стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
168

В Сибири создали единственный в мире 3-D принтер, печатающий керамику

Ученые Томского государственного университета разработали не имеющий аналогов 3D-принтер, который позволяет печатать из керамики, конкурирующей по своим свойствам с высоколегированными сталями, цветными металлами и твердыми сплавами.

Сейчас ученые завершают отработку технологии, благодаря которой можно будет получать трехмерные изделия с широким спектром применения в энергетике и радиоэлектронике, машиностроении, химической и нефтегазовой промышленности, оборонном секторе.

Научный сотрудник университета Владимир Промахов объясняет, почему выбрали именно керамику в качестве основы экспериментального проекта. Дело в том, что это универсальный материал — у керамики различные параметры теплопроводности, при этом высокие показатели твердости и прочности. Пока нерешенной оставалась лишь проблема использования керамики для изготовления деталей сложной формы. Но с появлением 3D-принтера под маркой Томского государственного университета и этот пробел будет восполнен.

«Мы первые в мире сможем печатать керамику такого класса — монолитную по своей структуре и при этом сложную по конфигурации. Точность печати достигнет десяти микрон, — подчеркивает Владимир Промахов. — С помощью нашего 3D-принтера можно будет печатать сотовые структуры и даже полые сферы. До настоящего момента никто не мог этого сделать».

Важной в новом инновационном устройстве окажется и функция непрерывной печати.

Добавим, привычная керамика в качестве материала для томского принтера не подойдет. Ученые улучшили структуру материала методом «твердого пламени». Это самораспространяющийся высокотемпературный синтез, основанный на экзотермической реакции горения. С помощью такого метода томичи получают керамические порошки, а затем изготавливают суспензию, по консистенции напоминающую сметану. Именно такое сырье затем и используется для печати.

Интересный факт

Полученные на томском 3D-принтере изделия могут применяться в качестве защитных панелей космических устройств, отдельных деталей двигательных установок, подложек микросхем.

Также напомним, российские ученые первыми в мире напечатают космический спутник на 3D-принтере. Запуск аппарата запланирован на май 2016 года.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Источник: http://tsargrad.tv/
  • 4
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    15.03.1609:09:18

    12. Записи с заголовком или описанием из ОГРОМНЫХ БУКВ запрещены.

     https://sdelanounas.ru/staticpages/?id=112 

    Поправте или буду вынужден удалить статью

  • 8
    Нет аватара Кирилл Александрович
    15.03.1611:19:13

    Думается, вещь отличная, есть много областей, где изделия из керамики показывают лучшие свойства чем металл или полимеры. Неплохо бы на экспорт что-то делать на таком принтере.

  • 4
    Сергей Пышненко
    15.03.1611:25:50

    В названии не из керамики, а печатающий керамику. по теме супер, молодцы.

    • 1
      Нет аватара nikotin_n
      15.03.1612:09:47

      извините, мысль была исправить, но сути не меняет. оставил как в оригинале

  • 8
    Нет аватара 3terra
    15.03.1617:46:48

    Томские ученые это Вам не английские    

  • 5
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    15.03.1619:51:20

    А керамическую лопатку для турбины сможет?

  • -1
    Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
    15.03.1621:21:36

    Сижу пью чай из керамической кружки напечатаной на 3D принтере. Пару лет уже кружке. Даже и не знал, что единственный в галактике принтер, печатающий керамику, создан в Сибири и совсем недавно. Кстати, принтеры печатающие металл, стекло и т. д. тоже существуют. Сибирякам бы еще интернет создать «единственный в мире», глядишь чего интересного бы и нашли там.

    Я горжусь успехами России и россиян. И рад, что есть сайт «Сделано у нас», но подобные писули его точно не украшают

    Отредактировано: Дмитрий Бушуев~23:25 15.03.16
    • 0
      Анатолий Nsuslsvjaa Анатолий Nsuslsvjaa
      16.03.1603:10:12

      Дмитрий, полагаю, в статье речь идёт не о единственном в мире принтере, печатающем керамику, а об уникальном по совокупности параметров устройстве. По аналогии: Армата — единственная в мире платформа нового поколения, но танки клепают все кому не лень.

      • 5
        Нет аватара nik.f
        16.03.1605:06:52

        Прямо же написано, что «единственный в мире печатающий керамику», что вводит в заблуждение.

        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          20.03.1617:42:49

          Видели бы вы ту иностранную керамику и сравнили бы с той, что на фотографиях. Они отличаются сильнее чем глиняная кружка от фарфоровой.

    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      20.03.1617:40:44

      Был уже спор на эту тему на этом сайте. И я тогда копал информацию. Так вот, остальной мир до сих пор печатает их глиняной жижи или в виде пены. Эта керамика не сопоставима с той, о которой идёт речь в новости.

  • -3
    Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
    15.03.1621:23:28

    www_shapeways_com/materials/?li=nav

    Дабы не быть голословным

    Отредактировано: Дмитрий Бушуев~23:24 15.03.16
    • 0
      Евгений Игонин Евгений Игонин
      15.03.1622:01:46

      Полученные на томском 3D-принтере изделия могут применяться в качестве защитных панелей космических устройств, отдельных деталей двигательных установок, подложек микросхем.

      может быть керамика другая по качеству, чем у кружки вашей?

      • 3
        Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
        15.03.1623:53:41

        Не спорю. Принтер наверное замечательный. Но причем тут «единственный в мире 3-D принтер, печатающий керамику»?

        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          20.03.1617:44:20

          Потому, что керамику до сих пор ни кто не печатал. Всё что печатали до сих пор это глиняные горшки.

    • 9
      Василий Петрович Василий Петрович
      15.03.1623:41:34

      По вашей ссылке не печатают на принтере керамику, там печатают пластиковые формы, которые потом заполняются минеральной массой и обжигаются. То есть там обычное ультрафиолетовое отверждение полимеров, а не спекание лазером керамики.

      Отредактировано: Василий Петрович~01:42 16.03.16
      • 0
        Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
        16.03.1600:12:27

        С чего вы взяли? Они используют два материала: инертный (для заполнения пустот) и спекаемый (материал, который схватывается при термической обработке). Сначала оба материала выкладываются слоями в «стакане». Потом нагревают стакан, спекаемый материал твердеет и создает деталь. Инертный после извлечения высыпается и используется повторно.

        Существуют разные спекаемые материалы — с высокой теплопроводностью и наоборот, электропроводящие и нет, хрупкие и те, которые можно потом сверлить. И все это керамика. Никаких ультрафиолетов и лазеров. Shapeways просто ориентирован на простой народ. Они предлагают «бытовой набор» — кружки и вазы. Есть и другие, более серьезные ребята.

        Кстати, мой комментарий был о названии статьи — совершенно неуместном

        • 1
          Нет аватара Remuldv
          16.03.1600:46:38

          Я конечно не специалист, но технология описанная вами мало похожа на принтер. Это скорее литье какое то.

          • -4
            Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
            16.03.1604:05:22

            Как «конечно не специалист» вы упустили замечательную возможность промолчать и поискать информацию в интернете. Глядишь и узнали бы чего нового. Технология, которую я кратко описал, существует более 20 лет. Впервые я с ней столкнулся в 90-х. И называется она трехмерной печатью. Это не литье, не Гусь-Хрустальное дутье и не вышивка крестиком. Это трехмерная печать (3D printing)

            • -1
              Evpaty_Kolovrat Evpaty_Kolovrat
              16.03.1606:05:06

              Описанный вами способ имеет такое же отношение к 3D Printing как и свободно падающие тело к антигравитационной установке. Вроде бы и там и там гравитация отсутствует, да вот тонкость в деталях. Правильно это порошковой металлургией называется.

              • 1
                Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
                16.03.1618:29:45

                А порошковая металлургия это потому что и там и там порошок? Так по-вашему? Разница действительно в деталях. И на википедии, например, она описана

                ru_wikipedia_org/wiki/3D-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80

                • 0
                  Evpaty_Kolovrat Evpaty_Kolovrat
                  16.03.1620:53:01

                  ru_wikipedia_org/wiki/3D-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80

                      ещё один академик на вики выученный. Вы хоть сами свою ссылку читали?

                  Под 3Д Печатью всегда понималось, и Вики по вашей же ссылке со мной согласна, изготовление готового изделия методом послойного формирования. А вот методы формирования готовых слоёв весьма и весьма разные. Главное что из принтера внимаешь уже готовое изделие.

                  Последующее спекание в печи предварительно сформированной в песке заготовки — это порошковая металлургия, пусть даже и керамический порошок в качестве спекаемого материала.

                  • 1
                    Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
                    16.03.1622:13:08

                    академик или нет, но с 3D принтерами работаю не первый год. А несчет «готового изделия» — почитайте статью еще раз. Внимательно. Готовое изделие — это один из видов применения. Но не единственный.

                    Кстати, изготовление форм для литья — это тоже трехмерная печать. Не я придумал эту терминологию. Ваш сарказм не по адресу.

                    • 0
                      Evpaty_Kolovrat Evpaty_Kolovrat
                      17.03.1608:07:34

                      Не цепляйтесь к словам. Вы прекрасно поняли что я имел ввиду.

                      Готовое именно в смысле не требующее дальнейшей, после принтера, термообработки для закрепления результата. В данном случае не рассматривается что это: готовое сразу на продажу изделие или субкомплектующая для субкомплектующей отдельной части литьевой формы. Это частности.

                      Хреново видать с 3Д принтерами работаете, раз до сих пор не улавливаете суть определения термина 3Д печати.

                      Отредактировано: Evpaty_Kolovrat~10:14 17.03.16
            • 0
              Нет аватара Remuldv
              16.03.1606:19:32

              Вы меня прям сразили своим интеллектом. А молчать или нет это уже не вам решать. Ваши рассуждения пусты не зная о каком принтере речь и каковы его возможности.

              Отредактировано: Remuldv~08:21 16.03.16
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      20.03.1617:43:43

      Очень разная керамика. Этот вопрос уже обсуждали тут год назад. Все до сих пор созданные аппараты печатают глиняную чепуху.

  • 0
    Людмила Сахарова Людмила Сахарова
    15.03.1623:54:27

    так скоро и зубные техники стоматологам не нужны будут     взяли слепок зубов, сами напечатали в 3Д принтере, металлокерамические    

  • 1
    Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
    16.03.1600:32:12

    Есть еще такой принтер (автор Андрей Руденко)

    www_youtube_com/watch?v=DQ5Elbvvr1M

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 5
        Mihail Grebnev Mihail Grebnev
        16.03.1606:45:52

        Если построят завод, где делаются эти паровозы, то это повод для гордости, хоть паровозам уже и 200 лет.

        Соответственно если наладят производство таких принтеров, то это повод для гордости.

        К тому же, цитата: «Мы первые в мире сможем печатать керамику такого класса — монолитную по своей структуре и при этом сложную по конфигурации. Точность печати достигнет десяти микрон», те, прямо в статье говорят, что не единственные, а вот с такими параметрами, единственные. Единственное к чему можно придраться в статье, это к заголовку, он не соответствует содержанию. Или не полон. Правильнее было бы «В Сибири создали единственный в мире 3-D принтер, печатающий керамику с точностью до 10 микрон" например.

        Будьте последовательны и честны.

        • 1
          Nikolay Kozmin Nikolay Kozmin
          16.03.1608:20:39

          Если построят завод, где делаются эти паровозы, то это повод для гордости
          Не уверен. Гордости чем? А завод по производству палок-капалок?

          У нас с Атомной энергетикой всё чудесно, с военкой и много где ещё. Даже новости про поливальные машины для полей — важны, потому что говорят о росте сельхоз отрасли, а это жизненно важно. Про сады важно — ибо говорит о росте рождаемости. Станкостроение опять же…

          А про сваи в керченском мосту и т.п… «Сделано у Нас» — это не то что «Будет сделано у нас». Достроят — вот это будет действительно круто. Да, проведена титаническая работа по проектированию, геодезии. Да это было не просто, но дальше началась обычная плановая работа, хотя и на ней часто инженеры и рабочие совершают свой маленький подвиг, решая возникающие проблемы, и это тоже очень важно. Но если начать писать об этом, то сайту скоро свой дата-центр понадобиться, а у читателя замылиться глаз.

          Или можно отделять как-то масштаб проблем и вопросов решаемых в опубликованной новости, уникальность созданного продукта.

          В Сибири создали единственный в мире 3-D принтер, печатающий керамику

          По содержанию статьи я с вами согласен, просто текущий заголовок полон пафоса, и нагло врёт. По статье — то что сделали ребята из Томска — круто.

          Это как «В России построен самый длинный мост» — а потм написать что у нас в селе Урюпино, построен самый длинный мост — 12 метров. Самый длинный в селе.

          Или как в СССР всё любили сравнивать с 1913м годом, это же всё приёмы)

          Будьте последовательны и честны.

          Это должно относиться и к автору статьи.

          Отредактировано: Nikolay Kozmin~10:48 16.03.16
      • 1
        Степан Алексеев Степан Алексеев
        16.03.1606:48:25

        если на 100% будет Российский то да, это таки будет новость… наверное, о доли импортных комплектующих в этих изделиях не знаю только вот

    • -1
      Evpaty_Kolovrat Evpaty_Kolovrat
      16.03.1606:13:06

      А вот это действительно 3D Printing и причём, Кэп, тут же на СУНе про него статья была, насколько я помню.

  • 4
    Нет аватара razer
    16.03.1610:34:18

    Парни измените название статьи, т.к. принтеры печатающие керамику уже давно существуют, и ваше название введет в заблуждение многих. Если же ваш принтер имеет приемущества перед другими иностранными аналогами «Мы первые в мире сможем печатать керамику такого класса — монолитную по своей структуре и при этом сложную по конфигурации» — то опишите более подробно данное преимущество.

    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      20.03.1617:48:46

      Чтобы понять разницу представьте в одной руке керамическую кружку из магазина (ту самую у которой ручка через год эксплуатации отколется), а в другой руке керамический изолятор от высоковольтной линии электропередач.

  • 0
    Нет аватара the47th
    16.03.1616:46:39

    Такой принтер в стоматологии пригодился бы.

  • 0
    Нет аватара nikotin_n
    16.03.1621:30:09

    думаю стоит обратить внимание на фразу в тексте «печатать из керамики, конкурирующей по своим свойствам с высоколегированными сталями, цветными металлами и твердыми сплавами» — керамика керамике рознь, и кружка это не лопатка компрессора авиационного ТРД…извините.

    • 2
      Дмитрий Бушуев Дмитрий Бушуев
      16.03.1622:43:14

      Принтер наверное хорош. С этим я не спорю и сравнивать с другими (а такие есть!) не берусь. Но я обратил внимание на другую фразу в тексте: «единственный в мире 3-D принтер, печатающий керамику». Единственный в мире — понимаете? Но раз уж вам моя кружка не понравилась, вот ссылочка о том как могла бы выглядедь подобная новость:

      «Researchers at HRL Laboratories, LLC have achieved a new milestone in 3D printing technology by demonstrating an approach to additively manufacture ceramics that overcomes the limits of traditional ceramic processing and enables high temperature, high strength ceramic components."

      «Исследоватили HRL Laboratories достигли очередной вехи в 3D технологиях. Они продемонстрировали подход к аддитивному производству керамики, который преодолевает [существующие] ограничения обработки керамики и позволяет создавать высокотемпературные и высокопрочные керамические компоненты» [не стреляйте в переводчика, переводит как умеет]

      www_hrl_com/news/2016/0101/

      Ни слова о единственности, а ведь ребята этой темой давно занимаются и многое умеют.

      Отредактировано: Дмитрий Бушуев~00:44 17.03.16
      • 1
        Василий Петрович Василий Петрович
        17.03.1600:00:52

        www_hrl_com/news/2016/0101/

        Вот у них там как раз реклама — «прочность в десять раз выше, чем у аналогичных материалов». И технологию только собираются внедрять. И связка полимер, то есть потом опять таки спекают в печи — и должны оставаться поры, хотя они обещают почти полное отсутствия пор. Отечественный принтер спекает саму керамическую массу в монолит.

        Отредактировано: Василий Петрович~02:16 17.03.16
        • Комментарий удален
          • 0
            Василий Петрович Василий Петрович
            17.03.1613:13:55

            а статья про «единственный в мире» рекламой не является

            Вы так и не смогли привести пример такого же спекающего керамику принтера, доказать, что он не единственный в мире.

            от себя добавлю, что не слышал о технологии спекания без пор. Интересно на это посмотреть. Артефакты возникают и в порошковой металлургии и при производстве керамики из-за неоднородности исходного материала. Разница между браком и нормальной продукцией только в количестве и размере пор.

            Плотность полимера в тысячу раз больше плотность воздуха, и при пиролизе он даёт газ. Если вам без разницы, рубль или тысяча рублей, то да, можно дальше рассказывать, что не бывает спекания без пор. Да и кристаллов без дефектов.

            Всё дело ж в количестве.

            Можно даже допотопную культуру шнуровой керамики обозвать 3d печатью и утверждать что всё уже было раньше.

        • -1
          Evpaty_Kolovrat Evpaty_Kolovrat
          17.03.1608:24:17

          Отечественный принтер спекает саму керамическую массу в монолит.

          От куда такие сведения? Я этого в статье не увидел. Если это так, то действительно первый в мире полноценный 3Д принтер.

          А сли после такой печати ещё и дальнейшая термообработка требуется — то это всего лишь ещё один ущербный полупринтер.

          • 1
            Василий Петрович Василий Петрович
            17.03.1611:26:47

            «Далее мы изготавливаем из порошков суспензии, которые при особой температуре принимают консистенцию сметаны, то есть пригодны для использования в качестве сырья для 3D-принтера, — объясняет ученый. — После послойного наплавления (3D-печати) в определенных технологических режимах мы получаем полуфабрикаты, которые спекаем для синтеза твердых изделий с заданными свойствами и формой».

            Подробнее: rosnauka_ru/news/1312

            Термообработка здесь требуется для формирования структуры, получения конечных характеристик.

            Отредактировано: Василий Петрович~13:31 17.03.16
            • -1
              Evpaty_Kolovrat Evpaty_Kolovrat
              17.03.1611:53:05

              Понятно, значит как у всех. Неполноценный принтер. Тогда правы те кто не согласен с заголовком.

              • 1
                Василий Петрович Василий Петрович
                17.03.1613:01:44

                Нет, так как спекает, а у «всех» — нет. У всех в порах полимер, плотность которого в тысячу раз больше плотности воздуха и пористость при его пиролизе соответствующая. А без отжигания вы не получите высоких характеристик. Хотя наверное можно увеличить мощность лазера, но выгоднее выдержать при определённой температуре, и не факт, что это увеличит общее время формирования.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,