стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13

РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА 1788-1790 Г. Г. Выборгское и Второе Роченсальмское сражение

РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА 1788-1790 Г. Г.

(неизвестные победы России)

Эта война была суть — реванш Швеции за поражение в Северной и попытка нивелировать последствия Ништадского мира. Швеция готовилась к ней 45 лет.

Условия, при которых начались боевые действия, суть были максимально благоприятны для шведов. Русский увязли в противостоянии с Турцией, а лучшие силы и корабли были там. Дания и Великобритания — два других ключевых игрока на Балтийском море были отвлечены своими делами и не препятствовали событиям. Война началась, когда почти все линейные корабли, что остались на Балтийском море, проходили ремонт, были разоружены или имели недокомплект в экипажах. В основном это были старые корабли с выработанным ресурсом. Но у Швеции реально в запасе было 6-8 месяцев, пока Российская империя не привела бы свои силы в порядок и не перебросила часть сил с Черноморского и Средиземноморского театров. Время уходило для Швеции очень быстро. Шведский флот идеально подготовился к боевым действиям, чего не нельзя сказать о командовании.

Фактически война была проиграна в первый же месяц, когда шведам не удалось достичь ни одного реального прорыва ни на одном из направлений (морском и сухопутном), в итоге их силы были локализованы, а наступление купировано.

1. ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ И ОБСТАНОВКА НАКАНУНЕ.

4. РАЗВЯЗКА В 1790 ГОДУ.

  1. ВЫБОРГСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

И так! К первым числам июня весь шведский флот, и вся боеспособная часть шведской армии были заперты в Выборгской бухте. Всего там находилось 22 линейных корабля, 8 линейных и 4 легких фрегата, 16 гребных фрегатов, порядка 100 галер и удем, более 200 транспортных и мелких судов. На этих кораблях было свыше 3500 пушек и 30 000 человек экипажа. Кроме того, непосредственно перед прорывом на корабли поднялись более 15 000 солдат сухопутного осадного корпуса. Орудия этого корпуса, оставленные на берегу (порядка 180 пушек) были заклепаны и брошены, также как и госпиталь с 15 000 раненых и больных шведских солдат. Русские полностью блокировали шведов и на море и на суше. Единственная возможность для Швеции уйти из войны не потеряв лица, был прорыв через один из двух проливов отделяющих Выборгскую бухту от Балтийского моря.

Русский флот перекрывал оба выхода из бухты и насчитывал 29 линейных кораблей (в том числе 2 трофейных!), 9 парусных фрегатов, 8 гребных фрегатов, 8 шебек и около 60 галер и ботиков, а также 4 бомбардировочных судна с 18-ю тяжелыми орудиями на каждом. Кроме того выходы из бухты были прикрыты быстро построенными береговыми батареями.

Шведы стояли в бухте, русские им не мешали. Обе стороны таинственно разглядывали друг друга, не решаясь атаковать первыми. Василий Чичагов не спешил брать попавшего в мышеловку противника, в то же время Карл Зюдерманландский прекрасно понимал, что прорыв сквозь строй русских линейных кораблей может стоить ему всего флота. Особенное обстоятельство заключалась в том, что отошедший в Выборгскую бухту шведский флот испытывал страшный дефицит ядер и пороха, после неудачного и изнурительного Красногорского сражения. В заключению к всему весь флот и вся сухопутная армия стали испытывать нарастающих дефицит продовольствия, оказались на гране голодной смерти и неизбежной капитуляции.

В ночь на 2-3 июля атака была начата Карлом Генрихом фон Нассау-Зигеном, который со своим шхерным флотом решил «прощупать» шведов в Восточном проливе Бьеркесунн. Шведы стояли тремя дивизиями, состоявшими в основном из пушечных шлюпов и яликов под командованием подполковника Класа Йельмстьерна, майора Лейонанкара и капитана шарфа, помогавших их дивизиям, имели под своим командованием около 42 лодок (по 14 в каждой дивизии). Пролив у острова Кантасари, с которого русские должны были атаковать через, был узким и был встречен ожесточенным огнем в 23:00 2 июля шведскими судами. Бои продолжались до 04:00 3 июля, пока шведский лейтенант не получил приказ отступить к основным шведским кораблям, так как прорыв из Выборгского залива вот-вот должен был начаться. Эскадрилья подполковника Стединга, состоявшая из турумаса, была первоначально оставлена прикрывать их отступление, но так как русские решили не преследовать, они также ушли на главные шведские суда. В бою шведы потеряли только 3 убитыми и еще 8 ранеными. Русские потерь не понесли (утверждение о «подбитом русском гребном фрегате» — скорее фантазия. Все эти корабли остались в строю и приняли участие в последующих битвах).

К 2 июля 1890 года шведский флот стоял на якоре между островами Крюссерорт и Бископсё (нынешнее русское название — Северный Берёзовый) в северной части Выборгского залива.

Шведский военно-морской парусный флот под командованием флаг-капитана адмирала Норденшельда, находившегося в прямом подчинении у гранд-адмирала принца Карла, герцога Сёдерманландского (младшего брата Густава III) насчитывал до 16 тыс. человек личного состава и состоял из 22 линейных кораблей, 13 фрегатов и нескольких малых судов. Шхерной гребной флотилией с 14 тыс. человек матросов и 15 тыс. солдат сухопутных войск на борту командовал флаг-капитан Георг де Фрезе, отчитывавшийся лично перед Густавом.

Следуя приказам В. Я. Чичагова, русские корабли встали линией между выходами из Бьорке-Зунда и Выборгского залива, развернувшись бортами к шведскому флоту.

Между островом Ронд и Берёзовыми островами расположились четыре линейных корабля (74-пушечный флагман «Болеслав», 66-пушечный «Победослав», 66-пушечный «Ианнуарий», 64-пушечный трофейный «Принц Карл») под командованием капитана генерал-майорского ранга Прохора Лежнева.

Между Брёзовыми островами и Бьорке-Зундом встал отряд из трёх линейных кораблей (74-пушечный флагман «Иоанн Богослов», 74-пушечный «Сысой Великий», 66-пушечная «Америка») под началом контр-адмирала Евстафия Одинцова.

Группа из трёх фрегатов (44-пушечный флагман «Венус», 42-пушечный «Гремислав», 38-пушечная «Александра») и двух куттеров (28-пушечный «Летучий», 8-пушечный «Счастливый») под командованием капитана 2-го ранга, Роберта Кроуна лавировала у острова Питкепасс.

Отряд из трёх фрегатов (46-пушечный флагман «Брячислав», 38-пушечные «Архангел Гавриил» и «Елена») под началом контр-адмирала Петра Ханыкова встал между отмелью Кюйнеми и банкой Пассалода.

Группа из пяти линейных кораблей (74-пушечный флагман «Святой Пётр», 74-пушечный «Всеслав», 74-пушечный трофейный «Принц Густав», 66-пушечные «Не тронь меня» и «Пантелеймон») и 18-пушечного бомбардирского судна «Победитель» под командованием контр-адмирала Иллариона Повалишина заняла позицию у банки Репье.

Центральные силы русского флота (18 линейных кораблей — 100-пушечные «Ростислав», «Саратов», «Чесма», «Двенадцать Апостолов», «Три Иерарха», «Владимир», «Святой Николай», 74-пушечные «Иезекиль», «Царь Константин», «Максим Исповедник», «Кир Иоанн», «Мстислав», «Святая Елена», «Болеслав», 66-пушечные «Победоносец», «Прохор», «Изяслав», «Святослав») под личным командованием адмирала флота Василия Чичагова, растянулись от банки Репье до острова Ронд, и находились напротив главных шведских сил.

Выход из Бьорке-Зунда охраняла русская гребная флотилия под началом принца Нассау-Зигена.

Обострившийся в шведском флоте, запертом в Выборгском заливе, недостаток запасов пресной воды и продовольствия вынудил Густава III к решительным действиям. 19 июня он поручил адмиралу Норденшельду разработать план прорыва блокады при первой перемене ветров, предусматривающий ложный манёвр канонерских лодок и главный удар в направлении Крюссерорта, который намеревался возглавить лично.

2 июля 1790 года, во время военного совета шведского командования, подул благоприятный для шведского флота северный ветер. На исходе дня Густав III отдал приказ начать прорыв к Крюссерорту не позднее 10 часов утра следующего дня.

В 2 часа ночи 3 июля 1790 года шведские суда начали обстрел русских береговых батарей. Одновременно шведские шлюпы под командованием подполковника Якоба Тёрнинга атаковали русскую эскадру западнее острова Васикансаари в западной части Бьёркского пролива.

Около 7 часов утра Густав III поручил Юхану аф Пюке, капитану 64-пушечного линейного корабля «Дристигхетен», возглавить прорыв русской блокады. Немедленно после этого Пюке повёл корабельный строй к западному выходу из залива по узкому фарватеру между Сальворской банкой и Крюссерортом навстречу передовым линейным кораблям заградительного отряда Повалишина «Всеслав» и «Святой Пётр».

Шведский корабельный строй состоял из флагманского корабля «Король Густав III» с герцогом Карлом на борту, шедшей в центре строя галеры «Серафимерорден» с Густавом III на борту, корабля 64-пушечного «Манлигхетен», а также нескольких линейных кораблей и фрегатов, в том числе фрегата «Земира», 74-пушечного линейного корабля «Энигхетен» и трёх брандеров. Гребная флотилия прикрывала парусную группу с запада, идя параллельным курсом вдоль береговой линии.

Непосредственно перед схваткой Густав, сойдя с борта «Серафимерордена», пересел на шлюпку. По приказу Пюке вспомогательный личный состав, не участвовавший в управлении такелажем и боевых действиях, укрылся в трюмах. Через несколько минут шведский строй столкнулся со «Всеславом» и «Святым Петром». Шлюпка с Густавом III благополучно прошла под русскими ядрами, а «Король Густав III» получил серьёзные повреждения и гранд-адмирал герцог Карл был тяжело ранен. Личный корабль короля «Амфион» не пострадал. В это же время шедший западнее гребной строй, состоявший из фрегатов и турум: «Стирбьорн», «Нурден», «Мальмберг» и «Хьельмшерна», а также нескольких пушечных шлюпов и тендеров под командованием Тёрнинга рассёк первый ряд русского заграждения и вступил в схватку со вторым. «Стирбьорн», несмотря на ураганный обстрел, сумел прорваться через заслон, нанеся значительный урон флагманскому кораблю Повалишина «Святой Пётр» и бомбардирскому судну «Победитель».

В то время как основной состав обоих шведских флотов преодолевал русскую блокаду, мичман Сандельс — командир брандера «Постильон», буксируемого линейным кораблём «Энигхетен», поджёг своё судно слишком рано. Скорее всего, и очень сильно подозреваю, что этот брандер как и два других загорелись от огня русской артиллерии, а потом уже повтыкались в идущие за ними шведские линейные корабли и фрегаты. Шведы утверждают, что командир «Постильона» был пьян и потому врезался в «Энигхетен». Если это так, то у меня вопрос, что это за флот в котором находящийся на самом ответственном месте капитан брандера напивается и потом топит свой же линейный корабль??? Лучше для шведов предположить, что «Постильон» был просто подожжен русским огнем и уже горящим с погибшей командой (то есть в неуправляемом состоянии!) налетел на «Энигхетен». Шведский линейный корабль принял удар, стремительно загорелся сам и в него, уже пылающего, врезался шедший сзади в 40-пушечный фрегат «Земира». Спустя четверть часа оба судна взорвались, усеяв поверхность прохода множеством обломков! Взрыв нанёс серьёзные повреждения шведским кораблям, прорывавшимся через русское заграждение, а вскоре загорелись и два других брандера. Клубы дыма, вставшие над заливом, резко ограничили видимость для команд и канониров обеих сторон. Тем не менее, основные силы линейного флота шведов уже рассекли группу Повалишина и начали выходить из мышеловки Выборгского залива. В районе 8-9 часов утра, воспользовавшись сильным задымлением, из ловушки вырвались сразу 12 шведских линейных кораблей, что немедленно устремились к Стокгольму, бросив на произвол судьбы свои поврежденные и еще ведущие бой линкоры и фрегаты из первой группы, а также шедший за ними гребной флот. Повалишин проигнорировал этот прорыв, а потом повел свои корабли на добивания оставшихся в проливе поврежденных вражеских судов. Большего в такой ситуации он сделать не мог.

Тем временем у шведов нарастал огненный апокалипсис. Загорелось еще два брандера, один из которых прошел мимо 64-пушечного линейный корабль «Эмхетен» (швед: «Оmheten»), капитан которого чудом сумел сделать маневр и сев на банку Пассалода, спустил флаг. Пылающий брандер тогда столкнулся с линейным 44-пушечным фрегатом «Аурорас» и потопил его. Находившийся на борту последнего британский советник Королевского военно-морского Сидней Смит чудом остался в живых. Второй взрыв еще больше смешал стой шведских кораблей и 56-пушечный линейный корабль «Финланд», а также два фрегата 44-орудийный «Ярославец» и 44-орудийный «Уппланд», вылетели на туже банку, где фрегаты были немедленно подожжены своими экипажами, а линейный корабль спустил флаг.

Строй шведских кораблей развалился окончательно.

74-пушечный линейный корабль «Луиза Ульрика» — села на мель у банки Ренье и была сожжена своим экипажем. Вероятно также, что в нее врезался еще один шведский брандер или пылающая галера.

64-пушечный линейный корабль «Хедвиг Элизабет Шарлотта» находясь по середине фарватера отстреливался один от всех пяти кораблей эскадры Повалишина и в итоге потонул в дыму и пламени, погибнув почти со всем экипажем

Четыре 24-пушечных гребных фрегата шведского флота, уклоняясь от 64-пушечного русского «Не тронь меня» были отнесены на банку Ренье где сгорели под огнем русских линейных кораблей и фрегатов.

Прямо по середине фарватера спустила свой флаг 74-пушечная «София-Магдалена». А что ей оставалось делать? Вокруг были обломки и остовы пылающих шведских кораблей и галер.

Затем началось избиение галерного флота, который имел одно серьезное преимущество перед парусными кораблями: он не зависел от ветра, а мог легко маневрировать среди обломков и трупов, благодаря веслам.

Пять русских линейных кораблей и три фрегата эскадры Повалишина работали непрерывно. 50 вражеских галер затонуло или спустило флаги, но подавляющее большинство все-таки выскользнуло из ловушки.

К 12 часом дня бой завершился. Основные силы русского флота под командованием Чичагова так и не вступили в бой…

Битва при Выборге стала катастрофой, вполне сопоставимой с Чесменским сражением. Шведы потеряли уничтоженными 3 линейных корабля, 4 больших парусных фрегата и 7 гребных фрегата. 4 линейных корабля и до 50 галер достались врагу, уничтожен был почти весь шхерный флот. Было убито и ранено не менее 7000 шведских моряков и солдат, и еще примерно 4950 же попало в плен. Одержав победу, русские даже не поняли масштабов ее. И лишь спустя несколько дней, когда стало ясно, что случилось, начали контрнаступление.

Три грубых ошибки шведов в сражении при Выборге, которые повлекли за собой немыслимые жертвы с их стороны:

  1. Перемена направления прорыва. Вместо того, чтобы идти через широкий пролив между Вакисари и Салвари, выбран был северный участок, между Салвари и Кросерортом. Конечно там дорогу шведам прикрывали только пять русских линейных кораблей и фрегаты, но… этот пролив мелководный с множеством банок и мелей, очень узкий для прохода такого флота и он упирается в берег у Кросерорта, где стояло несколько русских береговых батарей. Шведский флот неизбежно тормозил при прорыве, терял корабли на мелях, подвергался тройному перекрестному огню: линейные корабли русских, потом их фрегаты во второй линии и береговые батареи. «Прорезать» линию «легко» шведы могли только именно южнее! А конечная ошибка тут такая: даже при том обстоятельстве, что со стороны русских в бою участвовало только пять линейных кораблей, шведы потеряли почти 30% боевой мощи своего флота. Если бы весь флот Чичагова (24 линкора) развернулся против них, то шведы погибли бы без остатка. Их спасло просто чудо и медлительность Чичагова. А вот южнее они спокойно могли прорваться и без таких «чудес» и тем паче без таких потерь.
  2. Прорыв осуществлялся не одной линией, как должно было быть по учебнику, а тремя-четырьмя. Шведские корабли пошли толпой (линейные корабли и фрегаты в две линии, рядом еще в две линии малые суда), а когда стали рваться брандеры, эта толпа смешалась и потери стали просто чудовищными. Пытаясь выйти на чистую воду среди обломков и трупов, шведские линейные корабли застревали на мелях, садились на банки, что в такой ситуации означало для них просто смерть.
  3. Третья сумасшедшая ошибка это использование при прорыве трех брандеров. Тут проблема не в том, что их использовали, а то как (!) их использовали: вместо того, чтобы ночью атаковать ими русские линейные корабли, что стояли на рейде, а потом немедленно, после успеха начинать прорыв одной линией, брандеры были поставлены впереди шведских кораблей, что шли на прорыв двумя линиями. Русские расстреляли первыми именно брандеры, в которые потом повтыкались шедшие сзади линейные корабли и фрегаты шведов. В итоге получилось, что все три брандера сработали исключительно по своим кораблям! Они горели, потом взрывались вместе с шведскими линкорами и фрегатами… При взрывах забивалась поверхность очень узкого (ширина — 1,0 км) пролива и остальным кораблям приходилось маневрировать среди обломков и остовов уничтоженных кораблей.

Потери сторон были такими:

74-пушечный линейный корабль «Луиза Ульрика» — сел на мель и был сожжен экипажем (под другой версии в еще держащийся на плаву корабль врезался один из пылающих брандеров, после чего этот линкор тоже сгорел и взорвался).

74- пушечный линейный корабль «Энигхетен» (швед. Enigheten) - взорвался и погиб со всем экипажем после столкновения с брандером.

64-пушечный линейный корабль «Хедвиг Элизабет Шарлотта» — затонул в ходе боя по середине фарватера, погиб почти со всем экипажем.

74-пушечный линейный корабль «София-Магдалена» — захвачен противником (спустил флаг) на выходе из бухты.

64-пушечный линейный корабль «Ретвизан» — захвачен в открытом море противником (взят на абордаж российским фрегатом «Венус», который сам был трофейным шведским кораблем).

64-пушечный линейный корабль «Эмхетен» (швед: «Оmheten») - сел на мель уклоняясь от столкновения с брандером (тем самым, что потопил потом «Аурорас»), но не сгорел. Захвачен противником, поставлен в строй уже после войны.

56-пушечный линейный корабль «Финланд» — сел на мель и захвачен противником, поставлен в строй уже после войны.

Кроме того были уничтожены следующие фрегаты:

«Ярославец» (трофейный русский корабль) — 44 орудия, выбросился на берег, сожжен экипажем на банке Пассалода.

«Уппланд» 44 орудия (швед. «Uppland») — выбросился на берег, сожжен экипажем на банке Пассалода.

«Аурорас» (в английских и отечественных работах, почему-то постоянно обзывается «линейным кораблем») — 44 орудий. Взорвался и погиб со всем экипажем после столкновения с брандером.

«Земира» — 40 орудий. Взорвался и погиб со всем экипажем после столкновения с брандером.

Кроме того, на островках Пенсар потерпели крушение три фрегата шведской гребной флотилии:

«Эренпрёйс» 24 орудия (швед. «Ehrenpreuss») — сгорел.

«Пальмшерна» 24 орудия (швед. «Palmstierna») — сгорел.

«Нерика» 24 орудия (швед. «Ekeblad») — сгорел (по одной из версий спасся, но по-моему все-таки сгорел).

Еще четыре гребных фрегата:

«Остергётланд» 24 орудия (швед. «Ostergotland»),

"Нордстьернеорден" 24 орудия (швед. «Nordstjerneorden»),

"Экеблад" 24 орудия (швед. «Ekeblad»),

«Даларне» 24 орудия (швед. «Dalarne»)

были захвачены противником (таковы шведские данные).

Семь линейных кораблей, четыре парусных и семь гребных фрегатов — это общая статистика потерь крупных кораблей шведского флота в Выборгском сражении.

Итого, только на крупных кораблях шведы утратили 812 орудий.

Кроме того было потеряно 20 мелких галер (6-8 орудий), 14 удем (8-12 орудий) и около 45 вспомогательных судов и транспортов (шведские данные).

Таким образом, общее количество потерянных при Выборге орудий составляет, вероятно до 1100-1200 стволов, в подавляющей массе тяжелые 36-х и 24-х фунтовки)

Потери в личном составе сложно оценить, но только на четырех взорвавшихся крупных кораблях могло погибнуть до 2000 человек. Известно достоверно (и подтверждается шведскими источниками) количество пленных — 4950 человек. Вероятно, общее число убитыми и ранеными составляет примерно 7000 человек, в том числе 4000 ранеными (эта последняя цифра подтверждается шведскими источниками). То есть общие потери в личном составе для шведской стороны составили порядка 12000 человек.

Если учесть, что изначально на кораблях шведского флота было 3500 орудий и 30 000 личного состава, то можно твердо сказать, что Выборг стоил Швеции трети всего ее флота.

Шведам в этом сражении противостояло пять русских кораблей: 74-пушечный флагман «Святой Пётр», 74-пушечный «Всеслав», 74-пушечный приз «Принц Густав» (трофейный), 66-пушечные «Не тронь меня» и «Пантелеймон» и 18-пушечного бомбардирского судна «Победитель» под командованием контр-адмирала Иллариона Повалишина, и три фрегата — 46-пушечный флагман «Брячислав», 38-пушечные «Архангел Гавриил» и «Елена» под началом контр-адмирала Петра Ханыкова.

Кроме того береговые батареи, а на завершающем этапе к бою присоединилась эскадра Карла Нассау, которая занималась захватом галер и снятием с банок сдающихся экипажей шведов и еще несколько фрегатов, часть из которых потом была отозвана назад приказом В. Я. Чичагова.

Потери русской эскадры в личном составе были такие:

Убито 117 человек, в том числе 3 офицера,

Ранено 164 человека, в том числе 10 офицеров.

Потерь в орудиях и кораблях не было.

Эта статистика подтверждается всеми источниками: и русскими и английскими и шведскими. Единственное кто ее игнорирует, это Альфред Штенцель (1832—1906), но он еще заявляет также об «11 выведенных из строя русских линейных кораблях», хотя в бою приняло участие всего пять русских линейных кораблей). Я полагаю, что мнение Штенцеля можно опустить, как заведомо недостоверное.

Общие выводы такие:

1) С учетом огромного перевеса сил (22 линейных корабля и 8 фрегатов против 5 русских линейных кораблей и трех фрегатов) шведы могли прорваться из ловушки очень легко, но им не хватило для «легкости» элементарной выдержки и тактической уверенности. Поэтому такие страшные потери в личном составе и в судах.

2) Адмирал В. Я. Чичагов совершил точно такую же ошибку, которую повторил потом при Березине в 1812 году, когда как буриданов осёл не смог понять, какую ему прикрывать позицию: южнее или севернее Борисова. А еще потом он не смог воспользоваться случайно упавшим ему в руки успехом (гибелью и поражением 6-и линейных кораблей противника и 4-х фрегатов)

3) Шведы отступали (прорывались) в общем смысле панически. У них наблюдался страшный дефицит ядер и пороха, который возник после неудачного Красногорского сражения. Видимо по этой причине прорвавшаяся первая эскадра линейных кораблей не оказала никакой помощи шедшей за ней второй эскадре и гребному флоту. Бой выглядел как безостановочный расстрел шведских судов. Игра в одни ворота.

Я полагаю, что к моменту завершения прорыва шведский флот реально полностью утратил свою боеспособность и действительно, если бы к прикрытию прорыва присоединились остальные силы Чичагова (24 линейных кораблей, в том числе и 100-пушечные) — не выжил бы никто.

Почему Чичагов этого не сделал — в голове не укладывается… Он просто пропустил шведов, когда мог легко их перебить и пленить буквально всех.

  1. ВТОРОЕ РОЧЕНСАЛЬМСКОЕ СРАЖЕНИЕ (9-10 ИЮЛЯ И 11 ИЮЛЯ — ОТСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ).

Следующее сражение, хотя и неудачное, было несопоставимо по своим масштабам с «Выборгским». В нем шведы имели почти двукратный численный перевес в силах. Потери русских были самими большими с начала боевых действий (900 человек убитыми, 900 ранеными и 1500 пленными, потоплено 17 кораблей, в том числе 5 гребных фрегатов, захвачено врагом 22 небольших судна и один гребной фрегат), но близко несопоставимыми с потерями шведов при Выборге. Раздута эта победа была благодаря освещению со стороны немецких историков.

Во-первых какая была истинная численность русского флота (150, 250 или 300 кораблей)? С учетом того, что в бою принимала участие ТОЛЬКО эскадра Нассау, составим свой расчет этого сражения.

При втором Роченсальмском сражении могли участвовать только те силы, которые были в распоряжении у Нассау под Выборгом, а это 8 гребных фрегатов, 6 шебек, 1 геммема, 20 больших галер и 55 шлюпов. То есть 89 кораблей. И это при самом максимальном счете, то есть если мы допускаем, что все корабли, что наличествовали при Выборге, сохранили свою боеспособность и до Роченсальма! На вооружении фрегатов было 8×38=304 орудия, из которых 96 тяжелые (32-х фунтовые) орудия, экипаж — 250 человек, максимальной штатной численности. На шебеках было 6×26 — 156 орудий (72 тяжелых), экипаж 175 человек. На галерах было от 4 до 5 орудий и по 100 человек экипажа, на ботиках 4-6 орудий и по 40 человек экипажа. Итого мы имеем во всей эскадре Нассау 89 кораблей, 870 орудий (из которых только 200 тяжелые) и (2000+1050+2000+2200) = 7250 моряков и солдат при самых максимальных подсчетах. Кстати, на счет орудий! Именно эта цифра 870 стволов артиллерии, (в том числе 200 тяжелой 32-х фунтовой) и фигурирует в шведских отчетах, касаемых этого сражения. Так что мой расчет верен.

Из этих фрегатов, что приняли участие, в бою утрачено пять: 38-и пушечные «Александр», «Екатерина», «Константин», «Мария» и «Николай». Из шебек только одна — трофейная 26-пушечная геммема «Оден». Кроме того погибло или было захвачено противником 8 галер, 2 катера и 27 ботика и шлюпов.

Из фрегатов: «Святой Николай» был затоплен своим экипажем на глубокой воде, «Екатерина» и «Константин» попали на отмель и были сожжены своими экипажами, обстоятельства гибели «Александра» не совсем ясны, а вот «Мария» вроде была захвачена шведами. Итого мы имеем потерю 43 кораблей, на которых было 330 орудий (около 100 тяжелых) и 3300 человек экипажа. Это все максимально возможные потери русских в этом бою. В плен официально попало 1500 русских моряков, стало быть, убито или получило ранения — 1800 человек по максимальному счету. При этом часть экипажей подбитых кораблей, сошедшие на берег были забраны русскими ботиками и галерами, в том числе экипажи «Екатерина» и «Константина» и в их числе сам злополучный Нассау.

Шведы потеряли 1 геммему (нашел ее списке их потерь), одну 8-и пушечную удему и 4 маленьких 4-х пушечных ботика. 50 орудий и 670 человек экипажа (в том числе 330 человек убитыми). Это уже их собственный подсчет. Всего с шведской стороны, после серии катастрофических потерь в Первом Роченсальмском сражении и при Выборге, во втором Роченсальмском сражении могли принимать участие только 120 галер всех типов (это самый максимально возможный для них вариант!), в том числе только 9 гребных фрегатов (начали войну с 25-и таких кораблей). Вероятно, в сражении приняло участие также и 6 линейных, выживших при Выборге, фрегата парусного линейного флота. Если так, то у русского флота не было никаких шансов одержать победу, потому что даже не считая галер, 1 тяжелый парусный фрегат в бою 3-4 раза сильнее любого гребного. Но решающим были не действия флота, а действия береговых батарей. Береговые батареи насчитывали примерно 150 орудий (почти все тяжелые) и их обслуживало примерно 3000 человек.

Итого шведы имели флот в 120-125 кораблей, не менее 1000 орудий (до 500 из которых — тяжелые) и примерно порядка 12000 человек, солдат и матросов в строю.

Таким образом ни о каком «втором Саламине» или «Сражения в заливе Лейте», речи тут быть не может! Во втором Роченсальмском сражении приняли участие гребные огрызки обоих флотов, столкнувшихся при Выборге. Шведский флот потерял при Выборге 70 галер всех типов, в том числе 7 гребных фрегата, 20 больших галер, 14 удем и к моменту этого сражения представлял собой измочаленный и весьма разбитый остаток той эскадры, что была в предыдущем сражении. Со стороны русских принимала участие только эскадра Нассау. В целом обе эскадры составляли примерно 20% от реального боевого потенциала обоих флотов при Выборге.

Теперь о самом бое.

Нассау был прекрасным флотоводцем и блестящим, очень смелым офицером! Если бы он командовал русским флотом при Выборге — ни один швед не ушел домой, кроме может короля. Он всегда бесстрашно присутствовал на палубе во время боя и атаковал первым, не боясь огня противника. Об этом есть множество свидетельств. В Первом Роченсальмском сражении он превосходно провел атаку на равный по силе шведский флот и одержал чистую победу (39 шведских кораблей, в том числе 3 гребных фрегата было потоплено, а 1 гребной фрегат и 1 геммема были захвачены!). Собственные потери его составили при этом 1 галера и 1 ботик. Здесь он также рассчитывал на быструю победу смелой, сокрушительной атакой. Но в этот раз противник оказался намного сильнее и лучше организованней.

В отличие от первого Роченсальмского сражения, русские решили прорываться на шведский рейд с одной стороны Роченсальмского пролива. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген подошёл к Роченсальму в 2 часа ночи и в 9 часов утра, без предварительной разведки, начал бой (вероятно, желая сделать подарок императрице Екатерине II ко дню восшествия на престол). С самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, закрепившегося на роченсальмском рейде длинным Г-образным якорным строем. Судя по всему они выстроили в эту линию ботики, а гребные фрегаты как раз вывели вперед. В первый день сражения русские корабли атаковали южный фланг шведов, но были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, а также стоявшими на якоре шведскими галерами и канонерскими лодками. Однако результат первого дня не убедил Нассау, который вероятно счел первый день сражения успешным. Скорее всего, именно в первый день русские нанесли урон противнику в 6 небольших кораблей. Собственные потери эскадры Нассау видимо были небольшими (скорее всего те же 5-6 судов), иначе он не пошел на вторую атаку. Относительный успех первого дня у русских, похоже, связан с общим состоянием шведского гребного флота после Выборга.

На второй день (10 июля) шведы, умело маневрируя, переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. А потом вывели вперед 6 парусных фрегатов линейного флота (которых не было в первый день!) и огнем их тяжелых орудий обратили русский галерный флот в бегство. В ходе панического отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами, затонуло или опрокинулось. Несколько русских парусных кораблей, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен или сожжено. То есть решающая роль в победе на второй день принадлежит именно парусным фрегатам с их мощной артиллерией (в сумме порядка 120 тяжелых орудий на один борт или до 240 тяжелых орудий на оба борта). Скорее всего, фрегаты прошли сквозь строй русских галер, ведя огонь на оба борта, и прижали их к берегам под огонь береговых батарей.

Утром следующего дня (11-ое июля) шведы закрепили свою диспозицию новой успешной атакой.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

  • 0
    Нет аватара cheri
    26.07.1909:58:19

    хмм. никак не думал, что так сложно вставить исторический очерк.

    Половину статьи пришлось вырезать и дать в виде ссылки.

    и фото не загрузились   (

    • Комментарий удален
      • 0
        Нет аватара cheri
        26.07.1910:22:10

        проконсультируюсь

        в общем полный текст статьи тут:

        https://www.pro.../2019/07/23/169

        В моем тексте самое главное — реконструкция Выборгского и Роченсальмское сражение, которая проведена на сличении нескольких источников (трех русскоязычных, одного английского и одного шведского). На основании этого удалось вычленить картину, что все-таки произошло.

  • -1
    Нет аватара kuffa
    26.07.1913:23:38

    Зачем это здесь?

    • 1
      Нет аватара cheri
      26.07.1915:45:38

      Зачем это здесь?

      исторические статьи тут размещаются.

      Например недавно было по теме сражения при Молодях.

      • -5
        Нет аватара kuffa
        26.07.1916:39:00

        Давайте сайт в помойку не превращать. Сделано у нас — ваша запись не по теме.

        • 2
          Нет аватара cheri
          26.07.1916:59:03

          Давайте сайт в помойку не превращать. Сделано у нас — ваша запись не по теме.

          пусть даст свой вердикт кто-то из модеров.

          (мнение деятеля с очень отрицательным рейтингом меня не интересует от слова вообще)

        • Комментарий удален
          • 2
            Нет аватара cheri
            26.07.1920:24:58

            В общем жду ответа от модеров, а пока, можете задавать вопросы (если есть)

            Так это моя вторая статья по отечественной истории (раньше больше были по иным темам).

            Но если модеров все устроит буду давать их в своем блоге намного чаще (естественно только по отечественной теме!!!). Так по образованию инженер-конструктор, история это как бы увлечение, хобби. Пока   

            Задавайте вопросы (по теме статьи)!

            Отредактировано: cheri~20:25 26.07.19
            • 0
              serp_1 serp_1
              27.07.1921:59:15

              Спасибо, было интересно почитать.

              Не хватает еще схем боев для лучшего представления ситуации.

              • Комментарий удален
                • 0
                  Нет аватара cheri
                  28.07.1903:58:13

                  Это неверна карта.

                  Вот здесь по ссылке показана верная (со всеми банками и истинным поведением Чичагова)

                  http://science-...ru/6117563.html

                  (но там неправильная сама реконструкция боя и ошибки в размерах и поведению отдельных кораблей, а также в последовательности событий)

                  кроме того по ссылке (где верная карта), множество ошибок в определении численности кораблей, их расположения и так далее)

                  Отредактировано: cheri~04:05 28.07.19
  • 0
    Нет аватара cheri
    26.07.1921:13:42

    Так что и на всякий случай, просто. Истинный герой Выборгского сражения вовсе не Чичагов, а Повалишин Илларион Афанасьевич

    https://ru.wiki...%B2%D0%B8%D1%87

    (просто натыкался на форумах «восхищениями» в адрес Чичагова — одержать такую победу и без потерь!)

    Это не его победа, на самом деле.

    ЗЫ: если вопросов нет, пока все.

    (пойду учиться работать с публикатором)

  • 4
    Нет аватара Катаклизм
    27.07.1906:29:12

    Интересная статья, так или иначе на просветительских сайтах обязаны быть статьи о наших прошлых достижениях.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,