73

Экспериментальный двигатель для ракет «Союз» подтвердил свою работоспособность

16 октября на научно-испытательном комплексе ОАО «НПО Энергомаш» без съёма со стенда проведено пятое огневое испытание экспериментального кислородно-керосинового ЖРД для первых ступеней ракет-носителей типа российской ракеты «Союз» и зарубежных ракет-носителей.

Двигатель, оснащённый большим количеством дополнительных измерений вибро-напряжённого состояния, пульсации и температур, в ходе всех пяти испытаний отработал 678 секунд.

Проведенным испытанием успешно завершён первый этап экспериментального подтверждения работоспособности новой модификации кислородно-керосинового ЖРД, создаваемого на основе технологий и опыта разработки двигателя РД191. Новый двигатель, имеющий тягу 200 тс у Земли, отличается от базовой конструкции введением ряда сварных соединений (камеры со статором турбины, смесительной головки газогенератора с корпусом), неподвижным креплением двигателя к ракете или через карданное соединение для качания целиком двигателя для управления вектором тяги в зависимости от конструкции ракеты.

В отличие от РД191 новый двигатель короче по высоте на 760 мм и легче почти  на 300 кг.

Предполагается, что экспериментальный двигатель явится основой двигателя РД193 для I ступени ракеты «Союз-2.1в» лёгкого класса и других возможных модификации РН «Союз» и двигателя РД181 для I ступеней зарубежных ракет-носителей.

Кроме того, на экспериментальном двигателе по программе, согласованной с ГНЦ ФГУП «Исследовательский центр имени М.В.Келдыша», решалась задача проверки работоспособности конструкции на режимах, соответствующих требованиям к системе МРКС (многоразовая ракетно-космическая система), разрабатываемой в рамках Федеральной космической программы.

В настоящее время ведётся анализ результатов испытаний. Двигатель будет разобран и тщательно продефектирован. По результатам дефектации будет принято решение о возможности дальнейших испытаний и корректив в конструкторских и технологических решениях.

  • 0
    Нет аватара
    19.10.1215:19:44
    Но ведь у стодевяностых одно сопло, а на фото - джва.
  • 0
    Nilk
    19.10.1217:26:47
    Похоже на НК-33 совсем забили,а жаль (((
    • 0
      Mishania
      19.10.1217:42:18
      Кто сказал такое? Как вам новость о испытании одного двигателя говорит о том, что на другой забили?
      • 0
        Nilk
        19.10.1217:46:03
        Ну если учитывать, что сейчас Союз-2.1в испытывают с НК-33, который просто взяли со склада, и при этом испытывают РД-193 опять же для Союз-2.1в, то да я делаю вывод, что производство НК-33 восстанавливать не собираются, а какой вывод делаете вы?
        • 0
          user78
          19.10.1218:21:28
          Совсем недавно сделали модернизированный НК-33А и провели его испытания: "Двигатель НК-33А, является модификацией изделия НК-33. Развертывается на предприятии производства новых двигателей НК-33А для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков. В апреле 2012 года завершены межведомственные испытания двигателя НК-33А"
          то да я делаю вывод, что производство НК-33 восстанавливать не собираются
          очень странные выводы. Двигателей Российской Космонавтике в ближайшем будущем понадобится очень много - Энергомаш со всеми заказами просто не справится. Новость от марта 2010:
          Производство жидкостных двигателей НК-33, разработанных для лунной ракеты Н-1, на самарском "Моторостроителе" решено возобновить.
          Новость от сентября 2012:
          Затем делегация посетила цех № 4 по сборке ракетных двигателей. Дмитрий Рогозин поинтересовался, обеспечено ли предприятие заказами. "По производству ракеты-носителя "Союз" мы участвуем в федеральной программе и получаем 4 млрд руб. Рассчитываем в течение ближайших пяти лет выйти на ежегодное производство 26 двигателей вместо нынешних 14-15. Очень хорошие перспективы у НК-33", - сообщил Елисеев.
          http://www.tltn..._news/3/382012/ Если уж исполнительный директор ОАО «КУЗНЕЦОВ» называет перспективы НК-33 очень хорошими, то оснований для беспокойства нет.) Тем более, двигатели НК-33 будут востребованы и на западе. Они используются на американских ракетах Антарес (Taurus II). Так что за судьбу серийного производства двигателей НК-33 можете не волноваться, считайте, что они уже производятся!
          Отредактировано: user78~18:44 19.10.12
          • 0
            Nilk
            19.10.1218:38:22
            Елисеев говорил про двигатели РД-107/108 (так как именно их сейчас ставят на Союзы), а потом добавил: Очень хорошие перспективы у НК-33. А двигатель НК-33А представляет собой двигатель НК-33 взятый со склада с добавлением к нему рулевого двигателя, так что серийно его тоже никто не производит (((
            • 0
              user78
              19.10.1218:53:19
              Американский Антарес-Таурус полетит уже в этом году. Как кончатся двигатели на складе - что делать америкашкам? Закрывать проект?     Да и испытываемый двигатель пока является экспериментальным, до полной готовности РД-193 еще пройдёт целый цикл проектных и испытательных работ. Всё это время можно производить и использовать старенькие лунные НК-33А.
              а потом добавил: Очень хорошие перспективы у НК-33.
              он явно больше нашего знает, поэтому и сказал именно так, а не иначе. ;) Если бы он не знал о серийном производстве и не имел бы заказов на производство НК-33, то сказал бы "очень туманные перспективы у НК-33".
              Отредактировано: user78~18:56 19.10.12
              • 0
                Nilk
                19.10.1218:56:08
                Есть версия, что 193 так же хотят продавать американцам, такие дела
                • 0
                  user78
                  19.10.1219:03:02
                  193 явно дороже. Да и как тут правильно заметили - двигатель то помощнее будет, уже из несколько другого класса. В общем, я подозреваю, что будут параллельно делать и НК-33 и РД-193. НК-33 для америкосов и Союзов2в, а РД-193 для других версий Союзов и возможно для Ангары вместо РД-191.
                • 0
                  d-tatarinov.livejournal.com
                  20.10.1207:34:12
                  Там же русским по белому написано, что на основе этого эксперементального двигателя со временем будут делать РД193 и РД181. Итого: этот испытуемый двигатель еще не РД193, а его предтеча. И пока он станет РД193 от НК33 никуда не деться. Версия РД181. как русским по белому написано, таки на экспорт. Получается, что РД193 продавать не будут, а вот РД181 будут. Но почему-то мне кааца, что там дело не только в цифирьках ;)
        • 0
          lants
          19.10.1218:33:57
          Я извиняюсь, что встреваю. Но все таки Вы не совсем правы. У РД-193 тяга 200тс против 150 у НК-33. И ставить его собираются еще и на Ангару (если мне не изменяет память). Т.е. это как бы разные проекты и одно другое не исключает. ИМХО.
          • 0
            lants
            19.10.1219:16:02
            Ну, напряженность тоже не крест. Отработка технологии вполне позволяет обеспечивать достаточную надежность. Избыток надежности НК вполне окупается увеличением мощности. Вот если двигатель использовать многократно, то да - НК-33 выиграет.
        • 0
          Nilk
          19.10.1218:54:14
          Дело в том, что НК-33 не напряженный двигатель, а всё семейство двигателей начиная с РД-170 очень напряженные, и их применение например в пилотируемой космонавтике не желательно, с другой стороны если на союз поставить РД-193 и на ангару тоже чем они будут отличаться в общем не понятно всё это
          • 0
            user78
            19.10.1219:13:20
            Дело в том, что НК-33 не напряженный двигатель, а всё семейство двигателей начиная с РД-170 очень напряженные, и их применение например в пилотируемой космонавтике не желательно
            НК-33 если и будет применяться, то только для грузов. Доверять ему людей никто не будет. Ракеты-носители Союз-2.1в и Антарес вообще не предназначены для вывода людей на орбиту. "напряженность" РД-170 никому не мешает, расчетное время работы они отрабатывают без проблем. Из 78 запусков ракеты Зенит, только одна авария была по вине первой ступени (с РД-171), и то из-за попадания постороннего предмета в топливную систему.
            Отредактировано: user78~19:19 19.10.12
            • 0
              Нет аватара
              21.10.1218:46:40
              Из 78 запусков ракеты Зенит, только одна авария была по вине первой ступени (с РД-171)
              Вообще-то по меньшей мере три аварии. Еще непонятки с аварией в 1998 году - в разных источниках разные ступени обвиняются, лень копать.
  • 0
    Нет аватара
    19.10.1217:46:03
    Ракета с НК-33 сделана, в плане на следующий год запуск.
    • 0
      Nilk
      19.10.1217:49:27
      Это я знаю, но тот двигатель со склада, а я говорю про восстановление его производства
      • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,