стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
86

Обзор аэропортов, построенных в России в 2010-е

В 2010-е годы несколько городов России получили, наконец, новые аэропорты. И если приуроченные к саммиту АТЭС и Олимпиаде-2014 аэровокзалы во Владивостоке и Сочи были разминкой, то открывавшиеся с 2015-го комплексы в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Перми, Саранске и Симферополе стали заметным явлением в отечественной архитектуре и строительстве. Посмотрим, как они выглядят.

  • Симферополь
  • Симферополь
  •  © icdn.lenta.ru

1. Симферополь. Новый терминал многократно перегруженных воздушных ворот Крыма, открытый в апреле 2018 года.

  • Симферополь
  • Симферополь
  •  © icdn.lenta.ru

Внешний образ, очень эффектный, авторства южнокорейского SAMOO, интерьеры — московское бюро UNK.

  • Симферополь
  • Симферополь
  •  © icdn.lenta.ru

«Комплекс во многом — демонстрация новых архитектурных и строительных технологий, в противовес „культуре самостроев“ морского побережья. Изогнутый параметрический фасад, покрытый специальным климатическим стеклом (такое же у нас только в Сочи), а внутри большие высокие пространства с озеленением», — рассказывает историк архитектуры Николай Васильев.

  • Симферополь
  • Симферополь
  •  © icdn.lenta.ru

Общая площадь нового аэровокзального комплекса в Крыму превышает 78 тысяч квадратных метров, он рассчитан на обслуживание 7-10 миллионов пассажиров в год. Терминал построили за 22 месяца.

  • Пермь
  • Пермь
  •  © icdn.lenta.ru

2. А это аэропорт Большое Савино в Перми. Новый терминал старой столицы Урала уступает масштабами екатеринбургскому, но по местным меркам это очень нерядовое здание.

  • Пермь
  • Пермь
  •  © icdn.lenta.ru

Сооружение цвета позолоченной деревянной скульптуры возведено по проекту московского бюро Асадова. Силуэт терминала напоминает парящее крыло.

  • Пермь
  • Пермь
  •  © icdn.lenta.ru

Над интерьерам аэропорта трудились архитекторы бюро UNK. «Внутри несколько отсылок к богатейшей пермской палеонтологии и достаточно скромное, но вполне технологичное решение всех задач», — указывает Николай Васильев.

  • Пермь
  • Пермь
  •  © icdn.lenta.ru

Аэропорт начали строить в октябре 2015-го. Два года спустя, 30 ноября 2017-го, новый комплекс обслужил первых пассажиров.

  • Ростов-на-Дону
  • Ростов-на-Дону
  •  © icdn.lenta.ru

3. На фото — интерьеры старого аэропорта в Ростове-на-Дону. «Советский аэровокзал здесь был одним из самых эффектных по архитектуре (индивидуальный проект 1970-х), но за полвека город уже добрался многоэтажной застройкой до летного поля», — поясняет Васильев.

  • Ростов-на-Дону
  • Ростов-на-Дону
  •  © icdn.lenta.ru

Современный комплекс построили далеко за городом, рядом с федеральной трассой. Аэровокзал возводили ударными темпами и открыли в самом конце 2017 года. Британское бюро Twelve Architects ответственно за общую форму крыши — набегающую волну, и интерьерные решения залов регистрации и вылета. Nefa и VOX из Москвы — за VIP-залы, Wowhaus — за благоустройство.

  • Ростов-на-Дону
  • Ростов-на-Дону
  •  © icdn.lenta.ru

«Новый аэровокзал показывает возросшие амбиции Юга России — четыре архитектурных бюро, футуристичные формы и проектная нагрузка в пять миллионов пассажиров в год», — отмечает Николай Васильев.

  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  •  © icdn.lenta.ru

4. Екатеринбургский аэропорт Кольцово — первый архитектурно выделяющийся современный аэровокзал в России вне Москвы и Санкт-Петербурга. Крупный хаб: летающие отсюда «Уральские авиалинии» сейчас доросли до третьего после «Аэрофлота» и S7 пассажиропотока в стране.

  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  •  © icdn.lenta.ru

Современный терминал (здание 1960-х не сохранилось, а типовое здание сталинского времени используется как отдельный терминал для особо важных гостей) был спроектирован и построен в середине 2000-х местным екатеринбургским архитектором Евгением Трубецковым.

В середине 2010-х было реконструировано правое крыло аэропорта — сейчас его используют для внутренних рейсов. Внутри архитектор Борис Воскобойников (VOX Architects) сделал новый интерьер залов регистрации, вылета и повышенной комфортности. Он добавил к строгости серого металла первоначального проекта яркий цветной стемалит и косые ломанные линии выгородок магазинов и кафе.

  • Самара
  • Самара
  •  © icdn.lenta.ru

5. В Самаре в дополнение к терминалу 1970-х аэропорта Курумоч (примеру так называемого советского космического модернизма) появилось совершенно новое здание, также построенное в космическом и немного ретро-футуристичном стиле. Терминал возвели всего за полтора года и открыли в начале 2015-го.

  • Самара
  • Самара
  •  © icdn.lenta.ru

Проектное решение обновленного Курумоча подготовило британское бюро Hin Tan, а интерьер — российская студия Nefa Architects. Все здание накрывает крытое алюминием «крыло».

  • Самара
  • Самара
  •  © icdn.lenta.ru

Внутри пассажиров встречают интерьером в светлых тонах, круглыми лампами подсветки и зенитными фонарями. VIP-зал уставлен мебелью в стиле 1960-х, когда все были влюблены в космос и его исследователей.

  • Самара
  • Самара
  •  © icdn.lenta.ru

В 2015-м комплекс получил престижную международную награду по архитектуре.

  • Нижний Новгород
  • Нижний Новгород
  •  © icdn.lenta.ru

6. Стригино, Нижний Новгород. «Вокруг аэровокзальной площади сохранилась вся история архитектуры аэровокзалов больше чем за полвека, — рассказывает Николай Васильев. — Послевоенный ампирный домик с колоннами, типовой проект эпохи оттепели, первый международный терминал в стиле „поволжского постмодернизма“ из 1990-х и наконец новый, открытый весной 2016-го».

  • Нижний Новгород
  • Нижний Новгород
  •  © icdn.lenta.ru

Обновленное Стригино — также совместная работа британцев Hin Tan и россиян Nefa, но здесь у аэропорта совсем не такой облик, как в Самаре.

  • Нижний Новгород
  • Нижний Новгород
  •  © icdn.lenta.ru

Белый цвет, рубленые формы и сплошные фасады-витрины. Внутри чуть теснее, но и пассажирская нагрузка в Нижнем Новгороде гораздо меньше.

  •  © dom.lenta.ru

7. Красноярск (Емельяново)

Официальный старт строительству нового аэровокзала красноярского аэропорта был дан 13 ноября 2015 года, открыт 26 декабря 2017. Его площадь составляет 58 000 кв. м, он оборудован 6 телескопическими трапами, современными системами обработки багажа и обеспечения безопасности. Удобство пассажиров обеспечивают 21 лифт, четыре эскалатора и полностью автоматическая система обработки и сортировки багажа. Общая стоимость реализации проекта строительства нового терминала составила около 6 млрд рублей.

  •  © dom.lenta.ru

  •  © dom.lenta.ru

8. Аэропорт Жуковский открыт 30 мая 2016 г.

Аэропорт построен на базе аэродрома Раменское ОАО «ЛИИ имени М.М. Громова» и является четвертым аэропортом в Московском авиационном узле. Это самый маленький из международных московских аэропортов: площадь терминала — 17 600 м2, пропускная способность — 2 млн. пассажиров в год. Интересно, что при этом он имеет самую длинную ВПП не только в России, но и в Европе — еe длина 5,5 км.

*Материалы предоставлены организаторами круглого стола «Новые аэропорты России», который состоится 19 мая с 15:00 до 18:00 в рамках выставки «АрхМосква»: издательством TATLIN, проектом «Приметы городов» и коммуникационным агентством «Правила Общения».

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 1
    Нет аватара NeoGeography
    18.05.1810:28:32

    Пермский терминал внешне симпатичен, но внутри — тройка с минусом, довелось побывать. Остальные смотрятся неплохо.

  • 0
    Дмитрий Марчук Дмитрий Марчук
    18.05.1810:34:10

    Красноярский забыли )

  • 0
    dryuncher . dryuncher .
    18.05.1812:31:09

    Прошла молва ,что в Саратове наоборот закроют.

    • Комментарий удален
      • 0
        Фабрикантъ Фабрикантъ
        19.05.1808:48:39

        Ну зачем сносить? Там очень приятное здание… А взлетную полосу, конечно, застроят. Город уже окружил ее, не то что подобрался.

  • 0
    Нет аватара torp
    18.05.1813:58:15

    Жуковский забыли )))

    • 0
      Arsenic Arsenic
      18.05.1814:00:41

      Жуковский маленький

      • 0
        Нет аватара torp
        18.05.1814:02:22

        пока маленький, а лет через 10 удаленький )))

        ну и в теме не было упоминание что только большие, было построенные в 2010-ых

        • 2
          Arsenic Arsenic
          18.05.1814:18:30

          Насколько я понял, в изначальной статье автор не ставил целью перечислить все открытые аэропорты 2010-х, а те, которые «стали заметным явлением в отечественной архитектуре и строительстве», поэтому например Сочи и Владивосток там не описываются, хотя и упоминаются. Жуковский в смысле архитектуры не особо интересен — безликая прямоугольная коробка. Впрочем, могу добавить.

  • 3
    Нет аватара alex_uns
    18.05.1814:30:19

    Еще не хватает

    Санкт-Петербург.

    2014 — новый пассажирский терминал в Пулково, 2015 — реконструкция старого.

    Отредактировано: alex_uns~14:31 18.05.18
    • Комментарий удален
      • 2
        Нет аватара alex_uns
        18.05.1817:39:28

        Терминал-1 это новый с нуля терминал, это не обновление

        •  © realty.interfax.ru

        а вот этот старый корпус в народе «Пять стаканов"

        внутри полностью реконструирован

        Это только фасад старый

        •  © ic.pics.livejournal.com

        Отредактировано: alex_uns~17:52 18.05.18
        • Комментарий удален
  • 7
    Maksim Starostin
    18.05.1814:55:08

    Тут некоторые любят восхищаться Эмиратами.

    Типа вот в Эмиратах видно, куда правители деньги тратят, а в России триллиарды сворованы и ничего не построено!

    Таким нужно отвечать вопросом на вопрос — а сколько новых аэропортов построили в Эмиратах? Даже Мактум все никак достроить и запустить не могут    

    А дальше можно сравнить, сколько мостов построено в РФ и в тех же эмиратах    

    • 4
      Руслан Сарваров Руслан Сарваров
      18.05.1819:29:23

      Да в эмиратах населения миллионов 10 от силы, из которых только 10%коренные, которые и имеют все плюшки. Основная же масса это гастрабайтеры из разных пакистанов и индий, которые батрачат за копейки и мало что имеют от этих нефтедолларов. На одного коренного жителя оаэ продают нефти раз в 10-15 больше, чем Россия. Тоже самое можно и про норвегию сказать. Плюс ко всему у нас огромная территория, большая армия и куча проблем от прошлых.эпох

  • 3
    Нет аватара Саша17
    18.05.1815:51:20

    А вот Казанский точно забыт.

  • 3
    exhausted1987 exhausted1987
    18.05.1816:11:03

    Да, с таким громким заголовком ожидаешь увидеть в обзоре ВСЕ построенные аэропорты в 10-е гг., а не только те, которые понравились автору.

    Материал может ввести в заблуждение, часть аэровокзалов не упомянута.

  • 2
    Михаил Иванов Михаил Иванов
    18.05.1816:39:49

    Казань, Калининград, Минводы, Белгород, Калуга, Саранск, Волгоград, Уфа, Якутск, Махачкала, Владивосток. Ничего себе «обзор», всех этих аэропортов нет. Кстати можно упомянуть еще и Керчь где ничего не перестраивали, но запустили после 11 лет простоя

    Отредактировано: Михаил Иванов~16:40 18.05.18
    • 3
      Нет аватара alex_uns
      18.05.1817:57:15

      плюс Санкт-Петербург. Абсолютно новый Терминал-1

      А что Москву с реконструкцией нельзя сюда тоже внести?

      Отредактировано: alex_uns~18:01 18.05.18
  • 4
    Михаил Раскин
    18.05.1822:12:45

    Сабетта, Итуруп, Анапа, Анадырь — это навскидку вспомнил, помимо перечисленных постом выше. Были и другие.

    Сабетта и Итуруп вообще построены с нуля.

    Отредактировано: Михаил Раскин~22:13 18.05.18
  • 4
    Нет аватара vlad_i_slav
    18.05.1823:29:53

    Это не обзор, а реклама парочки дизайн-бюро. С точки зрения обзорности и половины нет аэропортов. Я бы предложил модераторам удалить данный материал как недостоверный и откровенно рекламный, но скрывающийся под личиной обзора.

  • 3
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:28:50

    Саранск

    •  © mk.ru

    Отредактировано: tirl~01:37 19.05.18
  • 2
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:34:42

    Сочи

    •  © s4.travelask.ru

  • 2
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:43:18

    Казань

    •  © magspace.ru

    Отредактировано: tirl~01:44 19.05.18
  • 2
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:46:41

    Минеральные воды

    •  © travel.rambler.ru

    Отредактировано: tirl~01:48 19.05.18
  • 2
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:50:34

    Владивосток

    •  © bigpicture.ru

  • 3
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:54:33

    Якутск

    •  © yakutsk.news

    • 0
      Nikit Khaner Nikit Khaner
      19.05.1803:14:07

      Дополню панорамой. Плохо, что там не видно самолетов, как в старом (соседнем) здании.

      • [ссылки отключены]
      •  © [ссылки отключены]

      Отредактировано: Максим Николаев~03:15 19.05.18
  • 3
    Нет аватара tirl
    19.05.1801:55:49

    Сабетта

    •  © arctic-info.ru

    Отредактировано: tirl~01:58 19.05.18
  • 2
    Нет аватара tirl
    19.05.1802:05:46

    Иркутск

    •  © lh5.ggpht.com

  • 2
    Нет аватара tirl
    19.05.1802:09:38

    Белгород

    •  © fomin-foto.nichost.ru

    • 0
      Роман Шагин Роман Шагин
      19.05.1803:15:10

      Мин.Воды — отлично

      Краснодар — отлично

      Сочи, Анапа — всё нравилось

      Но Пулково… Мне, ленинградцу, всегда было стыдно за свой аэропорт. Такой идиотской системы организации внутреннего движения пассажиров я не видел нигде — от маленьких типа тех же Мин.Вод до больших типа Стокгольм-Арланда.

      Очень надеялся что реконструкция (по сути постройка нового) изменит что-то. Увы. Стало ещё хуже. Ну что за рок над Пулково? Почему везде получается, а дома всё через то самое место?

      • 0
        Михаил Михайлов
        20.05.1813:32:47

        А чем, простите, Вас схема то не устраивает? Внутренние налево в старый зал — там места дофига, внешние в новом зале — там тоже дофига места и вполне нормальная организация

        • 0
          Роман Шагин Роман Шагин
          21.05.1800:24:29

          Вам хватает 15 минут на проезд? Регулярно нет. Мало того — не раз и не два за положенные 15 минут даже не доезжал от въездного шлагбаума до места посадки-высадки. Всё потому что посадка-высадка она на том же месте где проходит движение. Какой гений это придумал я не понимаю. Забрать родственников — часто гарантия попадания на 700 рублей. Это нормально?

          Далее, не раз и не два от дальних залов отключали эскалаторы. То есть ты топаешь, топаешь, а эскалатор — упс. И ножками. В 20 или 30 лет это не замечается, но пожилым людям с больными ногами это весьма непросто.

          Далее, почему встречающие не могут дойти до места выдачи багажа? То есть опять же пожилой человек тащит чемоданы сам, это нормально?

          И это только навскидку.

          Отредактировано: Роман Шагин~00:25 21.05.18
      • 0
        CryNet CryNet
        21.05.1800:12:24

        Был в Пулково четыре раза. Нормальный аэропорт.

        • 0
          Роман Шагин Роман Шагин
          21.05.1800:25:20

          Только в этом году был там уже три раза, и буду ещё раз пять. Ужасный аэропорт, мне есть с чем сравнивать. В том числе и у нас в стране.

          Отредактировано: Роман Шагин~00:26 21.05.18
    1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,