменской битве
  • День воинской славы России. Уничтожение турецкого флота в Чесменской битве
  •  © topwar.ru

В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели. Только один под командованием лейтенанта Д. С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на османском корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Один вражеский линейный корабль «Родос» и 5 галер захватили. Турецкий флот понес огромные потери — 10-11 тыс. человек. Русский флот в этот день потерь в кораблях не имел. Погибло 11 человек из команд брандеров.

Чесменское сражение имело важное военно-политическое значение. Османская империя, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей.

Чесменское сражение стало эпохальным для нашего флота. Из флота Балтийского моря он превратился в силу, имеющую общеевропейское, то есть по тем временам мировое значение. Сам факт тотального разгрома считавшегося сильным турецкого флота с таким соотношением сил и с таким фантастическим соотношением потерь казался абсолютно невероятным.

В честь победы все нижние чины русского флота были награждены памятной серебряной медалью. На оборотной стороне медали запечатлен момент сражения, а поверху идет надпись, состоящая всего из одного слова: «БЫЛЪ»

  • Medal commemorating the burning of the Turkish fleet at Cesme reverse.jpg
  • Medal commemorating the burning of the Turkish fleet at Cesme reverse.jpg
  •  © upload.wikimedia.org

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,