стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
21

Есть ли у России перспективы на рынке литий-ионных накопителей

 © Фото из открытых источников

По последним данным мировой рынок накопителей энергии в процентном соотношении формируют следующие сегменты:

  • аккумуляторные батареи для электротранспорта — более 30%;
  • аккумуляторы для ДВС — 21%;
  • генераторы электроэнергии для солнечных и ветряных станций — 17%;
  • накопители, используемые в промышленности — 13%;
  • аккумуляторы для портативной электроники — 13%.

Российский производитель литий-ионных аккумуляторов на мировом рынке занимает далеко не лидирующие позиции, несмотря на достаточно серьезный потенциал мощностей — 0, 15 ГВт/ч в год. Для сравнения, по данным на 2019 г. мировые мощности составили 241 ГВт/ч, а по прогнозам экспертов к 2023 году ожидается их повышение до 638 ГВт/ч.

Главная причина проблемы недозагруженности отечественных мощностей в том, что на глобальном рынке Li-ion-аккумуляторов и электромобилей российские производители выступают не в качестве изготовителей готовой продукции, а как поставщики сырья с добавленной стоимостью не выше 5%. Еще один фактор, который существенно усугубляет проблему, — неопределенность правительства в плане развития внутреннего рынка литий-ионных батарей. Отсутствие государственной стратегии препятствует повышению конкуренстноспособности отечественного производителя и осложняет процесс формирования технологических лидеров.

Несмотря на это, компания «Лиотех» демонстрирует значительные успехи в своей отрасли. Это единственное российское предприятие, которое способно выпускать Li-ion-аккумуляторы крупными сериями. Продукция завода отвечает всем мировым стандартам и способна составить конкуренцию зарубежным аналогам как по качеству, так и по цене. «Лиотех» тесно сотрудничает с троллейбусным заводом «Тролза». Компания снабжает его аккумуляторами для современного городского электротранспорта с функцией временного автономного хода. Кроме этого, «Лиотех» активно поставляет свою продукцию на рынок солнечных и гибридных электростанций.

Пример успеха Li-ion-аккумуляторов «Лиотех» показывает, что российские производители могут конкурировать с мировыми компаниями-изготовителями энергонакопителей даже при отсутствии системного стратегического подхода государства к развитию отрасли. Однако для увеличения доли России в производстве накопителей энергии правительству все же стоит выработать стратегию, решительно используя при этом такие неоспоримые преимущества:

  • внутренний рынок автомобилестроения, который составляет 2% от глобального;
  • доступная и разнообразная база ресурсов;
  • мировой тренд на субсидирование экономики низкоуглеродных источников энергии;
  • глобальный протекционизм развития электротранспорта.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 1
    alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
    20.07.2013:03:57

    В каком году этот текст был написан?

    Вот это предложение:

    "Лиотех" тесно сотрудничает с троллейбусным заводом «Тролза"

    явно указывает на то, что текст не этого года, ибо ТролЗА — банкрот, а у ЭЗЕТа ООО ПК-ТС сейчас заказы на Адмиралы в троллейбусном исполнении, без длительного автономного хода.

    • 3
      user78 user78
      20.07.2014:02:02

      ТС сейчас заказы на Адмиралы в троллейбусном исполнении, без длительного автономного хода.

      Автономный ход у новейших троллейбусов ПКТС-6281 «Адмирал» есть, и немаленький — 15 км. Не меньше чем был у электробусо-троллейбусов прошлого поколения Тролза «Мегаполис» 5265.08.

      Вот из статьи от января 2020:

      Выручка новосибирского актива УК «РОСНАНО» — «Лиотех» (юрлицо ООО «Энергетические решения») — в 2019 году составила 400 млн рублей. Это в полтора раза превышает показатель 2018 года.

      — Больше половины выручки пришлось на поставки нашей продукции для энергетики — это направление показывало рост, в первую очередь, для крупнейшего российского проекта возобновляемой энергетики. Около четверти выручки — это поставки аккумуляторных батарей для городского пассажирского электротранспорта. Остальная часть заказов в 2019 году пришлась на поставки источников бесперебойного питания, — комментирует Юлия Костюченко, инвестиционный директор УК «РОСНАНО», член совета директоров «Лиотех».

      Сейчас мы активно сотрудничаем со всеми крупными производителями городского пассажирского электротранспорта, которые испытывают электробусы на наших аккумуляторах. Надеемся, что в 2020 году регионы сделают более уверенные шаги в сторону электротранспорта, и мы сможем нарастить наш портфель заказов в этой сфере.

      Сейчас на заводе «Лиотех» проходит модернизация производства. Первый этап — расширение ассортимента за счет выпуска ячеек с более высокой плотностью энергии в алюминиевом корпусе.

      — Мы заканчиваем монтаж оборудования и планируем начать выпуск новой продукции уже в марте. Новые ячейки, в первую очередь, будут востребованы в сфере электротранспорта, — поясняет Юлия Костюченко.

      Сейчас на заводе производятся ячейки с катодом на базе литий-железо-фосфата и графитовым анодом. Второй этап модернизации предусматривает выпуск ячеек с новыми типами электрохимии: с другими составами катода — NMC (литий-никель-марганец-кобальта оксид) и анода — LTO (литий-титанат).

      — Мы приступим ко второму этапу модернизации, когда будем иметь гарантированный сбыт на новую продукцию. Суммарный объем инвестиций, по нашим оценкам, может составить 4 млрд рублей, — рассказывает Юлия Костюченко.

      В 2020 году в компании также делают ставку и планируют наращивать выручку в сегменте производства источников бесперебойного питания.

      — Мы планируем поставки нашей продукции для источников бесперебойного питания и систем постоянного оперативного тока. Видим существенный спрос на подобные решения со стороны российских компаний, работающих в разных областях, начиная от продуктового ритейла и заканчивая центрами обработки данных. «Лиотех» обладает необходимыми компетенциями и опытом для производства и поставки такой продукции, — говорит Костюченко. — Кроме того, мы планируем расширить наши поставки для горно-шахтного транспорта, погрузочной техники (ричтраки, вилочные погрузчики). В прошедшем году было успешно завершено испытание шахтного электровоза на аккумуляторах «Лиотех» на одном из рудников компании «Алроса». Наши батареи прошли опытную эксплуатацию в электропогрузочной технике ПАО «Камаз», сети розничных магазинов «Магнит». В текущем году мы планируем выходить на крупносерийные поставки данной продукции.

      В 2020 году «Лиотех» намерен расширить пул заказов на источники бесперебойного питания.

      В целом, при реализации намеченных планов по итогам 2020 года выручка «Лиотеха» может составить около 600 млн рублей. Юлия Костюченко также заявила, что в компании и УК «РОСНАНО» «абсолютно уверены, что все обязательства по мировому соглашению, заключенному с кредиторами новосибирского предприятия, будут выполнены в полном объеме и в срок».

      Выручка «Лиотеха» по годам, млн руб.:

      2016 — 120

      2017 — 350

      2018 — 270

      2019 — 400

      2020 — 600 (план)

      То есть предприятие растёт и развивается, модернизирует производство, расширяет ассортимент, внедряет новые технологии.

      Отредактировано: user78~14:03 20.07.20
  • 0
    Нет аватара Zzepp
    20.07.2014:01:04

    генераторы электроэнергии для солнечных и ветряных станций — 17%;

    Всё-таки накопители / аккумуляторы, а не генераторы.

  • 2
    DKerr DKerr
    20.07.2015:53:15

    На днях читал статью о проблемах с запуском производства электромобилей Зетта. Между делом было указано, что вариант с переходом на лиотеховские аккумуляторы не проходит, в связи с тем, что лиотеховский аналог китайского аккумулятора выходит на 30% дороже

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,