Лого Сделано у нас
137

Самый мощный российский спутник связи ввели в эксплуатацию

  •  © ria.ru

19 июля компания Thales Alenia Space полностью передала управление спутником «Ямал-601» эксплуатационным подразделениям «Газпром космические системы».

В течение последнего месяца управление спутником осуществлялось совместно командами Thales Alenia Space и «Газпром космические системы» из центра управления в Щелково.

«Ямал-601» заменил на орбите спутник «Ямал-202» для оказания услуг фиксированной связи и передачи данных в С-диапазоне на значительной части России и на территории стран СНГ, Европы, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.Кроме того, аппарат предоставляет пользователям на территории России услуги связи и высокоскоростного доступа в интернет в Ka-диапазоне.

Аппарат запустили 30 мая с Байконура с помощью ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».Однако 1 июня «Газпром космические системы» сообщили, что при выведении на геостационарную орбиту у «Ямала-601» нарушилась ориентация из-за отклонения вектора тяги апогейного двигателя.

В результате специалисты французского подразделения разработчика спутника Thales Alenia Space решили «довыводить» его по резервной схеме с использованием двигателей малой тяги.

Девятнадцатого июля Thales Alenia Space полностью передала управление аппаратом компании «Газпром космические системы».

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 2
    Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
    22.07.1912:59:26

    Странно, ЛКИ проводили практически месяц, что для аппаратов ГКС несвойственно (предыдущие «Ямалы» сдавались за 2 недели после выхода на целевую орбиту.

    Я уже начал переживать, не прожег ли там чего этот косячный немецкий МД.

    Отредактировано: Дмитрий Гунин~13:01 22.07.19
    • 0
      Нет аватара Юрген
      22.07.1913:08:35

      Может начинка другая?

      • 0
        Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
        23.07.1910:50:53

        Может начинка другая?

        Практически идентичный служебный отсек с Ямал-402, чуть более мощная подсистема питания, больше транспондеров

  • 13
    Vladimir Smolnikov Vladimir Smolnikov
    22.07.1913:16:42

    Все хорошо, что хорошо кончается…

    Странно, ЛКИ проводили практически месяц, что для аппаратов ГКС несвойственно (предыдущие «Ямалы» сдавались за 2 недели после выхода на целевую орбиту.

    Написано же, что выведение на точку стояния было сопряжено с проблемами.

    Главный двигатель не работал. А выведение осуществлялось за счет маломощных подруливающих двигателей. Это сложная операция. Представьте, что вам нужно вычерпать ванну с водой в ванной комнате маленьким совочком. Так вот это примерно тоже самое.

    Но я бы на месте Российской стороны сделал запрос французам о причинах такой ситуации.

    Пусть объяснят, как так получилось и по какой причине. Это и в их интересах кстати тоже…

    • 23
      Нет аватара Инженер2015
      22.07.1914:18:51

      интересно сколько ресурса спутника съела резервная схема доведения до целевой орбиты…

      наверняка назначеный срок он уже не прослужит

      на месте российской стороны я бы требовал неустойку…

      а то когда загрязненная нефть поступает из РФ, все западные НПЗ сразу требуют компнсации, а когда европейцы косячат, все тихо?

      • 10
        Игорь Brick
        22.07.1914:47:21

        Писали, что минус 2 года эксплуатации.

      • 0
        Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
        23.07.1910:57:19

        интересно сколько ресурса спутника съела резервная схема доведения до целевой орбиты…

        По официальным данным — нисколько. Запас ксенона был изначально заложен сверх расчетного САС для многократных маневров по смене целевой орбиты или гарантированного увода на траекторию захоронения.

        Отредактировано: Дмитрий Гунин~11:00 23.07.19
        • 4
          Нет аватара Инженер2015
          23.07.1911:11:57

          Запас ксенона был изначально заложен сверх расчетного САС для многократных маневров по смене целевой орбиты или гарантированного увода на траекторию захоронения.

          сюда не входят такие огромные косяки производителя(поломка главного двигателя). в вашем тексте речь идёт об обычных операциях, которые заложены в любом спутнике.

          исправление такой поломки однозначно обошлось европейскому спутнику несколько лет жизни на орбите

          • -4
            Вас исдас Вас исдас
            23.07.1912:47:44

            При проектировании такие факторы всегда учитываются, легче загрузить больше топлива для вспомогательных двигателей, чем терять весь спутник из-за возможных проблем с основным.

            • 2
              Нет аватара Инженер2015
              23.07.1912:57:08

              1. есть рассчетный срок работы спутника на орбите.

              2. этот срок рассчитывается исходя из преимущественно штатной работы всех систем

              3. этот срок не включает в себя крайне не штатные ситуации как сбой главного двигателя

              4. в соответствии спутник проработает меньше рассчетного срока на орбите

              5. рассчетный срок оговорен в контракте. Если он не может быть выполнен, значит заказчик имеет право требовать неустойку

              • -1
                EyeSauronn . EyeSauronn .
                23.07.1917:30:22

                логично, так что половину стоимости спутника (как минимум) надо требовать назад в виде неустойки…вобщем как они к нам, так и мы к ним должны.

              • 0
                Вас исдас Вас исдас
                24.07.1907:07:28

                Повторяю, такие ситуации закладываются ещё при проектировании. Рассмотрим на примере компании ORBITAL SCIENCES CORPORATION и её

                ПЛАТФОРМЫ STAR-2. Она имеет один апогейный или главный жидкостный ракетный двигатель типа 454N LAE, два жидкостных ракетных двигателя типа 22N DMT, эти двигатели средней тяги резервируют основной апогейный двигатель и в случае его неисправности используются для перевода спутника с геопереходной орбиты на целевую геостационарную орбиту.

                Четыре жидкостных однокомпонентных ракетных двигателя типа 22N REA. Эти двигатели средней тяги используются в качестве двигателей коррекции орбиты и двигателей перегона спутника в другую орбитальную позицию. Кроме того, они резервируют основной апогейный двигатель и двигатели типа 22N DMT и в случае их неисправности используются для перевода спутника с геопереходной орбиты на целевую геостационарную орбиту.

                Т.е. идет тройное резервирование.

                • 1
                  Нет аватара Инженер2015
                  24.07.1909:32:15

                  количество двигателей вполне может резервировать один главный, даже троекратно…здесь никто не спорит, считать до пяти мы все умеем.

                  но ведь дело в топливе, которое рассчитано на корректировку орбиты\положения в пространстве во время эксплуатации (может с небольшим резервом). если его сжечь для довыведения после старта, то естественно рассчетный срок станет меньше.

                  возьмите пример самолета:

                  чтобы долетеь из Москвы в Симферополь нужно 20тонн топлива. при заправке заливают 25тонн, на всякий случай, если на пример аэропорт назначения перестал принимать по погодным условиям, самолёт летит в другой.

                  но это не означает, что в него заливают 50 тонн топлива чтобы он мог долететь до Пекина…столько бы в него даже не вошло

                  • 0
                    Вас исдас Вас исдас
                    24.07.1914:14:12

                    Топливо так же резервируется на случай нештатных ситуаций, отсюда и увеличенный срок службы большей части аппаратов выше заявленного. Скорее всего спутник как раз отработает установленный период, а вот дальнейшая его эксплуатация будет упираться не только в работоспособность систем, но и в запасы топлива.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 7
      capt4net capt4net
      22.07.1920:25:54

      Зато у нас ест роскосмос…

      Роскосмос? У вас?

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
  • 6
    Нет аватара all-rulez
    22.07.1920:29:34

    Так его сделали у нас или у французов?

    • 8
      Scoundrel Scoundrel
      22.07.1923:40:48

      почти полностью французский. газпром так же планирует открыть отвёрточную сборку подобных КА под Щёлково. Надеюсь позже придут к импортозамещению.

      • 5
        Нет аватара BRO
        23.07.1911:01:16

        А смысл создавать отверточную сборку в России? Их делают единицы штук. Свою надо развивать платформу, а пока своей нет использовать иностранную.

        • 7
          Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
          23.07.1919:19:33

          А смысл создавать отверточную сборку в России? Их делают единицы штук. Свою надо развивать платформу, а пока своей нет использовать иностранную.

          На деньги, выброшенные за покупку «Ямал-601» можно было закупить 2 отечественных КА «Ямал» на Экспресс-2000 и 1 на Экспресс-1000 и еще на сдачу осталось бы.

          Такая группировка была бы мощнее одного Ямал-601 почти в два раза и отечественные производители во главе ИСС не остались бы в аутсайде, получив стабильную загрузку на несколько лет. Я уже молчу про существенно меньшие риски в случае гибели одного из аппаратов.

          ИСС и так было нелегко в 2015-2016 гг., так взяли и отобрали уже существующий заказ на Ямал-601 в пользу французов, попахивает направленной экономической диверсией со стороны ГКС.

          Отредактировано: Дмитрий Гунин~19:25 23.07.19
          • 1
            Нет аватара BRO
            24.07.1913:17:41

            Если все так как Вы говорите, то очень странные вещи творятся у нас в космической отрасли.

    • 7
      Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
      23.07.1910:53:23

      Так его сделали у нас или у французов?

      Его целиком и полностью разработали и произвели во Франции. Мизерной доли отечественных компонентов там даже меньше, чем было у аналогичного Ямал-402.

      Отредактировано: Дмитрий Гунин~10:53 23.07.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,