стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас

 

Киевское государственное предприятие «Антонов» в одностороннем порядке приняло решение увеличить стоимость летного прототипа лайнера сразу на треть, с 67 млн до 100 млн долларов.

Это не только противоречит всем договоренностям между Россией и Украиной, достигнутым на высшем уровне за последние два года, но и ставит под вопрос саму идею реализации этого проекта — он становится попросту никому не нужным. И понятно почему. Гораздо более мощный и тяжелый транспортник Ил-476, производство которого должно начаться в этом году на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП», обойдется Минобороны России почти на 30% дешевле, чем Ан-70. Но это еще не все. Неожиданно для всех выяснилось, что Украина не способна доработать документацию на разрабатываемый самолет в соответствии с требованиями ВВС России и перевести ее в электронную форму — там для этого просто не хватает квалифицированных специалистов. Более того, есть серьезные сомнения в том, что разрабатываемый Ан-70 в принципе может соответствовать тактико-техническому заданию наших военных.


Полет в никуда

К разработке Ан-70 КБ Антонова приступило еще в начале 90-х годов прошлого века. Предполагалось, что этот самолет, рассчитанный на перевозку 35 тонн груза или трех сотен десантников, заменит морально и технически устаревшие Ан-12. Новый лайнер должен был развивать скорость до 780 км/ч и совершать полеты на расстояние до 7,5 тыс. км. Его главной отличительной чертой считались уникальные сверхмощные винтовентиляторные двигатели Д-27 запорожского КБ «Прогресс», благодаря которым лайнер мог взлетать и садиться на грунтовые полосы длиной всего 600 метров. Изначально стоимость создания Ан-70 оценивалась в 1,1 млрд долларов. В 1994 году для разработки этой машины Россия и Украина учредили СП «Средний транспортный самолет». Ожидалось, что производство нового самолета будет налажено на киевском авиационном заводе «Авиант» (входит в концерн «Антонов») и в омском объединении «Полет». По расчетам военных, для окупаемости проекта России нужно приобрести 164 новых лайнера, а Украине — 65. Правда, в целях повышения рентабельности программы не исключалась возможность совместного производства этого самолета с другими странами, прежде всего с Францией и Германией. Но еще до начала практической реализации проекта техническая документация на Ан-70 каким-то чудесным образом оказалась в руках европейских авиастроителей. В результате консорциум Airbus принял решение самостоятельно строить очень похожий на Ан-70 самолет — А400М. Затратив на его разработку почти 20 млрд евро, два года назад Airbus наконец поднял свой А400М в воздух.

Сейчас у Airbus есть уже более 150 заказов на А400М. Но серийное производство этого лайнера идет со скрипом и явно выбивается из графика. Дело в том, что в ходе испытаний у А400М были выявлены многочисленные недостатки. Так, инженерам долгое время не удавалось добиться слаженной работы всех четырех двигателей транспортника. А когда эти проблемы были решены, вдруг обнаружились технические неисправности в других узлах самолета. После того как разобрались со злополучными узлами, снова не заладилась работа двигателей, и Airbus пришлось переустанавливать программное обеспечение, контролирующее их работу. Немаловажно и то, что грузоподъемность А400М оказалась на 7 тонн меньше, чем было предусмотрено техническим заданием.

Все эти проблемы — прямое следствие неудачных конструкторских решений, примененных на Ан-70, которые, судя по всему, частично были скопированы, а затем и воспроизведены европейцами. Еще девять лет назад группа российских конструкторов, руководителей авиазаводов и специалистов НИИ ВВС России обратилась в Минобороны нашей страны с предложением прекратить разработку Ан-70 за счет средств госбюджета. «Этот самолет по ряду важнейших летных характеристик не соответствует тактико-техническому заданию ВВС России. Он находится на уровне устаревшего Ан-12», — написали конструкторы. Авторы письма были твердо уверены, что все попытки доработать Ан-70 не имеют смысла, так как объективные технические предпосылки улучшения характеристик самолета отсутствуют. «Более того, крайне низкий уровень надежности самолета в целом и двигателей в частности не позволяет без ущерба для безопасности полетов проводить его дальнейшие испытания», — отмечалось в документе. И это очень похоже на правду. Историю испытаний Ан-70 иначе как трагической не назовешь. Первый опытный образец этого самолета потерпел катастрофу в феврале 1995 года. Вторая модель рухнула на землю в январе 2001-го под Омском из-за отказа двух левых двигателей. Всего же у Ан-70 девять лет назад было обнаружено свыше 400 серьезных недостатков, в том числе зафиксировано не менее 50 случаев отказа двигателей. Дефекты много раз пытались исправить, но безрезультатно. По заключению экспертов, отказ одного из четырех двигателей Ан-70 с высокой вероятностью приведет к серьезной аварии. Это связано с тем, что значительная часть подъемной силы крыла создается при обдуве его струей от винта. При отказе двигателя на одном крыле появляются сильные разворачивающие и кренящие моменты, требующие симметричного снижения мощности силовой установки на другом крыле. Очевидно, что для военного самолета, который предполагается эксплуатировать в условиях огневого воздействия, такие особенности недопустимы. В итоге все это привело к тому, что финансировать работы по Ан-70 Россия отказалась.

Бессмысленный подарок

Тем не менее два года назад на встрече Владимира Путина с президентом Украины Виктором Януковичем работы над Ан-70 договорились возобновить. Минобороны России приняло решение не только продолжить финансирование этого проекта, но включило Ан-70 в Государственную программу вооружений на 2011–2020 годы. Более того, чтобы Украина смогла профинансировать деятельность своих инженеров и конструкторов, наше военное ведомство даже купило у концерна «Антонов» восстановленный и отремонтированный после катастрофы опытный образец Ан-70. Все это было сделано лишь потому, что украинские власти клятвенно обещали доделать самолет и принять его на вооружение собственных ВВС. На первых порах Минобороны Украины пообещало закупить три самолета, а Минобороны России — 60. При этом для продолжения работ по Ан-70 Россия выделила из госбюджета чуть более 85 млн долларов, а Украина — 60,1 млн долларов. Но если наша страна свою часть средств исправно перечислила, то финансирование со стороны Украины по неизвестным причинам постоянно задерживается. На этом фоне стремление украинских авиастроителей завысить согласованную цену на Ан-70 выглядит по меньшей мере неразумно. По сути, это есть не что иное, как попытка любыми способами продлить существование во всех отношениях нежизнеспособного проекта. А в том, что проект Ан-70 именно такой, нет никаких сомнений.

Еще совсем недавно Минобороны России не хотело утверждать ни одного технического решения по Ан-70. И только после вмешательства сначала Дмитрия Медведева, а потом и Владимира Путина свое решение вынуждено было изменить. Такая позиция наших военных объясняется довольно просто. Вместо среднего лайнера грузоподъемностью 35 тонн концерн «Антонов» разработал машину грузоподъемностью 47 тонн, которая по классу вплотную приближается к тяжелым транспортным самолетам, например к Ил-476 (50 тонн). Такие лайнеры военным ведомствам России и Украины в большом количестве просто не нужны. Потребность нашей страны в Ан-70 эксперты оценивают всего в 40 самолетов. И это понятно: Ан-70 рассчитан на перевозку одного танка типа Т-90 на расстояние до 3 тыс. километров. Это означает, что он может быть задействован для быстрой перегруппировки механизированных соединений на больших театрах военных действий. Однако военные доктрины России и Украины отвергают даже теоретическую возможность крупных танковых сражений. Поэтому кроме ВДВ новый транспортник больше никому не нужен. А использовать этот самолет в коммерческих целях, например для перевозки грузов в интересах частных компаний, не представляется возможным, так как он не соответствует экологическим требованиям США, ЕС и ряда других стран по уровню шума и выбросов в атмосферу.

Поэтому, выделив средства на доработку Ан-70, Россия фактически сделала Украине огромный подарок, который наши коллеги по достоинству оценить, к сожалению, не смогли.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    Нет аватара Дмитрий Яковлев
    31.08.1214:33:38
    Вот это да. Сюрприз, однако....
    Это не только противоречит всем договоренностям между Россией и Украиной, достигнутым на высшем уровне за последние два года, но и ставит под вопрос саму идею реализации этого проекта — он становится попросту никому не нужным. И понятно почему. Гораздо более мощный и тяжелый транспортник Ил-476, производство которого должно начаться в этом году на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП», обойдется Минобороны России почти на 30% дешевле, чем Ан-70. Но это еще не все. Неожиданно для всех выяснилось, что Украина не способна доработать документацию на разрабатываемый самолет в соответствии с требованиями ВВС России и перевести ее в электронную форму — там для этого просто не хватает квалифицированных специалистов. Более того, есть серьезные сомнения в том, что разрабатываемый Ан-70 в принципе может соответствовать тактико-техническому заданию наших военных.
    И что, просто никто этим и не занимался там что ли ? Все плюнули на проект и спокойно чай пьют?
  • 0
    Gubichev Gubichev
    31.08.1214:40:01
    "Антонов" уже фактически мертв и возродить его могут лишь постоянные финансовые вливания. Украина этого делать не способна, а нам не вижу смысла. Зачем пытаться удержать на плаву то, что вскоре может достаться ЕС или НАТО? Считаю, этот планер нужно выкинуть на свалку. Пускай украинцы решают, хотят они быть уважаемой частью союза братских народов и, возможно, частью будущей империи, или презираемым, ни на что не способным куском го*на в еврозоне.
    • 0
      Нет аватара Alejandro
      31.08.1218:28:16
      Россия должна высушить незалежное болото хватит дотировать их умирающею промышленность, надо как и в вертолетостроение создавать полностью замкнутые в России производственные цыпочки.
    • 0
      vostok1982 vostok1982
      31.08.1222:23:56
      Помимо украинцев на Украине живёт десять миллионов собственно русских. Нам что предлагаете сделать? Коллективно поджечь себя, чтобы вы по ту сторону границы удовлетворённо покачали головами?
      • 0
        Gubichev Gubichev
        31.08.1223:15:19
        Предлагаете финансировать промышленность всех стран, в которых живут русские? Вы очень добры, но наши недра не рассчитаны на такое благородство. Вам я предлагаю, либо перейти границу, либо толкать свою страну к нам в объятия.
        • 0
          vostok1982 vostok1982
          01.09.1208:56:17
          Украина это не "все страны". Украина - издревле русская земля, отсюда Русь пошла, поэтому уехать отсюда, все равно что предать Россию. А на счёт двигать - каждый раз выбираем президента и парламент, которые клятвенно обещают нам сделать русский государственный и интегрироваться с РФ. А после выборов резко становятся националистами. Так что большую часть должны делать именно вы.
          • 0
            Gubichev Gubichev
            01.09.1213:50:42
            Перебраться из Украины в Россию, значит предать последнюю? Странное умозаключение..
      • 0
        Нет аватара anattu
        01.09.1200:08:20
        Живу в Киеве. Когда его освобождали - на него падали наши бомбы. И немало народу погибло. Полагаю, надо смириться. Россия всё делает правильно. "Вызываем огонь на себя!"
  • 0
    Нет аватара censored
    31.08.1214:51:13
    Без российских заказов поди раньше загнулся бы?
  • 0
    Нет аватара Николай
    31.08.1215:03:07
    Можно в тезисах, почему эта статья должна быть: а) в авиации; б) на сайте СУН.
  • 0
    Aerodinamik Aerodinamik
    31.08.1215:04:06
    Я думаю это должно быть в личном блоге...   
  • 0
    Виктор Тандит Виктор Тандит
    31.08.1215:20:30
    Давно пора им дурить, но у них ситуация на много сложнее, там и пропаганда по крепче чем в России (анти государственная) и газа-нефти нету =-). Давно уже пора обратно объединятся, хотя бы как и Белоруссия.
  • 0
    nano nano
    31.08.1216:21:27
    тяжелый транспортник Ил-476, производство которого должно начаться в этом году Ил-476 не удовлетворяет требованиям МО. Это по сути просто гражданский транспортник.
    • 0
      Нет аватара eugene771
      31.08.1216:25:37
      Потому что МО техзадание выдали в конце июля 2012. Все готовы сделать.
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      31.08.1216:40:08
      Ил-476 не удовлетворяет требованиям МО
      Фуйня, вброшенная в СМИ. Жаль, что ты на это повёлся...    
      • 0
        nano nano
        31.08.1216:51:19
        Да? Ну кормовой установки у него и впрямь нет.     Но это в общем-то и хорошо... Так почему думаешь, что вброс? Уже кто-то опроверг?
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          31.08.1217:17:25
          Ну кормовой установки у него и впрямь нет
          Т.к. это анахронизм! У Ту-95 артустановка в корме есть, а у Ту-160 нет - значит, он тоже не соответствует требованиям МО?
          Так почему думаешь, что вброс?
          Логика! Что там ещё было? Часть грузов не проходит по габаритам, а часть по весу? Правильно, поэтому и создали ещё в советские времена Ан-124! Т.к. Ил-76МД-90А не разработка нового самолёта, а воссоздание производства старого с внесением ряда новых элементов, то габариты грузовой кабины и рампы не могут быть сюрпризом для МО! Отсутствие комплекса РЭБ на опытном самолёте тоже объяснимо - его задача доказать, что Ил-76, собранный в Ульяновске, летает и не падает, т.е. не хуже собранного в Ташкенте! А на серийные машины можно поставить всё, что ставилось на военные Илы и раньше, или присобачить что-то новое по требованию МО. Для понимания - на Т-50-1 тоже БРЭО было далеко не в полном комплекте, но это не делает его "гражданским истребителем"! Отсутствие части электроники или вооружения на опытном самолёте - нормальное явление, и Ил-76МД-90А тут не исключение!
          • 0
            nano nano
            31.08.1219:13:49
            При этом он подчеркнул, что у самолета нет нескольких важных систем, прописанных в техзадании: оборудования постановки активных и пассивных помех, кормовой огневой точки, системы полета строем, системы предупреждения о применении оружия. Кроме того, в компановку самолета должно входить погрузочно-разгрузочное оборудование для сброса грузов с многокупольными парашютными системами. — Отсутствие этих систем делает Ил-76МД-90А непригодным для эксплуатации в ВВС России. По сути, мы получаем обычный коммерческий транспортник. Без боевых систем самолет становится уязвим для зенитных комплексов, атак авиации, — пояснил собеседник «Известий». При этом он подчеркнул, что все эти системы должны быть интегрированы в бортовое оборудование самолета. — Если на истребитель или штурмовик станцию радиоэлектронной борьбы (РЭБ) можно установить на внешнюю подвеску, то на Ил-476 ее придется прятать внутри корпуса. В уже готовом самолете для нее придется искать место, изменять центровку, подводить дополнительные линии питания и управления. Поэтому такие вещи обычно проектируются вместе с самолетом, а не как сейчас — самолет отдельно, системы отдельно, — продолжил этот же «Источник».
            Речь не о том, что их пока нет (хотя система РЭБ для него будет сделана лишь в 2013 году и то если звезды сойдутся), а видимо о том, что они там и не предусмотрены. Это не просто взять и поставить как БКО и БРЛС на Ка-52. И еще такая интересная цитата:
            В 2010 году Военно-воздушные силы сформировали два тактико-технических задания «Кузнецк» и «Кузнецк-2». «Кузнецк» — это проект модернизации уже существующего парка Ил-76 до уровня Ил-76МДМ, а «Кузнецк-2» — создание нового самолета. Однако впоследствии его подогнали под уже построенный Ил-76МД-90А, — пояснил собеседник «Известий».
            К тому же "В корпорации «Ильюшин» «Известиям», в свою очередь, пояснили, что окончательное техзадание на самолет еще не получили". То есть они не отрицают непригодность самолета на данный момент. Думается все было как обычно унас, то есть через то самое место.     Но до 2014-15 должны успеть все интегрировать и испытать. Но будем надеяться ты прав.    
            • 0
              A_SEVER A_SEVER
              31.08.1219:57:39
              пояснил собеседник «Известий»
              Пилять, кто он? Имя, фамилия, должность! P.S. До того, как написать тебе ответ, я это всё читал.
              Это не просто взять и поставить
              Блоки отстрела ЛТЦ у Ил-76 съёмные! И ещё 1-е утверждение:
              у самолета нет нескольких важных систем, прописанных в техзадании
              2-е утверждение:
              «Кузнецк-2» — [ТТЗ] создание нового самолета. Однако впоследствии его подогнали под уже построенный Ил-76МД-90А
              3-е утверждение:
              В корпорации «Ильюшин» «Известиям», в свою очередь, пояснили, что окончательное техзадание на самолет еще не получили
              Утверждения противоречат друг другу!
              • 0
                nano nano
                31.08.1220:00:00
                Ну посмотрим.    
                • 0
                  A_SEVER A_SEVER
                  31.08.1220:04:58
                  Ну посмотрим
                  Разумеется! Но Ил-76МД-90А - это военная версия, для гражданских будет Ил-76ТД-90А (в случае появления заказов)
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          31.08.1217:23:13
          Так почему думаешь, что вброс?
          Если первый полёт или передача заказчику каждого нового Суперджета сопровождается статьёй на тему "Армавиа отказалась, т.к. самолёт не надёжный" или "Аэрофлот может использовать только половину своих Суперджетов", то чем должен сопровождатся первый полёт Ил-76МД-90А? ;) Встречный вопрос - как думаешь, почему почти ничего не пишут про самолёты семейства Ту-204/214?    
        • 0
          Нет аватара mikael655
          31.08.1218:39:07
          Так почему думаешь, что вброс? Уже кто-то опроверг?
          Мне кажется, что ослу понятно, что в военном самолёте должно быть что-то особенное. Нашим газетам, журналам, каналам лишь бы сделать сенсацию. Вспомните про выделенные полосы. А вообще МО правильно делает, приучает российских производителей оборудования прислушиваться к клиенту. Давно пора отказаться от принципа берите, что есть/что есть тому и радуйтесь. ----- А теперь как должно быть. Авиакомпании всё же договорились с Airbus о создании конкурента, поскольку, по заявлениям Boeing, модель 787 должна потреблять на 20 % меньше топлива, чем существующие аналоги. Изначально Airbus планировала создать модель на основе A330, которая неофициально именовалась «A330-200Lite», и имела бы улучшенную аэродинамику и двигатели, аналогичные Boeing 787. Но авиакомпании не удовлетворил такой вариант, и Airbus выделила 4 млрд евро на разработку новой модели, названной A350.
    • 0
      Нет аватара Alejandro
      31.08.1218:23:00
      Это ктo сказал, газета известия?
      • 0
        nano nano
        31.08.1219:17:36
        Хотите верьте, хотите нет.     Другой информации, равно как и опровержений, пока нет.
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          31.08.1220:01:23
          Хотите верьте, хотите нет
          Это те "Известия", которые писали про выделение 100500 миллионов для закупки инвентаря для игры в бадминтон для МО?    
          Отредактировано: A_SEVER~20:05 31.08.12
  • 0
    Нет аватара termometrix
    31.08.1216:37:50
    Статья носит заказной характер.В духе катастройки.Вполне естественно,все-таки мировой спрос падает и соотвественно "конкуренция"(черная пропаганда,ложь)усиливается. Сравнение с аналогами.Вот ссылка : Your text to link here... Новый китайский транспортник Y-9 почему-то создается в рамках сотрудничества с "антоновцами". "Поэтому, выделив средства на доработку Ан-70, Россия фактически сделала Украине огромный подарок, который наши коллеги по достоинству оценить, к сожалению, не смогли."(??!) Производитель:Авиант,КАПО_(план) Более того "Авиакор"Самара ждет новые заказы
    Отредактировано: termometrix~17:44 01.09.12
    • 0
      Нет аватара Alejandro
      31.08.1218:21:40
      Патриоты Украины не заботитесь про русский авиапром и не ждите дотации вашему мёртвому авиапрому со стороны России.
      • 0
        Нет аватара termometrix
        31.08.1219:22:16
        это один и тот же авиапром -советский.
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      31.08.1220:07:29
      Статья носит заказной характер
      Согласен!
  • 0
    Evgenij Evgenij
    31.08.1218:01:35
    Всегда печально когда КБ с такой школой помирают....
  • 0
    user78 user78
    31.08.1218:04:58
    "Антонов" уже фактически мертв и возродить его могут лишь постоянные финансовые вливания. Украина этого делать не способна, а нам не вижу смысла.
    ИМХО, ОАК нужно купить контрольный пакет акций Антонова и тогда только там дело сдвинется с мёртвой точки... Жалко смотреть как украинцы добивают знаменитое некогда КБ, в которое Советский Союз вложил столько средств.    
    Пускай украинцы решают, хотят они быть уважаемой частью союза братских народов и, возможно, частью будущей империи, или презираемым, ни на что не способным куском го*на в еврозоне.
    +1. Некоторые украинцы до сих пор не понимают, что Европа и США их просто использовали в своих грязненьких играх на тему "разделяй и властвуй"..
    Отредактировано: user78~18:07 31.08.12
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      31.08.1218:24:17
      ОАК нужно купить контрольный пакет акций Антонова
      Для этого его должны хотеть продать, и цена должна быть приемлемая!
      • Комментарий удален
        • 0
          Evgeny Bagryantsev Evgeny Bagryantsev
          02.09.1215:17:34
          Во стину правильные слова! Считаю, что КБ Антонова кроме названия уже ничего и не имеет все более менее современные технологии они потеряли за смутные 20 лет большая часть инженеров техников и проектировщиков которые в состоянии, делать достойные проекты наверное разбежались, поэтому покупать это КБ для России не выгодно, что мы приобретём при покупке старые заводы, да у нас своих таких хватает. К сожалению задел советских вермен иссяк и Антоновцы уже даже вполне перспективный для внутренних маршрутов Ан 148 доделывать не спешат и не очень то хотят как показалось!
  • 0
    Нет аватара termometrix
    31.08.1218:22:18
    В духе перестройки :ломать не исправлять ошибки (если такие существуют)!Переход от одной крайности к другой!
    Отредактировано: termometrix~11:31 03.09.12
  • 0
    MAF MAF
    01.09.1205:16:51
    С моей точки зрения сотрудничать с АНТК можно только при условии переходе его под контроль ОАК. Иначе - барабан на шею и транспарант в руки..
    • 0
      Нет аватара termometrix
      01.09.1212:06:10
      Самое важное: сохранить производство и удержать высококвалифицированные кадры на Украине.Это и есть сохранение и углубление разделения труда в сфере высоких технологии ,которое гарантирует максимальную эффективность,занятость и стабильность на постсветском пространстве , в условиях жесточайщего кризиса по всему миру.Не надо делиться!Западу нужны новые свободные рынки сбыта ,рынки СНГ. Что касается "конторльный пакет акции" это формальность,ну хорошо получили дивиденты в размере несколько миллионов рублей, в данном случае это не первостепенный вопрос.
      Отредактировано: termometrix~11:28 03.09.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,