стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
37

Последняя декадно-шаговая АТС в Москве

Последняя декадно-шаговая

 

20 декабря прошлого года в Москве была отключена последняя в городе декадно-шаговая АТС. Мы побывали на отключаемом объекте и сфотографировали там всё, до чего дотянулись. Так вышло, что показать вам это всё мы смогли только сейчас, три месяца спустя, но зато приберегли для записи крутой номер.

Впечатления от посещения, конечно, потрясающие. Все эти бесконечные ряды стоек, мигающие лампами и ощетинившиеся контактами, проводами и тумблерами, – последний привет уходящей доцифровой эпохи. К моменту, когда мы поднялись в помещение, где расположена станция, она была уже отключена, но специально для нас её на несколько минут включили опять. И, знаете, она совершенно не похожа на современные АТС – она вся зудит, шевелится и пощёлкивает, как огромная колония насекомых.

Основа конструкции декадно-шаговой АТС – шаговый искатель, нажмите на первую картинку, чтобы рассмотреть его. Это такой зубатый полуцилиндр с шаговым электромотором, позволяющим этому самому полуцилиндру при получении электрического импульса поворачиваться на определённый угол (точность угла поворота обеспечивается храповым механизмом, из-за которого в первую очередь всё и щёлкает).

Когда абонент АТС снимает телефонную трубку, сигнал в виде электрического импульса поступает от него на первый шаговый искатель (так называемый предыскатель), щётки этого искателя начинают вращаться и останавливаются, когда обнаруживается первая же свободная линия, ведущая к следующему, групповому, искателю. Когда такой находится, абоненту поступает сигнал о том, что он может начинать набор номера (сплошной гудок). Далее импульсы поступают уже от номеронабирателя, побуждая групповой искатель поворачиваться и передавать импульсы на линейные искатели. Число искателей в этой цепи зависит от числа цифр в номере (чем больше, тем больше). Когда крайние в этом процессе цилиндры замыкаются на нужном номере, линия тестируется на занятость. Если она свободна и абонент, которому адресован вызов, берёт трубку, посылки вызова прекращаются. А когда разговор заканчивается и один из собеседников кладёт трубку, все шаговые искатели, пощёлкивая, возвращаются в исходные позиции. Вот, примерно так, насколько мы поняли. Если хотите подробностей, можете почитать, как это всё описывают специалисты. Мы же хотим обратить ваше внимание вот на что: всего лишь один набор одного номера вызывал на этой станции движение сразу нескольких электромеханических деталей. Только представьте, как это всё копошилось, когда станция работала на полную мощность. И, помня о том, что движущиеся части в первую очередь разбалтываются, расшатываются и отваливаются, подумайте, каково обслуживать такую станцию на 10000 номеров.

Конкретно эта, последняя в Москве, декадно-шаговая АТС находится на Петровском телефонном узле связи и работала с 1974 года. Она полностью занимает помещение метров 40 длиной, ширина тоже немаленькая – по 12-14 стоек в каждом ряду по обеим сторонам от прохода:

 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

В каждой стойке находится по одному шаговому искателю, любоваться ими можно долго:

 
  • Шаговые искатели декадно-шаговой АТС
  • Шаговые искатели декадно-шаговой АТС

Если внимательно посмотреть на общие планы, можно заметить, что в проходы (и основной, и боковые) выведены разноцветные лампочки:

 
  • Лампочки декадно-шаговой АТС
  • Лампочки декадно-шаговой АТС

Они, загораясь, сигнализируют о возникших неполадках. Эти сигналы отображаются и на центральном табло, за которым постоянно следит дежурный сотрудник станции:

Лампочки в каждом ряду и на каждой стойке помогают быстро определить место неполадки. А цветовое кодирование позволяет быстро определить тип неполадки и срочность, с которой её надо устранить. Кстати, работу на декадно-шаговой телефонной станции лёгкой не назовёшь: в помещении круглосуточный шум и довольно жарко, а поломки разной степени серьёзности случаются нередко. Такая работа требует внимательности и, желательно, лёгкой одежды, поэтому работали на станции в основном девушки и женщины, часто – в тонких халатах на голое тело. Подручные инструменты:

 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

А вот самое важное – сигнально-вызывное устройство (и изоляционный коврик):

Это та самая штука, которая делает гудки и командует соединением и разъединением абонентов. Фрагменты:

 
  • Сигнально-вызывное устройство декадно-шаговой АТС
  • Сигнально-вызывное устройство декадно-шаговой АТС

И ещё прекрасные виды уходящей эпохи:

 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС
 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС
 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС
 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС
 
  • Декадно-шаговая АТС
  • Декадно-шаговая АТС

После того, как станцию специально для нас включили, её специально для нас выключили. Это главный рубильник:

В помещении сразу стало очень тихо, а нас повели парой этажей ниже и показали, как выглядит современнаяавтоматическая телефонная станция, которая вообще не требует постоянного присутствия человека. В просторном, светлом и абсолютно тихом помещении, оснащённом специальными кондиционерами, стоит ряд аккуратных шкафов:

Это всё – одна АТС, обслуживающая те же 10000 номеров, что и декадно-шаговая, которую только что отключили. А напротив него стоит ещё один ряд шкафов, это уже другая АТС, ещё более современная, вместо медного провода в ней используется оптоволоконный. Для обслуживания 10000 номеров понадобится всего два шкафа:

 
  • Современная АТС на оптоволокне
  • Современная АТС на оптоволокне

Для сравнения, каждый большой пучок медных проводов – на 1200 абонентов, а рядом лежит оптоволоконный пучок, он заменяет три больших:

А вот так провода уходят в стены, сразу понятно, где тут более современная АТС и в каком случае подключение и обслуживание удобнее:

До 2015 года все АТС Москвы будут переведены на оптоволоконный кабель. Между собой они тоже будут связаны оптоволокном, что позволит сильно разгрузить подземные коммуникациии города. Затем МГТС планирует полностью заменить медь оптоволокном.

И сегодня в Москве уже нет ни одной декадно-шаговой АТС – героиню этой записи, скорее всего, уже демонтировали.

Огромное спасибо сотрудницам телефонной станции и её главному инженеру за подробный рассказ, пресс-службе Департамента информационных технологий Москвы за приглашение, а МГТС – за отличную организацию всего мероприятия.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Источник: http://hrenovina.net/10000

  • 0
    Superbus Pater Superbus Pater
    15.04.1222:19:56
    Здоровско!!! Спасибо, классная статья и фото.
    • 0
      Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
      15.04.1222:39:22
      Спасибо не мне, я лишь заметил и перепостил, т.к. статья познавательна и интересна лично мне, а авторам сайта и пресс-службе департамента информационных технологий Москвы.
  • 0
    Нет аватара Sibirjak
    15.04.1223:41:49
    Помню в детстве у Мамы на работе бывал на такой станции, сейчас станцию заменили на небольшой шкафчик Avaya Definity
  • 0
    Нет аватара Tcheluskin
    16.04.1200:38:41
    Надо же, где-то ещё декадно-шаговая осталась. В нашем районе была координатная-улучшенная АТС, довольно хорошая, так и её уже на цифровую заменили.
  • 0
    Нет аватара Saboteur
    16.04.1201:39:53
    Poznovatelnaja statja. +
  • 0
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    16.04.1205:55:05
    Вот на такой станции я провел детство.     Когда мы набираем номер телефона на старой импульсной телефонной линии, то слышим щелчки. В момент щелчка коромысло в шаговом искателе перескакивает с места на место, с контакта на контакт. Количнство таких шаговых искателей в старых АТС равно количеству цифр в номерах телефонов в городе помноженное на количество одновременно поддерживаемых телефонных соединений. Если мы положим трубку коромысло сбрасывает свое положение в нулевое. Таким образом набирается номер в электро-механическом коммутаторе. Вся эта станция гудит и трещит, когда люди звонят. Современные цифровые АТС работают тихо и занимают значительно меньше места.
    Отредактировано: Zveruga~05:55 16.04.12
  • 0
    Нет аватара MagellanN
    16.04.1206:01:10
    Только представьте, как это всё копошилось, когда станция работала на полную мощность ======= Лет пять зашел по работе в зал АТС этого типа. Бесконечные ряды стоек с шелкающими искателями. Адский психодел)) И так три этажа. Потом все это дело свезли на свалку, заменив на современную цифровую. Поместилось все это дело на половине первого этажа.
  • 0
    sash1234567 sash1234567
    16.04.1208:49:30
    На этой фотке 4 винчестера выглядывают - наверное для записи разговоров     http://hrenovin...hrenovina-ats28
    Отредактировано: sash1234567~08:50 16.04.12
    • 0
      Нет аватара Tariko
      16.04.1213:26:32
      Это сервер HP, подозреваю пролиант 160 Там всего объём может по 74ГБ на диск, с учётом рейда нету и 150ГБ, для голоса это ОЧЕНЬ мало. Сервер используется для управления всем этим богатством. При чём управление - не контроль - дозвоны и прочее - этим занимается АТС.
    • 0
      Владимир Каункин Владимир Каункин
      16.04.1214:38:25
      Судя по всему там 2 харда, по всем законам жанра должно быть зеркало. Просто вспомогательный сервант для управления, хранения бэкапов и логов, мониторинга какого-нибудь. Ничего криминального. Хотя СОРМ никто не отменял ;)
      • 0
        Нет аватара Tariko
        16.04.1214:52:48
        Действительно 2 Тогда точно RAID1 - мало какой псих сделает неа двух дисках в сервере что-то другое. Я в заглушки не вглядывался. Значит наверняка 74ГБ(~70ГиБ) общего объёма. У нмс вместо таких телефонией управлют 2*2U HP с вертикально расположенными кажись 2,5". Может, такие стоят в соседней стойке ;)
  • 0
    Нет аватара Tariko
    16.04.1213:31:35
    В МЗ бывал на местной АТС пусть не столь раритетная, но всё равно занимает целую комнату. Планируется в ближайшее время заменить на ростелекомовские E1 приходящие по оптике, в итоге будет полстойки в одном здании (с дублированными серверами и сервером голосовой почты) и 3U (из них 1U - медиаконвертор) в другом.
  • 0
    Нет аватара Megard
    16.04.1215:25:28
    Новая АТС я полагаю отечественная - собранная у нас?
    • 0
      Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
      16.04.1215:35:19
      Хочу обратить ваше внимание на картинку старой АТС, "советской", и все вопросы отпадут:

      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        16.04.1218:59:55
        В советское время очень много было чешского, польского и венгерского. Роботрон, Тесла эти бренды знакомы мне с детства.
        • 0
          Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
          16.04.1220:17:16
          и это замечательно, ведь! Мне лично надоедает есть одинаковую, синюю, американскую курятину или пить одинаковый и неизменный только Краснодарский чай, как и есть бананы только из Эквадора. Почему АТС должны быть только советские или только российские? Выбор - это нормально, а задача государства контролировать, что бы свобода выбора не приводила к разрушению местного (нашего) производства, а способствовала конкуренции. И это блог модернизация. И, как мы видим - иностранную АТС заменили на более современную, пусть и так же иностранную, это не критично, главное, что связь, которой мы пользуемся стала лучше, т.к. качество жизни населения - улучшилось. А вот кто получил прибыль - не важно, раз не было в РСФСР телекоммуникационных наработок в области АТС, а в России еще не смогли создать свою. Просто НЕВОЗМОЖНО производить все и самое лучшее. Можно пытаться производить все, но оно все будет посредственным, или производить что-то лучше всех остальных в миге. Мы производим лучшее оборудование для АЭС (делаем лучшие АЭС), лучшие ракета-носители и много еще чего самого лучшего. И не важно, что не делаем АТС, они не критичны для выживания социума. Люди прекрасно жили без телефонной связи, а вот без централизованного отопления в крупных городах - нет, увы, только система централизованного отопления позволила России создавать в сложных климатических условиях крупные агломерации. И здесь мы так же лучшие, хоть и проблем в ЖКХ куча.
          Отредактировано: Владимир Снимщиков~20:18 16.04.12
          • 0
            Нет аватара Megard
            17.04.1213:35:50
            То что производим "лучшие ракета-носители" видимо очень важно для выживания социума? Кстати, ушедший год наглядно показал какие они "лучшие" эти носители.
            • 0
              Нет аватара Tariko
              17.04.1213:58:17
              Лучшие (в том числе и потому, что практически единственные). Несколько неудач связанных с модернизацией и обкатке новинок. Уже несколько раз было на сайте. http://rkovrigi...com/290717.html Плюс: Выведен на орбиту космический радиотелескоп на КА Спектр-Р (Радиоастрон). Это событие очень сложно переоценить. Группировка Глонасс заработала в полном составе. С Куру стали запускать наши Союзы (в 2011 произведено 2 запуска)
            • 0
              Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
              17.04.1218:47:30
              Да, важно для выживания социума, особенно в нашу эпоху, это: 1. Мониторинг погоды, стихийных бедствий. 2. Мониторинг возмущений на Солнце (радиационная обстановка). 3. Системы мониторинга пусков МБР (она не спасает, но самим своим существованием дает ясно понять, что мы заметим пуски и ответим, что вновь же служит как компонента ядерного сдерживания). 4. Наблюдение за вулканами, мониторинг пожаров (очагов возгарания) и т.д. И все это РЕАЛЬНО работает на благо общества, помогает ему выжить в современном мире.
              • 0
                Нет аватара Megard
                17.04.1219:14:39
                Видимо я слишком узко мыслю потому что всегда думал что РЕАЛЬНО работает на благо общества - это современная доступная медицина, хорошее качественное образование и социально ориентированная политика государства. П.С. Я тоже ждал успехов наших специалистов в области космоса, не просто описать как я разочарован провалом Фобос-Хлам полет которого я ждал с той поры как утонул его предшественник отправленный на Марс.
                • 0
                  Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
                  17.04.1220:22:19
                  Да, вы мыслите действительно слишком узко, но радует, что хотя бы знаете, что важны медицина и образование (хотя ни медицина ни образование к выживаю общества не имеют НИ КАКОГО ОТНОШЕНИЯ, а соц. обеспечение - ТЕМ БОЛЕЕ). А вот: энергетика, инфраструктура, армия, космос и агротехнологии - непосредственное. Причем не важно какая энергетика, от дров в лесном домике до АЭС обеспечивающей теплом крупную агломерацию. Не важно какая инфраструктура, колодец, деревянная изба и грунтовая дорога или централизованное отопление, вода, канализация в монолитной высотке и 6-ти полосное шоссе. И не важно какая армия, но способная противостоять самому сильному сопернику так, что его потери будут считаться неприемлемыми. Космос, который может обезопасить (предупредить) общество от стихийных бедствий, пожаров и т.д. (Кстати, наш космос еще далек от этого идеального инструмента и это результат именно 90-х годов, но направление его развития радует, а количество последних успехов в космосе (Радиоастрон, Куру, единственная живая (т.е. конкурентная и эффективная!!!) пилотируемая космонавтика, полное разворачивание орбитальной группировки ГЛОНАСС и другие, много их) просто потрясает. И конечно же продовольственная безопасность основанная на покрытии до 90% внутреннего спроса на продукты питания собственными силами, а для этого необходима сельхоз индустрия, где так же год от года улучшения, начиная с лидера - РОСТСЕЛЬМАШ и т.д. Вот это действительно охраняет социум, а медицина и образование лишь инструменты, которые с этим связаны опосредовано. Да, они крайне важны, но увы НЕ КРИТИЧНЫ. Потому что если будешь замерзать учебник из образовательной функции примет функцию энергетическую медленно догорая в костре из кучи своих собратьев     Медицина же элемент человеческого ГУМАНИЗМА и важна, как инструмент не сохранения, а улучшения качества жизни общества. Человечество 99,9% длительности своей истории не имело современной медицины, она вообще зародилась по сути с открытием пенициллина. Все что было до этого страшно называть медициной. Итого социум еще и сотни лет не существует при современной медицине и все белые народы, которые в 19-м веке, кстати, росли в численности, вымирают по всей европе. Почитайте про демографию немцев. И где тут медицина? Что она делает? Могу открыть страшную тайну - она создает новые, более опасные штаммы вирусов. Так что вы правы, вы действительно СЛИШКОМ узко зрите.
                • 0
                  Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
                  17.04.1220:36:52
                  Еще боле того могу сказать. Вы узко мыслите потому что вероятнее всего либо молоды, либо урбанизированный идеалист, который не может делать ретроспективный анализ. А если просто, можете мне объяснить что потребуется группе лиц из 1000 человек, если их отправить назад в прошлое в год эдак 300-й от рождения Христа в самый центр того места, где сейчас располагается Москва? Им нужна будет телефония или современная медицина для выживания? Нужны будут компьютерные технологии и социальное обеспечение? Или им будет нужен: 1. Костер, что бы не умереть от холода ранней весной. 2. Колодец, что бы не получить кишечную инфекцию от речной воды. 3. Кров, изба, хата, землянка, не важно, но любое помещение в котором не так холодно ночами, как на улице? 4. Орудия сельхоз труда. 5. Знания созвездий и звезд для определения направлений, знания астрономии для учета сезонов, составления календаря. [добавлено] 6. Ополчение, военизированные и дозорные дружины вооруженные и способные защитить общину (людей) от нападения недружелюбных соседей. ===================================== Задумайтесь. И поймете насколько вы узко мыслите.
                  Отредактировано: Владимир Снимщиков~20:42 17.04.12
                  • 0
                    Нет аватара Megard
                    18.04.1210:17:53
                    Могу ответить что Вы слишком бескомпромиссны в своих суждениях что явно не идет Вам на пользу. Утверждать "Медицина же элемент человеческого ГУМАНИЗМА" - это слишком и тут я с Вами категорически не согласен, за примерами ходить далеко не надо: возьмем банальный птичий грипп, где было бы общество если бы не медицина? Общество было бы скорее всего в том веке про который вы упоминали по причине резкой убыли населения. То что вы вспомнили первым костер это хорошо но я бы все же поставил на первое место обычный нож, потому что без средств самозащиты костер может уже не понадобиться как все что было перечислено ниже.
                    Отредактировано: Megard~10:19 18.04.12
                    • 0
                      Владимир Сергеевич Снимщиков Владимир Сергеевич Снимщиков
                      18.04.1211:34:33
                      Вы так и не задумались. Увы, дикие животные намного опаснее человека-незнакомца. С ножом на волка или медведя? Удачи. Поэтому, первое что необходимо - это именно ОГОНЬ, для защиты и сугреву, так сказать. Птичий грипп - это истерика, спланированная и качественно проведенная ВОЗом и крупными фарм корпорациями, от него умерло меньше людей, чем от банальной малярии. Но почему все еще люди умирают от малярии? Медицина где ваша? И я НЕ категоричен, наоборот, я писал:
                      а медицина и образование лишь инструменты, которые с этим связаны опосредовано. Да, они крайне важны, но увы НЕ КРИТИЧНЫ.
                      Видите слова: "крайне важны"? И они действительно крайне важны, т.к. являются элементами именно гуманизма и развития. Увы, но больные, старые, инвалиды, психически не здоровые, имеющие генетические отклонения и т.д. люди являются обузой социума. И не ведут к его защите. Наоборот замедляют его развитие и рост. Да, это именно так. Но, каждый из нас понимает что в какой-то момент он или его родственник может попасть в этот список "обузы для общества", и все мы готовы нести эту ношу и помогать больным, инвалидам и т.д. И это и есть проявление человеческого ГУМАНИЗМА. Могу вам напомнить, что слово "семья" этимологически - СЕМЬ Я, т.е. прямо говорит о историческом составе семьи в которой было минимум 5 (ПЯТЬ!), а чаще шесть и более детей. И знаете почему? Потому что иначе было не возможно, статистически 2-е из 6-ти умирали от болезней, 1 в бою или в результате несчастного случая или нападения диких животных и т.д. Итого из 6-ти детей семьи в среднем растили 3-е!!! Половина детей умирало так и не вырастив собственных детей. Не было ни современной медицины, ни образования (возможно только церковное), не было НИКАКОЙ соц. политики, как понятие, даже, было крепостное право, т.е. именно ЭКСПЛУАТАЦИЯ, и тем более не было айфонов и других проявлений современной цивилизации, а при этом численность населения НЕУКЛОННО РОСЛА! Социум был УСТОЙЧИВ. Поэтому ни медицина, ни образование, ни соц. обеспечение к выживанию социума отношения НЕ ИМЕЮТ.
  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    16.04.1223:09:30
    благодарю за эмоции ) надеюсь, снимаемую с дежурства технику не сдадут в утиль, но размеситят в каком-нибудь музее при техническом вузе. потребность в хоршем музее Советской Техничесой Цивилизации уже крайне назрела!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,