стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
111

Вышли из пике

Предлагаю читателям СУН свой обзор по ситуации с поставками новейшей и модернизированной тактической авиации в ВВС России. Ряд цифр на сайте уже был озвучен, но в материале есть и кое-что новое. Эта статья - мой дебют в газетных СМИ. Потому сильно за косяки не ругайте - материал писался в режиме мозгового штурма в течении нескольких дней и ночей. Отдельное спасибо нашим форумчанам misha12 и Russia_Touristo за своевременную и очень ценную помощь в его написании и за консультации. Без них этот материал мог бы вообще не появиться на свет.

Военное авиастроение в России в последние годы развивается неплохими темпами - только за прошлый год заводы поставили Минобороны 35 самолетов всех видов, более половины из которых - фронтовая авиация. Планы на 2013 год почти вдвое выше: Объединенная авиационная корпорация (ОАК) обещает поставить российским ВВС 66 машин различного назначения.

 

Согласно открытым данным, сегодня на вооружении российской армии стоит примерно тысяча самолетов только фронтовой и дальней авиации. Еще около 500 машин в резерве. До реформы Минобороны, которая началась в 2009 году, все истребители, перехватчики, бомбардировщики и штурмовики военно-воздушных сил были в составе армий ВВС и ПВО - сейчас же они подчиняются командованию ВВС и ПВО, но вместо воздушных армий, авиадивизий и авиаполков ввели новые подразделения - авиабазы. Они делятся на две категории - 1-го и 2-го разряда. В авиабазу первого разряда входят 5-8 авиагрупп, второго разряда - 1-2 авиагруппы. Авиагруппа располагает в среднем тремя эскадрильями, причем имеет в своем парке различные типы самолетов. Это тоже нововведение: до реформы в авиаполках было не более двух эскадрилий с одним типом летательных аппаратов. Обычно в состав авиабазы входит не только флот самолетов, но и несколько аэродромов. Исключение составляют лишь некоторые авиабазы второго разряда, имеющие лишь по одному аэродрому.

Стоит отметить, что изменения в структуре формирования военно-воздушных сил России не стали формальными. К примеру, авиабазы первого разряда в настоящее время по масштабам больше не только дореформенных дивизий ВВС, но и целых воздушных армий. К примеру, в 7000-ю авиабазу входит восемь авиагрупп. Ее подразделения раскинулись от Калининграда до Урала и от Воронежа до Новой Земли. Ранее на таком огромном пространстве базировались две воздушных армии. Соответственно, кратно увеличился и парк самолетов в составе подразделений. Фактически произошло укрупнение и объединение военно-воздушных сил Минобороны для повышения боеготовности частей и их универсализации.

Вслед за реформированием ВВС сегодня Минобороны России решает самую острую и важную задачу - модернизацию авиапарка боевой авиации. Согласно планам государственной программы вооружений до 2020 года, в войска должны поступить более 600 новых самолетов, три четверти из которых - истребители, перехватчики, фронтовые бомбардировщики и штурмовики. То есть не менее полусотни машин ежегодно. Пока показатели скромнее, поскольку взять с места в карьер российская авиапромышленность не может: сказывается отсутствие гособоронзаказа в 90-е.

Однако отрасль быстро наверстывает упущенное. За последние 8 лет на авиазаводах проделана огромная работа - за это время появились квалифицированные специалисты, на предприятиях проведена модернизация производства, постепенно растут темпы строительства самолетов, как и количество заказов на новую технику.


Кто в небе хозяин


Сегодня несколько крупнейших российских авиазаводов сконцентрировались на выпуске новейших машин - сверхманевренных истребителей Су-35С и Су-30СМ, а также многоцелевых истребителей Су-30М2 и Су-27СМ3, фронтового бомбардировщика Су-34 и корабельного истребителя МиГ-29К/КУБ. Эти модели относятся к поколению 4++ и 4+.

Флагманом среди перечисленных машин можно смело назвать Су-35С. По мнению многих экспертов, Су-35С на сегодняшний день - самый мощный истребитель поколения 4++ в мире. Помимо пары мощных двигателей АЛ-41Ф-1С (изделие 117С), которые выдают килограмм тяги на килограмм веса самолета, он оснащен бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП2 и передовой авионикой пятого поколения, а также принципиально новой радиолокационной системой управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой "Ирбис-Э", обладающей уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения - до 400 км. Выпускает эти самолеты Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ). Поставки по гособоронзаказу начались в 2011 году, сейчас в испытательных частях ВВС летают 12 машин. В 2013 году пока в ВВС эти истребители не поступали, но к концу года, согласно оптимистичным прогнозам, ожидается поставка 12 машин. Всего же до 2015 года Минобороны заказало 48 таких истребителей, в планах - удвоить заказ. Таким образом, к 2020 году парк Су-35С в российских ВВС должен вырасти почти до сотни единиц.

Индийский опыт "Иркута" 


В прошлом году в армию пришли первые многоцелевые сверхманевренные Су-30СМ, обладающие управляемым вектором тяги, унаследованным от экспортной модели Су-30МКИ (производились по заказу ВВС Индии).

Они имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой, а также широкий арсенал высокоточного вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, связи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. В отличие от предшественников из семейства Су-27/Су-30, авионика СМ построена по принципу открытой архитектуры, что позволит наращивать боевые возможности Су-30СМ в ходе дальнейшей модернизации за счет интеграции новых радиоэлектронных систем и авиационного вооружения. В составе экипажа самолета - два летчика. Это обеспечивает выполнение сложных боевых задач на значительном удалении от мест базирования, что актуально в условиях протяженной территории и относительно небольшого авиапарка России.

Машина выпускается на Иркутском авиационном заводе, который входит в корпорацию "Иркут". Согласно двум контрактам, подписанным с Минобороны год назад, ВВС России должны получить 60 самолетов до 2015 года. С тех пор в войска поступило три истребителя - два в 2012-м и один в мае этого года. 28 июня 2013 года ВВС открыли Су-30СМ путь в строевые части, подписав предварительное заключение по летным испытаниям истребителя.

По словам заместителя министра обороны Сергея Борисова, который недавно побывал на авиазаводе, корпорация "Иркут" успешно реализует контракты с Министерством обороны РФ на поставку 60 многофункциональных самолетов Су-30СМ и 55 учебно-боевых самолетов Як-130. "Весь объем заказа на 2013 год - а это 18 самолетов Як-130 и 14 самолетов Су-30СМ - поступит в войска в срок. Крайний срок поставок - ноябрь этого года",- сказал Борисов. То есть к концу года в войсках будет уже 17 машин. Как видим, динамика поставок идет по нарастающей. Впервые Су-30СМ будет представлен широкой публике как раз в ходе нынешнего авиасалона МАКС-2013.

Крайний из 27-х


В результате глубокой модернизации уже существующих успешных разработок иногда рождается техника, которая становится вдвое эффективнее предшествующей. Именно так на свет появился истребитель Су-27СМ3, ставший результатом глубокой переработки Су-27.

Самолет обладает парой двигателей АЛ-31Ф-М1 с тягой 13 500 кгс, усиленной конструкцией планера, дополнительными точками подвески вооружения. Кроме того, машина получила новый комплекс бортового оборудования и вооружения. В ней применена комплексная информационная система, которая позволила улучшить эксплуатационно-технические характеристики истребителя. Кабина стала полностью "стеклянной" с четырьмя многофункциональными индикаторами, что позволило отказаться от тринадцати стрелочных индикаторов. Новый комплекс связи обеспечивает устойчивую защищенную связь с командными пунктами и между самолетами в воздухе. Самолет способен эффективно работать в качестве многофункционального истребителя - бороться как с воздушными, так и с наземными целями. В бою с воздушным противником он вдвое, а с наземным - втрое эффективнее своего предшественника Су-27С. Машина выпускается в Комсомольске-на-Амуре. Всего на вооружении ВВС России по контракту 2009 года в 2011-м поставлено 12 самолетов. Будут ли подписаны контракты на поставку этих самолетов в будущем, пока неясно. Возможно, Минобороны откажется от заказа этих машин в пользу намного более совершенных Су-35С.

Универсальный и точный


Говоря о военной продукции российских авиазаводов, нельзя не отметить и поставки еще одной модели истребителя - Су-30М2. Это "русифицированный" вариант экспортной модификации истребителя Су-30МК2, поставлявшегося ВВС Китая, Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии и Уганды.

Многоцелевой Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе и уничтожения наземных и надводных целей. Он оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф. Самолет может нести комплекс высокоточного ракетного оружия, его боевая нагрузка достигает 8 т. Машина также выпускается в Комсомольске-на-Амуре, первые четыре машины этого типа ВВС России уже получили три года назад. А совсем недавно из открытых источников стало известно, что в конце прошлого года ОАО "Компания "Сухой" заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 годах. По некоторым данным, в этом году стоит ждать поставки двух истребителей в войска. Косвенно это подтвердил и главком ВВС Виктор Бондарев, который в одном из телеинтервью заметил, что в этом году военные летчики Восточного военного округа получат две эскадрильи самолетов Су-30СМ и Су-35С. В какой округ будут поставляться Су-30М2, пока неясно. "Что касается Су-35 и Су-30, то эти самолеты мы готовили и продавали за границу, сейчас мы их закупаем - в этом году будет закуплено одних и других самолетов по эскадрилье в строевые части, не куда-то там на испытания, а именно будем готовить летный состав. Теоретически мы его уже переучили. Они (летчики) готовы к приему данной техники и к выполнению полетов на данных машинах",- сказал Бондарев.

Долгожданный палубный

Одноместный корабельный истребитель МиГ-29К и его двухместный аналог КУБ также пополнили за последние годы ряды новой авиатехники. Эти машины - многофункциональные истребители поколения 4++, предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.

МиГ-29К/КУБ - это базовые самолеты нового унифицированного семейства, в которое также входят истребители МиГ-29М/М2 и МиГ-35/МиГ-35Д. Истребители МиГ-29К/КУБ получили усовершенствованный частично композитный планер, складываемое крыло, цифровую комплексную электродистанционную систему управления самолетом. Кроме того, разработчики снизили радиолокационную заметность самолета, а также добились повышения его боевой нагрузки. Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33МК, имеющих увеличенную до 9000 кгс форсажную тягу. На истребителе установлена многофункциональная бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ". Бортовая РЛС имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, а также увеличенную вдвое дальность обнаружения целей - до 150 км. На вооружении истребителя - 30-миллиметровая пушка, управляемое и неуправляемое ракетное оружие. Серийное производство этой машины развернуто на заводе ОАО "РСК "МиГ" в подмосковных Луховицах. С 2009 года он поставляется авиации ВМС Индии, но в феврале 2012 года был подписан контракт на поставку для авиации ВМФ России 20 новых корабельных истребителей МиГ-29К и четырех учебно-боевых МиГ-29КУБ. В 2012-м был построен первый опытный образец "российского" МиГ-29КУБ, но в войска машина пока не поступила. ОАО "РСК "МиГ" должно выполнить поставки всех истребителей в период с 2013 по 2015 год. До конца этого года возможны поставки минимум 6 машин.

Кроме того, РСК "МиГ", по данным ОАК, вела переговоры о поставках ВВС истребителя МиГ-35С, созданного на базе предлагаемой на экспорт машины МиГ-29М/М2. МиГ-35С - новый многофункциональный истребитель поколения 4++. Правда, совсем недавно заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов по поводу закупок этих самолетов Минобороны отметил: "Мы переносим закупки МиГ-35 за 2016 год, а пока будем закупать МиГ-29СМТ, 16 штук. <…> Минфин здесь ни при чем, промышленность пока не готова". 


Громовержец


Крайним в ряду новейших представителей истребительной авиации идет фронтовой истребитель-бомбардировщик поколения 4+ Су-34. Его первые прототипы были созданы еще в начале 90-х годов, но так уж сложилась судьба, что в гособоронзаказ машина попала практически через 2 десятилетия.

Сегодня она стоит в приоритете ВВС России. Бомбардировщик обладает хорошими динамическими характеристиками и маневренностью, на нем установлены двигатели АЛ-31Ф-М1, обладающие максимальной тягой в 13 500 кгс. На нем применено конструктивное бронирование жизненно важных конструкций самолета и экипажа: кабина стала титановой капсулой, в силу чего истребитель получил высокую живучесть в бою. Кроме того, кабина стала комфортнее, что позволило экипажу дежурить в воздухе гораздо больше времени - до 10 часов. По словам многих экспертов, Су-34 пока остается, по сути, единственным бомбардировщиком, который может применять весь спектр высокоточного оружия. Он способен нести на своих подвесках до 8 т ракет и бомб и оснащен бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой, позволяющей видеть цели на удалении до 250 км. Кроме того, в машине реализована концепция искусственного интеллекта.

На сегодняшний день Су-34 - самый массовый новейший боевой самолет в российской армии. Им почти полностью укомплектованы две эскадрильи бомбардировщиков авиагруппы "Воронеж" 7000-й авиабазы - начиная с 2009 года туда уже поставлено 23 машины, всего же в ВВС поставлено 29 этих самолетов. В 2013 году уже поступило четыре новых машины, а до конца года количество этих бомбардировщиков в ВВС должно увеличиться еще как минимум на 8 штук. Таким образом, удастся выполнить контракт от 2008 года на 32 истребителя и будет положено начало поставкам по второму договору - на 92 машины. Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова (НАПО) должно произвести и поставить Минобороны до 2020 года всего 124 самолета. Учитывая растущие темпы производства, можно предположить, что завод с таким заказом справится весьма успешно.

Простой подсчет дает точную цифру новой боевой авиатехники в войсках - 60 самолетов, но это только начало масштабных поставок. "В прошлом году промышленность передала ВВС восемь Су-35С, два Су-30СМ, десять Су-34. В этом году поставки Министерству обороны будут увеличены. Планируется передача уже 14 Су-30СМ, 12 Су-34 и первых четырех МиГ-29КР/КУБР. В дальнейшем передача новой техники будет идти по нарастающей",- прогнозирует эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.


Модернизацию в массы


По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в настоящее время акцент делается не на модернизацию имеющейся техники, а на закупки новых боевых авиационных комплексов и вертолетов. "Официально заявлено, что программы модернизации парка Су-27 и МиГ-29 осуществляться не будут. Это неоднозначное решение, но в его пользу имеются серьезные аргументы. Ведутся работы по модернизации МиГ-31 по варианту МиГ-31БМ, всего из 120 боеготовых машин планируется модернизировать 60 единиц, прошли модернизацию 72 штурмовика Су-25 и примерно 60 фронтовых бомбардировщиков Су-24",- рассказывает господин Макиенко.

Стоит отметить, что на данный момент модернизировано около 40 истребителей-перехватчиков МиГ-31, из них в этом году перевооружение прошли не более 4 бортов. В августе 2011-го Минобороны подписало долгосрочный контракт с ОАО "Нижегородский авиационный завод "Сокол" на проведение модернизации 60 истребителей-перехватчиков МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ. В 2011 году завод должен был сдать ВВС десять модернизированных истребителей, но сдал только пять, а остальные пять передал в июне 2012-го. Согласно данным ОАК, к декабрю "Сокол" успешно завершил модернизацию всех десяти МиГ-31БМ по плану 2012 года.


Что касается Су-25, то в ноябре 2011 года Минобороны подписало контракт с ОАО "Авиаремонт" на модернизацию 36 штурмовиков Су-25 в вариант Су-25СМ (в конфигурации СМ2). Работу выполняет ОАО "121-й авиационный ремонтный завод" в Кубинке, восемь модернизированных Су-25СМ по данному контракту сданы уже в 2011 году, еще 12 - в 2012-м, а на 2013 год намечена модернизация 16 самолетов. Согласно открытым источникам, за первое полугодие 2013-го модернизировано 6 таких машин. Что касается перевооружения фронтовых бомбардировщиков Су-24, то в 2009 году по результатам оценки боевого применения модернизированных Су-24М в ходе "пятидневной войны" Минобороны приняло решение отказаться от дальнейшей модернизации фронтовых бомбардировщиков Су-24М по варианту Су-24М2 разработки ОАО "Компания "Сухой" (ОКР "Гусар") и продолжило модернизацию Су-24М по более дешевому варианту разработки ЗАО "Гефест и Т" (ОКР "Метроном"). Предположительно в течение 2011-го и 2012 года модернизировалось примерно по 20 машин доработанных по варианту "Гефест и Т". Работы ведутся как в строевых частях, так и на авиаремонтных предприятиях. По некоторым данным, в этом году модернизацию уже прошли не менее 30 бомбардировщиков. Таким образом, на данный момент модернизированы примерно 172 боевых самолета разных классов.


К новым горизонтам


Во многом благодаря именно экспортным контрактам выживали российские военные авиастроительные заводы. В отсутствие гособоронзаказа в прежние десятилетия поставки самолетов за границу помогали предприятиям держаться на плаву и сохранить коллективы. Сейчас ситуация изменилась. Константин Макиенко отмечает: "Экспорт самолетов снижается. Если за пятилетку 1999-2003 годов были заключены контракты на поставку, например, 294 самолетов и технологических комплектов для лицензионного производства истребителей семейства Су-27/30, то за пять лет 2006-2010 годов это число составило уже только 160 единиц (в 2004-2005 годах контрактов на Су-27/30 не было)". Эксперт отмечает, что в период между МАКС-2009 и МАКС-2011 было продано 44 истребителя семейства МиГ-29 (24 единицы в Индию и 20 - в Мьянму) и 42 "Сухих" (20 во Вьетнам, 16 в Алжир, 6 в Уганду), то есть всего заключены контракты на 86 самолетов нового производства. В период после прошлого МАКС-2011 подписаны контракты только на 42 технологических комплекта в Индию и 6 Су-30МК2 в Индонезию плюс 4 Як-130 в Белоруссию. Итого имеем 52 самолета за два года против 86 за предыдущие два года. Ливийский контракт на 6 Як-130 аннулирован, статус сирийского контракта на 36 таких машин неясен.


В ожидании флагмана


Одна из приоритетных задач военного авиастроения и Минобороны России - закончить всесторонние испытания и запустить в серийное производство истребитель 5-го поколения Т-50.

Достоверных данных по этой машине немного: разработка держится в строгом секрете. По некоторым данным, машина будет обладать гораздо более мощными двигателями с ОВТ, чем все существующие на сегодняшний день в стране. Его оснастят принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой. Уже сегодня разработчики обещают, что по своей малозаметности он будет успешно соперничать с американским истребителем 5-го поколения F-22 "Раптор". Сейчас летные испытания проходят 4 прототипа Т-50. Последний из них своим ходом прилетел из Комсомольска-на-Амуре. Всего же до конца года в испытаниях буду задействованы 8 таких машин. Ожидается, что самолет начнет поступать в ВВС России уже в конце 2013-го. "Летный состав уже прошел обучение, и мы в принципе готовы приступить к дальнейшим испытаниям и затем довести его до серийного производства. По предварительным данным, машина очень перспективная, и те характеристики, которые мы задали ей в техзадании, она выполняет и даже перевыполняет",- отметил в недавнем телеэфире главком ВВС России Виктор Бондарев. Всего же до 2020 года в военно-воздушные силы России поступит 60 таких сверхсовременных машин.

В заключение стоит отметить, что, несмотря на достижения в поставках боевой авиатехники в войска, проблем пока немало. По словам Константина Макиенко, главные из них - это отставание от современных западных ВВС в части возможностей РЭБ и в авиационных средствах поражения, особенно класса "воздух-поверхность". А без этих факторов эффективно вести боевые действия не смогут даже новейшие истребители. Благо постепенно решаются и эти проблемы, что позволяет надеяться на настоящий ренессанс российской боевой авиации в перспективе ближайших десятилетий.

Дмитрий Шапкин

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 1
    Djoker Djoker
    22.08.1301:50:28
    Как различать Су-25СМ, СМ2 и СМ3? Какая между ними разница?

    По ТУ на модернизацию Су-25, машины, сейчас поступающие в войска, ничем не отличаются от самых первых СМов.

     http://zakupki.gov.ru/pgz...ow?notificationId=1587864 

    Там везде значится "Су-25СМ" без цифр.

    Может цифры отражают первоначальный вид модернизируемой машины - "обычный" Су-25 N-ой серии или Су-25БМ? Экспортные Су-25К не поступали в российские ВВС?
    • 4
      Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
      22.08.1301:57:10
      Экспортные - нет. Отличия хорошо объяснены здесь -
      Су-25СМ3 оснащается системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), дающей возможность с точностью до десяти метров запрограммировать конечную точку на карте, и благодаря которой пилоты смогут работать вне зависимости от наземных служб поддержки. По мнению военных, в три раза увеличилась боевая эффективность модернизированного Су-25.
      Серийное производство глубоко модернизированного штурмовика Су-25, который должен был получить новый индекс, началось в конце 2012 года. Вместе с тем подчеркивалось, что речь не шла о версии Су-25СМ, до которой планируется модернизировать 80 штурмовиков к 2020 году, а в настоящее время военные получили уже более 30 модернизированных самолетов данной модификации.

      Также были сообщения, что новый штурмовик получит:
      улучшенный комплекс радиоэлектронной борьбы "Витебск-25";
      прицельно-навигационный комплекс, позволяющий применять управляемые ракеты Х-29 класса "воздух-поверхность";
      корректируемые бомбы с телевизионным наведением КАБ-КР;
      авиабомбы с коррекцией по ГЛОНАСС.
      Самолет планировали оснастить новой системой связи с дальностью действия до тысячи километров и возможностью шифрования. Модернизированный самолет Су-25 должен был получить новую электронно-оптическую тепловизионную камеру, которая дублирует уже существующие оптические и радиоэлектронные системы поиска и наведения. Штурмовик, благодаря модернизации, сможет поражать укрепленные объекты вне пределов досягаемости системы противовоздушной обороны противника.
      http://pro-samolet.ru/blo...outhern-military-district 
      Хотя опять же, насколько сильно отличаются СМ3 от СМ, вам никто не скажет. Гостайна, сами понимаете.
      • 1
        Djoker Djoker
        22.08.1302:06:09
        Судя по этому описанию должны быть внешние отличия - датчики "Витебска", и внутренние, в кабине - обновленная авионика.

        На "Су-25СМ3" поставленных в Приморско-Ахтарск ничего этого нет:


         http://s5.uploads.ru/Ai5uS.jpg 


         http://s4.uploads.ru/Jhmz5.jpg 

         http://smartnews.ru/photostream/4912.html 

        Оно, в принципе и понятно, они сделаны по тому ТУ 2011-го года. Выходит поставки Су-25СМ3 только ожидаются со следующего года.
        Отредактировано: Djoker~02:17 22.08.13
  • 3
    Orlan05 Orlan05
    22.08.1302:57:13
    +    
  • 2
    Djoker Djoker
    22.08.1303:44:18
    В 2012-м был построен первый опытный образец "российского" МиГ-29КУБ, но в войска машина пока не поступила.


    Это что за машина? Б/н 204 переделанный из опытного МиГ-35 б/н 961?

    ОАО "РСК "МиГ" должно выполнить поставки всех истребителей в период с 2013 по 2015 год. До конца этого года возможны поставки минимум 6 машин.


    Главком ВМФ обещал четыре:

    В этом году запланировано получение двух самолетов МиГ 29К и двух самолетов МиГ-29КУБ, в следующем году — 8 самолетов МиГ-29К и двух самолетов МиГ-29 КУБ, в 2015 году — 10 самолетов МиГ-29К


     http://ria.ru/defense_saf...y/20130702/947062381.html 
  • 7
    Skst Skst
    22.08.1307:36:07
    Автор молодец,собрал комплексную инфо-статью!    
    + в карму.
    • 4
      Нет аватара VS-Silversen
      22.08.1311:05:14
      Автор молодец


      +!
      Дмитрий, так держать!   
  • 8
    Нет аватара KapitanBlad
    22.08.1308:58:18
    Хороший обзор, однако и табличка с цифрами не помешала бы.
    • 2
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      22.08.1321:11:07
      Почему-то все ленятся делать сводные таблицы, а они очень информативны.
  • 7
    A_SEVER A_SEVER
    22.08.1309:34:19
    "+"    
    • 0
      Нет аватара Sobes
      22.08.1318:54:07
      знаю, что не прятался, просто рад видеть здесь и говорю - поймал. не по сути публикации вопрос: на проэкте 636, для наших южно-азиатских друзей, "Калибр Н" будут устанавливать до передачи заказчику, или как пишут в СМИ "оставляют потенциал для установки"?
      • 0
        A_SEVER A_SEVER
        22.08.1320:06:38
        "Калибр Н" будут устанавливать до передачи заказчику
        У 06361 это штатная комплектация, поэтому Вьетнам и купил!
        • 0
          Нет аватара Sobes
          23.08.1316:46:06
          премного благодарен за ответ
  • -1
    Нет аватара GorDen
    22.08.1310:11:13
    Не слишком ли оптимистична цифра в 40 МиГ-31БМ на данный момент? Как ее получили?
    • 2
      misha12 misha12
      22.08.1311:19:18
      Ваша цифра?Коротков(ген.директор МиГ)вообще говорил о 50.
      • -2
        Нет аватара GorDen
        22.08.1311:46:38
        Во-первых, мне кажется, что это не совсем вежливо, отвечать вопросом на вопрос.
        Во-вторых, мне кажется, что фраза "осталось порядка 50 самолетов МиГ-31, которые необходимо модернизировать" не то же самое, что "мы уже модернизировали 50 самолетов".
        • 2
          misha12 misha12
          22.08.1315:01:11
          Не заметил никакой невежливости   Всего лишь задал вопрос имеете ли цифры?Цифры важны,ибо по моим данным "БМ" около 40.Это другая фраза,он ещё говорил ранее,что около 50 уже модернизировали.
          • -1
            Нет аватара GorDen
            22.08.1315:21:32
            Конечно же я не имею цифры, кроме тех, что озвучивают СМИ, иначе я бы ничего не писал. Поэтому меня и заинтересовал источник цифры ~40, т.к. в СМИ видел только цифры в 5 шт. в 2011, 15 шт. в 2012 и в статье выше цифра в 4 шт. в 2013. Кроме этого, если меня не подводит память, споттерами были замечены 4 шт. до 2011 года. Складываю, получаю 28.
            • 0
              misha12 misha12
              22.08.1320:36:15
              Ясно.Я считал борта в авиагруппах где есть БМ.Вот и вышла цифра около 40.
              • 0
                Нет аватара GorDen
                22.08.1322:42:36
                Надо понимать, подсчет вы выкладывать боитесь, ну ок.
  • 1
    Нет аватара vlTepes
    22.08.1310:17:16
    Эх, еще бы кто разобрался с отличиями по возможностям применения вооружения и тд и тп между СУ-27СМ3 и СУ-35 и между СУ-30М2 и СУ-30СМ. Мечты, мечты.Да хотя бы правильную номенклатуру вооружения для каждого варианта - уже хорошо было бы. А то в интернете чего только нет, да только там не отличишь того, что реально реализовано от "хотелок", которые не пойми когда будут, да и будут ли.
    • 0
      Djoker Djoker
      22.08.1316:05:16
      Эх, еще бы кто разобрался с отличиями по возможностям применения
      вооружения и тд и тп между СУ-27СМ3 и СУ-35 и между СУ-30М2 и
      СУ-30СМ. Мечты, мечты.Да хотя бы правильную номенклатуру вооружения
      для каждого варианта - уже хорошо было бы


      Су-27СМ3 это тот же Су-27СМ только новой постройки. Т.е. Су-27С плюс:
      Наращивание средств вооружения обеспечивается за счет ракет класса «воздух–воздух» РВВ-АЕ, ракет класса «воздух–поверхность» Х-31П, Х-31А, Х-29Т(ТЕ), Х-29Л и других, а также корректируемых авиабомб КАБ-500Кр, КАБ-1500Кр.

       http://old.redstar.ru/2005/01/22_01/2_01.html 

      По Су-35 есть официальная брошюра:
       http://www.knaapo.ru/medi...u-35/su-35_buklet_rus.pdf 

      Су-30М2 это по-сути двухместный Су-27СМ (ну или тот же Су-30МК2), а Су-30СМ - "русифицированный" Су-30МКМ.
  • Комментарий удален
  • 3
    Нет аватара totoro21
    22.08.1311:08:30
    Хорошая статья, однозначно "плюс".
    Присоединюсь к вопросам по поводу отличия разных модификаций самолетов, особенно Су-30М2 и Су-30СМ. Я вообще до сего момента полагал, что для нас только одну модель Су-30 закупают.
    И еще вопрос - сколько самолетов в одной эскадрильи?
    • 3
      misha12 misha12
      22.08.1311:20:04
      сколько самолетов в одной эскадрильи


      Обычно 12.Редко бывает чуть больше.
    • 0
      Djoker Djoker
      22.08.1313:22:33
      Присоединюсь к вопросам по поводу отличия разных модификаций
      самолетов, особенно Су-30М2 и Су-30СМ.


      Грубо говоря Су-30СМ - продвинутая модификация (новая РЛС Н011, двигатели с УВТ),а Су-30М2 - простая (старая, несколько модифицированная РЛС Н001 от Су-27, двигатели без УВТ)

      Су-27СМ3, кстати, тоже не сильно продвинутая модернизация Су-27 - это тот же Су-27СМ. Отличия только в том, что здесь не модернизация строевых машин, а новострой.
    • 0
      Нет аватара Cromartie
      22.08.1314:06:31
      Су-30М2 - это спарка Су-27СМ
      Су-30СМ - несколько усовершенствованный и "русифицированный" Су-30МКИ
      Отредактировано: Cromartie~14:09 22.08.13
      • 0
        Djoker Djoker
        22.08.1315:18:39
        Су-30СМ - несколько усовершенствованный и "русифицированный"
        Су-30МКИ


        Скорее Су-30МКМ.
  • 3
    Эдуард Неважно Эдуард Неважно
    22.08.1311:23:09
    Вам +!
  • 6
    Wolf666 Wolf666
    22.08.1311:50:40
    Вот это обзор     Такой обзор читать одно удовольствие. И название правильное. Вышли таки из пике которое нам либералодерьмократы с ЕБНёй во главе устроили...
    + однозначно     И плюс в карму...   
  • 4
    Нет аватара Vedomir
    22.08.1311:58:17
    Очень хороший обзор. Целостная картина.
  • 11
    Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
    22.08.1312:26:46
    Всем спасибо, мужики! Рад, что удалось сделать достойный материал! В ближайшее время будет опубликую еще один - о ВТА, стратегах и прочем военном авиастроении за последние несколько лет. Материал будет еще больше и, надеюсь, не хуже этого!    
    • 2
      Нет аватара VS-Silversen
      22.08.1315:09:50
      В ближайшее время будет опубликую еще один


      Дерзай!    
      Уверен, что это будет интересно!
      Почитаем, обсудим!    
    • 4
      Djoker Djoker
      22.08.1316:19:33
      По вертолетам будет обзор?

      http://ria.ru/defense_safety/20130821/957668624.html

      Несколько Ми-28Н "Ночной охотник" поступят в ЗВО до конца сентября



      МОСКВА, 21 авг — РИА Новости. Очередная партия из десяти вертолетов различных типов поступит до конца сентября на вооружение подразделений армейской авиации Западного военного округа (ЗВО), среди которых Ми-28Н, Ми-26 и Ми-8МТВ-5, сообщил журналистам в понедельник начальник пресс-службы ЗВО полковник Олег Кочетков.

      "Десять новейших вертолетов различных типов поступят до конца сентября на вооружение подразделений армейской авиации ЗВО. Среди них ударные вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник", транспортные вертолеты Ми-26 и Ми-8МТВ-5", — сказал он.

      По словам Кочеткова, авиационные инженеры ЗВО проверят качество сборки авиакомплексов и работоспособность всех систем и механизмов вертолетов, как на земле, так и в воздухе на заводах-изготовителях авиационной техники в Ростове-на-Дону и Казани. После этого боевые машины под управлением экипажей ЗВО перелетят на военные аэродромы в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях.

      "В этом году, в рамках государственной программы перевооружения, в авиационное объединение ЗВО уже поступило более 10 единиц новейшей авиационной техники — фронтовые бомбардировщики Су-34, вертолеты Ми-28Н и Ми-26. Всего до конца текущего года летчики ЗВО получат на вооружение около семидесяти современных самолетов и вертолетов бомбардировочной, истребительной, транспортной и армейской авиации", — добавил начальник пресс-службы округа.
      • 2
        Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
        22.08.1316:21:30
        По вертолетам инфа вошла в следующую статью о военной авиации. Увы, в номер Коммерса она не влезла, зато уидит свет тут. Она примерно вполовину больше этой получилась)
      • 1
        Нет аватара KapitanBlad
        22.08.1320:40:28
        ЗачОтная фотка! Вылитый Громозека   
      • 0
        misha12 misha12
        22.08.1320:41:46
        перелетят на военные аэродромы в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях


        Хм...значит решили одновременно две авиабазы перевооружать и одну вооружать.Интересно,кто прилетит к нам под Петербург   

        получат на вооружение........истребительной........авиации


        А вот это интересно.Кто и куда?
        • 0
          Djoker Djoker
          22.08.1321:01:45
          А вот это интересно.Кто и куда?


          Скорее всего МиГ-31БМ в Мончегорск или Хотилово.
          • 0
            misha12 misha12
            22.08.1321:05:21
            Да.Ещё вариант Су-27СМ из Дземог куда-нибудь,Су-30М2.Может если будут строить,то и Су-27СМ3.
            • 0
              Djoker Djoker
              22.08.1321:17:06
              Да, но не думаю, что с Су-27СМ так "быстро разберутся".     Чувствую Су-35С опять "под елочку" придут.

              Су-30М2 - да, могут. Калининградцам надо давно уже мат.часть подновить.
              • 0
                misha12 misha12
                22.08.1321:47:45
                Су-35С вроде в ноябре поставка.
                Это точно.
                • 0
                  Djoker Djoker
                  22.08.1321:52:56
                  Будем наедятся.

                  Тут умную мысль подсказали. Су-35С могут просто расширить парк АвБ, а не заменять Су-27СМ.    
  • 4
    Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
    22.08.1312:29:37
    Кстати, кому интересно, могу выслать в личку отличия модификаций Су-30М2 от Су-30СМ. Инфа от Иркута напрямую - просил специально для себя, очень подробно ответили.
    • 1
      Нет аватара Stealth
      22.08.1312:40:51
      Очень интересно, буду весьма благодарен, ибо давно не дает покоя этот вопрос    
      И еще, если есть, какая БРЛС стоит на Су-34? Когда увидил в статье дальность обнаружения 250 км у 34-го очень удивился...
      • 2
        Нет аватара Eskimos
        22.08.1313:06:38
        Изначально стояла обычная на 120км
        Сейчас урезанный и видоизмненный Ирбис вроде - во всяком случае в жуковском его видели серийный со снятым обтекателем - РЛС не похожа на ту что стояла на первых версиях и оч похожа на Ирбис
        • 3
          Нет аватара Stealth
          22.08.1313:12:00
          Вот это круто, получается он теперь на самом деле стал полноценным истребителем-бомбардировщиком!!!
        • 2
          Djoker Djoker
          22.08.1315:06:00
          Сейчас урезанный и видоизмненный Ирбис вроде - во всяком случае в
          жуковском его видели серийный со снятым обтекателем - РЛС не похожа
          на ту что стояла на первых версиях и оч похожа на Ирбис



           http://s4.uploads.ru/2g8iW.jpg 

           http://www.zavtra.ru/cont...oruzhie-kak-simvol-veryi/ 


           http://s4.uploads.ru/FmESf.jpg 

          ИМХО вообще ничего общего нету.

          Хотя, как говорят, работы по модернизации БРЛС Су-34 ведутся.
          • 0
            Нет аватара Eskimos
            22.08.1315:24:07
            Это было лишь предположение. Судя по фото это действительно Б004, но тк я и раньше слышал про 250км, то подумалось именно про урезанный ирбис. Однако Суховцы еще неск лет назад не вдаваясь в детали говорили про новую РЛС и 250км
            • 0
              Djoker Djoker
              22.08.1315:33:54
              Однако Суховцы еще неск лет назад не вдаваясь в детали говорили про новую РЛС и 250км


              И работы там, похоже, всё ещё ведутся:


               http://s5.uploads.ru/6pOz4.jpg 

              Фото годовой давности.
              • 0
                misha12 misha12
                22.08.1321:06:50
                Фотка с 70-летия 1 командования ВВС и ПВО?
                • 0
                  Djoker Djoker
                  22.08.1321:12:50
                  Да, вроде.

                  Точно не помню. Там ещё Су-34 показывали с Р-73Л?
      • 1
        Djoker Djoker
        22.08.1313:35:23
        И еще, если есть, какая БРЛС стоит на Су-34?


        БРЛС "Купол" с ПФАР Б004.

        Когда увидил в статье дальность обнаружения 250 км у 34-го очень удивился...


        Я тоже.

        По-моем данным там 104 км по воздушной цели с ЭПР 1 м2, и 70 км по группе танков. Практические тоже самое написано в Википедии со ссылкой на "Рособоронэкспорт".
        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          22.08.1321:26:47
          Djoker, ну как ПФАР с полотном большей площади может быть хуже Заслона?
          Отредактировано: Zveruga~21:27 22.08.13
          • 0
            Djoker Djoker
            22.08.1321:37:37
            Djoker, ну как ПФАР с полотном большей площади может быть хуже
            Заслона?


            По моим данным РЛС Су-34 лучше "Заслона", но хуже "Заслона-АМ" (МиГ-31БМ):
            "Заслон" - 87 км по воздушной цели с ЭПР 1 м2
            "Заслон-АМ" - 246 км по воздушной цели с ЭПР 1 м2.

            Она, ИМХО, и оптимизирована для работы по земле.
            • 0
              RadiantConfessor RadiantConfessor
              22.08.1323:08:22
              А я последний заслон и имел ввиду. У Су-34 самый большой радар из фронтовых самолетов. Мне кажется у Су-34 в процессе доработки будет самый сильный радар из всех боевых самолетов ВВС РФ. И это в купе с комфортной кабиной и бронекапсулой является основным плюсом этого самолета против любых спарок вроде Су-30. Кабина у конструкторов получилась удачной.
              Отредактировано: Zveruga~23:10 22.08.13
              • 0
                Djoker Djoker
                23.08.1301:01:33
                У Су-34 самый большой радар из фронтовых самолетов.


                Так он у всех бомбардировщиков большой.

                Мне кажется у Су-34 в процессе доработки будет самый сильный радар из всех боевых самолетов ВВС РФ.


                БРЛС Су-34 должна обеспечивать комфортное применение вооружения "Воздух-Земля". У него всегда будет эскорт в случае, если возможно столкновение с истребителями противника.

                Насчет самого мощного - ИМХО врятли он переплюнет "Ирбис", да и не зачем это. Плюс ещё будут модернизированные БРЛС Ту-22М3М, Ту-95МСМ и Ту-160М. Да и Т-50 на подходе.

                Надо догонят американский аналог - F-15E уже получают новые РЛС с АФАР, хотя и старая ЩАР AN/APG-70 превосходит "Купол" по дальности обнаружения воздушных целей.
                • 1
                  RadiantConfessor RadiantConfessor
                  23.08.1301:12:32
                  Была у меня год назад беседа на ютубе с человеком, который все ни как не мог понять зачем закупать Су 34 если есть Су 30.
                  • 0
                    Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
                    23.08.1301:17:37
                    А у меня была такая беседа на днях с представителем пресс-службы Иркута. Так вот, меня человек убеждал, что Су-34 - это шаг назад в авиастроении. А Су-30СМ рулит. Понятное дело, тут ревностная конкуренция двух заводов. Но уж глупость-то откровенную пороть не стоит, все же есть специализация у машин, как ни крути. В любом случае истребитель будет работать в основном по воздушным целям, а бомбардировщик - по наземным. И все его БРЭО, комплекс вооружения и авионика будут заточено именно под конкретные нужды.
                    • 0
                      MiG-42MFI MiG-42MFI
                      23.08.1308:07:50
                      Так вот, меня человек убеждал, что Су-34 - это шаг назад в авиастроении. А Су-30СМ рулит.

                      А с какого бока Су-34 хуже Су-30СМ именно как ударная машина, если дальность полёта у него больше, максимальная боевая нагрузка больше, БРЛС мощнее, имеются лазерно-телевизионная система (на Су-30СМ её роль выполняет контейнер Damocles, на Су-35С ОЛС-35) и мощнейшая система РЭБ ("Хибины-М"+контейнер групповой защиты "Тарантул", против морально устаревшей "Гардении" на Су-30МКИ и его вариантах)?
                      В любом случае истребитель будет работать в основном по воздушным целям, а бомбардировщик - по наземным.

                      Как это ни парадоксально, из-за упомянутых станций РЭБ Су-34 в неманевренном воздушном бою значительно лучше, чем Су-30МКИ.
                  • 0
                    Djoker Djoker
                    23.08.1301:21:56
                    Ну, тут есть смысл. Чистые бомбардировщики, истребители уходят - будущее за многофункциональными машинами.

                    Да и экспортных перспектив у Су-34 мало. Многим странам легче купить универсальный Су-30.
    • 0
      Нет аватара Eskimos
      22.08.1313:04:02
      Если не сложно и мне вишлите )))
    • 1
      Djoker Djoker
      22.08.1313:07:11
      Кстати, кому интересно, могу выслать в личку отличия модификаций
      Су-30М2 от Су-30СМ


      Будьте добры.    

      Инфа от Иркута напрямую - просил специально для себя, очень подробно ответили.


      Фото кабины Су-30СМ у Вас нету?
      • 3
        Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
        22.08.1313:39:27
        Фото нет, но инфу сегодня поближе к вечеру вышлю и вам, и всем остальным желающим)
      • Комментарий удален
    • 3
      Нет аватара totoro21
      22.08.1314:39:58
      Конечно интересно! И думаю - что многим еще интересно будет. Может в личный блог выложить?
    • 2
      Djoker Djoker
      22.08.1317:31:09
      Сегодня засветился пятый - Су-30СМ б/н 56:



      http://russianplanes.net/id116844
    • 0
      Нет аватара Flanker66
      23.08.1300:53:24
      Будте добры, если возможно... Можно на почту Flanker66@yandex.ru
  • 2
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    22.08.1312:36:11
    "+"! Классная статья!
  • 10
    Нет аватара kerosene
    22.08.1313:11:30
    ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА !!!

    Буква "Э" в индексах военной техники, вооружений и т.д. как правило означает "Экспортную" версию. Поэтому никакого "Ирбис-Э" на Су-35С стоять не может по определению. На Су-35С стоит РЛСУ "Ирбис-Р".
  • 1
    Djoker Djoker
    22.08.1313:50:23
    В какой округ будут поставляться Су-30М2, пока неясно.


    Всего с начала интенсивного перевооружения части армейской авиации ЮВО получили ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35М, специальные вертолеты Ми-8МТПР-1, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ5, Ми-8МТПР, военно-транспортный вертолет Ми-26.

    На вооружение фронтовой авиации до конца текущего года поступят более 30 модернизированных и новых самолетов Су-27СМ3, Су-30М2, Су-25СМ2, Су-34.


     http://structure.mil.ru/s...re.htm?id=11822489@egNews 

    Это всё же пресс-служба МО (   ), но как вариант может быть. Плюс ходят слухи и о новых Су-27СМ3.
    Отредактировано: Djoker~13:50 22.08.13
  • 0
    Нет аватара CrazyHummer
    22.08.1314:01:28
    Странно, что нет планов по переоборудованию остальных самолетов в беспелотники. Американцы свои Ф-16 будут так допиливать, и в принципе, в таком подходе есть выгода, т.к. если убрать пилота, то самолет прибавит - может работать с бОльшими перегрузками, а может еще и боекомплект сможет увеличить
    • 0
      Нет аватара Cromartie
      22.08.1314:11:38
      а ещё не сможет вести воздушный бой
    • 1
      user78 user78
      22.08.1314:38:35
      F-35 они почему-то делают с пилотом. А там где хватит беспилотности - можно пустить высокоточную ракету вроде Х-55 или Х-101 - они беспилотные.    
    • 1
      Djoker Djoker
      22.08.1314:46:09
      Переоборудовать в беспилотные мишени? Американцы ведь именно так поступают со старыми F-16.
    • -1
      Granay Granay
      22.08.1315:02:36
      Вы почитайте для чего они делают QF-16, многое для вас проясниться)
  • 1
    Нет аватара Snowmage
    22.08.1314:50:27
    "+"   
  • 1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,