Лого Сделано у нас
56

Отечественные технологические решения, призванные уменьшить на дорогах «нештатные» ситуации

фото 1

 

На челябинском предприятии ООО «ДАК» освоен серийный выпуск нового поколения дифференциала для колесных транспортных средств, в основе которого – изобретение Валерия Николаевича Красикова. В любом автомобиле есть дифференциал, распределяющий мощность двигателя на колеса. Главная беда – обычный дифференциал часто не справляется, если нужно съехать на покрытый льдом либо заснеженный участок дороги, или преодолеть обледеневшую горку – автомобиль теряет устойчивость движения, буксует (вращается одно колесо, а машина не едет). Это относится и к мокрым дорогам.

ДАК (дифференциал автоматический Красикова), в отличие от обычного дифференциала, передает мощность двигателя не на «слабое», а всегда – на «сильное» колесо, имеющее наибольший коэффициент сцепления с дорогой. Габариты у ДАКа те же, что и у классического дифференциала, поэтому они взаимозаменяемы. Он состоит из пяти деталей, не считая шариков и крепежа. На поворотах, когда колеса вращаются с разной скоростью, соединенные с полуосями шнеки двигают шарики по замкнутым каналам, и ДАК работает как свободный дифференциал. Так происходит, пока оба ведущих колеса реализуют ровный или близкий к нему крутящий момент. При изменении условий сцепления одного из колес с дорожным покрытием шарики в каналах ДАКа распираются и не позволяют шнекам проворачиваться относительно друг друга. Дифференциал блокируется. Разблокировка «шарикового» дифференциала происходит автоматически с возникновением равного крутящего момента на колесах.

Благодаря этому устройству колеса лучше сцепляется с дорожным покрытием, значительно улучшаются безопасность автомобиля, проходимость и динамика разгона на любых дорогах, появляется его устойчивость на скользких поверхностях. ДАК выпускается для легковых и грузовых автомобилей в осевом и межколесном вариантах, есть несколько схем применения в автомобилях. Среди последних разработок – дифференциал ДАК ВАЗ 08 00 09 для переднеприводных ВАЗов (LADA Kalina, Priora, Granta, Samara).

Новая разработка ДАК5 создана для автомобилей, которые, в основном, используются в городских условиях, на дорогах общего пользования и лишь периодически выезжают на бездорожье. Особенность ДАК5 – мягкая блокировка с задержкой, что повышает комфортность применения на асфальте (и других твердых покрытиях) и существенно увеличивает его ресурс. Как и любой другой ДАК, эта модель в заблокированном состоянии передает 100% мощности на сильное колесо. ДАК5 разработчики рекомендуют использовать в городе на автомобилях «Волга», «Соболь», «Газель», УАЗ и спецтехники, оборудованной колесами большого диаметра, а автоспорте – для кольцевых гонок, ралли, спринта.

Ради безопасности движения на московском предприятии «Тренер» создали универсальное устройство – тренажер начинающим автомобилистам для отработки навыков вождения. Дорожная обстановка отражается на мониторах, имитирующих лобовое стекло (с обзором 75 – 180 градусов). По специальной программе автомобили, виртуально движущиеся навстречу, в объезд и наперерез, внезапно создают экстремальные ситуации, на которые осваивающий вождение должен мгновенно отреагировать. Для усвоения «нештатную» ситуацию можно повторить, и не один раз.

Разработки демонстрировались на недавних инновационных выставках.

 

фото 2


фото 3

 

На фото: 1) «классический» дифференциал и ДАК (фото 2 – подробнее); 3) автотренажер, создающий «экстремальные ситуации на дорогах».

Автор: Никита Ворожищев

  • 0
    Нет аватара ZodD
    11.05.1201:00:01
    ДАК - отличное и изящное решение! Однако по сравнению с классической и рядом других схем дифференциала в ДАКе выше трение. Если производитель сумеет выдержать хорошее качество металла и точность сборки - у этой разработки огромное будущее. Приятно, что, пусть и спустя десяток лет, перспективная отечественная система уверенно пошла в серию. Кстати, подобных нестандартных решений узлов и агрегатов ДВС и трансмиссии в России куча. Да жаль не всем повезло найти инвесторов... Мировое автомобилестроение излишне увлеклось электроникой, но механика будет надежнее и точнее всегда.
    • 0
      Нет аватара kvazargius
      11.05.1219:06:32
      Ну более высокое трение при повороте автомобиля, а по прямой даже меньше) (это если я правильно понял принцип работы)
  • 0
    sash1234567 sash1234567
    11.05.1208:28:57
    Видео бы увидеть: как это работает... А то что-то с моим скудным умом принципа работы не понять...    
  • 0
    alex-ak.livejournal.com alex-ak
    11.05.1211:35:28
    Классно. Главное, технологически это на порядок проще, чем дифференциал "Torsen" с аналогичным поведением. Теперь бы он еще где-нибудь нашел применение, да в серийном производстве...
    • 0
      Нет аватара kassio
      11.05.1215:01:45
      это им производителей придется убалтывать.
  • 0
    Нет аватара engineer_nn
    11.05.1215:22:29
    интересно, информативно, респект.
  • 0
    infopol infopol
    11.05.1217:50:30
    если сделают в размерах стандартного и подходящего по креплению то почему не заменять на новый?
  • 0
    Нет аватара CheBurashka46
    11.05.1220:46:39
    видео есть и на ютубе - просто вводите ДАК и все, смотрел прикольно, правда не совскем понал принцип, хоть и инженер
  • 0
    Superbus Pater Superbus Pater
    11.05.1220:53:55
    Отличная новость. В.Н.Красиков - гениален. Хорошо бы довели до ума и стали выпускать серийно не только в ООО "ДАК"
  • 0
    Нет аватара Vasiliy
    11.05.1222:44:19
    Раньше его покупали люди для покатушек по грязи, насколько я помню общее мнение что для дорог общего пользования он не очень то годится. В случае его срабатывания на повороте радиус меняется. Я уже не помню в большую или меньшую сторону, но происходит это непредсказуемо. Да и как раз при обычно езде по асфальту когда шарики подвижны, ДАК испытывал наибольшую нагрузку и часто выходил из строя. Были разного рода щелчки и брак. Как на сегодняшний день я правда не знаю, там экспериментировали с сплавами разными. Может добились успехов.
  • 0
    Нет аватара Solncevorot
    12.05.1211:28:18
    Я так понимаю, дифференциал должен принимать крутящий момент от коленвала и передавать на 2 колеса. Здесь показан механизм, который работает так: оба колеса крутятся вместе в разные стороны, при этом корпус ДАК остается неподвижным; если колеса вращаются в одном направлении, корпус вращается вместе с колесами. Нигде не показано что крутящий момент приводится к ДАКу извне. Кто-то может объяснить? Интересная конструкция, технологически сложная и, наверное, дорогая. Я за прямой электропривод (как у Ё-мобиля), отпадает куча всякой дорогой механики.
    • 0
      Нет аватара Vasiliy
      13.05.1213:40:41
      Насколько я помню при равных оборотах колеса, шарики свободно двигаются, когда возникает разница в вращении колес, - они блокируются. Цена на Ниву была 10 тысяч за одну штуку.
  • 0
    Нет аватара tigerair
    14.05.1201:10:41
    на обеих фифференциалах есть флянцы крепления ведомой шестерни,она крепится болтами к коробке фифференциала. его надежность судя по механизму будет определена прочностью самой коробки и каналов шариков. и если это дело будет выполнено как на рисунке. надежности наверняка не будет.когда в обычном дифференциале его надежность определяется прочностью пальца,на оси которого сателиты коробки дифференциала.техически решить проблему можно с помощью материалов. но вот изготовлеие шнека под шарик без раковин с нужной прочностью и чистотой обрабтки явно будет дороговатым.для трактора может и пойдет. а вот легковой машине нужен компактный узел.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,