стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
127

Мощные крылья для десанта

    • Мощные крылья для десанта
    • Мощные крылья для десанта

В этом году в России начинается серийное производство нового тяжелого военно-транспортного самолета Ил-476. Он придет на смену «тяжеловозу» Ил-76, которых с 70-х годов прошлого века в Ташкенте было выпущено почти тысяча единиц. 

Ульяновский авиастроительный завод «Авиастар СП» начинает в этом году серийное производство нового тяжелого российского военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (в просторечии - Ил-476). Об этом на днях заявил агентству «АвиаПорт» генеральный директор «Авиастара» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» - «ОАК») Сергей Дементьев. «Первая машина будет готова в первом полугодии, вторая - до конца года. Кроме того, сейчас проводятся доработки первого летного образца по итогам летно-конструкторских испытаний и первого этапа государственных испытаний (ГСИ). В этом году он будет передан на второй этап ГСИ. Мы перешли на трехлетний бюджет, поэтому детальное понимание у нас есть на горизонт до 2016 года. Рост производства на 2014 год относительно 2013-го в денежном выражении запланирован на 53%. Если говорить именно о программе Ил-76МД-90А, то еще в апреле 2013 года мы приняли решение о порционном запуске самолето-комплектов. Сейчас заложено до 10 самолето-комплектов, в 2014 году добавим еще шесть. Если же говорить о сборке, то в 2015 году нам предстоит сдать три самолета, в 2016 году - уже шесть машин. ОАО "ОАК" ставит задачу выхода на производство 18 самолетов в год» - заявил он.

Из Ташкента в Ульяновск

Самолет Ил-76, разработанный в КБ Ильюшина в конце 60-х годов прошлого века, думаю, представлять особо не надо. Особую эффективность этот военный транспортник показал во время войны в Афганистане, когда за весь период боевых действий в этой стране было потеряно всего лишь две машины. Эти самолеты стоят на вооружение в России и во всех других странах постсоветского пространства, в Алжире, Индии, Иране, Ираке, Ливии, Сирии, Китае и т.д. С середины 70-х годов прошлого века на Ташкентском авиационном производственном объединении им.Чкалова (ТАПОиЧ, Узбекистан) было построено почти тысяча этих замечательных машин.

Однако, происходящие в постсоветское время в Узбекистане процессы не позволили продолжить производство Ил-76 на ТАПОиЧ (ташкентское предприятие, находящееся под контролем правительства этой страны, например, фактически аннулировало выполнение подписанного в 2005 году контракта между Россией и Китаем по поставке в Поднебесную 38 Ил-76 и четырех дальних самолетов-заправщиков Ил-78). И в 2006 году российские власти решили перенести производство тяжелых военно-транспортных самолетов на российскую площадку – в Ульяновск, на завод «Авиастар СП».

Ульяновский завод был построен для производства самых тяжелых в мире воздушных грузовиков – самолетов Ан-124 «Руслан». И в советское время на этом производственном комплексе работало 40 тыс человек. К моменту начала работы над новым российским транспортником «Авиастар» насчитывал не более 4 тыс сотрудников. Поэтому, с одной стороны, на предприятии развернулась программа масштабной модернизации по его выводу на новые технологии (например, полная оцифровка чертежей), с другой – начался интенсивный набор и подготовка персонала. Завод, например, рассчитывает на то, что в этом году к нему приедут вместе с семьями 200 специалистов-авиастроителей из Узбекистана и Украины. Первые 8 из них в прошлом году уже приехали из Ташкента в Ульяновск. Три новых специальности по авиационному профилю открыто в Ульяновском государственном университете. Действует хорошая программа по обучению рабочим специальностям. «Если в 2009 году мы приняли 500 учеников, но осталось только 50 человек, то теперь при наборе 300 человек текучесть всего 5%. Это показывает, что мы на правильном пути» - убежден глава «Авиастара» Сергей Дементьев.

Поэтому перевод производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, очевидно, можно признать состоявшимся. И удачно состоявшимся. Но это только полдела. Вторая половина – это сам самолет, который по праву можно считать новой гордостью российских авиационных конструкторов.

Мощность и эффективность

Первый летный экземпляр Ил-476 выкатился на летное поле из цехов «Авиастара» летом 2012 года. В конце прошлого года машина закончила первый этап государственных совместных испытаний, что дает право ОАК начинать производство установочной партии самолета и его модификаций.

Фактически, от «старого» Ил-76 в Ил-76МД-90А остались только обводы. Новое крыло, состоящее из цельных панелей (у старой машины был разъем посередине), усиленное шасси, новые двигатели пермского производства дали возможность на 20 тонн – до 210 тонн, увеличить максимальную взлетную массу самолета и с 48 до 60 тонн увеличить максимальную полезную нагрузку. За счет того, что двигатели ПС-90А-76 экономичней своих предшественников на 12%, дальность полета с грузом 52 тонны возросла с 4000 км до 5000 км. Большая тяга двигателей позволила также улучшить взлетно-посадочные характеристики: длина разбега с максимальной взлетной массой сократилась с 1750 до 1600 м. На более современную заменена вспомогательная силовая установка. Летный ресурс машины – 35 лет с возможностью продления до 45 лет.

Аналоговый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-II» заменен на цифровой «Купол – III – 76М (А). Также на цифру заменена система автоматического управления. Вместо традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа теперь применяется комплексная система электронной индикации и сигнализации, включающая в себя многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Не обошлось, естественно, и без современной спутниковой навигационной системы.

При этом Ил-476 сохранил основные оперативные возможности своего предшественника, в том числе способность взлетать и садиться в тяжелых климатических условиях при отсутствии наземной навигационной поддержки на грунтовые полосах.

Крейсерская скорость машины – 780-850 километров в час. Она способна брать на борт 126 десантников, конвертироваться в передвижной госпиталь или служить средством доставки различных грузов.

Ил-76МД-90А также станет базой для нового воздушного заправщика, который будет обеспечивать стратегическую и тактическую авиацию российских ВВС, и, в перспективе, заменит существующий парк заправщиков Ил-78А. Кроме того Ил-76МД-90А послужит платформой для перспективных самолетов специального назначения, которые разрабатывает ТАНТК им. Бериева.

Оглядываясь вокруг

Начало в России серийного производства Ил-476 и события последних месяцев на Украине, похоже, поставят точку на перспективах создания в нашей стране совместного российско-украинского производства самолета Ан-70. В качестве «посадочной площадки» для изделия КБ Антонова в свое время рассматривались и ВАСО, и КАПО. Но вопрос даже не в том, что последние версии Ан-70 уже обладают грузоподъемностью 47 тонн. Все-таки Ил-476 и Ан-70 - это разные самолеты, предназначенные для решения немного разных задач. Но пока россияне и украинцы почти 20 лет (первый Ан-70 совершил полет еще в 1994 году) спорили на тему совместного выпуска этой машины, европейский концерн Airbus уже начал серийное производство военно-транспортного самолета А400М, который удивительнейшим образом похож на Ан-70. Его единственное отличие, по сути, от изделия украинского авиастроительного завода «Авиант» – более слабые двигатели, которые поднимают в воздух 37 тонн груза. И зачем после этого России организовывать у себя производство самолета, «клон» которого стоит на вооружении вероятного противника?

Впрочем, украинские авиастроители в последние годы отличились и на другом «фронте» - азиатском. В январе прошлого года, по сообщению китайской газеты «Жэньминь жибао», впервые поднялся в воздух китайский тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. «Успешный первый полет Y-20 крайне важен для укрепления экономики и национальной обороны Китая, а также для расширения возможностей в области гуманитарных акций и быстрого реагирования в случае чрезвычайных происшествий», – сообщило тогда Министерство обороны КНР. Внешне самолет, судя по продемонстрированным фотографиям, похож на российский Ил-76, который является основой военно-транспортной авиации Китая. Однако, по утверждениям американских средств массовой информации, в работе над этим проектом, в частности, над крыльями китайского тяжелого транспортника, принимали участие конструкторы самолетов из Украины.

Про время начала серийного производства Y-20 пока ничего не сообщалось. Но ближайший конкурент Ил-476 – американский самолет C-17 Globemaster III производства компании Boeing, уже стоит на вооружении как минимум семи стран: США, Австралии, Великобритании, Канады, Катара, ОАЭ, Кувейта. Осенью прошлого года к ним присоединился и традиционный покупатель российских военных самолетов – Индия, которая заключила контракт на покупку 10 C-17 Globemaster III. И эта ситуация, конечно, требует ускорения серийного производства нового тяжелого российского военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

Вадим Пономарев «Expert Online» , 03 мар 2014, 15:32

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Gagarin Gagarin
    07.03.1418:36:07
    Потрудится еще старичек!    
    • 4
      Hitagara Hitagara
      07.03.1419:29:13
      Какой такой старичек? Ил-76 и Ил-76МД-90А это не одно и то же.
    • 1
      Samboris Samboris
      07.03.1419:39:30
      Старик на 2 года младше Боинга 747   
      • 0
        Gagarin Gagarin
        07.03.1420:19:34
        Лан-лан, не гундите! Самоль хорош! силуэт узнаваем- значит Потрудится еще старичек!
        • 0
          Samboris Samboris
          07.03.1420:29:50
          Да ладно, DC-3 аж 1935 года по сей день трудится   
        • 0
          Нет аватара guest
          09.03.1419:28:29
          СтаричОк!   
  • 1
    Нет аватара sergey_or
    07.03.1419:14:52
    Объясните почему даже в рамках одной статьи самолет называют по разному то Ил-476, то Ил-76МД-90А?
    • 6
      Нет аватара Kramer
      07.03.1419:26:26
      Ил-76МД-90А или "Изделие-476". Официальное название Ил-76МД-90А. Неофициальное название, или производное от проекта создания "Изделия-476", является ИЛ-476. И то и другое в принципе верно, просто первое выговаривать долго   
  • 7
    Нет аватара Rockets
    07.03.1419:47:46
    события последних месяцев на Украине, похоже, поставят точку на перспективах создания в нашей стране совместного российско-украинского производства самолета Ан-70.

    Не факт! Если всё пойдёт, как идёт Скорее всего совместного не будет и украинского тоже А вот Российские Антоновы полетят
    • 4
      вячеслав федотов
      08.03.1409:35:30
      Если все пойдет,как идет,на украинской авиа и прочей промышленности стоит ставить крест! А нам лучше развивать свои проекты,в том числе и российско-индийский Ил-214,как замену Ан-12, Ан-26, Ан-32 и Ан-72.Тем более унификация Ил-476 и Ил-214 точно не повредит!
  • 0
    Нет аватара zzaharr
    08.03.1410:26:27
    Уважаемый Руслан, при оформлении поста, будьте внимательней. Из четырех иллюстраций, только одна соответствует Ил-76МД-90А.
    • 0
      Руслан Гайфуллин Руслан Гайфуллин
      08.03.1415:21:43
      Оформление полностью авторское, не мое. Я всего лишь скопипастил. Да и в статье, косвенно, речь идет о 2х самолетах, поэтому имеет место изображения 2х самолетов. Все притензии не ко мне, а к автору. Свой комментарий по этому поводу можно оставить перейдя по сылке ниже статьи.
  • 0
    Андрей Поддубный Андрей Поддубный
    08.03.1411:07:07
    Не знаю где и спросить.. А что, больше не будет ежемесячных обзоров новых производств?
  • 0
    berkut berkut
    08.03.1412:08:11
    Люблю я всё большое!Наверное потому, что сам большой    
  • Комментарий удален
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    08.03.1412:26:43
    В этом году в России начинается серийное производство нового тяжелого военно-транспортного самолета Ил-476
    Серийное производство Ил-76МД-90А начато в 2010 году, в 2013 первые самолёты поступили в производство окончательной сборки (ПОС).
  • 0
    Нет аватара Ritter
    08.03.1412:45:28
    Камрады, а он может Т-90 на борт брать, все таки 52 тонны несет, а Т-90 до 50 тонн масса. Или тот по габаритам не проходит.
    • 0
      Нет аватара Rockets
      08.03.1413:58:42
      Камрады, а он может Т-90 на борт брать,

      Зависит от расстояния На максимальную дальность не возмёт, тысячи на 3, без проблем
      • 0
        Нет аватара donbass
        08.03.1416:32:51
        Камрады, а он может Т-90 на борт брать, все таки 52 тонны несет, а Т-90 до 50 тонн масса. Или тот по габаритам не проходит.
        Зависит от расстояния На максимальную дальность не возмёт, тысячи на 3, без проблем

        Это военно-транспортный самолет, специально создавался для перевозки подобных грузов. В статье сказано, что обновленный борт с новыми движками несет груз в 52 тонны на расстояние ок. 5000км. Вес Т-90 48 т.
        Максимальная полезная нагрузка, на которую рассчитан новый самолет - 60т, но в ущерб дальности, имхо.
        Отредактировано: donbass~16:35 08.03.14
        • 0
          Нет аватара zzaharr
          08.03.1418:21:00
          Перед этим самолетом никогда не ставилось задач по транспортировке танков, либо любой другой техники на платформе Т-72. Если вы укажете дату принятия на вооружение в ВДВ Т-72\80\90, буду искренне рукоплескать.
    • 0
      Kortchugan Kortchugan
      08.03.1414:16:31
      Нужно посмотреть параметры его размеров по чертежу! Но, думаю, что свободно перевезёт один танк!
    • Комментарий удален
    • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара zzaharr
      08.03.1416:49:11
      Судя по всему - нет. Единственный опыт транспортировки Т-72\80\90 был у индусов. Опыт негативный. А так как в релизах нет информации о том, что переделали 67-й шпангоут, вернее внутреннюю рамку, то и увы. И вообще, для этого самолета никогда не ставилось задач таскать танки.
  • 0
    Нет аватара Ritter
    08.03.1414:16:50
    Я так понимаю, что старый ил-76 не мог столько на борт брать. Круто однако! Молодцы.
  • 0
    Нет аватара Ritter
    08.03.1416:04:26
    Эх жалко сейчас их нет, а то прямо в Борисполь можно было Т-90 доставить. Вот скандал бы был.    
    • 4
      alex-ak.livejournal.com alex-ak
      08.03.1417:17:02
      Зачем? Там сейчас нет для Т-90 задач. Война не нужна ни России, ни Украине. Война между Россией и Украиной в принципе выгодна только США! Думаю, это должны понимать даже самые упоротые. Поэтому танки там совершенно не нужны. Гадюшник надо вычищать другими способами, и главное - всеми силами препятствовать усилиям доброхотов добавить туда дерьма.
      • 0
        Нет аватара Stranniks
        10.03.1409:41:30
        Беда в том, что эти у поротые сейчас там у руля. И если даже сами не захотят, то обком вынудит.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,