стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
67

Эксклюзивно из России

 

Консорциум в составе «Российских железных дорог» (РЖД) и ОПК «Оборонпром» намерен представить «Индийским железным дорогам» (Indian Railways) свои предложения по эксплуатации и возможном производстве в Индии уникальных российских локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, — газотурбовозов. Ожидается, что международный тендер на поставку этой техники Indian Railways объявит в ноябре. Конкурентов на нем у России практически не будет. Но опыта серийного производства газотурбовозов у нашей страны тоже нет. Поэтому Индия и Россия выступят фактически первопроходцами в промышленном освоении этого вида техники.
Трансформация идеи

Попытки создать железнодорожный локомотив, мотором которого являлась бы не дизельная силовая установка, а газовая турбина, в СССР, Европе и США предпринимались еще в середине прошлого века. Но из-за шума, прожорливости и сложности конструкции широкого распространения газотурбовозы не получили, а массовое появление электровозов (локомотивов с электрическими двигателями), казалось, окончательно затормозило развитие мировой инженерной мысли в этом направлении.

Однако в Самаре — в двигателестроительном центре, которым руководил прославленный конструктор авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), генерал, дважды Герой Социалистического труда Николай Дмитриевич Кузнецов, — перспектив не теряли. Правда, изначально идея была другой. Самарские (кубышевские на тот момент) двигателестроители исторически специализировались на создании ГТД для стратегических бомбардировщиков и газоперекачивающих агрегатов для советских добытчиков «голубого золота». Поэтому перед ними была поставлена задача сделать газотурбинный двигатель для самолета, работающий на сжиженном природном газе (СПГ). В итоге такой двигатель был создан, хотя сам самолет в постперестроечное время нашему государству оказался не нужен.


Зато газотурбинная силовая установка на СПГ, созданная в 90-е годы прошлого века в Самарском научно-техническом комплексе имени Кузнецова на базе трехвального двухконтурного авиадвигателя НК-256, сильно заинтересовала «Российские железные дороги» (РЖД). В РЖД посчитали, что если сделать на ее базе газотурбовоз, то в условиях, например, Крайнего Севера, где железные дороги не электрофицированы, зато полно природного газа, такая машина будет как минимум на треть экономичнее, чем тепловозы, работающие на дизельном топливе. Поэтому в конце 2006 года железнодорожники заказали СНТК им. Кузнецова разработку и изготовление опытного двигателя для газотурбовоза, что для самарских конструкторов было, конечно, почти благословением. Этот заказ стал первым крупным заказом для СНТК им. Кузнецова, начиная с 1996 года, поскольку финансирование работ по оборонной тематике в те годы фактически прекратилось.
Рекорд за рекордом

РЖД, конечно, сильно рисковало, поскольку СНТК им. Кузнецова, оставшись без военных заказов, стремительно впадал в кому, а многие из его специалистов уже перебрались к тому времени в другие двигателестроительные центры страны — Пермь, Рыбинск и Уфу. С другой стороны, к 2006 году в Самаре уже фактически был создан работающий на сжиженном природном газе газотурбинный двигатель НК-361 и силовой блок тяговой секции газотурбовоза. Саму машину проектировал входящий в РЖД Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт (ВНИКТИ) (Коломна), генератор электроэнергии (газотурбовоз едет не за счет газа, а за счет электроэнергии, которая вырабатывается генератором, соединенным с газовой турбиной) разрабатывался на Лысьвенском электротехническом заводе, а опытный образец локомотива в 2007 году был собран на Воронежском локомотиворемонтном заводе РЖД на базе электровоза ВЛ15-008.

В свой первый рейс новейший российский газотурбовоз отправился в начале июля 2008 года. За прошедшее время он был признан самым мощным локомотивом в мире, работающим на сжиженном природном газе, — 8,3 МВт (этот факт отражен даже в Книге рекордов Гиннесса). Локомотив может развить скорость до 100 километров в час и на одной заправке проезжает 750 км. Очень хорошо работает в горных условиях. За четыре года ГТ1-001 установил несколько мировых рекордов по грузоподъемности проводимых им составов. В частности, осенью прошлого года он провел по кольцу ВНИИЖТ состав весом 16 тыс. тонн (170 вагонов), который растянулся в длину почти на 3 километра. Машина очень экологична: ее выбросы в атмосферу в 10 раз ниже, чем требования даже перспективных европейских норм по выбросам. А главное — она доказала свою практическую эффективность. «Область применения газотурбовоза — это северные районы нашей страны, где газа много, а электрифицированных железных дорог нет. Дальний Восток, некоторые участки Байкало-Амурской магистрали. РЖД посчитало, что применение в этих условиях газотурбовозов снижает эксплуатационные затраты железнодорожников по сравнению с применением тепловозов в 1,8 раза», — подчеркнул «Эксперту Online» главный конструктор объединения «Кузнецов» (оно сейчас является правопреемником пула самарских моторостроительных предприятий, в том числе СНТК им. Кузнецова) Дмитрий Федорченко. Кроме того, уникальность новейшего российского газотурбовоза в том, что он может использоваться не только как локомотив, но и как мобильная электростанция. Подъехал куда надо, присоединил к себе два провода — и пошел ток в поселок или на предприятие.

Поэтому в конце июня в рамках Петербургского международного экономического форума РЖД и группа «Синара» заключили соглашение об организации производства и поставки до 2020 года 40 магистральных газотурбовозов ГТ1h, работающих на сжиженном природном газе. Производство будет организовано на входящем в «Синару» Людиновском тепловозостроительном заводе. Согласно техническому заданию РЖД, газотурбовоз ГТ1h должен содержать в своей конструкции современные энергоэффективные технические решения, соответствовать российским и международным требованиям качества и безопасности, обеспечивать конкурентоспособные и высококачественные транспортные услуги, обеспечивать комфортные условия труда локомотивных бригад и обслуживающего персонала. Силовые установки газотурбовозов будут производиться на входящем сейчас в структуру государственной Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в ОПК «Оборонпром») самарском объединении «Кузнецов».

Параллельно этому РЖД и «Оборонпром» начали готовиться к участию в тендере на поставку газотурбовозов «Индийским железным дорогам» (Indian Railways). Индийцы пока не сформулировали техническое задание к тендеру, поскольку подобная техника в этой стране еще не эксплуатировалась. Но, очевидно, им в принципе нравится идея перевозить грузы на таких машинах, разработанных в России, поскольку в предтендерной документации есть оговорка, что в этом конкурсе смогут принять участие только те компании, которые имеют практический опыт создания силовых установок газотурбовозов, работающих на сжиженном природном газе. Некоторые говорят, что подобным опытом обладает, например, американская General Electric. Но в Самаре убеждены в том, что абсолютное мировое первенство в этой области принадлежит «Кузнецову» и только у РЖД есть газотурбовоз, который полностью может удовлетворить пожелания Indian Railways.
Не споткнуться б при разбеге

Надо отдать должное топ-менеджменту российской железнодорожной монополии, который на протяжении последних девяти лет поддерживает стремление самарских двигателестроителей практически, то есть серийно, воплотить в жизнь идею новой железнодорожной машины, работающей на сжиженном природном газе. «Это действительно прорывной проект, направленный в будущее. Он создает реальные возможности для развития российской транспортной промышленности на основе отечественных научных разработок», — еще в 2008 году с воодушевлением говорил старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович. По сути, именно деньги железнодорожников пять лет назад позволили СНТК им. Кузнецова «довести до ума» силовую установку первого новейшего российского газотурбовоза. И сейчас, заключив соглашение с «Синарой» о производстве 40 ГТ1h, финансирование проекта по разработке конструкторской документации локомотива РЖД тоже берет на себя. Индийцы же, по предварительной информации, готовы финансировать опытно-конструкторские работы по адаптации силовой установки российского газотурбовоза (если, конечно, РЖД и «Оборонпром» выиграют тендер Indian Railways) к условиям их жаркого климата.

Остается пока открытым два вопроса: о создании инфраструктуры по обеспечению газотурбовозов топливом, и о способности самарских двигателестроительных заводов произвести необходимое количество силовых установок (РЖД в перспективе, потребуется до 200 машин, Indian Railways – до трехсот). ГТ1 на испытаниях заправлялся с помощью «Газпрома». С учетом того, что последующие машины будут во многом работать в интересах газовиков и нефтяников, проблему с заправкой газотурбовозов «РЖД», очевидно, решит достаточно быстро. А вот с двигателями не все так просто.

Первый газотурбовоз четыре года в одиночку колесил по стране не только потому, что железнодорожникам надо было провести всесторонние испытания новой машины и отработать механизм ее эксплуатации. У РЖД просто не было гарантии того, что производство новых машин можно запускать в серию, потому как двигателестроительная отрасль страны все это время проходила мучительный процесс реструктуризации и объединения в государственную двигателестроительную корпорацию ОДК. Сейчас этот процесс в основном завершен, но самарские предприятия, объединенные в единую компанию под названием «Кузнецов», еще испытывают на себе гнет безденежья и организационной неразберихи, которые царили здесь до 2007–2008 годов. Если для Уфимского и Пермского двигателестроительных предприятий уже стал нормой объем выпуска продукции свыше 20 млрд рублей в год, то у «Кузнецова» в прошлом году этот показатель был менее 5 млрд рублей.

Но ситуация меняется и в Самаре. Во-первых, увеличивается объем производства ракетных двигателей для «Роскосмоса». Во-вторых, правительством принято решение укрепить группировку стратегических бомбардировщиков «Ту-160» («Белый лебедь»), поэтому в Самаре возобновляется производство двигателей НК-32, которые стоят на этих самолетах. И это дает шанс самарским двигателестроителям в полном объеме выполнить и заказ на производство двигателей «НК-361» для газотурбовозов. «Экономически наиболее выгодно делать двигатели на базе единого газогенератора. А у «НК-361» он очень близок к «НК-32». Сейчас мы перестраиваем наше производство под возобновление выпуска и ремонтов двигателя "НК-32" для стратегической авиации. Соответственно, это производство будет нацелено и на изготовление двигателей для газотурбовозов». Кроме того, в планах предприятия на базе единого газогенератора изготавливать приводы для энергетических и газоперекачивающих установок мощностью 32 МВт и авиационный двигатель тягой 30 тонн (он может быть установлен, например, на самых больших воздушных грузовиках — «Русланах»). Понятно, что на это уйдет не один год. Но и РЖД до 2020 года пока нужно только 40 газотурбовозов. Индийские же железнодорожники, так же как и российские коллеги, как минимум два-три ближайших года будут проводить только испытания этих машин. Так что у «Кузнецова», ОДК и «Оборонпрома» есть в запасе немного времени, чтобы организовать в Самаре полноценное производство моторов для новых уникальных российских локомотивов.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Alan S Alan S
    25.08.1215:17:58
    Слово "уникальный" в приложении к российскому производству меня пока коробит. Привык как-то, что уникальные товары у нас никто не хочет покупать.
    • 0
      Нет аватара mmx
      25.08.1217:58:08
      Статью читай. Там русским по белому пишут что никто в мире газовых локомотивов больше не делает. Если это не уникальность тогда что?
      • 0
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        25.08.1220:49:10
        Вы оба правы, но отчасти. Нередко получается, что наши изобретения настолько ломают привычный взгляд, что прямо сейчас плохо внедряются. А позже приходят ихние дядьки и внедряют наше, но уже на подготовленную почву    
        • 0
          Нет аватара Dron
          28.08.1213:49:06
          Это является и всегда являлось результатом неумения грамотно патентовать свои изобретения! Неисчислимое количество западных и восточных людей серьёзно обогатилось за счет патентования наших изобретений , которые зачастую тупо-наивно публиковались в научных и просветительских журналах. Преступная прекраснодушная небрежность, которая хуже воровства. Типичный случай - процесс непрерывной разливки стали. Когда я подрабатывал в Институте Патентной Экспертизы, мне рассказали случай: один японский миллионер хотел сделать существенное пожертвование журналу "Наука и Жизнь", поскольку он обогатился на патентовании технических решений , публикуемых журналом в разделе "Маленькие хитрости". Пожертвование сделать ему разумеется не дали ( ессно по идеологическим соображениям), но это другая история.
          Отредактировано: Dron~13:49 28.08.12
      • 0
        Alan S Alan S
        25.08.1221:16:15
        Прочитал, спасибо. Я за последние двадцать лет столько слышал про уникальные машины, самолеты и микросхемы, о которых тем не менее в дальнейшем не было ни одного упоминания, что сейчас больше рад услышать про такой же, как у других, только чуть-чуть лучше. Экономичней там, надежней или долговечней. Да даже просто такой же. На уровне.
    • 0
      Roman Grishanov
      25.08.1218:32:28
      Слово "уникальный" в приложении к российскому производству меня пока коробит. Привык как-то, что уникальные товары у нас никто не хочет покупать.
      Зря ты так. Вот смотри, однажды у нас был уникальный космический корабль на котором Гагарин летал в космос. И вез мир нам по чёрному завидовал. (Однажды, потому что потом америкашки скопировали и наш перестал быть уникальным). Потом например в СССР сделали уникальный самый большой и грузоподъёмный самолёт в мире: Ан-225 Мрия. Никто так и не смог его повторить. Даже ихний современнейший А-380 меньше. Уникальный (либо "не имеет аналогов") это просто значит что мы что-то сделали первыми, раньше всех. Удачно или нет, время покажет, но уже сам факт что мы что-то раньше всех сделали должен нас радовать. К стати, время показало что например Ан-225 очень востребован, постоянно что-то куда-то возит, сверхгабаритные грузы.
      Отредактировано: Roman Grishanov~18:33 25.08.12
      • 0
        Нет аватара Markov
        25.08.1220:11:48
        Нет, Восток никто не копировал, так что он остался уникальным.
        • 0
          Roman Grishanov
          25.08.1220:41:16
          Нет, Восток никто не копировал, так что он остался уникальным.
          Я имею в виду не точную копию корабля, а конструкцию у которой такая же смысловая нагрузка - вынести живого человека в космос, облететь Землю n раз и посадить живого человека обратно на Землю - такое америкашки потом сделали, значит Восток уже не уникальный.
          • 0
            Нет аватара Novigator
            26.08.1211:07:27
            Почему "такое америкашки потом сделали"? Они параллельно с нами реализовывали свою пилотируемую космическую программу "Меркурий" начиная с января 1959 года. Иначе на чём же Алан Шепард 5 мая 1961 года, «Меркурий-3» совершил свой суборбитальный полёт. А Джон Гленн, 20 февраля 1962 года, «Меркурий-6»совершил свой орбитальный полёт.
            • 0
              ups ups
              26.08.1211:54:28
              Забываешь, амеры действительно не смогли и не имели программы по облету земли, они тока подкинули астронавта.
              • 0
                Нет аватара Novigator
                26.08.1212:04:02
                А Джона Гленна тоже подкинули? Через 10 месяцев и 8 дней после Юрия Гагарина. Или успели скопировать Восток-1? ПС. Я же в своём посте спецом упомянул за суборбитальный полёт.
      • 0
        Alan S Alan S
        25.08.1221:37:16
        А еще у нас сделали уникальный самолет обратной стреловидности, уникальный поезд в единственном экземпляре,уникальный суперкар, который так и не поехал, уникальные сапоги-скороходы; уникальный процессор, который кроме как военным -- никому не интересен, уникальные батареи, автомобили, двигатели.. Слово "уникальный" -- да, о том, чего никто больше не делал. Но почему не делал? Потому, что не догадался или потому, что решил, что оно того не стоит? Да, кстати, есть еще одна национальная забава. "Уникальным изобретением" у нас часто прикрываются в тех случаях, когда оно ну совершенно не конкурент аналогам. Поэтому я предпочту, когда разрабатывают совершенно обычный, но наш SSJ, чем уникальный "Фрегат Экоджет". Не считайте, что я против сабжа. Может он и выстрелит, может его и купят, хотелось бы надеяться. Но давайте не будем бежать впереди паровоза. Вообще кстати не совсем понятно, вроде бы новости в будущем времени здесь запрещены, нет?
        Отредактировано: Alan Spelnikov~21:43 25.08.12
        • 0
          Roman Grishanov
          25.08.1222:35:00
          А как по вашему, американцы делают что-нибудь уникальное? Что?
          • 0
            Alan S Alan S
            26.08.1202:37:18
            Причем здесь американцы?
            • 0
              Roman Grishanov
              26.08.1202:39:05
              Мне интересно, если наше уникальное по вашему говно, преклоняетесь ли вы перед ихними уникальностями, или тоже считаете что всё ихнее уникальное таким же говном.
              Отредактировано: Roman Grishanov~02:39 26.08.12
              • 0
                Alan S Alan S
                29.08.1209:51:15
                Где вы увидели слово "говно"? Вы вообще читать умеете? Или чукча писатель?
                • 0
                  Roman Grishanov
                  29.08.1217:31:24
                  Чукчи такие же русские как и мы. Что за дискриминация по национальному прознаку? У нас на сайте вообще такое разрешено?
                  • 0
                    Alan S Alan S
                    31.08.1208:22:03
                    Странный вы человек.
                    • 0
                      Roman Grishanov
                      31.08.1213:39:37
                      Умом (вашим, западным) Россию (и русских) не понять...
        • 0
          Нет аватара Денис Демидович
          26.08.1211:28:22
          Эльбрус мне очень даже интересен, хотя к военным никакого отношения, так что вы очень даже не правы.
          • 0
            Alan S Alan S
            29.08.1210:01:59
            Эгм. Осталось только узнать, кто вы. Хорошо. Тогда два вопроса. Почему Эльбрус не интересен военным? И где результаты интереса гражданских? Напомню так же, что Эль проходит госиспытания. А это означает оборонную специфику изделия, гражданские организации у нас прекрасно обходятся западными процессорами и вряд ли это изменится, по крайней мере пока не появится нацось
            • 0
              Нет аватара Денис Демидович
              29.08.1210:08:27
              Почему Эльбрус не интересен военным? На нем с-300/с-400 делают. А точнее вычислительные комплексы для них. Гражданские организации так же могут прекрасно обходится и Эльбрусами. Для офисных задач его производительности уже с головой хватит. А если запилят четырехядерный с частотой 2 ГГц, по 0.65 как обещали, то на него вообще можно будет смело всех пересаживать, поголовно, как минимум все госорганизации, суды, школы, мвд, администрации. И на мой взгляд даже не важно что он будет к примеру дороже чем то же самое от интела, важно что все эти деньги с гос заказа пойдут на зп инженерам МЦСТ, которым смогут поднять зп, нанять новых спецов, обеспечить лучшие условия работы, что приведет к ешё более лучшим процессорам.
              • 0
                Alan S Alan S
                31.08.1208:32:52
                Вот-вот. И я про то же. Второй десяток лет архитектуре, а кроме военных -- все в планах. Одним словом -- уникальная. Со всеми признаками. Я не спорю что когда-нибудь может быть случится такое, что _обещанный_ разработанный в _будущем_ процессор станет нужным не только в регламентированной среде, но и в конкурентном пространстве современного гражданского общества. Но пока он хуже и вся его инновационность -- бред.   
                Отредактировано: Alan Spelnikov~08:34 31.08.12
        • 0
          Нет аватара Dron
          28.08.1213:54:19
          Вы путаете два понятия : создание уникальной техники и коммерческое использование этой уникальной техники. В создании техники мы преуспевали, в маркетинге и коммерциализации традиционно проигрывали. Именно с этой целью и создали Роснано, сколько бы не юродствовали по этому поводу. Цель Роснано - коммерциализация научно-технических разработок и ничего более.
          • 0
            Alan S Alan S
            29.08.1209:53:20
            Я не путаю. Я тут вообще про другое. А целей у Роснано много. Одна например убрать уникальные разработки и сделать конкурентоспособные   
  • 0
    1nsane 1nsane
    25.08.1217:13:20
    у них ширина колеи же 1676 против наших 1520. но если это не проблема, то я рад. наши заводы получат новые заказы, индийцы возможность транспортировать сверхтяжелые поезда.
    • 0
      Нет аватара WJ
      25.08.1221:20:40
      Абсолютно никаких проблем. Лишние 15 см даже не заметите в тележках.
    • Комментарий удален
    • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара Varies
    25.08.1218:43:39
    всё пропало! в этой стране закрываются по 10000 заводов каждый день и население бежит за бугор по 2 миллиона каждую неделю!     ЗЫ: а так новость хорошая. +
    • 0
      Нет аватара Novigator
      26.08.1210:56:01
      Без сомнения новость хорошая. Ежели Россия выиграет тендер и локомотив пойдёт в серию. В противном случае, локомотив так и останется уникальным. Царь-пушка и Царь-колокол тоже уникальные изделия.
      • 0
        Нет аватара Денис Демидович
        26.08.1211:32:27
        В 1940-х во время войны таких как в расстреливали, за распространение упаднических настроении или по простому за антироссийскую пропаганду, причем нет разницы делаете вы это осознанно или нет, прежде чем сделать человека рабом нужно внушить ему мысль раба, именно это вы и делаете и было бы очень хорошо если бы начали делать то что делали в 1940.
        • 0
          Нет аватара Novigator
          26.08.1212:08:09
          Эт ты сейчас к чему болезный? Думаешь от того, что ты тут так усердно тужишься, поможет выигрышу тендера.
          • 0
            Нет аватара Dron
            28.08.1213:56:27
            Да и ваши потуги не смогут нанести существенного вреда! Кроме испорченного вашего-же пищеварения.
  • 0
    ups ups
    26.08.1212:53:11
    Да самая крутая страна в мире, вдруг случайно облетела планету, не то что мы варвары    
  • 0
    sash1234567 sash1234567
    26.08.1218:38:26
    Почему-то у меня сложилось впечатление, что силовая турбина в этом локомотиве имеет огромный запас по мощности. Поэтому для повышения экономичности и снижения издержек было бы хорошо эти локомотивы делать трёхсекционными. Правда не уверен, смогут ли сцепки выдержать такую нагрузку...
  • 0
    Нет аватара KotoPes
    27.08.1209:52:43
    А проблему с высокой температурой выхлопа решили? А то он на испытаниях провода над собой пережигал.
    • 0
      Нет аватара Dron
      28.08.1213:58:42
      Вероятно там нет проводов над линиями, поэтому и заказывают тепловозы, а не электровозы. Далеко не везде есть элекрифицированные железные дороги.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,