стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
100

Экспортные достижения сельского хозяйства России в 2017 г.

Как уже не раз сообщалось, российский АПК в 2017 г. установил новый рекорд экспорта, превысившего 20 млрд долл. Отрасль действительно развивается в последние годы наиболее динамично из всех, кризиса она не заметила. В связи с обилием достижений мы рассмотрим их в двух группах: непосредственно сельскохозяйственные товары (первичная продукция) и продукция пищевой промышленности. Такой подход нам представляется интересным.

  •  © pp.userapi.com

Зерно

Экспорт зерна в 2017 г. вырос на 28% до 43,2 млн т, что стало очередным историческим максимумом. После не очень удачного 2013 г. рост фиксируется четвертый год подряд, за это время экспорт вырос в 2,3 раза (против предыдущего пика 2012 г. — в 1,9 раза). В стоимостном выражении экспорт превзошел рекорд 2014 г. и достиг 7,53 млрд долл. (+34%), хотя мировые цены на зерно остаются невысокими. В мировом масштабе Россия в 2017 г. впервые со времен Российской Империи поднялась на второе место по экспорту зерна (в 2016 г. было четвертое).

Основной вклад в рекордный результат внесла пшеница, экспорт которой второй год подряд сильно вырос — до очередного исторического максимума в 33 млн т (+30%). Это второй год подряд обеспечило России лидерство в поставках пшеницы на мировой рынок (подробнее мы писали здесь).

Экспорт кукурузы составил 5,18 млн т — это второй результат в истории после прошлогоднего рекорда (5,34 млн т). Несмотря на небольшое снижение, Россия впервые поднялась на пятое место в мире по экспорту кукурузы, опередив Францию, где второй год подряд плохой урожай.

Экспорт ячменя составил 4,63 млн т (+62%) — также второй результат в истории после максимума 2015 г. (5,29 млн т). На мировом рынке Россия заняла четвертое место.

Из прочих зерновых наиболее заметны в экспорте рис (183 тыс. т), просо (69 тыс. т) и гречиха (48 тыс. т, новый рекорд). По экспорту проса Россия в 2017 г., по нашей оценке, разделила 3-4-е место с Индией, по экспорту гречки второй раз в новейшей истории стала лидером (первый — в 2015 г.).

Экспорт зернобобовых (во внешнеторговой статистике учитываются отдельно от зерна) в 2017 г. вырос на 30% до 1254 тыс. т, третий год подряд обновляя исторический максимум. Это одна из новых отраслей специализации России, до 2009 г. поставки зернобобовых не превышали 150 тыс. т, а последние несколько лет Россия занимает пятое место в мире по их экспорту. В стоимостном выражении экспорт составил 411 млн долл. (+6,7%).

Масличные

Экспорт семян льна в 2017 г. составил 533 тыс. т. Это второй результат в истории после прошлогоднего максимума (614 тыс. т). Несмотря на снижение вывоза, Россия стала крупнейшим экспортером семян льна, опередив Канаду, чей экспорт сократился еще сильнее. В совсем давние времена Россия, скорее всего, уже выступала лидером, но в ХХ в. такого не происходило, Российская Империя в начале столетия в разы проигрывала Аргентине. В стоимостном выражении экспорт составил 189 млн долл.

Экспорт сои в 2017 г. вырос на 23% до 520 тыс. т, очередной раз обновив исторический максимум. Значительный прирост экспорта фиксируется третий год подряд. В стоимостном выражении экспорт составил 169 млн долл. (+27%).

Экспорт подсолнечника в 2017 г. вырос на 67% до 314 тыс. т, что стало максимальным показателем в XXI в. В стоимостном выражении экспорт составил 131 млн долл. (+57%). Среди мировых экспортеров подсолнечника Россия в 2017 г. заняла 6-7-е место.

Экспорт рапса в 2017 г. вырос в 3,4 раза до 191 тыс. т, превзойдя прежний рекорд 2014 г. В стоимостном выражении экспорт составил 78 млн долл. (рост в 3,3 раза).

Экспорт сафлора в 2017 г. составил 120 тыс. т. Это несколько меньше рекордов 2015-2016 гг., но тоже очень много. Эта сфера совсем новая, еще в начале 2010-х гг. сафлор практически не экспортировался из России, но теперь мы контролируем 2/3 рынка, отреагировав на увеличение спроса со стороны Турции. В стоимостном выражении экспорт составил 25 млн долл.

Плодоовощная продукция

Экспорт картофеля в 2017 г. составил 187 тыс. т. Это второй результат в истории после прошлогоднего максимума (222 тыс. т). При этом в стоимостном выражении экспорт составил рекордные 23,6 млн долл. (+5,3%). Сведений об экспорте Российской Империи нет, что можно считать косвенным подтверждением отсутствия большого вывоза — да и выращивали его по Европе тогда в больших объемах, вряд ли была потребность в импорте, тем более, что транспортировка сильно бы повышала стоимость «хлеба бедняка». СССР же всех овощей и картофеля экспортировал в лучшие годы немногим более 100 тыс. т.

Экспорт кориандра (включая молотый) в 2017 г. составил 49,3 тыс. т. Это второй результат в истории после прошлогоднего максимума (60 тыс. т). В стоимостном выражении экспорт составил 18 млн долл. Россия второй год подряд осталась на первом месте в мире по экспорту кориандра (подробнее мы писали здесь).

Экспорт свежих овощей в 2017 г. составил 109 тыс. т. Это второй результат в истории после прошлогоднего максимума (134 тыс. т, во многом за счет рекордных отгрузок лука), хотя по мировым меркам объем небольшой. Основной объем вывоза приходится на репчатый лук — 30 тыс. т, капусту — 18 тыс. т, морковь — 15 тыс. т, помидоры — 13 тыс. т и огурцы — 10 тыс. т. В стоимостном выражении экспорт составил 23 млн долл.

Экспорт свежих фруктов и ягод (включая бахчевые) в 2017 г. вырос на 29% до 140 тыс. т. Это новый исторический максимум! Рост фиксируется третий год подряд. Основной объем вывоза приходится на (сюрприз!) бананы — 60 тыс. т и арбузы — 34 тыс. т, существенный вес имеют яблоки — 18 тыс. т и цитрусовые — 16 тыс. т. Предвосхищая вопросы: бананы и цитрусовые — реэкспорт (мы тоже умеем на нем зарабатывать), арбузы — свои, яблоки — скорее, вперемешку, т.к. в основном в Донбасс. В стоимостном выражении экспорт составил 71 млн долл. (+41%).

Продукция животноводства

Экспорт домашней птицы (живой) в 2017 г. составил 11,4 млн голов. У Российской Империи, судя по всему, экспорт был больше, но для последующего времени это рекорд. Причем очередной — рост продолжается шестой год подряд, темпы прироста в отчетном году равнялись 24%. В стоимостном выражении экспорт составил 13,3 млн долл. (+76%).

В 2017 г. была экспортирована 141 тыс. овец. Это не такой уж и выдающийся показатель, и стоимость их только 3,5 млн долл., но сам факт интересный. Тем более, что Россия за последние 20 с лишним лет лишь изредка экспортировала больше 50 тысяч и никогда — 100. Так что определенно рекорд, хоть и не исторический.

Экспорт мяса и субпродуктов (всех видов) в 2017 г. вырос на 43% до 258 тыс. т. Это абсолютный рекорд для нашей страны! Второй год подряд фиксируется значительный прирост (в прошлом году 79 тыс. т, в этом — 78 тыс. т), а вообще положительная динамика идет с 2013 г. В стоимостном выражении экспорт составил 348 млн долл. (+51%). Основной объем вывоза приходится на мясо и субпродукты птицы — 163 тыс. т (+42%), затем идут субпродукты скота — 64 тыс. т (+48%), потом свинина — 27 тыс. т (+45%), прочих видов мяса вывозится в сумме менее 4 тыс. т.

Экспорт яиц в 2017 г. вырос на 73% до 27,4 тыс. т. Это рекорд для периода с 1930-х гг. В начале ХХ в. вывозилось много больше, средний экспорт Российской Империи в 1909-13 гг. превышал 200 тыс. т, СССР в 1925-29 гг. — 70 тыс. т. В стоимостном выражении экспорт составил 27,5 млн долл. (+61%).

Общий итог

В обозначенной группировке первичной сельхозпродукции экспорт России в 2017 г. составил 9,33 млрд долл. Доминирует в нём зерно, прочие виды пока имеют скромный вес. Рыбу и морепродукты мы не учитывали, т.к. они всё-таки отдельная отрасль. Хотя на практике, когда говорят о сельхозэкспорте, их включают в состав — будь то статистика ФТС, пресс-релизы МСХ или данные экспертов. В 2017 г. экспорт рыбы и морепродуктов, за исключением переработанной продукции, составил 3,09 млрд долл. без учёта товара, оформленного вне таможни (его вместе с некоторым количеством переработанной продукции набралось ещё 0,87 млрд долл.).

  •  © Фото из открытых источников

Подготовлено на основе анализа данных ФТС России, зарубежной внешнеторговой статистики и архивных статистических справочников.

Производственные рекорды АПК

Экспортные достижения пищевой промышленности

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 20
    Eugene Samarev Eugene Samarev
    16.02.1814:06:02

    Такие обстоятельные статьи со стат. данными я не видел на СУН со времён покинувшего этот портал уважаемого мною User71. Есть у меня одно стойкое подозрение на этот счёт… Ну, да ладно. Вы достойно подхватили эстафету и продолж(или/аете)серию аналитических статей, за что Вам моя благодарность. Желаю успехов на этом поприще…и все же чаще сопровождайте материалы графической информацией.   

    Отредактировано: Eugene Samarev~14:10 16.02.18
    • 11
      Нет аватара nabludatel71
      16.02.1815:02:26

      Спасибо! Если подозрение по User71, то это не я. А если другое — поделитесь в личку, вдруг правда?

      А на счёт графиков… 20 графиков на обзор — долго и много. Сделать только для 2-3 товаров — нелогично. Поэтому пока так    

      • 1
        serp_1 serp_1
        17.02.1810:47:18

        Спасибо большое за Ваши обзоры!   

        По поводу РЕЭКСПОРТА продукции, считаю это тоже хорошей статьей заработка наших граждан.

        На днях была статья о договоре с Индонезией, мы им вооружение-они нам каучук и пальмовое масло. Возможно по бананам наши так и поступили.

        Отредактировано: serp_1~10:50 17.02.18
        • 1
          Нет аватара nabludatel71
          17.02.1811:38:41

          По бананам — обычная схема. Мы их перепродаем в Белоруссию и Казахстан благодаря более удобной логистике. Уже довольно давно, и объемы постепенно растут. Т.к. мы — крупный импортер бананов со своими портами, к нам идут крупные партии. Прибыв, например, в Санкт-Петербург, они поступают на склад, а оттуда — по разным регионам. Т.к. с Белоруссией и Казахстаном таможенных границ нет, то продать товар туда просто. Так происходит и по многим другим потребительским товарам, причем в ряде случаев перепродажа становится выгодной не только в ЕАЭС, но и в страны СНГ. Например, телефоны от нас активно идут в Закавказье.

  • 11
    Нет аватара burovik
    16.02.1816:05:53

    Спасибо за обзор, из всех позиций наиболее важный (на мой взгляд) это рост экспорта мяса, в середине 00-х Россия была одним из крупнейших импортеров мяса, сейчас и импорт снизился и экспорт растет.

  • -8
    asskassk100 . asskassk100 .
    16.02.1818:52:58

    у пшеницы рекорд у экспортёров пшеницы бабло, а у производителей пшеницы непогашенные кредиты ибо платон и акцизы все деньги перекачали в другие карманы. Как всегда и урожай беда и не урожай беда.

    Отредактировано: asskassk100 .~18:53 16.02.18
  • 1
    Нет аватара vlTepes
    16.02.1821:55:30

    цинизм он

    эта страна … эээ … бензопшеницеколонка, вот!

    доколе будем сидеть на нефтянойпщеничной игле, американцы вон уже машины мимо Марса запускают, айфон 10 изобрели, а мы все на 1913 год ровняемся

       

    цинизм офф

    • 1
      Джон Джонович Джон Джонович
      16.02.1823:43:13

      На 1913 год равнялись порядочные люди (а могли бы на «лихие 22-е,23-е» равняться )

    • 3
      Мария Демина
      17.02.1800:51:19

      Американцы в своих влажных мечтах тоже сильно желают быть бензо (газо) колонкой, да только вот беда — не дала им их мать-земля таких возможностей.

      • -4
        Джон Джонович Джон Джонович
        17.02.1801:35:15

        Их нефтянныекомпании по всему миру нефть добывают,так как владеют современными технологиями добычи

        Кто знает нефтянные коспании Мексики,Венесуэллы,ОАЭ,Саудовской Аравиии т.д.

        Никто,они только у себя дома добывают

        Все знают французскую TOTAL,казалось бы Франция не нефтянная страна-а зато владеет передовыми технологиями добычи,строит Мистрали(которые могут защитить инвестиции)

        Вот так то.

        Отредактировано: Джон Джонович~01:35 17.02.18
        • 6
          Мария Демина
          17.02.1801:51:10

          Ну я про то и говорю: воруют безбожно. И у нас воровали в 90-х, присваивая по 95% из 100% от наших ресурсов, пока Путин в начале 2000-х им этот краник конкретно не перекрыл.

        • 0
          Нет аватара siberia2012
          17.02.1810:44:07

          Saudi Aramco весьма известная компания

          • -2
            Джон Джонович Джон Джонович
            17.02.1813:00:11

            Где эта компания добывает нефть кроме как в Саудовской Аравии?Нигде!

      • 3
        Павел П Павел П
        17.02.1802:21:25

        Вы ошибаетесь. Сейчас да, Америка по нефти ни о чём, эпоха лёгкой нефти давно в прошлом, а сланцевая дорогая. Но вот поднималась у них промышленность одно время именно на техасской нефти, как впрочем и британская поднималась на кардиффском угле. И американцы и британцы тогда очень неплохо торговали энергоресурсами.

        • 2
          Мария Демина
          17.02.1802:37:15

          Вот не знаю как сейчас, но в советской школе был такой предмет как «Экономическая география». Так вот в том учебнике были многочисленные карты с изображением залегания природных ресурсов на планете. Вот на территории России(СССР) этих значков уже некуда было ставить — густо-густо так они там стояли, в Африке тоже нормально так. А в Европе и Америке — эти значки стояли «один-два в поле зрения». Поэтому советские школьники были абсолютно точно осведомлены, что «техасская нефть» — это так, «семачки», которые быстро истощатся, несмотря на весь громкий пиар и рекламу, и про «консервацию собственных запасов нефти» на фоне массовых покупок саудовской нефти — это просто гомерический хохот и полный анекдот.

          А про то, что мы по какой то такой совершенно неведомой причине должны почему-то стесняться звания «страны-бензоколонки» — это тоже ведь элемент гибридной войны.

          Но статья то ведь даже не об этом, а об том, что помимо нефти, нам есть до фига чего продать исключительно себе в положительное сальдо торгового баланса, до которого всем этим «эффективным и цивилизованным» как пешком до Луны, они то ведь торгуют себе в убыток, то есть с отрицательным сальдо.

          • 4
            Нет аватара siberia2012
            17.02.1810:46:53

            видимо вы плохо учились в советской школе, иначе такую глупость про нефтегаз штатов не написали. Хоть бы статистику посмотрели по добыче. США стабильно входит в 3ку и по нефти и по газу.

          • 3
            Нет аватара nabludatel71
            17.02.1811:47:05

            •  © karta.ur.ru

            Если вы про такие карты, то там и в Персидском заливе всего пара значков нефти стоит — чтобы не нагромождать.

            А вот в «Горной энциклопедии» — фундаментальном 5-томном труде 80-х о горной промышленности — для США, единственной из всех зарубежных стран, нефтегаз даже вынесли на отдельную карту, потому что иначе бы всё перекрывал.

            •  © izuka.ru

            • -1
              Мария Демина
              18.02.1800:26:11

              Карта за какой год?

              • 0
                Павел П Павел П
                18.02.1819:42:48

                Ладно давайте зайдём с другой стороны. Голые цифры.

                В 2017 году США добывает в день 9,2 млн б/с, Саудовская Аравия добывает чуть более 10 млн б/с, Россия — 10,5 млн б/с.

                Как видите добыча нефти в США на хорошем уровне. Другое дело что и потребление в штатах совсем не российское, а гораздо больше, так что с экспортом у них не очень.

                Отредактировано: Павел П~19:45 18.02.18
                • -1
                  Мария Демина
                  18.02.1821:34:15

                  Ладно, можно зайти и с другой стороны: а какую часть из этих вот 9,2 млн. б/с США добывают на собственной территории? Их нефтяные компании качают себе нефть по всему миру, включая и Россию. Как я понимаю, в период 2015-2017 годов значительная часть производимой американской нефти имела чистопородное сирийское происхождение.

                  • 0
                    Павел П Павел П
                    18.02.1823:54:53

                    Надеюсь вы не скажете что раз данные слегка устаревшие то в зачёт информация не идёт?

                    По состоянию на 2013 год в США 1761 действующая буровая установка: в том числе 1373 буровые установки на сырую нефть, а 383 — природный газ. Разведанные запасы нефти к 2008 году оцениваются в 19,1 млрд баррелей. В день на территории США добывается около 4,9 млн баррелей нефти, а потребляется около 20 млн баррелей.

                    З.Ы. Россия тоже немного в других странах по нефти работает.

                    Отредактировано: Павел П~23:57 18.02.18
                    • -1
                      Мария Демина
                      19.02.1801:57:49

                      По состоянию на 2013 год в США 1761 действующая буровая установка:

                      Аха, ну вспомнила бабка как девкой была, много с той поры воды утекло. В 2013 может столько и было, зато уже в 2015 этих установок было уже меньше 900. Нету там в земле нефти, нету, поэтому и начали бурить сланец. Сланец сильно дорогой в добыче, то есть по себестоимости, ну типа 60-70 долларов за барель. А поскольку цена в 2015 году упала до 40 и ниже, поэтому большинство буровых в США и накрылись медным тазом. А объемы стали компенсировать за счет сирийской нефти, купленной у бамалеев за сущие гроши. Чё тут огород то городить?

                      И потом, вы уж определитесь 9,2 или 4,9? Даже простые блондинки навроде меня понимают, что это таки большая разница.

                      А потребляют там нефти(бензина) полной ложкой, тут без вопросов: если там из общественного транспорта(ну кроме десятка самых крупных городов) есть только такси и самолеты, а все наземные грузовые перевозки осуществляются только автофурами.

                      Отредактировано: Мария Демина~02:04 19.02.18
                      • 0
                        Павел П Павел П
                        19.02.1803:31:51

                        Даже блондинки обычно понимают цифры. Удачи.

                      • 0
                        Илья Kuznetsoff Илья Kuznetsoff
                        26.02.1815:12:05

                        Актуальная информация по буровым, при пиковых 1600 в 2014 году и 320 в 2016

                        [ссылки отключены]

                        Отредактировано: Илья Kuznetsoff~15:13 26.02.18
          • 2
            Павел П Павел П
            17.02.1812:49:33

            Согласен, экспортировать мы можем многое, хотя некоторые направления лично я считаю ошибочными и вредными для страны. Просто вопрос сейчас начинают ставить по другому: надо наращивать экспорт и изменять пропорции сырьевых ресурсов и товаров с высокой прибавленной стоимостью. При этом все хорошо понимают что пока для развития нужны деньги, а основные доходы пока приносит торговля энергоресурсами. Лично мне абсолютно наплевать что кто-то что-то бухтит про «страну бензоколонку», пусть бухтит, главное чтобы деньги от нефти и газа не оставались за границей и на них не жировали, а они шли на развитие.

            Отредактировано: Павел П~13:33 17.02.18
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,