стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
48

Made in Tomsk: Как делают манометры

Они выдержали удар стихии на Саяно-Шушенской ГЭС. Они работают на подводных лодках и в шахтах. Их не берет тропическая влажность и арктический холод. Они – настоящие томские манометры. 

Бывший Томский манометровый завод, а ныне - компания «Манотомь» успел обеспечить своими приборами практически полмира. 70-летний опыт в сочетании с модернизированной материальной базой и сохраненной на предприятии командой позволяет практически творить чудеса. В год заводом выпускается 500 тыс. приборов. Вместе со всеми модификациями номенклатура производства насчитывает 10 тысяч наименований. Все это поставляется почти 10 тысячам потребителей из разных сфер – от судостроения до атомных станций.

Что же представляет сегодня собой производство манометров?




Первый шаг – разработка

Все начинается с того, что на предприятие поступает заказ. Первыми в дело вступают сотрудники конструкторского отдела. Они определяют, каким должен быть прибор. В случае необходимости заказывается дополнительная конструкторская оснастка, которая производится здесь же, в инструментальном цехе. Как только конструкторы создают образ будущего прибора, к делу подключаются производственные цеха.
Разрабатывать новые модификации приборов приходится не так уж и редко — потребители все время запрашивают что-то новое.



Параллельное производство: от корпуса до пружины

От конструкторов разработка поступает в цикл основного производства, где трудятся 700 человек, а парк оборудования составляет 527 единиц. Применяемые здесь технологии, кстати, были разработаны в заводских стенах.

Как только разработка попадает в основной производственный цикл, в игру вступают изготовители корпусов. Для каждого типа манометров и датчиков давления нужен свой корпус. Если прибор будет эксплуатироваться в не слишком жестких условиях, то корпус можно сделать из пластика или алюминия. Если же манометр делается для военных, или будет использоваться в «суровой» среде – то корпус будет стальным.





В разных случаях, корпус прибора поступает в цеха механической или гальванической обработки. Есть и цех холодной штамповки.

Параллельно с этим в других цехах идет сборка «внутренностей» прибора.

Следующий шаг – окрашивание корпуса. Здесь тоже не обошлось без ноу-хау. «У нас внедрена самая передовая на сегодняшний день технология порошкового окрашивания, - рассказывает заместитель генерального директора по производству Андрей Метальников. - Суть в том, что обычное окрашивание из пульверизатора с краской способом распыления, слишком затратно. Слишком много ее просто растворяется в воздухе, не попадая на изделие. При порошковом окрашивании краска используется на 100%, ведь то, что не попало на изделие, снова возвращается в барабан и не теряется. Вдобавок, покрытие получается более прочным и долговечным».





Отдельное место в списке подразделений завода - участок гибких пружин. Именно здесь делают сердце любого манометра. От качества гибкой пружины зависит надежность и точность работы манометра, его технические характеристики. Для «Манотоми» уральскими специалистами-металловедами был разработан специальный сплав, из которого и производятся пружины.

 



Участок пайки – следующий шаг. В зависимости от необходимости, производится или мягкая, или твердая пайка прибора, а если нужно, то и сварка, в том числе аргонно-дуговая.

Отдельное направление - цех пластмассовых изделий. Благодаря современному термопластовому оборудованию, здесь могут выпускать детали из полипропилена, полистерола и любых других пластмасс.

Естественно, «Манотомь» не может сделать производственный цикл полностью автономным. Например, стеклянные части и металлический прокат завод получает от проверенных поставщиков. Но, по мере возможности, завод старается все необходимое производить в своих собственных цехах. Кстати, здесь работают только с российскими материалами, импортные детали не используются.





Гальванический цех

Те из манометров, которым требуется укрепление корпуса, будучи уже практически готовыми, отправляются в гальванический цех. Его наличие - особенность томского завода, ведь позволить себе содержать гальванический цех могут немногие предприятия. Это весьма затратное производство - и по необходимому оборудованию, и по самой своей сути. Ведь гальваника – это различные химикаты и кислоты, которые нужно утилизировать после технологических процессов. А здесь не просто содержат такой цех, но и постоянно совершенствуют технологический процесс в нем.

 



Передаточный механизм

Важнейшим элементом манометрового производства является цех, в котором создается передаточный механизм. Передаточный механизм – это центральный элемент манометра, не менее важный, чем пружина. Чем точнее и тоньше работает передаточный механизм, тем точнее показания прибора. Поэтому на производстве передаточных механизмов трудятся самые опытные рабочие, а технологическое оборудование цеха отвечает самым жестким современным требованиям.

«Новейшее оборудование мы установили в середине 2010 года. Это дало сразу несколько ощутимых плюсов. Во-первых, повысилась точность обработки деталей передаточного механизма. Удалось устранить шероховатости, повысить точность показаний наших изделий. Во-вторых, благодаря этому мы смогли поднять гарантийный срок работы наших манометров с полутора лет сразу до трех – в два раза», - пояснил Андрей Метальников.

Прочие поставщики российского рынка манометров по-прежнему дают гарантию на полтора года.





На сборочном конвейере

Финальная стадия производства – сборочный конвейер. Основных конвейеров - четыре. Каждый обслуживает свое направление: технические приборы, термометры, специальные приборы и электроконтактные приборы. Здесь приборы собираются и проходят финальный контроль качества.

Прежде чем сдать продукцию, каждый цех в обязательном порядке проверяет ее на соответствие требованиям. Отдел технического контроля завода ставит на изделия клеймо и на этом процесс создания манометра завершен.




Завод
В последние годы «Манотомь» развивает направление сервисного обслуживания своих изделий. Так, клиенты из ближайших регионов могут переслать сломавшееся изделие на завод, где им займутся специалисты. В более отдаленных областях и за пределами России завод заключает договора на обслуживание своих манометров с подрядчиками.



Еще одно новое направление в работе – производство так называемых «умных» электронных манометров. Они не только выдают данные, но и участвуют в процессе управления производственными объектами, заменяя оператора-человека. Пока что их доля не так велика – всего 15-20%. Но объем производства таких манометров все время растет.



«Сегодня наши приборы плавают не только на всех гражданских, но и на всех военных кораблях, летают в ракетах, обслуживают артиллерию. Поставки идут в страны СНГ, Европы, Азии и Африки», - отмечает Андрей Метальников.

Текст: Михаил Ивайловский
Фото: Евгения Швецова

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара eugene771
    04.04.1215:58:23
    Вот таким предприятиям государство должно помогать. C руководством таких предприятий нужно разговаривать на предмет развития смежных направлений, покупки смежных предприятий с плохим финансовым состоянием за очень малые деньги при поддержки государства.
  • 0
    Вадим Ильмуков Вадим Ильмуков
    04.04.1219:27:28
    Завод с традициями, и там очень хотят и производят модернизацию, и внедряют новое КИП оборудование ! С Этими манометрами встречался как КИПовец ) Давольно капризные, их операторы зачастую бояться трогать )))
  • 0
    Дмитрий Полищук Дмитрий Полищук
    04.04.1222:36:28
    Вот такими должны быть новости! Развернутыми, с достаточно подробным описанием технологии, особенностей организации производства и т.д. Однозначно +
    • 0
      Slava Slava
      05.04.1213:28:00
      Присоединяюсь! Читать интересно статья сопровождается фотками, все по полочкам и новость хорошая! Спасибо автору! +
      Отредактировано: Slava~13:29 05.04.12
      • 0
        Нет аватара madeintomsk
        05.04.1213:55:37
        Спасибо! Мы в своем издании планируем продолжать походы по томским заводам, на очереди Томская "лампочка" и "Сибэлектромотор", в идеале, хотелось бы сделать такие репортажи по всем существующим предприятиям. И очень радует, что идея нашла отклик)
  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    05.04.1202:09:03
    кавай ) почти хэнд-мэйд ) мне нравяться такие заводики.
    • 0
      alex-ak.livejournal.com alex-ak
      05.04.1210:33:26
      Не, ну это нельзя назвать хэнд-мейд. Производство серийное, чтобы не сказать массовое. Просто это настоящее производство полного цикла, включая разработку. Молодцы заводчане.
  • 0
    Нет аватара brat_po_razumu
    05.04.1217:28:29
    Прекрасный фоторепортаж! Я его видел, и сам хотел его на сайте опубликовать, руки не дошли. Рад, что ребята сами пришли на наш сайт и дали фоторепортаж у нас. Надеюсь на продолжение!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,