Лого Сделано у нас
36

Повезет ли «Волк» российского «Ивана-стрельца»?..

О необходимости оснащения российских силовых структур бронированными автомобилями стали говорить еще с первой «чеченской войны». Однако только в последние 2-3 года усилия, направленные на решение этой задачи, стали давать определенные результаты. С последними достижениями в этой области можно было ознакомиться на выставках в Жуковском (июль 2010 года) и «Интерполитех-2011» (ноябрь 2011 года), в подмосковных Бронницах (июнь 2011 года) и в рамках ведомственных специальных показов техники. Своеобразным продолжением этой темы стало последнее сообщение о том, что Военно-промышленная компания (ООО «ВПК», Москва) с 2014 года планирует поставлять в российскую армию многоцелевой модульный бронированный автомобиль «Волк», который сейчас проходит испытания. Такое решение связано с вероятным отказом Минобороны РФ с 2014 года от закупок бронеавтомобилей «Тигр» производства той же компании.

 Возможность этого косвенно подтверждается известным отношением военного ведомства к «Тигру», а также упорством, достойным иного применения, в стремлении приобрести для нужд российской армии бронеавтомобиль «Рысь», являющийся полномасштабным российским вариантом итальянского бронеавтомобиля Iveco LMV M65.


Следует отметить, что около 200 «Тигров» уже поставлены Минобороны, а внутренние войска МВД России приняли его на вооружение.


 


С появлением информации о планах ООО «ВПК» ряд изданий поспешило сообщить о том, что российская армия уже в 2012 года может получить на вооружение отечественный бронеавтомобиль, по своим характеристикам не только не уступающий западным аналогам, но и превосходящий их. И такой оптимизм можно понять: многие, несмотря на имеющиеся (и не совсем положительные) факты, все-таки верят в разумность руководства военного ведомства. Как говорят в таких случаях, «надежда умирает последней». Что же представляет собой бронеавтомобиль «Волк» и, главное, отнесется ли к нему Минобороны так благосклонно, как к упомянутой ранее «Рыси»? Вопрос этот далеко не праздный, если подходить к нему с учетом известных фактов и позиции военного ведомства. Но прежде чем попытаться ответить на него, логично осветить его первую часть.


 


С учетом имеющейся информации, в том числе и ООО «ВПК», о бронеавтомобиле «Волк» известно следующее. Бронеавтомобили семейства ВПК-3927 «Волк» являются дальнейшим развитием боевой бронированной машины (ББМ) «Тигр» и представляют собой многофункциональные полноприводные модульные автомобили повышенной защищенности. В зависимости от комплектации, новые ББМ могут использоваться для решения общевойсковых или специальных задач после установки на них стрелкового или легкого артиллерийского вооружения. Модульная конструкция позволяет в полевых условиях за короткое время менять назначение автомобиля путем установки другого модуля. Бронирование корпуса и остекление кабины обеспечивает баллистическую (от всех видов стрелкового оружия и осколков снарядов) и противоминную (STANAG 4569 до 6 кг ВВ) защиту по 6а и 2 классу защиты соответственно. Двигатель ЯМЗ-5347-20 обеспечивает движение бронеавтомобиля «Волк» при полной массе 7,5 (11,5) т и грузоподъемности 1500 (4500) кг с максимальной скоростью до 120 км/час. Запаса хода по топливу – не менее 1000 км, глубина преодолеваемого брода – до 1,5 м. Машина имеет изменяемый (250-550 мм) клиренс.


 


Среди ряда особенностей новой отечественной ББМ специалисты отмечают модульную конструкцию, бронированные окна, V-образное днище, бортовую информационно-управляющую систему, регулируемую подвеску, использование только отечественных комплектующих и российского двигателя ЯМЗ-534, отвечающего нормам Евро-4 и Евро-5 и имеющего резерв по увеличению мощности до 300 л.с. Наряду с этим следует отметить, что «Волк» оснащен независимой подвеской с регулируемым дорожным просветом, чего нет ни у одной зарубежной ББМ подобного класса. Требуемый уровень баллистической защиты может быть обеспечен использованием навесных панелей из композиционных материалов, а комплекс противоминных экранов и оборудование салона (подвесные сиденья и двойной пол) обеспечивают выполнение нынешних и перспективных требований. Это притом, что изначально «Волк» разрабатывался в бронированном и в небронированном вариантах, а монтаж и демонтаж броневой защиты может осуществляться экипажем без применения специальных средств и приспособлений.


 


В настоящее время для использования силовыми структурами предложены три варианта этой ББМ — ВПК-3927 «Волк-1» (4x4, рамная конструкция) с защищенным модулем управления и функциональным задним модулем для перевозки личного состава и монтажа вооружения с заданным уровнем защиты, транспортный ВПК-39272 «Волк-2» (4х4) для перевозки личного состава с возможностью установки функциональных модулей и ВПК-39273 «Волк-3» (6х6, рамная конструкция) с функциональным модулем для перевозки личного состава и монтажа оборудования с заданным уровнем защиты. Конструкция семейства ББМ «Волк» предусматривает возможность многократной модернизации с целью повышения защиты и мощности двигателей. Машина выпускается на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ, Нижегородская область), находящегося под управлением ООО «ВПК» и дочерним предприятием ОАО «Русские машины». Впервые натурные образцы «Волка» были представлены на форуме «Технологии в машиностроении-2010» в Жуковском.


 Справедливости ради следует отметить и сомнения отдельных специалистов относительно реальности отмечаемых разработчиками характеристик. Это касается V-образного двойного днища машины, которое, по заявлениям разработчиков, выдерживает подрыв до 4 кг взрывчатого вещества (ВВ), что сравнимо с массой ВВ 122-мм фугасного снаряда, который при взрыве способен опрокинуть 13-тонный БТР-80. А относительно специальных подвесных кресел для экипажа и десанта высказывается мнение, что они, скорее всего, будут зарубежного производства, так как российские образцы дороже.


 


Тем не менее, данные таблицы, представленной в экспозиции ООО «ВПК» в 2010 году (г. Жуковский), говорят, что практически по всем основным техническим характеристикам российский «Волк» соответствует или превосходит зарубежные аналоги.


 Значительно труднее в положительном смысле ответить на вторую часть вопроса — о возможности появления «Волка» в российской армии. Несмотря на утверждение некоторых авторов, что «Волки» будут служить в российской армии, не следует рассматривать это как свершившийся факт. Еще больше сомнений в реальности этого возникает после заявления 24 января первого замминистра обороны Александра Сухорукова, что Минобороны РФ в декабре 2011 году заключило с итальянской компанией Iveco контракт на поставку 60 бронемашин LMV M65 Lynx с русским названием «Рысь».


 Производство бронемашин будет вестись из готовых машинокомплектов на совместном предприятии в Воронеже. Основанием для такого решения, по его словам, послужило то, что приобретенные ранее четыре «Рыси» на предварительных испытаниях показали, якобы, лучшие характеристики, нежели российские аналоги. По сообщениям СМИ в начале 2010 года, это «приобретение» включено в госпрограмму вооружений России на 2011-2020 годы, и, при ежегодном запланированном выпуске около 500 единиц, всего в российскую армию должно поступить 1775 таких машин. В связи с этим на положительный ответ относительно того, появится ли ББМ «Волк» в российской армии, надежд мало. И, в первую очередь, вот почему. При нынешнем внимательном отношении к экономному расходованию средств на закупки вооружений, Минобороны РФ вряд ли будет тратить деньги на «Волка», так как указанное количество «Рысей» вполне может удовлетворить потребности войск в таких ББМ. Здесь вполне уместно провести аналогию с запасами стрелкового оружия, имеющиеся объемы которого, по словам А. Сухорукова, достигают 115% от потребностей, что и явилось одной из причин отказа от дальнейших закупок автоматов Калашникова. В связи с этим сомнительно и то, что «Минобороны не намерено закупать за рубежом готовую продукцию в больших количествах», как ранее заявил его глава А. Сердюков.


 


Сопоставляя все эти факты трудно поверить в то, что разумные доводы специалистов в пользу российской ББМ «Волк» приведут к положительным результатам для российских разработчиков, а также в то, что создание совместного предприятия пойдет на пользу отечественной промышленности. Как вариант, можно допустить, что небольшую партию ББМ «Волк» передадут в опытную эксплуатации в войска, чтобы впоследствии отказаться от нее по причине несоответствия каких-нибудь параметров предъявляемым требованиям. На высказанные ранее подобные сомнения («Придут ли «Тайфун» и «Рысь» в армию?..», ответ, по крайней мере относительно «Рыси», и не в пользу отечественного производителя, как говорится, «не замедлил себя ждать». И в качестве итога. Окончательное решение относительно «Тайфуна» и того же «Волка», видимо, будет известно в ближайшие год–два. Очень хочется верить в то, что оно не станет повторением истории противостояния между российским «Тигром» и итальянской «Рысью», а «Волк» повезет русского «Ивана-стрельца — удалого молодца».


 

  • 0
    Scoundrel Scoundrel
    28.01.1201:14:00
    Отличная статья, без излишних преукрас или наоборот унылых выкриков. Полагаю отличный автомобиль, успехов всем кто принимал участие в его разработке. Надеюсь что в итоге именно его примут на вооружение взамен ивеко
  • 0
    gothic2m gothic2m
    28.01.1201:28:03
    Была недавно статья про Тигр: там представитель ВПК подтвердил, что ГАЗ поставил в Россию более 500 Тигров: 200 штук армии, остальные МВД,ФСБ итд. При том Тигр будут закупать до 2014 года и дойдут до 600-700 единиц поставленных только в Россию. Но хочу заметить одну вещь: Тигр с самого начала не проектировался, как MRAP. Можно конечно навесить броню, вставить движок по мощнее, но это это будет наказываться - "подхалтурили" и не как иначе, так как новое шасси не поставить, крепление кресел переделать дорого и многое другое. Тигр-М и Тигр-6а тому свидетельство. Так что отказ МО от закупки Тигров - совершенно обоснованный и правильный. Нельзя утверждать, что Тигр плохая машина. Он просто переходной вариант: первый внедорожник после лихих 90ых - на нём отточили мастерство, получили опыт для создания следующих бронемашин, подготовили производство. Так что битва не Тигр против Ивеко, а Волк против Ивеко. Хочу ещё обратить внимание: если бы МО захотело, оно бы начало закупать серийно Ивеко уже сейчас , а не эти жалкие 60 машин. МО почему-то ждёт 2014 года, не потому ли, что Волк должен пройти испытания к 2014 году?
    • 0
      Akimich Akimich
      28.01.1206:53:20
      Как говорил великий Мао "Пусть расцветают все цветы". Если Ивеко построит завод в России, принесет технологии, то флаг им в руки, как вариант, разберем на молекулы пару машин, сделаем аналог. Рынок агромаднейший. Гражданская версия, для МЧС, для миротворцев, для бездорожья (70% территории).
  • 0
    Нет аватара erix-06
    28.01.1208:56:35
    И всё таки, почему "Ивеко" на вооружение?
    • 0
      Jack_Forest Jack_Forest
      28.01.1209:51:44
      Скорее всего потому-что нужно было скопировать с него кое-какие наработки.
      • 0
        Bdd Bdd
        28.01.1210:12:28
        а какие еще нужны наработки если Волк уже не уступает ивеке. Я не против закупок импортного вооружения, но только когда нет своих готовых аналогов.А Волк просто красавец
        • 0
          Нет аватара gnomik134
          28.01.1215:10:35
          Что значит "Волк уже не уступает ивеке"? Волка еще нет и не будет по крайней мере два года, а Рысь уже есть и она проверена как МО, так и эксплуатацией в Афганистане. К тому же неизвестно какими количествами потом смогут Волк изготавливать. Если это 100-200 машин в год, то это ерунда и для задач МО этого мало. Эта машина нужна позавчера, а МО итак уже ждет и ждет, пока наши наконец-то родят такой MRAP.
          • 0
            Нет аватара dilettante
            28.01.1221:55:54
            Рысь - замена УАЗу нынешнему, только и всего! Пусть закупают, проблем нет. Тигр-М везет 9 человек вместо 5 у Рыси. Так что будут закупки Рыси + Тигр-М+Волк+Кто-то там еще. Ну и что? Дай Бог, чтобы всем было хорошо. Отредактировано: dilettante~21:58 28.01.2012
          • 0
            Bdd Bdd
            29.01.1209:17:55
            не знал что в отличии от Волка у нас уже налажено массовое производство Рысей
      • 0
        Нет аватара erix-06
        28.01.1210:17:08
        Да какие наработки можно скопировать с этого броневичка? Тем более, что для копирования каких то отдельных технологий совсем не обязательно налаживать выпуск полных копий данного образца.
        • 0
          Нет аватара JohnSnow
          28.01.1211:41:33
          Насколько мне известно, наработки Ивеки используются при проектировании подвески новых БТР семейства Бумеранг. Ценой этого и было отказ от Тигров в пользу Рысей.
          • 0
            Schtirliz Schtirliz
            28.01.1212:14:21
            Не совсем так, на сколько я знаю, там есть (в контракте) очень важный прикол...ивеко бронирован немецкой бронёй крупа...и она лучше нашей лёгкой для БТР, ...а в крайнее время (10 как минимум лет) мы не разробатывали совершенствование лёгкой брони...(спасибо ельцину сучаре) ... дк вот, мы по контракту получаем готовую технологию производства прочной лёгкой брони...а это многого стоит...неговоря о том что получаем кучу готовых разных узлов, устойчивость коих могём определить по реальным подрывам в Ираке и Афгане.
          • 0
            Нет аватара erix-06
            28.01.1212:50:30
            Как могут быть какие наработки подвески стать ценой для отказа от "Тигра" в пользу "Ивеко"? Вы сможете расшифровать свою мысль? Чего же так такого передового, в подвеске этих итальянцев?
            • 0
              Нет аватара gelioaddicted.myopenid.com
              28.01.1221:41:55
              Выше уже достаточно внятно сказали про Тигра. Есть у него набор недостатков по бронированию, минной защите и массе, для нашей страны машина передовая, но в мире есть и получше. Мне кажется, что выпущено достаточно образцов, чтобы как следует испытать машину, сделать выводы и перейти к чему-то новому. Возможно, этим новым станет Волк. У наших солдат должно быть не просто российское вооружение, но лучшее в мире вооружение. По этому поводу про Тигра есть сомнения.
              • 0
                Нет аватара erix-06
                29.01.1201:03:00
                Ваш пафос про лучшее в мире вооружение у наших солдат понятен. И я согласен с тем, что у "Тигра" есть недостатки. Но ведь и "Ивеко", в свою очередь, тоже не образец бронеавтомобиля. У него недостатков ещё больше.
            • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара wwwkperu
      28.01.1218:54:42
      хз ©Видео с youtube.com
  • 0
    Нет аватара eugene771
    28.01.1211:49:56
    В текущее напряженное время мы вынуждены экономически завязываться на страны, которые в час Х нас поддержат. В Челяб области итальянцы строят завод для производства поковок высокой точности, которые необходимы при производстве крупных деталей при строительстве кораблей. Все взаимосвязано. Совместное предприятие на территории России это все таки не закупка в Италии. Половина Ивеко будет и половина Волк в ГОЗ, и все довольны. Грядет переформирование мира и у нас есть шанс стать новым центром военным т к США всех пугает своей политикой неадекватной.Китай многим странам также не очень нравится, да и не сможет он с США конкурировать. Отредактировано: eugene771~11:50 28.01.2012
  • 0
    Нет аватара Александр Стройков
    28.01.1215:02:59
    Если судить по фотографиям, то Рысь какой то шлепок по сравнению с Волком. Создается впечатления что Волк просто разнесет в клочья и рысь и остальные зарубежные аналоги. Красивая машина, и в правду очень волка напоминает...

     © arms-expo.ru

    фотография офигенная

    • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара wwwkperu
      28.01.1218:58:23
      вот тоже... ©Видео с youtube.com
  • 0
    Нет аватара LuckyAntey
    28.01.1217:00:03
    так как указанное количество «Рысей» (1775) вполне может удовлетворить потребности войск в таких ББМ
    Чего-чего ??? С какого перепугу полторы с небольшим тысячи 4-х местных автомобилей могут удовлетворить потребности миллионной армии ???
  • 0
    Нет аватара Shodai
    28.01.1219:08:54
    Я поражаюсь как кто-то может писать "отличная статья" или "отказались от Тигра". Во первых статья насквозь лживая. Во-вторых от Тигра никто не отказывался. Их покупают ровно столько, сколько их способны произвести. ВПК обещала поднять выпуск до 500 машин в год, начиная с 2013 года. То есть, примерно в двое от нынешнего. Потребность МО в таких машинах оценивается в 5500 машин. То есть ВПК просто не готова удовлетворить потребность в этих машинах, да и приоритет отдаётся экспортным заказам. Но при этом ссут кипятком и проплачивают статьи о том, что нельзя покупать Ивеки. Пусть солдаты ходят пешком, а то очень уж хочется остаться монополистом на российском рынке. К тому же Тигр не защищен от подрыва, а это становится основной опасностью. Налетать с автоматами и пулемётами дураков мало осталось, поубивали. При этом защитники ВПК обвиняют МО в том, что оно не заказала защиту от подрыва заранее, на этапе проектирования. Однако, эти претензии надо направить арабам, по заданию которых и разрабатывался Тигр. По сути, МО спасло проект после того, как арабы отказались продолжать сотрудничество. Когда ВПК предложили усилить противоминную защиту, те заявили что это невозможно на данном этапе. И, хвала им, начали разработку Волка. Суть в том, что нашей Армии нужны защищённые машины и нужны сейчас. ВПК не может пока обеспечить ни нужные объёмы производства, ни нужный уровень защиты. Нет ничего страшного, если пока наши солдаты поездят на Ивеках. Их будет всего 1770 из 5500 машин. Подмажем итальянцев на ответные услуги, а заодно покажем ВПК что они не монополисты, это полезно. Ну и самое главное - это солдатские жизни. И я еще раз повторю, никто не обижал ВПК. Они продают столько Тигров, сколько могут произвести. В чём сами и признавались.
    • 0
      wea92 wea92
      28.01.1221:11:04
      Так вроде все решили, что тигр без противоминной защиты и с российским двигателем - отстой. Ну на лурке так пишут.
      • 0
        Нет аватара Shodai
        28.01.1222:04:05
        В данной весовой категории (не говоря уже о ценовой) мало кто с Тигром поспорит. У Хаммера с противоминной защитой не лучше. Отсюда и экспортные заказы на Тигры. Так что не отстой. Хотя куда мне с лурком спорить. Амеры на замену хамви разработали M-ATV. Монстр весом почти в пятнадцать тонн (представим проходимость) и экипажем всего в 4+1 пулемётчик. Цена около полумиллиона долларов. И очень прожорливый. Это тупиковый путь, имхо. Волк на этом фоне выглядит идеалом легкой бронемашины. Хотя я убрал бы всю эту навороченную электронику и регулируемую подвеску. Ненужно это на машинах подобного класса. Да и цена бы раза в два упала, включая цену эксплуатации. Отредактировано: Shodai~22:08 28.01.2012
        • 0
          alex-ak.livejournal.com alex-ak
          29.01.1200:01:46
          +1
        • 0
          Нет аватара gelioaddicted.myopenid.com
          29.01.1200:50:55
          Да, регулируемая подвеска - весьма сомнительная деталь для такой машины. Но без электроники уже никуда, времена меняются.
  • 0
    Нет аватара konchar
    30.01.1211:46:48
    а эт чо у транспорта под дверцами кругленькое проглядывает? заправочная горловина бака? и баки, поди, противоснарядной бронёй прикрыты и гранатомётом их не взять? инновации...
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,