стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
53

Красноярск и красноярский Cудоподъёмник

Отличная статья «Красноярск и красноярские „Столбы“ с высоты» с превосходными фото городских пейзажей, мест отдыха, мостов, аэропорта и Красноярской ГЭС

озадачил меня отсутствием шлюзов. По этому решил создать отдельную статью посвящённую судоподьмнику Краснояркой ГЭС, который заслуживает на мои взгляд внимания .

Красноярский судоподъёмник — уникальное гидротехническое сооружение, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС, на реке ЕНИСЕЙ.Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины: шлюзование. Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой.

Спуск судоподъемника в нижний бьеф плотины Красноярской ГЭС для приема судна

Начало погружения судоподъемника в нижнем бьефе плотины Красноярской ГЭС для приема судна

Заполнение судовозной камеры судоподъемника Красноярской ГЭС для принятия судна

Судно Енисейского пароходства на подходе к судоподъемнику Красноярской ГЭС

Баржа Енисейского пароходства входит в судоподъемник Красноярской ГЭС

Судоподъемник Красноярской ГЭС готов к приему баржи с контейнерами для подъема

Заведение баржи Енисейского пароходства в судовозную камеру судоподъемника Красноярской ГЭС

Буксир-толкач Енисейского пароходства «РТ-701» заводит баржу с контейнерами в судоподъемник Красноярской ГЭС

Баржа Енисейского пароходства заведена в судовозную камеру судоподъемника Красноярской ГЭС

Речной толкач «РТ-701» Енисейского пароходства, заводивший баржу в судоподъемник, остается в нижнем бьефе плотины Красноярской ГЭС

Судоподъемник Красноярской ГЭС начинает подъем из нижнего бьефа с баржей Енисейского пароходства

Судоподъемник Красноярской ГЭС с баржей Енисейского пароходства вышел из воды и начинает подъем через гребень плотины

Рельсы судоподъемника к нижнему бьефу плотины Красноярской ГЭС

Судоподъемник на фоне плотины Красноярской ГЭС. Подъем баржи Енисейского пароходства в верхний бьеф

Путь судоподъемника до гребня плотины Красноярской ГЭС

Судоподъемник Красноярской ГЭС с баржей Енисейского пароходства проходит верхнюю точку подъема

Баржа Енисейского пароходства с помощью судоподъемника Красноярской ГЭС поднимается в верхний бьеф плотины

Судоподъемник Красноярской ГЭС поднимает баржу Енисейского пароходства на Красноярское море — путь через гребень плотины

Работа зубчатых колес с гидравлическим приводом на Красноярском судоподъемнике

Судоподъемник Красноярской ГЭС прибыл в поворотное устройство

Судоподъемник Красноярской ГЭС в поворотном устройстве

Судоподъемник Красноярской ГЭС в поворотном устройстве и журналисты…

Судоподъемник Красноярской ГЭС спускается в верхний бьеф плотины

Рельсы судоподъемника Красноярской ГЭС

Судоподъемник Красноярской ГЭС с баржей Енисейского пароходства опускается в верхнем бьефе плотины

Буксир «Краснотуранск» Енисейского пароходства забирает баржу с контейнерами из судовой камеры судоподъемника в верхнем бьефе плотины Красноярской ГЭС (Красноярское море)

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 7
    Нет аватара Egregore
    12.08.1402:26:24

    Обычно, для преодоления судами ГЭС строятся шлюзы, которые опускают или поднимают суда из верхнего бьефа в нижний. Но в случае с Красноярской ГЭС решено было строить не шлюзы, а судоподъемник. Почему?

    Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу — скалы, на правом — город Дивногорск, долина реки Маны… По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот — в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС).

    Тогда родился вот такой проект. В итоге, судоподъемник поднимет судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину. Общая длина пути — полтора километра.

    Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации.

    В советское время подъемник работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году, с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельскохозяйственной продукции с верховье Енисея, из Хакасии.

    Тип судоподъемника — продольно — наклонный, двухскатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.

    Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем — 6,5 м.

    Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные — из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.

    Способ транспортировки судов — на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м

    Максимальный напор — 98,0 м

    Грузоподъемность расчетного судна — 1500 т

    Судовозная камера:

    — полезные габариты -длина — 90,0 м

    — ширина — 18,0 м

    — глубина — 2,2 м

    — общие габариты -длина — 113,0 м

    — ширина — 26,0 м

    — максимальная высота — 20,0 м

    — масса камеры (без воды) — 4500 т

    — с водой и судном — 8100 т

    — привод — электрогидравлический

    — количество тележек — 78 шт.

    — количество опорных колес и гидромоторов — 156 шт.

    Поворотное устройство:

    — диаметр — 106,0 м

    — угол поворота -140о

    Судовозные пути:

    — ширина колеи — 9,0 м

    — общая длина — 1510,0 м

    — продольный уклон — 1:10

    Скорость передвижения из одного бьефа в другой — 20 метров в минуту.

    Комментарий от пресс-службы Енисейского речного пароходства на нашем форуме при обсуждении данного сооружения.

    «…Насчет экономической эффективности подобного сооружения (зачем его вообще нужно было строить).

    Вообще-то, дело происходило в совсем другой стране, с другим уровнем развития экономики, другим типом хозяйствования, и главное, в стране с существованием долговременных планов и мощных инвестиций в промышленность.

    Поэтому в принятии решения о строительстве специального сооружения по преодолению судами плотины Красноярской ГЭС (для Саяно-Шушенской же, например, не строили ничего) сыграли роль следующие главные факторы:

    1. Существовавший в то время интенсивный грузопоток между центром и югом Красноярского края, связанный с активным промышленным развитием, развитием с/х и пр. В те годы суда Енисейского пароходства проходили плотину круглосуточно!

    2. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС. И дело там было не столько в доставке разнообразных грузов, необходимых для столь обширного строительства, сколько в рабочих колесах турбин для этого гидроузла. Они большие, а производство их весьма высокотехнологично. Строили их, как и для Красноярской ГЭС, в Ленинграде. На железнодорожном или автомобильном транспорте они перевозятся только в разобранном виде (иначе снесут все опоры по Транссибу…

    Но, если для Красноярской ГЭС Енисейское пароходство без особых проблем доставило сей негабаритный груз (Севморпуть-перегрузка-Енисей), то с Саяно-Шушенской уже возникла проблема. Поэтому оставалось два варианта:

    Для сварки, термообработки, монтажа и пр. рабочих колес турбин Саяно-Шушенской ГЭС создавать специальное высокотехнологичное машиностроительное производство рядом со строящейся станцией.

    Строить судоподъемник для прохода Красноярского гидроузла.

    Понятно, что второй путь оказался в итоге дешевле и эффективнее, чем создание «разового» машиностроительного производства у подножья Западного Саяна.

    Ну и немного по стоимости использования судовладельцами этого уникального сооружения на Енисее.

    В период активной навигации на верхнем Енисее (с 3 сентября по 3 октября) подъем судна в Красноярском судоподъемнике для всех судовладельцев вообще бесплатный.

    В межнавигационный период стоимость подъема договорная и зависит от характеристик судна. В среднем перевозка из одного бьефа плотины в другой стоит около 63 тысяч рублей.

    Впрочем, из около 450 судовладельцев на Енисее, регулярно пользуются Красноярским судоподъемником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их на Красноярском море…"

    Источник — Енисейское пароходство.

  • 6
    Нет аватара Berimir07082014
    12.08.1408:48:25

    Большое спасибо автору за статью!

    Последний раз смотрел про етот подьемник по discovery. Ето настоящее советское техническое чудо!

    Отредактировано: Berimir07082014~08:48 12.08.14
  • 6
    GreyWind GreyWind
    12.08.1409:26:07

    Обалдеть. Вообще не знал про такое чудо советской техники! Спасибо!

    • 2
      moskovskiy-310 moskovskiy-310
      12.08.1411:52:32

      присоединяюсь. для меня это тоже абсолютно новая и интересная информация

  • 1
    A_SEVER A_SEVER
    12.08.1417:30:12

    Зачем 28 раз повторять «Красноярская ГЭС» и ещё 14 раз «Енисейское пароходство»?    

    А так +!

    Отредактировано: A_SEVER~17:30 12.08.14
    • 0
      Нет аватара Egregore
      12.08.1422:13:10

      Зачем 28 раз повторять «Красноярская ГЭС» и ещё 14 раз «Енисейское пароходство»?

      Спишем на авторские стиль.

  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара Enot5467
    13.08.1406:14:42

    Прикооооольноооооо!!! Сколько раз ездил там, ни когда не задумывался, что он работает    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,