Лого Сделано у нас
160

«Атомэнергомаш» изготовил второй реактор для атомного ледокола «Арктика»

Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире «Арктика», спущенного на воду 16 июня в Санкт-Петербурге. 26 июня с производственной площадки завода «ЗиО-Подольск» на Балтийский завод был отправлен второй реактор силовой установки. Ранее, 26 мая состоялась отгрузка первого реактора.

В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов.

Для перевозки ледокольного реактора специалисты АЭМ изготовили специальную транспортировочную упаковку из металла.

РИТМ-200 — новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его строительство ведётся в Санкт-Петербурге на верфях «Балтийского завода».

«РИТМ-200 — новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний дивизиона: ОКБМ Африкантов, как проектировщик и комплектный поставщик, ЗиО-Подольск, как изготовитель корпусного оборудования, а также ЭМСС, ЦНИИТМАШ. В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т. д.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло 28 месяцев. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

  • 13
    user78 user78
    27.06.1622:41:36

    +!    

    Про новый реактор РИТМ-200:

    Отредактировано: user78~00:42 28.06.16
  • 9
    Нет аватара adsalaurov
    28.06.1609:14:08

    Меня как железнодорожника радует, что повезли по ж\д, давно не видел что бы транспортерами пользовались.

    • 0
      Нет аватара Juni
      28.06.1610:01:43

      В Белоруссию Беларусь тоже везли ЖД транспортом.

      • [ссылки отключены]

      Отредактировано: Juni~12:03 28.06.16
      • 3
        Нет аватара artikk
        28.06.1613:49:55

        А зачем вы Белоруссию зачеркнули? В русском языке нет соединительной «а».

    • 2
      moskovskiy-310 moskovskiy-310
      28.06.1613:21:40

      а меня,как речника,не радует,что ЗИО не отправляет грузы по реке

    • 0
      Depeks Depeks
      28.06.1621:05:43

      А у Вас как у железнодорожника случайно скана ЕТУЭ-Т нет?

      Раз уж мы об этом заговорили? Мне очень нужно Приложение 9 оттуда…

      «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ НА ТРАНСПОРТЕРАХ СЦЕПНОГО ТИПА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 120 т"

      в сети только перепечатки болтаются…

  • 12
    Nikolay Kozmin Nikolay Kozmin
    28.06.1610:01:28

    Отличная новость. Важен как и сам ледокол, для которого строиться реактор, так и то (что еще важнее), что разработка таких сложных, высокотехнологичных изделий тянет за собой инновации в многих смежных отраслях. Плюсы кончились)

  • 4
    Омутин Зафар Омутин Зафар
    28.06.1618:13:56

    В чем особеность РИТМ200:

    Как видите, то что вы, наверное, приняли за корпус реактора — это уже внешняя, вторая оболочка. В корпус РИТМ-200 уже интегрировано четыре парогенератора, которые составляют вместе с активной зоной единый конструктивный модуль.

    В этом модуле и происходит основной теплообмен между первым и вторым охлаждающими контурами. При этом вся конструкция — активная зона, парогенераторы, циркуляционные насосы первого контура (ЦНПК) и вся управляющая механика реактора — представляют из себя единое целое, по сути дела, один блок, который изготавливается, собирается, испытуется и настраивается в заводских условиях, после чего его надо просто как кубик LEGO вставить на его штатное место, вовнутрь нового ледокола ЛК-60Я («Арктики») или же, что интересно — нового российского авианосца «Шторм».

    В такой конструкции активной зоне реактора достаточно трудно расплавиться и вызвать запроектную аварию: по сути дела и активная зона, и парогенераторы второго контура в РИТМ-200 помещены в рамки одной большой «кастрюли» и пока вся вода первого и второго контура не выкипит и реактор не потеряет полностью возможность охлаждения, запроектной аварии не произойдёт. Что, конечно же, очень важно для условий автономного судна в суровых условиях, которому неоткуда ждать быстрой помощи.

    http://alex-anpilogov.livejournal.com/140990.html

    Отредактировано: Омутин Зафар~20:15 28.06.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,