Есть ли у России перспективы на рынке литий-ионных накопителей
По последним данным мировой рынок накопителей энергии в процентном соотношении формируют следующие сегменты:
- аккумуляторные батареи для электротранспорта — более 30%;
- аккумуляторы для ДВС — 21%;
- генераторы электроэнергии для солнечных и ветряных станций — 17%;
- накопители, используемые в промышленности — 13%;
- аккумуляторы для портативной электроники — 13%.
Российский производитель литий-ионных аккумуляторов на мировом рынке занимает далеко не лидирующие позиции, несмотря на достаточно серьезный потенциал мощностей — 0, 15 ГВт/ч в год. Для сравнения, по данным на 2019 г. мировые мощности составили 241 ГВт/ч, а по прогнозам экспертов к 2023 году ожидается их повышение до 638 ГВт/ч.
Главная причина проблемы недозагруженности отечественных мощностей в том, что на глобальном рынке Li-ion-аккумуляторов и электромобилей российские производители выступают не в качестве изготовителей готовой продукции, а как поставщики сырья с добавленной стоимостью не выше 5%. Еще один фактор, который существенно усугубляет проблему, — неопределенность правительства в плане развития внутреннего рынка литий-ионных батарей. Отсутствие государственной стратегии препятствует повышению конкуренстноспособности отечественного производителя и осложняет процесс формирования технологических лидеров.
Несмотря на это, компания «Лиотех» демонстрирует значительные успехи в своей отрасли. Это единственное российское предприятие, которое способно выпускать Li-ion-аккумуляторы крупными сериями. Продукция завода отвечает всем мировым стандартам и способна составить конкуренцию зарубежным аналогам как по качеству, так и по цене. «Лиотех» тесно сотрудничает с троллейбусным заводом «Тролза». Компания снабжает его аккумуляторами для современного городского электротранспорта с функцией временного автономного хода. Кроме этого, «Лиотех» активно поставляет свою продукцию на рынок солнечных и гибридных электростанций.
Пример успеха Li-ion-аккумуляторов «Лиотех» показывает, что российские производители могут конкурировать с мировыми компаниями-изготовителями энергонакопителей даже при отсутствии системного стратегического подхода государства к развитию отрасли. Однако для увеличения доли России в производстве накопителей энергии правительству все же стоит выработать стратегию, решительно используя при этом такие неоспоримые преимущества:
- внутренний рынок автомобилестроения, который составляет 2% от глобального;
- доступная и разнообразная база ресурсов;
- мировой тренд на субсидирование экономики низкоуглеродных источников энергии;
- глобальный протекционизм развития электротранспорта.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
20.07.2013:03:57
20.07.2014:02:02
20.07.2014:01:04
20.07.2015:53:15