стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
125

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

Советские космические разработки востребованы и 40 лет спустя

Исполнилось 45 лет с момента первого старта знаменитой советской ракеты Н-1. Ее собственная судьба оказалась печальной. А вот ее двигатели продолжают жить. Более того, шаг за шагом укрепляют успех отечественной космонавтики как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

Российские и американские конструкторы строят амбициозные планы использования советского двигателя НК-33 на современных ракетах. На заводе «Кузнецов» думают над восстановлением его серийного производства, говорится в публикации «Независимой газеты».

В 2013 году двигатели НК-33 трижды использовалась при запуске новых ракет – российской «Союз-2-1в» и американской Antares. Благодаря этим удачным стартам, у двигателей НК-33 появилась перспектива восстановления в серийном производстве. А ведь 40 лет назад их чуть было не уничтожили – из-за закрытия в СССР лунной программы.

В 60–70-х годах прошлого века у Сергея Королева и его коллектива возникла идея построить ракету для полета на Марс. Потом цели были пересмотрены, и конфигурацию ракеты изменили под задачи «лунного» проекта.

«Для полета в космос нужны были двигатели с высокой степенью эффективности, надежности, с большой отдачей каждого килограмма топлива в тягу, – говорит главный конструктор ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» Валерий Данильченко. – Королев считал, что для этого требуется реализовать замкнутую схему двигателя, чтобы все топливные компоненты поступали через камеру сгорания, создавали повышенный удельный импульс».

Сергей Павлович начал искать конструктора, который бы смог приступить к подобной разработке. Общался он и к авиаконструктору Андрею Туполеву. Но в итоге работать над проектом было предложено конструктору авиационных двигателей – Николаю Кузнецову.

«Особенностью Николая Дмитриевича Кузнецова было то, что он, помимо конструкторского таланта, оставался и великолепным организатором – создал уникальный коллектив, который с полной отдачей работал над поставленной задачей, – вспоминает начальник отдела опытно-конструкторского бюро ОАО «Кузнецов» Александр Иванов. – Узлы двигателя создавались командой специалистов, которые работали до этого над авиационной газотурбинной техникой, именно это определило его особые свойства».

В конструкторском бюро на предприятии под названием «Почтовый ящик 276», которое специализировалось на разработке авиационных моторов, шло создание двигателей, которые затем серийно производились на заводе № 24 имени М.В. Фрунзе. Конструкция НК-33 проста, но обеспечивает высокую надежность. Минимальная стоимость подготовки производства и изготовления при высокой надежности и простоте конструкции – до сих пор один из главных секретов востребованности НК-33.

В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Это чуть не привело к трагедии – созданную партию НК-33 было приказано уничтожить. Кузнецову еле удалось их спасти.

То, что произошло спустя 40 лет, символично, ведь фактически состоялся отложенный триумф уникального двигателя. В 90-е годы НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров. И у двигателя началась новая жизнь.

В 1992 году российские специалисты совместно с американской двигателестроительной компанией Aerojet Rocketdyne подписали протокол о применении НК-33 на ракетах-носителях США. Причем подписывал соглашение еще сам Кузнецов.

Прошло 15 лет, прежде чем и отечественные заказчики обратились к разработке. Американский и российский проекты вышли на стартовую линию практически одновременно.

2013-й стал важнейшим с точки зрения реализации работы по НК-33. В апреле прошлого года в США два модернизированных двигателя НК-33 обеспечили первый успешный старт ракеты Antares. Второй ее запуск состоялся 18 сентября – на МКС был доставлен груз для экипажа станции. А 28 декабря 2013 года двигатели НК-33 обеспечили старт новейшей российской ракеты легкого класса «Союз-2-1в».

Американцы обратили внимание на НК-33 по нескольким причинам.

Во-первых, он сохранился в материальном заделе, вследствие чего не требовал большого срока воспроизводства. На отработку такого проекта с нуля ушло бы много времени. А ракета Antares, по сути, была создана за пять лет – фантастически короткий срок. «Работы по американской ракете-носителю начались в 2008 году, а в 2013-м мы уже осуществили старты, – отмечает исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. – НК-33 дождался своего космического полета».

Во-вторых, двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность – 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, – рассказывает Александр Иванов. – Были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».

В-третьих, особенности конструкции. Умеренное по сравнению с аналогами давление в камере сгорания двигателя НК-33 (150 атмосфер) позволяет с высокой степенью безопасности использовать его в пилотируемой космонавтике.


Фото Vitaly V Kuzmin


Разработчики НК-33 возлагают большие надежды на проект его возрождения. «Нашему коллективу крайне важно, чтобы НК-33 был востребован и в России, – делится Александр Иванов. – Я часто говорю нашей молодежи: когда мы уйдем, вы будете работать с этим изделием еще долго – это источник для многих технических решений. Существующие ракетные двигатели вышли на предел своих энергетических характеристик. У НК-33 огромное будущее, и работы по его модернизации и восстановлению в серийном производстве имеют огромное значение».

Мечта заводчан – добиться пуска НК-33 в серию. «Мы сохранили двигатель в чертежах и товарном заделе, – говорит конструктор Данильченко. – И сегодня наша цель – восстановить его серийное производство. Эта работа уже началась. Реализуется она руками молодых специалистов на современном оборудовании».

Поскольку на ракетные двигатели есть спрос, на ОАО «Кузнецов» уже сформирован график восстановления их производства. «В настоящий момент вопрос воспроизводства двигателя мы решаем совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией, куда входит предприятие. Мы говорим о начале поставок новых двигателей с 2017–2018 года, – отмечает Якушин. – С учетом прогноза востребованности изделий, к 2020 году мы должны выйти на уровень производства 15–20 двигателей в год».   

Есть у завода и другой перспективный проект – НК-39, еще один «лунный» двигатель. Объект пристального внимания со стороны европейских заказчиков. Но об этом речь впереди.  

ОАО «КУЗНЕЦОВ» – одно из крупнейших предприятий авиационного и космического двигателестроения. Входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации».

«ОБЪЕДИНЕННАЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ» – интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. Объединяет более 85% ведущих предприятий отрасли.

 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Источник: http://rostec.ru/news/4232

  • 4
    Gruk Gruk
    21.02.1418:49:54
    "Российские и американские конструкторы строят амбициозные планы использования советского двигателя НК-33 на современных ракетах..."
    ____________________

    К чему это?    Зачем их то привлекать к святому?
    Отредактировано: Gruk~19:19 21.02.14
    • 5
      Samboris Samboris
      21.02.1419:30:19
      А им просто нравится НК-33, нехай проектируют свои ракеты Antares под наш двигатель - мы им поставим этот супертехнологичный продукт   
      Отредактировано: Samboris~19:31 21.02.14
      • 0
        Gruk Gruk
        21.02.1420:03:48
        это то понятно    , главное чтобы конкурента не возродить из наших разработок!, вот я к чему.   
        Отредактировано: Gruk~20:04 21.02.14
        • 5
          Нет аватара KapitanBlad
          21.02.1420:50:43
          Это вряд ли. Амерам была продана лицензия на РД-180, но они так и не смогли наладить их производство, покупают готовые у нас.
          • -7
            Станислав Кузьмич
            22.02.1400:37:53
            Не смогли и не стали - разные вещи. Для налаживания производства двигателя в Америке нужны большие деньги, целесообразнее закупать у России.
            • 5
              Нет аватара troller
              22.02.1409:38:18
              Именно - НЕ СМОГЛИ.
              И деньги потратили, и время.
            • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара Abada
              22.02.1413:17:11
              Пытались,но там один перевод из метрической системы занял годы...плюс технологические подходы разные.В итоге они плюнули и начали свой делать с частными подрядчиками.
            • 0
              Алексей Ларин Алексей Ларин
              23.05.1812:57:02

              Для налаживания производства двигателя в Америке нужны большие деньги

              а что для них не дорого налаживание и создания других новейших американских космических проектов, это значит для них целесообразно) ,для этого значит не нужны им деньги ,а вот конкретно налаживание и производство двигателей не целесообразно,как то глупо звучит это утверждение))при том что ракетные двигатели это очень важная часть ракетостроения

              Отредактировано: Алексей Ларин~13:02 23.05.18
              • 0
                Станислав Кузьмич
                23.05.1817:24:03

                Думал выждать паузу и ответить Вам через 4 года.

                налаживание и производство двигателей не целесообразно,как то глупо звучит это утверждение))

                Может для Вас это звучит глупо, но как по мне это прагматично — зачем вкладывать в производство чужого двигателя, если создать свой по времени и деньгам то на то. Предыдущий комментатор вполне доходчево объяснил, они пытались, но плюнули… И вот сегодня они уже имеют свой двигатель BE-4.

                Интервью Бориса Каторгина, там он и говорит что денег нужно несколько миллиардов и 10 лет, дабы наладить производство РД-180 (искать по слову: Американцы очень прагматичны)

                Интервью

                Отредактировано: Станислав Кузьмич~17:24 23.05.18
                • 0
                  Алексей Ларин Алексей Ларин
                  23.05.1819:29:23

                  а сколько они потратили денег и времени на воспроизводство своих движков?.

                  Для налаживания производства двигателя в Америке нужны большие деньги, целесообразнее закупать у России.

                  я вообще то и имел ввиду своё производство двигателей.речь ведь об этом и шла что бы наладить своё производство что бы не покупать в России ,при чём тут налаживание производства рд-180 у себя

                  И вот сегодня они уже имеют свой двигатель BE-4.

                  я бы так смело не утверждал ,что у них он есть ,всё таки ещё совсем сырое изделие ,которое до сих пор ещё не прошло испытания

                  Отредактировано: Алексей Ларин~21:48 23.05.18
        • Комментарий удален
  • 8
    openid.yandex.rumix-volkof mix-volkof
    21.02.1419:27:45
    ну что-ж, пожелаем что бы все иностранные ракеты выходили в космос на российских двигателях.
  • 4
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    21.02.1420:15:20
    "+" Прошло 45 лет, а эти двигатели до сих пор востребованы...
  • 4
    Нет аватара donbass
    21.02.1420:27:03
    Мысли в тему.
    У двигателя ресурс "на отказ" 15000 секунд... Да его можно форсировать и форсировать. Довести тягу с нынешних 150 тс до 160-170 тс или больше.
    Более того, можно связать два движка в один блок по типу РД180. Это позволит применить его в ракете союз 2.1 и полностью отказаться от ее боковых блоков. Движок этот спаренный уделает 180ку по соотношению вес/тяга, особенно если форсировать.
    • 2
      Нет аватара Lyudov
      21.02.1420:38:05
      на "Антаресе" стоит два НК-33
    • 0
      shurator shurator
      21.02.1422:21:19
      Довести тягу с нынешних 150 тс до
      160-170 тс или больше. Более того, можно связать два движка в один блок по типу РД180. Это
      позволит применить его в ракете союз 2.1 и полностью отказаться от
      ее боковых блоков.


      ракета в тюльпан не влезет...
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      22.02.1401:35:36
      РД-180 это один четырёхкамерный двигатель.
      НК-33 это один однокамерный двигатель.

      Наращивание камер двигателя означает его серьёзное перепроектирование.
      Отредактировано: Zveruga~01:35 22.02.14
      • 1
        Нет аватара Tcheluskin
        22.02.1410:26:35
        РД-180 — 2-камерный.
        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          22.02.1416:59:23
          Точно, перепутал с мировым рекордсменом РД-170.
          Отредактировано: Zveruga~16:59 22.02.14
    • 1
      Нет аватара LuisWoo
      22.02.1404:51:31
      У двигателя ресурс "на отказ" 15000 секунд... Да его можно форсировать и форсировать. Довести тягу с нынешних 150 тс до 160-170 тс или больше.

      Добро пожаловать из криокамеры — уже прошёл наземные испытания Энергомашевский РД-191 с тягой 212\196 тс в вакууме и на уровне моря соответственно.
      • -1
        Нет аватара Tcheluskin
        22.02.1410:28:34
        уже прошёл наземные испытания Энергомашевский РД-191 с тягой 212\196 тс
        Ага, и с давлением в камере сгорания под 300 атм., как следствие сложный в производстве, дорогой и менее надёжный.
        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          22.02.1417:03:06
          Теоретически экономичность двигателя можно повысить эффективнее всего за счет повышения давления в камере. Т. е. по другому ни как.
          • 0
            Нет аватара Tcheluskin
            22.02.1418:15:14
            У РД-191 удельный импульс выше чем у НК-33 на 5%; а давление в камере сгорания — в 2 раза, за счёт чего существенно возрастают требования к материалам и технологии изготовления.

            Нужна золотая середина: недорогой надёжный двигатель с достаточными характеристиками. Запуск ракеты Атлас-5 c РД-180 на 1-й ступени и водородником на 2-й стоит ~$180 млн., а Фалькон-9 такой же грузоподъёмности ~$60 млн.
            Отредактировано: Tcheluskin~18:16 22.02.14
            • 1
              RadiantConfessor RadiantConfessor
              22.02.1421:25:13
              Ракеты это не двигатели. Сколько стоит Мерлин мы не знаем. Есть косвенная информация о стоимости РД-180 - 11-15 миллионов $.
        • -2
          Нет аватара LuisWoo
          22.02.1417:23:00
          НК-33 не производиться уже много лет, не говоря уже о теоретическом форсированном варианте. Говорить о дешевизне и надёжности последнего, как минимум наивно.
  • 7
    Нет аватара donbass
    21.02.1420:37:28
    На базе этой форсированной спарки можно создать универсальный ракетный модуль с тягой приблизительно 350 тс. На его базе получаем ракетную систему нового поколения типа Русь. Можно пускать голый "карандаш", можно пристегнуть 2-4-5-6 дополнительных стандартных разгонных блоков, на каждом такой движок. Наружный корпус УРМ выполнить из углепластика.

    Берем лобзик и выпиливаем.
    • 1
      Нет аватара Goldman
      21.02.1422:37:36
      Хы, прочитал как : "Берем лобзик и ВЫПИВАЕМ".    
      Хотя... за такую новость можно и выпить и лобзиком закусить (С) "Каша из топора", русская народная сказка.    
      Отредактировано: Goldman~22:38 21.02.14
  • 1
    Нет аватара donbass
    21.02.1422:40:29
    ракета в тюльпан не влезет...


    Союз 2.1 с новым "двойным" движком влезет, имхо. Движок внизу, а Союз висит подвешенный за "талию" в миделе 2 ступени.

    Да, касательно нового УРМ. Его следует сделать многоразовым, в верхней части предусмотрев люк для парашютной системы. Чтобы двигатель не повреждался при спуске на парашюте, можно проработать наружное кольцо, опускающееся вниз по корпусу при возвращении УРМ и защищающее его.
    • 1
      shurator shurator
      22.02.1401:28:38
      Союз 2.1 с новым "двойным" движком влезет, имхо. Движок внизу, а
      Союз висит подвешенный за "талию" в миделе 2 ступени.


      Не влезет конструкция танет не метр шире...
      придется менять весь стартовый комплекс.
    • 1
      Нет аватара CrazyHummer
      22.02.1408:05:27
      Надо сделать аналог Grass Hopper - поищите в интернете (youtube) - очень интересное решение - позволит садить без повреждения первые ступени ракет. Моя мысль такая - после отделения первой ступени на парашуте гасит скорость до приемлемой, парашут отстреливается и далее как Grass Hopper садится. Дешево и сердито.
      Отредактировано: CrazyHummer~08:08 22.02.14
  • 6
    CosmonautTV CosmonautTV
    21.02.1422:41:48
    Уважаемые блогеры, если вы чего публикуете о космосе и о космических технологиях, то я не знаю, хотя бы вЫкипедию почитайте. НК-33 никакого отношения к РН Союз-ФГ, кои у вас на картинках, не имеет.    
    С огромным уважением и приветом, творческий коллектив телестудии Роскосмоса.    
  • 2
    Нет аватара donbass
    21.02.1422:57:04
    Да уж. Союз 2.1в без боковых блоков, с одним движком (соплом), и, похоже, без штанги САС.
     http://topwar.ru/7320-pop...-v-semeystve-soyuzov.html 
    Коллективу Роскосмоса пламенный привет!
    Отредактировано: donbass~11:20 22.02.14
  • 1
    Нет аватара donbass
    22.02.1401:53:23
    РД-180 это один четырёхкамерный двигатель.
    НК-33 это один однокамерный двигатель.


    РД-180 - двухкамерный двигатель
    НК-33 лучший в своем классе однокамерный двигатель, на базе которого можно и нужно строить современные конкурентноспособные ракеты. Я считаю, из него получится отличный двухкамерник.

    Не влезет конструкция тянет не метр шире...
    придется менять весь стартовый комплекс.


    Значит, будет полностью новый УРМ.
    Отредактировано: donbass~01:53 22.02.14
    • 0
      shurator shurator
      22.02.1410:51:18
      РД-180 - двухкамерный двигатель НК-33 лучший в своем классе однокамерный двигатель, на базе
      которого можно и нужно строить современные конкурентноспособные
      ракеты.
      И как вы себе представляете?
      легче новый двигатель спроектировать...

      Не влезет конструкция тянет не метр шире... придется менять весь стартовый комплекс. Значит, будет полностью новый УРМ.


      УРМ такой грузоподемности? Линейка ракет начнется с Протона.
  • 0
    Нет аватара donbass
    22.02.1411:35:49
    УРМ такой грузоподемности? Линейка ракет начнется с Протона.


    Нет. 300тс дает примерно 7т ПН на низкую опорную орбиту.
    350 тс даст примерно 8т на НОО, голый "карандаш" без ускорителей.
    350тс*3 даст 24т на НОО, "карандаш" с 2 ускорителями.
    350тс*4 - 32т на НОО, 3 ускорителя.
    350тс*5 - 40т на НОО 4 ускорителя.
    350тс*6 - 48т на НОО 5 ускорителей.
    350тс*7 - 56т на НОО 6 ускорителей.

    Надо сделать аналог Grass Hopper

    "Кузнечик" интересная идея, но -
    1. Вряд-ли это дешевле, дополнительные тормозные движки дают доп. стоимость и вес.
    2. основные баки с горючим и окислителем в процессе работы вырабатываются полностью и заполняются ин. газом. Следовательно, для работы тормозных нужно предусмотреть отдельную систему питания, это вычтет полезный объем и вес из всей конструкции, снижая удельный импульс УРМ в целом.

    В принципе в качестве тормозных можно применить твердотопливные шашки.
    Отредактировано: donbass~11:45 22.02.14
    • 0
      Нет аватара CrazyHummer
      22.02.1412:33:46
      у "кузнечика" нет доп. тормозных движков. Как я понял, все дело в точном управлении вектором тяги и мощностью основного двигателя. Доп. вес который приведет к снижению веса полезной нагрузки компенсируется многоразовостью системы. "Ноги" планируется сделать откидывающимися, что снизит сопротивление при старте.
    • 0
      shurator shurator
      22.02.1412:38:53
      Нет. 300тс дает примерно 7т ПН на низкую опорную орбиту. 350 тс даст примерно 8т на НОО, голый "карандаш" без
      ускорителей. 350тс*3 даст 24т на НОО, "карандаш" с 2 ускорителями. 350тс*4 - 32т на НОО, 3 ускорителя. 350тс*5 - 40т на НОО 4 ускорителя. 350тс*6 - 48т на НОО 5 ускорителей. 350тс*7 - 56т на НОО 6 ускорителей.

      На голый карандаш есть Зенит. далее Протон, а на остальные нагрузки даже проектов нет.


      В принципе в качестве тормозных можно применить твердотопливные
      шашки.

      Уже внедрили твердотопливные ускорители на Протоне.
    • 0
      Нет аватара CrazyHummer
      26.02.1417:37:22
      Вот буквально сегодня новость - американцы активно доделывают технологию вертикальной посадки первых ступеней - интересны так же и оценки по возможной выгоде от использования - при оптимистичном сценарии - затраты на запуск сократятся почти в 100 раз!
      • 0
        Нет аватара donbass
        26.02.1418:08:50
        Идея УРМ Grasshopper весьма интересная и новаторская, первая ступень с "вертикальным взлетом и посадкой". Темой возвращаемых ступеней с возможностью повторного использования следует заняться и нам, если Россия собирается остаться на пике технологии. Потеряем пик технологии-задавят более дешевые конкуренты-потеряем контракты.
        Но: 1) затраты сократятся почти в 100 раз - врядли, это теория. Шаттлы тоже хотели запускать часто, но заявленные 100 запусков не осущестили и программа не окупилась.
        2) На отработку новой схемы уйдет много времени, и непонятно чем это закончится, на фалькон хэви планируется до 28 двигателей, это страшный гемор (Н1).
        3. Двигатель фалькон слабый и архаичный, с открытым циклом, давлением в камере ок. 70 атм.и тягой в 40тс. Я даже не берусь судить, насколько это высокотехнологичное суперсовременное творение уступает нашему скромному 40-летнему сабжу по всем параметрам, какой ни возьми. Николай Кузнецов был великий конструктор, слава ему.
  • 0
    Нет аватара donbass
    22.02.1415:02:07
    Уже внедрили твердотопливные ускорители на Протоне.

    Специалисты ГКНПЦ им. М.В.Хруничева проработали несколько вариантов использования ступеней МБР «Тополь» в качестве твердотопливных ускорителей на первой и второй ступенях РН «Протон-М».
     http://novosti-kosmonavti.../forum/forum13/topic9837/ 

    Проработали несколько вариантов не значит внедрили. Речь идет о двух сравнительно небольших ТД, встраиваемых внутрь корпуса первой ступени Протона. В сухом остатке - незначительный прирост полезной нагрузки, в районе 5%.
    Отредактировано: donbass~15:03 22.02.14
    • 0
      shurator shurator
      22.02.1418:21:12
      Специалисты ГКНПЦ им. М.В.Хруничева проработали несколько вариантов
      использования ступеней МБР «Тополь» в качестве твердотопливных
      ускорителей на первой и второй ступенях РН «Протон-М». http://novosti-kosmonavti.../forum/forum13/topic9837/  Проработали несколько вариантов не значит внедрили. Речь идет о
      двух сравнительно небольших ТД, встраиваемых внутрь корпуса первой
      ступени Протона. В сухом остатке - незначительный прирост полезной
      нагрузки, в районе 5%.


      Торможение второй ступени осуществляется твердотопливным ускорителем...
      Твердотопливным ускорители на Протоне там всю стартовую площадку переделывать...
      Спасибо за форум очень интересные темы представлены...
      Отредактировано: shurator~18:29 22.02.14
  • 0
    Нет аватара fornit.bt
    22.02.1423:15:20
    <p>"Государственным ракетным центром им. Макеева, совместно с разработчиками двигателей, системы управления, стартового и технического комплексов (КБХА, КБХМ, НИИМаш, НПОА и КБТМ), разработаны проектные материалы по ракете космического назначения “Россиянка” с многоразовой первой ступенью.

    Основной особенностью предлагаемой многоразовой первой ступени является использование только типовых ракетных систем. Характеристики и количество двигателей, а также режимы их работы обеспечивают полет ступени от старта до приземления, в том числе, при отказе любого из маршевых или управляющих двигателей, что обеспечивает высокий уровень надежности выполнения решаемых задач.

    Возвращение ступени осуществляется по баллистической траектории путем повторного включения штатных двигателей.

    Грузоподъемность РН «Россиянка» при выведении полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту – 21,5 т. Возможно увеличение грузоподъемности до 35 т за счет соответствующего выбора размерности РН или, например, использования кислородно-водородной второй ступени. При этом конструктивно-компоновочная схема РН и принцип возвращения многоразовой первой ступени сохраняются."</p>

     [ссылки отключены] 
  • 0
    Нет аватара Enot5467
    27.02.1407:38:13
    Надо еще возродить "Синяя птица" (ЗИЛ 49061), точнее её новый аналог и врагам вообще не чем будет крыть козыри    

    Но я то рассуждаю как обычный мечтатель, глянувший несколько док-х фильмов
  • 0
    Нет аватара CrazyHummer
    28.02.1404:43:29
    1) даже если не в 100 раз а в 10 - это будет большой успех (учитывбая, что запуски фальконов и так дешевле)
    2) То что "кузнечик" уже демонстирует - впечатляет. Если они просто приделают тормозной парашют для гашения бОльшей части скорости на первом этапе, то вполне по силам создать в ближайшее время.
    3) клиенты не выбирают по критерию технологичности двигателей - главное - цена и надежность запусков. Пусть хоть на дровах летают.

    Вывод - нашим надо пошевеливаться.
    Кстати у создателей комплекса Энергия-Буран были очень интересные проекты по возвращаемым ступеням "Энергии" - странно что вообще проект похоронили и с нуля будут делать тяжелую ракету.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,