стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
52

Аналитика / «Краснозвездная» авиация расправляет крылья


В статье известного зарубежного эксперта по российской авиации Александра Младенова (Red Star Rising — Air International, May 2012) анализируется состояние и перспективы российских ВВС, причем в качестве информационного повода использовано одно из последних интервью бывшего главкома ВВС Александра Зелина, данное им 16 марта 2012 года. Материал ценен тем, что позволяет оценить ход мысли зарубежных авиационных экспертов относительно состояния и перспектив развития отечественной авиации.


Российские ВВС переживают наиболее глубокую трансформацию своей структуры в постсоветский период, в ходе которой стараются как минимум уйти от организации, застывшей на уровне эпохи Холодной войны, и соответствующего уровня мышления. Одновременно с этим ВВС приступили к реализации крупных программ по закупке вооружений, при этом данной род войск стремительно обновляет свой парк и пополняет склады новейшими управляемым системами вооружения. Ускоренные закупки были облегчены ростом военных расходов, которые финансируются за счет роста цен на нефть и газ на мировом рынке. В последние годы этот рост способствовал резкой активизации многих программ закупки российских самолетов, которые до этого практически не двигались с места из-за систематического недофинансирования.

Первым делом фронтовая авиация

Динамичный процесс в области закупок ВВС наиболее ярко проявляется в обновлении фронтовой авиации, где сразу несколько типов самолетов одновременно либо поступают на вооружение, либо проходят государственные испытания перед началом полномасштабного производства. Су-34 является первым тактическим самолетом нового поколения, поступившим на вооружение российских ВВС в значительных количествах, а Су-35С и Т-50 все еще проходят испытания.

 

 

Генерал Зелин в своей статье признал, что подписаны контракты на поставку 92 Су-34, за которым последуют новые заказы. Это доведет число Су-34 до 120-140 самолетов, и к 2020 г. Су-34 полностью займет место Су-24М/Р. Кроме 7000-й авиационной базы Воронеж-Балтимор (Западный военный округ) и 4-го Государственного центра боевой подготовки и подготовки летного состава в Липецке, по словам А. Зелина, Су-34 также должны поступить на вооружение 6988-й авиационной базы в Хурбе (Восточный военный округ), 6980-й АБ в Челябинске-Шагол (Центральный военный округ) и 6972-й АБ в Крымске (Южный военный округ).

Новые ударные возможности

В настоящее время ведется работа по приданию Су-34 новых возможностей, которые позволят российским ВВС получить реальную способность к реализации сетецентрической концепции командования и управления (command and control, C2). Кроме того А. Зелин дал понять, что на вооружение Су-34 может поступить новая крылатая ракета большой дальности, оснащенная ядерной БЧ. Таким образом, этот самолет дополнит стратегические бомбардировщики, а именно дальние бомбардировщики Ту-22М3. Главком признал, что на менее трех новых ракет вскоре дополнят арсенал Су-34. Это ракета воздух-земля (вероятно, Х-38), противорадиолокационная ракета большой дальности (Х-58УШКЭ) и противокорабельная ракета (Х-31ПД и/или Х-35УЭ).

 

 

Генерал А. Зелин также озвучил число модернизированных бомбардировщиков Су-24М. На российском Дальнем Востоке имеется 24 бомбардировщика Су-24М2 (6988-я АБ в Хурбе). Кроме того, не менее 17 бомбардировщиков, модернизированных по альтернативной программе, известной как СВМ-24 (прицельный комплекс самолетов оснащаются новой авионикой, которая повышает точность неуправляемого вооружения), имеются на вооружении 7000-й АБ в Морозовске и 4-го ЦБП и ПЛС.

«Супер Су-27» и его последователи

В дополнение к имеющемуся контракту на приобретение 48 истребителей Су-35С, подписанному в августе 2009 г., А. Зелин сообщил, что за ним последует очередной контракт на 48 Су-35С. Четыре самолета уже поставлены заказчику и в настоящее время участвуют в программе государственных летных испытаний.

 

 

Парк самолетов также расширится за счет 30 истребителей Су-30СМ, заказанных в марте 2012 г., со сроком поставки в 2013-2015 гг. Двухместные Су-30СМ оснащены двигателями с изменяемым вектором тяги и лучше всего подходят для подготовки летчиков строевых полков (включая тех, кто будет пилотировать истребители Су-35С и Т-50) расширенной тактике боевого применения.

 

 

Обе модификации Су-27 дополнят истребитель завоевания господства в воздухе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), 60 экземпляров которого планируется закупить. Эти закупки будут финансироваться нынешней Государственной программой вооружения, и их планируется завершить к 2020 году.

МиГ-31

МиГ-31 остается важным и мобильным элементом системы ПВО. По словам А. Зелина, в ВВС числится 252 МиГ-31, но только 100 из них предполагается сохранить в боевом составе. Большинство, если не все из них, будут модернизированы в вариант МиГ-31БМ (включая несколько МиГ-31ДЗ и МиГ-31БС с системой дозаправки в воздухе, а также МиГ-31Б, у которого подобная система отсутствует), на котором будет установлена модернизированная РЛС, обладающая увеличенной дальностью обнаружения. В РЛС также будут добавлены новые режимы работы, новое оборудование пилотской кабины, а также новые ракеты «воздух-воздух», включая сверхдальние К-37М (с дальностью более 222 км) и Р-77-1 с активной ГСН. Главком также сообщил, что ВВС разрабатывают новую концепцию применения МиГ-31, которая предусматривает его частое перебазирование на неподготовленные передовые или гражданские аэродромы на территории всей России, но в первую очередь на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

 

 

В ходе подобных передислокаций в удаленные регионы, которые позволят закрыть «бреши» в системе ПВО, МиГ-31БМ используется автономно без поддержки наземных служб контроля воздушного пространства, используя собственную мощную РЛС, усовершенствованную систему обмена данных и совершенное навигационное оборудование.

Структурные изменения

Говоря о регулярной подготовке летчиков российских ВВС, А. Зелин отметил, что дефицита горючего, который был частным явлением в 1990 и 2000-х гг., нет. На сегодня летчики должны иметь годовой налет на уровне 100 часов, и в ближайшем будущем этот показатель планируется увеличить до 130 часов. В 2011 г. общий налет в ВВС достиг 340000 часов, а средний налет на летчика составил 90 часов. Говоря о системе мотивации и усилиях по сохранению подготовленного летного состава, А. Зелин упомянул о существенных переменах в системе выплаты жалования, введенной в начале 2011 г., которая привела к трехкратному росту зарплат.

 

 

С 2009 г. ВВС испытали ряд структурных реформ, которые имели в виду ликвидацию существующей командной структуры и созданию абсолютно новой системы управления с новыми штатами. В середине 2011 г. фронтовая авиация российских ВВС (разделенная на четыре подвида: истребители, фронтовые бомбардировщики, разведывательные и ударные самолеты) и части армейской авиации вместе с ее региональными командными структурами ВВС были переданы под оперативное командование вновь созданным военным округам (Западный, Центральный, Восточный и Южный). Эти военные округа являются командными структурами, которые действуют в качестве регионального командования над всеми вооруженными подразделениями; в военное время они трансформируются в стратегические объединенные командования. В то же время, по словам А. Зелина, развитие ВВС, регулярная боевая подготовка и обслуживание остается в компетенции ВВС.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    17.08.1221:55:24
    Что то я не понял - Младенов пересказал интервью бывшего главкома, а в чём "фишка"?    
    • 0
      nano nano
      18.08.1218:21:38
      Ну он же не слово в слово пересказывает.    
      • 0
        Нет аватара icyborn
        18.08.1220:40:02
        Ага, художественный пересказ интервью Зелина на английском с обратным переводом на русский... Да еще и весьма запоздалый, к тому же.
  • 0
    vostok1982 vostok1982
    17.08.1222:37:27
    А я не понял, почему ракеты К-37М на 222 км, ведь они бьют на 300? И почему про КС-172 ни слова, которая на испытаниях и бьёт на 400? Зависть? Их-то ракеты и на 200 даже не бьют.
    • 0
      Letun Letun
      18.08.1212:41:03
      КС-172 давным-давно труп, если что.
      • 0
        Нет аватара ratol
        18.08.1216:51:37
        такие громкие заявления принято подтверждать фактами
    • 0
      Нет аватара azurel
      18.08.1217:47:15
      Видимо по тому что на 300км они все-таки не бьют, во всяком случае практическая стрельба по реальным целям может вестись на значительно меньшем, а 300км это предельная дистанция в идеальных условиях, которые на войне никогда не произойдут. КС-172 ждать еще лет десять.
    • 0
      Нет аватара icyborn
      18.08.1221:15:09
      Нет четкого расстояния, на которое "бьет" ракета класса воздух-воздух. Навстречу - одна цифра, в догон - совсем другая. Она может лететь по разным траекториям. И по маневрирующей цели расстояние будет меньше, чем по неманеврирующей. От скорости цели также многое зависит. От параметров полета самолета, ракету запускающего - тоже. Потом, ракета сама цель не обнаружит с носителя - многое зависит от радара, на каком расстоянии он может произвести захват (ну, и ЭПР цели в этом случае играет роль). Там целые таблицы стрельбы имеются. Так что циферки публикуют скорее для целей PR. Тем более, что почти любая информация по этой ракете - гостайна. Так что не ожидайте, что цифра 300, 222 или любая другая опубликованная, будут иметь хоть какое-то отношение к реальности. КС-172 - проект закрыт, НЯЗ. Министерство Обороны отказало им в допуске конкурсу. http://www.miss...s.ru/RVV-BD.htm (читать мелкий шрифт внизу страницы) Вообще-то ОКБ "Новатор" никогда не делало ракеты класса воздух-воздух, да и от разработки ЗУР они в последнее время отошли. Так что в реале К(Р)-37М может быть и намного лучше.
    • 0
      user78 user78
      19.08.1214:20:07
      Дальнейшее развитие К-37М - изделие 810 имеют максимальную дальность поражения 400-450 км. Наверное, эти цифры не стали называть, чтобы не пугать западную общественность и не подстегивать их разрабатывать аналогичные ракеты )))) Тут мы впереди планеты всей, причем на голову. http://military.../topic-684.html
      . В рамках аванпроекта на конкурсной основе на базе изд. 610М разрабатывается новое изд. 810. Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках. Дальность повышена в 1.5 раза, высота полета цели до 40 км. Время работы энергоблока - 360 сек. На вооружении в 2013 году.
      "изд.810" хоть компоновка схожа с прародителем К-37М, по слухам, совершенно новая ракета и разрабатывается с нуля.
      " И почему про КС-172 ни слова" Дело в том, что Р-37 при сравнимой дальности и даже большей скорости полета при меньшей стартовой массе - ракета одноступенчатая. А КС-172 - двухступенчатая, слишком большая и тяжелая (длина 7.4м пр сравнению с 4.2м у Р-37), во внутренние отсеки ПАК ФА не влезает.
      Отредактировано: user78~14:20 19.08.12
  • 0
    Нет аватара Comment
    18.08.1209:42:43
    Я тоже не понял ни Севера, ни Востока, чел рассказал о планах развития ВВС, естественно со слов главкома, и причем тут кто, что и сколько бьет ума не приложу.
    Отредактировано: Comment~10:34 18.08.12
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      18.08.1211:51:12
      Я тоже не понял ни Севера
      В самом начале статьи читаем:
      Материал ценен тем, что позволяет оценить ход мысли зарубежных авиационных экспертов
      Но вместо этого читаем "Зелин в своей статье признал... по словам А. Зелина... А. Зелин дал понять... А. Зелин отметил... А. Зелин упомянул" А мысли самого эксперта где?
      • 0
        Нет аватара Comment
        18.08.1213:48:14
        В том то и вопрос, что "икспердов" типа МК у нас выше крыши, только проектировать и работать никого не найдешь все стали экспертами и финансистами.
  • 0
    Letun Letun
    18.08.1212:43:43
    Двухместные Су-30СМ оснащены двигателями с изменяемым вектором тяги
    Оснащены они обычными АЛ-31Ф-М1 с обычным соплом без ОВТ.
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      18.08.1215:38:26
      Оснащены они обычными
      Путаете с Су-30М2
    • 0
      Djoker Djoker
      19.08.1216:44:46
      Кстати, вроде как первый Су-30СМ для ВВС России:

       © img13.imageshost.ru

       © img13.imageshost.ru

  • 0
    Григорий Басс Григорий Басс
    18.08.1218:00:07
    прочел с интересом , поставил +
    Отредактировано: Григорий Басс~18:01 18.08.12
  • 0
    Нет аватара mike
    19.08.1216:45:30
    В статье ничего нового не увидел, но было интересно почитать комментарии. Поскольку комментарии оценить не получается, то поставил "+" статье    
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      19.08.1217:33:16
      В статье ничего нового не увидел
      А красивые фотографии самолётов ВВС? ;)
      • 0
        Нет аватара Dron
        22.08.1211:43:30
        Все эти западные "иксперды" заштампованы до беспредела! В любом высказывании обязательно ввернут и про " новое мышление", и " за счет нефтедолларов", и тд. Причем "нефтедоллары" просто через слово, куда чаще, чем про "новое мышление". Видимо это самое "новое мышление" слава Богу не такое уж новое, а по поводу "нефтедолларов" жаба душит неподецки!   
        Отредактировано: Dron~11:44 22.08.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,