стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
12

Ярославскому судостротельному заводу 95 лет

30 июля Ярославскому судостроительному заводу исполняется 95 лет. В связи с этим публикую интересное интервью с директором этого завода и несколько свежих видео о заводе в целом и о людях, которые там работают. Ну, а самих заводчан с празником!

Сегодня это современное стабильное предприятие, выпускающее конкурентоспособную продукцию по новейшим проектам. Приказом Минпромторга завод был включён в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, как предприятие, занимающееся производством транспортных средств-судов для Министерства обороны, ФСБ и МВД в рамках государственного оборонного заказа.

На вопросы отвечает генеральный директор Ярославского судостроительного завода (ЯСЗ) Светлана ЧЕКАЛОВА — единственная в нашей стране женщина, возглавляющая судостроительное предприятие.

— Какие суда строятся сегодня на вашем заводе для нужд Министерства обороны?

— Сегодня ПАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания «Финсудпром») строит для Министерства обороны два морских буксира проекта 23470 «Сергей Балк» и «Андрей Степанов». Головной морской буксир будет поставлен на ЧФ в конце осени 2016 года, а второй — на ТОФ осенью 2017-го.

Проект 23470 разработан ЦКБ «Балтсудопроект» в тесном взаимодействии со специалистами нашего завода в целях реали­зации программы создания для вспомогательного флота принципиально нового современного морского буксира. Во многих отношениях он уникален и не имеет аналогов в отечественной практике. Буксир предназначен для выполнения максимально широкого спектра задач: боевое дежурство, аварийная буксировка, пожаротушение, снятие с мели, откачка воды, подводное обследование, эскортные и кантовочные операции, в первую очередь в удалённых районах Мирового океана. В проекте 23470 удалось обеспечить долю отечественного оборудования не менее 90 процентов.

У морского буксира нового поколения водоизмещение более 3000 тонн, неограниченный район плавания, ледовый класс Arc4, диапазон эксплуатации от -40 до +40. Функционал обеспечивается энергетической установкой мощностью 9 МВт, буксирной лебёдкой на 80 тонн. Помимо членов экипажа предусмотрено дополнительно 20 мест, включая помещения для размещения группы антитеррора.

На борту находятся вертолётная площадка, многофункциональный офшорный кран с системой компенсации качки, система пожаротушения и борьбы с разливами нефти.

Созданная платформа может быть основой для строительства спасательных судов Морской спасательной службы и Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ, на её базе планируем разработать проект пограничного сторожевого корабля для морских частей береговой охраны. Не сомневаюсь, что данный проект также заинтересует и других отечественных и иностранных заказчиков.

— На каких флотах сегодня можно встретить продукцию вашего завода? Какие отзывы приходят от военных моряков?

— В 2014 году Минобороны переданы три десантных катера на воздушной каверне проекта 21820, предназначенных для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колёсной и гусеничной техники. Они вошли в состав Балтийского флота. Хотела бы особо отметить, что заказчик доверил ЯСЗ не только исполнение этого контракта, но и техническое сопровождение строительства трёх десантных катеров, что обычно делают специализированные КБ.

Специалисты ЯСЗ по согласованию с заказчиком осуществили в инициативном порядке значительное количество мероприятий, направленных на повышение надёжности и безопасности, улучшение обитаемости катеров. Нами накоп­лен дополнительный опыт работы с легкосплавными материалами, чем сегодня могут похвастаться немногие отечественные компании. В процессе строительства катеров проекта 21820 предприятию удалось выйти на более высокий уровень взаимодействия с НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ, а также углубить сотрудничество в рамках межзаводской кооперации.

В 2013 году завод успешно сдал ВМФ морской буксир проекта 745мбс «Виктор Конецкий», который сейчас эксплуатируется в составе Ленинградской военно-морской базы. Это заметно улучшенный вариант отлично зарекомендовавших себя буксиров проекта 745 мощностью 3000 л.с., которые ЯСЗ ранее строил десятками единиц. На этом буксире появились современный электрогидравлический кран и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, позволяющий выполнять осмотровые, поисковые, подводно-технические работы в прибрежных водах на глубинах до 300 метров. В целом повышение класса автоматизации проекта 745мбс позволило уменьшить численность экипажа с 32 до 22 человек. Установка же современных дизель-генераторов обеспечила снижение удельного расхода топлива на 23 процента.

Продукцию ЯСЗ можно встретить практически на всех флотах. Спасибо военным морякам: мы регулярно получаем от них отзывы, которые до сих пор не давали повода краснеть за построенные ярославскими корабелами суда.

— А сколько всего судов было построено на заводе для Министерства обороны за всю историю вашего предприятия? Какие можно назвать «долгожителями»?

— Трудно назвать точную цифру построенных на нашем заводе судов, это сотни и сотни единиц, но смело можно утверждать, что вся 95-летняя история ЯСЗ тесно связана с отечественным Военно-морским флотом.

Если углубиться в прошлое, то в годы Великой Отечественной вой­ны завод поставлял фронту катера с реактивными установками «катюша» (более 150 ед.). Они участвовали в Сталинградской битве, воевали в составе Днепровской и Дунайской флотилий. В 1985 году за вклад в Победу предприятие было награждено орденом Отечественной войны I степени.

Во второй половине прошлого века ЯСЗ поставлял для Мин­обороны опытовые суда проектов 05035 и 07452, амфибийные катера на воздушной подушке «Барс» проекта14460, буксиры-спасатели проекта 745, малые противолодочные корабли 1241.2. Последние два проекта были самыми серийными, строились десятками единиц. Их по праву можно назвать «долгожителями». Для нас это наилучший отзыв. Долгие годы службы этим судам обеспечивали, естественно, и качественную постройку и, что весьма важно, заботливое отношение военных моряков. С этим, как я знаю, на флоте строго.

— Как строится взаимодействие с Министерством обороны? Есть ли в этом какие-то острые углы, проблемы, требующие решения?

— С Минобороны нас связывают давние партнёрские отношения. С уполномоченными специалистами министерства мы общаемся практически ежедневно и, как мне кажется, хорошо слышим и понимаем друг друга. Прикреплённое военное представительство, как и положено, строго и требовательно осуществляет наблюдение при строительстве каждого судна. При этом, что особенно важно, свою работу строит с пониманием специфики предприятия в интересах эффективного решения общей задачи — сдачи в установленный срок судов, отвечающих всем условиям госконтракта. Конечно, при реализации сложных проектов возникает достаточное количество вопросов или, как вы говорите, острых углов, которые нам с представителями Минобороны удаётся сглаживать на рабочем уровне, поскольку мы разговариваем на одном профессиональном языке.

В годы Отечественной войны завод поставлял фронту катера с реактивными установками «катюша».

— Помимо Министерства обороны строите ли вы технику для других силовых ведомств?

— Наш завод традиционно является поставщиком судов для силовых структур. Для Пограничной службы ФСБ России в последние годы построены серии ПСКР проекта 10410 и буксиров проекта 745, которые считаются «визитными карточками» ЯСЗ, а также катер на воздушной подушке проекта 20910 «Чилим» и скоростные катера с водомётами «Ястреб» проекта 12260 для ФСБ и МВД.

— За последнее время в стране прошёл ряд крупных выставок, форумов, где участвовали судостроительные предприятия. Среди них «Армия-2015», Международный военно-морской салон (МВМС) в Санкт-Петербурге. Участвовали ли вы в них?

— ЯСЗ является постоянным участником таких профессиональных форумов, как МВМС, «Нева», «Морская индустрия России» и других. Конечно, мы с интересом и готовностью отнеслись к предложению принять участие в масштабной выставке «Армия-2015», где постарались показать всю нашу продукцию для силовых ведомств, а также гражданские проекты для Минтранса и Росморпорта. Весьма полезным было и наше участие в работе прошедшего недавно Международного военно-морского салона. У его посетителей заметный интерес вызвал экспонировавшийся десантный катер проекта 21820 «Денис Давыдов», на котором во время проведения салона 3 июля был торжественно поднят Андреевский флаг.

— А какова численность персонала завода? Не испытываете ли вы недостатка в высококвалифицированных специалистах? Если не секрет, каков уровень заработной платы у работников ЯСЗ?

— У нашего завода большой потенциал, разработанная концепция дальнейшего развития. Численность персонала составляет более 700 человек. При этом 37 процентов работников имеют высшее образование, а 60 процентов рабочих — 4-й или 5-й квалификационные разряды. Мы стараемся постоянно совершенствовать систему профессиональной подготовки, практику стажировок на рабочем месте и наставничества.

Естественно, как и многие предприятия судостроительной отрасли, испытываем потребность в кадрах, прежде всего высококвалифицированных. С учётом этого завод тесно сотрудничает с профильными учебными заведениями. Кстати, с осени прошлого года у нас появилось собственное КБ в Нижнем Новгороде, где, как известно, находятся вузы, готовящие кораблестроителей.

Средняя зарплата на ЯСЗ — чуть более 25 тысяч рублей, что является довольно хорошим показателем для нашего региона. Средний же стаж работы при текучести персонала всего в 17,6 процента — 15-20 лет.

— Наверняка на заводе есть династии, ветераны, долгое время работающие на предприятии?

— Более двадцати лет назад практически о каждом работнике нашего завода можно было сказать, что он является членом большой рабочей династии. На предприятии трудились семьями. Сегодня ситуация несколько иная, но тем не менее мы хорошо знаем 7 династий и 15 семейных пар. Например, глава династии Мамоновых-Барановых, заслуженный ветеран труда ЯСЗ Николай Николаевич Мамонов. А для главы династии Ворониных-Корчагиных, Виктора Алексеевича Воронина, профессия слесаря по ремонту оборудования котельной стала призванием на всю жизнь. Старший династии Москалёвых, заслуженный ветеран труда ЯСЗ Алексей Александрович Москалёв, пришёл на завод 16-летним юношей в 1964 году. В связи с 95-летием Ярославского судостроительного завода, которое официально отмечается завтра, 30 июля, за добросовестный труд будут поощрены различными наградами 62работника нашего предприятия.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара Александр Белехов
    30.07.1520:29:25

    Вот чего я не понимаю, так это того почему юбилей вдруг стал праздноваться каждые 5 лет, а не 10. Такими темпами скоро уже каждые 2 года будут юбилей праздновать.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,